Архив статей журнала

КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (2024)
Выпуск: № 2 (29) (2024)
Авторы: Доронина Марина Вячеславовна

В данной статье исследуется комплексный характер научной картины мира и научно-технический прогресс. Изучается процесс познания с двух научно-обусловленных позиций, рассматриваются положительные и отрицательные моменты при использовании экстенсивного или интенсивного направлений исследования, их методологические трудности при изучении научной картины. Отмечается процесс структуризации при сборе научных данных, у которого есть промежуточные итоги, но он не имеет абсолютной величины, поэтому автор говорит о сложном, комплексном и вариативном характере единой картины мира. Комплексность единой картины мира видится в проявлении не только различных уровней в существующей и функционирующей научной картине мира, но и в сочетании качественно различающихся её составляющих. Рассматривается научная картина мира как систематизированное понятийное воспроизведение объективного мира, пространственно-материальной структуры субъекта. Автором отмечается, что научно-технический прогресс вносит существенные изменения как во взаимоотношения человеческой цивилизации, так и в среду его обитания. В заключении делается вывод, что научная картина мира является эффективным фактором ускорения научно-технического прогресса.

Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ В НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА (2025)
Выпуск: № 1 (32) (2025)
Авторы: Доронина Марина Вячеславовна

В данной статье исследуются философские вопросы социокультурной обусловленности научной картины мира. Отмечаются трансформации и радикальные изменения в естественнонаучной картине мира, оказывающие воздействие на сферу гуманитарного и естественно-научного знания. Подчеркивается, что изменение места и роли человека в научной картине мира оказало воздействие на общий духовный климат эпохи. Также выяснилось, что научная картина мира вычленяет из целостного отношения человека к материальному миру определённый его фрагмент, который осуществляется путем использования научно-познавательных средств. Автором статьи сообщается, что объективный характер научной картины мира не означает отсутствие её связи с потребностями и интересами человека. Также предполагается, что ценностная значимость научной картины мира и её жизненный потенциал прямо пропорциональны содержащемуся в ней теоретическому синтезу. В заключении делается вывод о науке, где человеческая мысль, проникая в глубинные основы бытия, сближает фундаментальные законы природы и эмпирического бытия людей, устанавливает причастность фундаментальных закономерностей к первоочередным задачам и ценностным ориентирам человека и его общественных формаций.

Сохранить в закладках