Архив статей журнала
В статье рассмотрены проблемы идентификации опасных производственных объектов, проблемы правового регулирования постоянного государственного надзор в области промышленной безопасности. Автором отмечено, что важное значение в вопросе категорирования промышленных объектов приобретает установление особенностей и порядка идентификации и классификации соответствующих объектов, определения лиц, на которых возлагаются обязанности по представлению соответствующей информации или полномочия по их выявлению. В настоящей статье представлен системный анализ требований действующего законодательства во взаимосвязи с судебной практикой, определены проблемы правоприменительной практики и сформулированы выводы по их устранению.
Настоящая научная статья посвящена исследованию механизмов привлечения субъектов топливно-энергетического комплекса к административной ответственности в целях их совершенствования. Изучение специфичных аспектов в процессе привлечения к административной ответственности субъектов топливно-энергетического комплекса имеет высокую значимость и актуальность, поскольку правонарушения в данной отрасли могут привести к серьезным экологическим последствиям, угрозе безопасности и здоровью населения, к нарушению энергетической безопасности государства. Именно поэтому разработка эффективных мер по привлечению субъектов к административной ответственности является неотъемлемой частью обеспечения устойчивого и безопасного развития топливно-энергетического комплекса. Автором выявлены причины, приводящие к риску совершения субъектами топливно-энергетического комплекса административных правонарушений, а также предложены для предотвращения их совершения конкретные меры, носящие многосторонний характер. Затронутые в статье вопросы позволяют более глубоко понять механизмы и особенности привлечения субъектов топливно-энергетического комплекса к административной ответственности, что способствует разработке эффективных стратегий и мер по предотвращению правонарушений в данной сфере.
В представленной статье проанализированы основные правовые тенденции в области резервирования максимальной электрической мощности в Российской Федерации в свете новаций энергетического законодательства. В статье исследованы различные значения понятия резервирования максимальной электрической мощности, тенденции развития правового содержания института резервирования максимальной электрической мощности, проведен сравнительно-правовой анализ положений зарубежного законодательства. Выявленная специфика нового института российского энергетического законодательства позволяет сделать вывод об избыточности публично-правового регулирования частноправовых отношений в сфере. Автор обосновывает точку зрения о том, что потенциальная разработка типового соглашения с условием о резервировании максимальной электрической мощности повлияет на сокращение объёма усмотрения сторон договора и нарушает баланс интересов всех субъектов рассматриваемых правоотношений. В статье рассматриваются варианты применения наиболее сбалансированного механизма правового регулирования отношений по резервированию максимальной электрической мощности в Российской Федерации.
В рамках статьи рассматриваются особенности института заверения об обстоятельствах как способа защиты добросовестной стороны в сделках M&A (слияния и поглощения) энергетических компаний, в соответствии с нормами российского и английского гражданского законодательства. Особое внимание также уделено вопросу терминологического единообразия и сущности сделок M&A. Актуальность темы обусловлена возросшим числом сделок по слияниям и поглощениям в сфере энергетики, тенденции к возрастанию значимости государственного участия в управлении такими компаниями и как следствие, необходимостью обеспечения правовой защиты добросовестной стороны сделки. Целью исследования является выявление уровня развития правовой доктрины в указанной сфере и возможности использования существующих норм как российского, так и английского права при слияниях и поглощениях энергетических компаний. На основании анализа различных нормативных актов, зарубежной и отечественной научной литературы сделан вывод о новизне указанного института для правовой системы Российской Федерации, необходимости совершенствования правовой доктрины, а также об использовании принципа свободы договора и установления ответственности в конкретном договорном обязательстве. Кроме того, автором рекомендована проработка на нормативном уровне вопроса о последствиях признания реорганизации (сделки M&A) несостоявшейся (недействительной) в контексте недостоверного заверения об обстоятельствах со стороны одной из сторон такой сделки.
Корпоративное управление – основа деятельности компаний. От эффективности построения системы корпоративной структуры во многом зависят результаты деятельности организаций. При этом успешность руководства зависит не только от полного следования «букве» закона, но и от понимания современных направлений и тенденций в условиях меняющейся действительности. В работе рассмотрены актуальные тренды в области корпоративного управления на примере структур крупных холдингов в области ТЭК, а также предложены пути оптимизации для успешного развития стратегической части деятельности страны в ближайшей перспективе. Условия ограничительных мер и санкций дают компаниям ощущения уязвимости, поэтому общая тенденция в законодательстве строится на построении системы эффективных мер по дополнительной защите прав и интересов крупных игроков на рынке. Однако при глубоком анализе введенных послаблений можно увидеть, что не каждая из них имеет положительный эффект. Именно поэтому в исследовании делается упор на современные проблемы и способы их решения. Автором предложены меры по усовершенствованию систем корпоративного управления, включая возможность использования искусственного интеллекта, пути модернизации области раскрытия информации с учетом современной действительности.
В статье рассматриваются проблемы реализации критериев теплосетевых организаций и судьба договорных отношений между теплоснабжающими организациями и владельцами тепловых сетей, утратившими статус теплосетевых организаций. Автор делает вывод, что специальное законодательство о теплоснабжении не предусматривает порядок прекращения договорных отношений теплоснабжающей организации с лицом, не соответствующим критерию теплосетевой организации, в том числе в ситуации, когда между сторонами существовал договор оказания услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя) до вступления в силу критериев. Такое положение приводит к различным толкованиям порядка применения критериев и порождает споры между теплоснабжающими организациями и владельцами тепловых сетей. Отсутствие простого и чёткого механизма применения критериев в ценовых зонах создало ситуацию, при которой теплоснабжающие организации и владельцы тепловых сетей вынуждены отстаивать свои права в судебном и административном порядке. Анализ общих положений гражданского законодательства позволяет сделать вывод, что договоры между теплоснабжающими организациями и владельцами тепловых сетей, не соответствующими критериям, подлежат прекращению невозможностью исполнения. Также теплоснабжающая организация имеет право проверять владельца тепловых сетей на предмет соответствия критериям теплосетевых организаций. Автор делает вывод о необходимости разработки механизма взаимодействия сторон при заключении и исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).
В настоящее время одной из причин роста цен на топливо на биржевых торгах является применение участниками торгов недобросовестных биржевых практик, что неоднократно подчеркивали и Минэнерго России, и ФАС России. Понятие “недобросовестные биржевые практики” не закреплено на уровне нормативных правовых актов Российской Федерации, в связи с чем биржи самостоятельно определяют действия, которые относятся к таким практикам, что влечет, в частности, регуляторные риски для бирж и может негативно отразиться на рынке в целом. В данной статье проанализирована зарубежная практика в части уровня закрепления видов недобросовестных практик (законодательный и/или локальный уровень), а также проанализированы виды и критерии недобросовестных практик с целью дальнейшего анализа для имплементации зарубежного опыта в российское законодательство либо локальные акты бирж. В результате сравнительно-правового анализа выявлено, что в каждой юрисдикции присутствует регулирование недобросовестных практик как на законодательном, так и на уровне правил торгов, установлены их виды и критерии, что позволяет сделать вывод о том, что регулирование недобросовестного поведения на биржевых торгах является областью, в которой требуется участие не только биржи, но и государства, в том числе в части установления критериев и видов такого поведения.
Изменения в экономической сфере, широкое использование новых технологий породили необходимость корректировки существующего регулирования правоотношений участников рынка. Цифровизация вынуждает создавать новые механизмы правового регулирования для возникающих экономических отношений: разработку нормативно-правовых актов, требующих соблюдения баланса между обеспечением публичного интереса и развитием бизнеса; внедрение новых институтов либо модернизацию существующих; широкую интеграцию различных сфер жизни общества. Действующая правовая база имеет недостатки, которые создают трудности внедрения новых технологий в экономику. В рамках настоящей статьи рассмотрим существующие правовые проблемы использования новых технологий при строительстве объектов топливо-энергетической инфраструктуры, такие как: правовая природа BIM-моделирования, привлечение к деликтной ответственности при применении технологий в процессе строительства/проектирования, проблемы широкого внедрения смарт-контрактов в строительную деятельность. Для подготовки настоящей научной статьи были использованы: нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы внедрения новых технологий в экономическую деятельность; немногочисленная судебная практика, отражающая современное отношение судебной системы к правовому регулированию новых технологий; разработанные концепции, отражающие основные направления деятельности в части развития цифровизации; новостные порталы. В процессе исследования были применены следующие научные методы: анализ, сравнение, описание, интерпретация, синтез, абстрагирование, аналогия. В работе приводятся существующие дискуссии в части отмеченных проблем использования цифровизации в строительстве объектов ТЭК: необходимость/отсутствие необходимости детального правового регулирования; правовая природа “ответственности” объектов цифровизации; пробелы действующего законодательства в части вопроса урегулирования механизма заключения смарт-контрактов. Существующие проблемы правового регулирования цифровизации в сфере строительства объектов ТЭК, отраженные в настоящей статье, требуют комплексного решения, позволяющего сохранить баланс между экономическим развитием и эффективным юридическим нормированием.
В статье на основе метода сравнительного анализа проводится сравнение российского и китайского законодательства о банкротстве энергетических компаний, выявляется сходство и различия правового регулирования. Теоретическое значение работы заключается в выявлении основных законодательных подходов к правовому регулированию отношений банкротства энергетических компаний в России и Китае как основы дальнейших исследований по данной проблематике. Практическое значение работы заключается в возможном использовании лучших практик правового регулирования отношений банкротства энергетических компаний в России и Китае. Несмотря на значительное влияние государственного регулирования на экономику, как в России, так и Китае, законодательство о банкротстве в целом соответствуют по своему содержанию рыночным стандартам регулирования отношений банкротства. В части регулирования банкротства энергетических компаний, российское законодательство о банкротстве, в отличие от китайского законодательства, предусматривает больше особенностей. Китайское законодательство о банкротстве восполняется решениями Государственного совета КНР и практикой высших судов, а также широко используемыми примирительными процедурами.
Рассматривается проблематика методологии научных исследований в сфере энергетического права как базы совершенствования энергетического законодательства. Под методологией научно-правовых исследований автор предлагает понимать совокупность общенаучных и частно-научных методов как систем подходов, приемов, способов и правил научных исследований в конкретном векторе познания. Автор выделяет общеметодологический подход в научно-правовых исследованиях и теоретико-методологическую их основу. Обращает внимание на новые вызовы в методологии научных исследований, в том числе в сфере энергетического права, вызванные научно-техническим прогрессом, в частности – использованием Искусственного интеллекта. Предлагает при проведении исследований в сфере энергетического права использовать метод правовой стратиграфии. Обращает внимание на роль энергетического права в обеспечении национальной безопасности, что является, по мнению автора, важным компонентом её методологии.
Стремительное развитие цифровых технологий создает предпосылки для внесения изменений в действующее правовое регулирование возникающих отношений. Все большую популярность приобретает использование искусственного интеллекта (далее — ИИ) для решения задач в самых различных областях деятельности и больше всего в сфере цифровых технологий, так как ИИ сам по себе представляет компьютерную программу. Однако до настоящего времени не определено на законодательном уровне ни само понятие “искусственный интеллект”, ни порядок его применения. Среди основных задач стоит совершенствование порядка охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием ИИ и/или непосредственно ИИ. В работе проанализированы позиции исследователей по этому вопросу, имеющиеся на сегодняшний день нормативные источники и предпринята попытка выявить особенности правового режима результатов интеллектуальной деятельности, полученных с применением ИИ. В ходе исследования рассмотрены различные подходы к юридическому статусу результатов интеллектуальной деятельности, как созданных непосредственно ИИ, так и человеком с применением технологий ИИ, описанные в правовой литературе, а также отраженные в отечественном законодательстве и нормативно-правовых актах зарубежных стран, которые предлагается применять. Сформулированы предложения относительно правового режима таких результатов с учетом изученных позиций правоведов и имеющихся стратегических документов.
Страхование — важный институт современной экономики, обеспечивающий важнейшую потребность минимизации рисков путем их распределения между многими лицами. Даже этимология слова “insurance” (от лат. securus — свободный от забот) восходит к слову “уверенность”. Этот институт имеет долгую историю существования, в рамках исторических источников права первые примеры страхования можно обнаружить в Древнем Риме, в нашей стране первые правовые источники страхования появляются в XI в. Несмотря на архаичность правовых форм, существование таких источников явно иллюстрирует, что потребность в том, чтобы смягчить негативные последствия рисков, существует давно. Безусловно, как и любой другой институт, он претерпевал изменения, именно поэтому важно отследить историю его формирования и выделить соответствующие стадии, рассмотреть процесс формирования страхового права в России и за границей, провести параллели и выделить общие аспекты его развития.
- 1
- 2