Архив статей журнала
Текущая геополитическая ситуация требует оперативного вмешательства государства во многие отрасли экономики, в том числе и в область энергетики. Так, в настоящее время в целях обеспечения стабильности топливного рынка и доступности топлива для различных групп потребителей вводится приоритет поставок топлива производителями на внутренний рынок с использованием биржевых механизмов, которые являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Требования к потребителям и производителям могут определяться государственными органами с учетом их полномочий. При этом указанные лица являются одновременно участниками биржевых торгов. Законодательство об организованных торгах также устанавливает право биржи на определение требований к участникам торгов, при этом неопределенная и достаточно широкая формулировка, на первый взгляд, позволяет организатору торговли устанавливать любые требования к участникам торгов. Вместе с этим, свобода договора и автономия сторон не бесконечны, поскольку это обусловлено, в частности, ограниченностью природы любой свободы (как известно, свобода/право одного заканчивается там, где начинается свобода/право другого). В связи с этим, возникает вопрос об определении пределов свободы биржи по установлению требований к участникам торгов и о факторах, которые могут повлиять на эти пределы. Для ответа на этот вопрос был проведен анализ зарубежных нормативных правовых актов. Проведенное исследование позволило подтвердить вывод о том, что фактически свобода биржи по установлению требований к участникам торгов небеспредельна и существуют определенные факторы, влияющие на ее ограничение.