ISSN 1814-6457 · EISSN 1814-6465
Язык: ru

ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)
Выпуск: № 4 (244) (2024)
Авторы: Тавстуха Ольга Григорьевна, Михеева Елена Владимировна, Каргапольцева Наталья Александровна

Социальное воспитание детей дошкольного возраста является важной составляющей их общего развития и подготовки к жизни в обществе. Дети в дошкольном возрасте начинают общаться с другими детьми и взрослыми, поэтому социальное воспитание помогает им развивать навыки коммуникации, сотрудничества, разрешения конфликтных ситуаций и эмоционального самоконтроля. Эти навыки будут полезны для детей во всех сферах их жизни, включая дальнейшее обучение в школе, развитие учебной деятельности и личных взаимоотношений. Сегодня перед педагогами стоит задача поиска эффективных педагогических средств развития основ социальной компетентности старших дошкольников, среди которых эффективными выступают те, которые наполняют жизнь ребенка значимыми событиями. Таким современным и социально востребованным средством выступает волонтерская деятельность. Целью проведенного педагогического исследования стала организация волонтерской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивающей развитие у них основ социальной компетентности. Экспериментальная работа по развитию социальной компетентности детей дошкольного возраста средствами волонтерской деятельности осуществлялась на базе дошкольных образовательных организаций Бузулукского района Оренбургской области. В практике апробировалась парциальная образовательная программа «Дорогою добра» из четырех модулей: «Доброта», «Патриотизм», «Здоровый образ жизни», «Экология», обеспечивающая систематическое осуществление волонтерской деятельности в детском саду и отбор направлений волонтерской деятельности, соответствующих возрасту участников. Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, студентами педагогических вузов и учащимися педагогических колледжей; полезны при разработке образовательных программ дошкольного и дополнительного образования.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (2024)
Выпуск: № 4 (244) (2024)
Авторы: Каргапольцева Наталья Александровна, Муратова Анжелика Артуровна, Ежова Татьяна Владимировна

Современная государственная образовательная парадигма предполагает выявление и развитие способностей и талантов каждого ребенка. Подготовка ребенка к школе выступает одной из функций дошкольной образовательной организации. Средством обеспечения готовности к школе без ущемления интересов и возможностей детей старшего дошкольного возраста выступают познавательные культурные практики как средство интеллектуального развития личности, обусловливающее деятельность по развитию способностей, взаимодействию с миром, развитию творческой самореализации. Познавательные культурные практики, обеспечивающие активизацию познавательного опыта детей, способствуют определению дошкольниками исследовательских задач, которые отвечают их потребностям и интересам и побуждают к проявлению самостоятельности и познавательной активности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту выделены культурные практики: измерений; моделирования; экологического образа жизни; счета; пространственной ориентировки; классификации. Универсальными структурными компонентами культурной практики выступили: содержание развивающей предметно-пространственной среды (тематические уголки группы «Скоро в школу», «Здоровье», «Мир природы», «Игра»; проекционное оборудование для просмотра цифровых образовательных ресурсов; фотоаппарат для фиксации процесса; материалы для художественно-творческой деятельности); содержание самостоятельной и совместной деятельности детей (чтение, слушание, рассматривание, рассказывание, опыты, обсуждение, исследование, просмотр, запись, прослушивание, анализ, составление характеристики, моделирование, конструирование, составление и работа с технологическими картами; составление технологических карт, схем и алгоритмов); эмоциональный опыт (восторг, удивление, радость, восхищение, воодушевление, предвкушение, устойчивость); культурные события (проведение опыта, манипулирование предметами, анализ ситуации, игра (индивидуальная, парная, групповая), слушание (индивидуальное, парное, групповое), обсуждение (парное, групповое), создание и посещение выставки, приглашение к разговору); объекты культурной памяти (иллюстрации, модели, произведения художественной литературы и научно-популярные книги, мультипликационные, научно-популярные и художественные); объекты культурного опыта (индивидуально в зависимости от вида практики); культурные умения, которые осваивает ребенок (произвольность поведения, осуществление познавательных действий, доведение до результата и продукта, демонстрация результата и продукта).

Сохранить в закладках