ISSN 1814-6457 · EISSN 1814-6465
Язык: ru

ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

ИСТОРИОГРАФИЯ ПОДХОДОВ К КОМПЕТЕНЦИЯМ СПЕЦИАЛИСТО (2024)
Выпуск: № 4 (244) (2024)
Авторы: Шаламова Оксана Олеговна, Шаламов Герман Валерьевич

Профессиональная деятельность связана с наличием и уровнем развития компетенций, а также с переходом профессионального образования к компетентностному. Необходимость повышения всех уровней образования в направлении ориентации на компетенции, актуализации компетенций для отдельных профессий, связанных с изменениями требований рынка труда, специализации профессий и изменения веяний времени. Для студентов, как будущих специалистов в своей области, в значительной степени необходимо развитие компетенций, характерных для будущей профессии, и в условиях быстро меняющихся реалий конечно требуется регулярная актуализация списка профессиональных компетенций. Цель исследования - изучение истории возникновения и подходов к понятию компетенций. Проведенное нами теоретическое исследование было направлено на изучение вопросов - на сколько новых и малознакомых компетенций, с чем перекликается его суть, какие подходы к пониманию компетенций обнаружены у разных авторов и так далее, как уже давно наука говорит о компетенциях, и какие ориентиры были для этой сферы профессиональной деятельности. В результате исследования выяснилось, что вопрос о способностях человека к конкретной профессиональной деятельности поднимался еще в Древнем Египте. В конце 19 и до 20 века эти вопросы уже активно изучались с использованием научных методов, появился профотбор. Во втором полушарии 20 века речь идет о профессиональных качествах, которые развивались и использовались параллельно. Развитие, происходящее в 21 веке, потребовало изменений, и на первом этапе на государственном уровне были вписаны в регламентирующие документы по профессиональному образованию. Однако концепции и список компетенций не являются статическими и претерпевают изменения и уточнения. Рынок труда очень динамичен и диктует свои правила, прогрессивные технологии меняют подходы ко многим профессиям - все это обязывает пересмотреть список компетенций будущих профессионалов на предмет их востребованности в этом меняющемся мире.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1960-1969 ГГ.) (2024)
Выпуск: № 4 (244) (2024)
Авторы: Муратова Анжелика Артуровна

Система профессиональных ориентаций, получившая свое активное развитие после революции, во втором полугодии 30-х годов оказывается под запретом. Начало запрету было положено постановлением Центрального комитета ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Уязвимость профессиональной ориентации школьников в этот период обусловлена ​​ужесточением тоталитарного режима, не допускающего существование свободы выбора, основанного на обосновании феномена. Было установлено, что подготовка квалифицированной рабочей силы становится одной из основных функций общей системы образования, закрепленной за ней. Построение системы профессиональных ориентаций в 60-е годы приобретает опытно-исследовательскую основу и научную основу. Результаты деятельности различных организаций, осуществляющих профессиональную ориентацию, в рассматриваемый период отражаются в изданиях, широко распространяемых в различных регионах СССР. В 1968 году организуются всесоюзные педагогические чтения, целью которых является обобщение и распространение передового педагогического опыта. Обязательным направлением чтений выступает профессиональная ориентация школьников. Результаты чтений впоследствии публикуются в сборниках материалов, а также в рекомендациях по развитию и совершенствованию трудового политехнического образования и профессиональной ориентации учащихся. В 1969 году проходит Первое Всесоюзное совещание по профориентации и профориентации в школе, продемонстрирован сформированный на данных этапах научный подход к построению системы профессионального продвижения в СССР. научная обоснованность, охват общеобразовательных организаций вне зависимости от вида и места, расширение методологии профконсультирования и профотбора. Важнейшим составом института профессиональной ориентации становится школа, профориентационная деятельность которой регулируется на уровне внешнего просвещения СССР.

Сохранить в закладках