Архив статей журнала
Исследуется важное событие в общественной и научной жизни Ленинграда накануне Великой Отечественной войны - 120-летие Ленинградского университета, которое широко отмечалось в 1939 году. В торжествах приняли участие видные государственные и партийные чиновники, представители научной общественности и творческой интеллигенции. Рассматривается общественно-политический контекст, в котором проходила подготовка праздничных мероприятий, реконструируется их ход и освещение в периодической печати. Делается вывод о том, что в условиях тоталитарного режима юбилей учреждения рассматривался его администрацией и сотрудниками в качестве повода обратить внимание чиновников на свои нужды. Советская власть, в свою очередь, использовала годовщину для демонстрации не только успехов науки в послереволюционную эпоху и организации просветительских мероприятий для жителей города, но и изменений в положении интеллигенции в обществе. Юбилей 1939 года оказал существенное влияние на формировавшийся в то время канонический взгляд на историю Санкт-Петербургского / Ленинградского университета и место его профессоров, преподавателей и студентов в освободительном движении.
В стенах Русского музея в период с 1917 по 1934 год работало много ученых самых разных направлений: историков искусства, этнографов, историков, археологов. Большинство из них получали образование в Санкт-Петербургском (Петроградском, Ленинградском) университете. Именно поэтому так важно рассмотреть взаимосвязь данных социальных институтов с точки зрения подготовки университетом специалистов, работавших в Русском музее, это является целью нашей работы. Исследование по данной тематике проводится впервые. Задачи работы: изучить научные интересы, численность и персональный состав сотрудников Русского музея в 1917-1934 годах, которые получали образование в Санкт-Петербургском (Петроградском, Ленинградском) университете. Благодаря базе данных «Биографика СПбГУ» и реализуемым проектам, в которых участвовал автор, была произведена выборка специалистов, окончивших университет, и рассмотрены выпускники, чья научная деятельность была связана с исторической наукой и/или работавших в эти годы в университете по совместительству. По итогам работы было определено общее число выпускников-историков университета, работавших в стенах Русского музея в 1917-1934 годах, доля женщин среди сотрудников музея, средний возраст музейных работников и их основные научные интересы.
Служба С. С. Уварова в должности попечителя Санкт-Петербургского учебного округа в 1811-1821 годах до сих пор не привлекала серьезного внимания исследователей. Однако именно этот период государственной деятельности Уварова был определяющим для формирования его общественно-политических взглядов и набора методов администрирования, соответствовавшего образу «просвещенного бюрократа». В статье на материалах ведомственного и университетского делопроизводства, в частности журналов Конференции Санкт-Петербургского университета и его предшественников - Педагогического и Главного педагогического институтов, исследовано одно из направлений деятельности Уварова - взаимодействие с профессорско-преподавательской корпорацией столичного университета. Установлено, что Уваров в соответствии со своими прямыми обязанностями попечителя осуществлял постоянную коммуникацию с «ученым сословием». Его взаимоотношения с профессурой выстраивались в рамках формального поля и охватывали разнообразные вопросы: постановку учебного процесса в институте / университете, прием и распределение студентов, замещение кафедр, доведение указов императора или Сената. Уваров твердо стоял на стороне академических привилегий, дарованных уставами 1804 года, его стиль общения с профессурой отличался взаимоуважением и конструктивностью, в то время как «ученое сословие» пользовалось академической автономией: инициировало собственные проекты преобразований и даже подвергало критике предложения попечителя. Взаимодействуя с академическим сообществом в целом, Уваров также оказывал персональную поддержку отдельным профессорам. Усилия Уварова по налаживанию атмосферы сотрудничества на благо развития науки стали залогом устойчивого развития университета, несмотря на кризис в управлении просвещением, проявившийся в конце 1810-х - начале 1820-х годов.