ISSN 2542-1840 · EISSN 2541-9145
Язык: ru

ВЕСТНИК КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ У КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ С ПОМОЩЬЮ НАСТАВНИЧЕСТВА (2025)
Выпуск: Т. 9 № 1 (33 (2025)
Авторы: ИВАНОВ ЕВГЕНИЙ ЮРЬЕВИЧ

В настоящее время одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед образовательными организациями высшего образования МВД России, является формирование у курсантов навыков самоорганизации уже на первом курсе. Это вызвано необходимостью преодоления трудностей адаптации и самореализации первокурсников, что в совокупности понимается как профессионализация, успешность которой как раз и зависит от навыков в планировании и организации собственной деятельности. Формирование указанных навыков самоорганизации предлагается осуществлять посредством наставничества в двухвекторной форме, то есть одновременном сопровождении наставником-сотрудником образовательной организации и наставником-старшекурсником. Цель - разработать модель формирования навыков самоорганизации у курсантов первого курса образовательных организаций МВД России с помощью наставничества. В исследовании используются теоретические (анализ научно-педагогической литературы, моделирование) и эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование) методы. Методологически данная работа реализуется в специально созданном со-бытийном сообществе наставников и наставляемых, которое постулирует гуманитарно-антропологический подход. На данных методолого-теоретических основаниях разработана и описана модель формирования у курсантов первого курса навыков самоорганизации с помощью наставничества, состоящая из семи взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов. В модели охарактеризованы этапы организации, формы, методы, средства, ресурсы и условия наставнической деятельности. Результативность наставничества как средство формирования навыков самоорганизации у курсантов первого курса определилась по итогам опытно-экспериментальной работы на базе факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России. По трем из шести шкал выбранной диагностической методики были продемонстрированы более высокие результаты у обучающихся группы, где апробировались новшества, по сравнению с контрольной группой. Результаты исследования могут быть применены в учебно-воспитательной работе образовательных организаций высшего образования МВД России и послужить основой для дальнейшего научно-практического обоснования возрождения института наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации.

Сохранить в закладках
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: Т. 8 № 1 (29) (2024)
Авторы: ГЕЙНЦЕ ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА

Современное общество требует от многих специалистов и от педагогических работников в том числе постоянного развития и самосовершенствования. Обсуждается необходимость обеспечения организации научно-методического сопровождения для профессионально-личностного развития педагогов в системе дополнительного профессионального образования; исследуется понятие индивидуальная образовательная программа развития педагогов; аргументируется разработка программы на основе выявленных профессиональных дефицитов с помощью различных форм и способов. Цель - анализ структуры научно-методического сопровождения по профессионально-личностному развитию педагогов на основе персонифицированного и личностно-ориентированного подходов к обучению и технологий, с помощью которых реализуются цели, направленные на повышение уровня профессионального и личностного развития педагогов: наставничество, коучинг и менторинг. В результате были определены схожие и отличительные характеристики данных технологий. Используя такие методы исследования, как анализ, систематизация, обобщение. Предлагается рассматривать понятие научно-методическое сопровождение как целостную систему взаимосвязанных действий и направлений работы, ориентированных на профессионально-личностное развитие каждого педагога. Помимо этого, в работе представлены результаты апробации отдельных элементов системы научно-методического сопровождения по итогам серии практических вебинаров с обучающимися педагогического вуза и педагогами общеобразовательных организаций.

Сохранить в закладках