Архив статей журнала
Вызовы современного общества требуют от системы образования подготовки кадров в области инженерных и цифровых технологий, а также развития фундаментальных наук. Все это вызывает необходимость хорошего математического образования, которое лежит в основе фундаментальных и прикладных исследований. Вместе с тем в последние годы наблюдается снижение уровня математической подготовки абитуриентов, поступающих в вузы, что связано в том числе с нехваткой педагогических кадров в школах. Актуализируются вопросы, связанные с подготовкой будущих педагогов по математике и информатике, обладающих как фундаментальными знаниями по предмету, так и методическими приемами, профессиональными педагогическими компетенциями. Цель - рассмотреть опыт подготовки преподавательских кадров в условиях классического университета. Выделены отличительные черты современного педагога. Показаны возможности подготовки преподавателя математики и информатики в рамках не только традиционных педагогических направлений, но и на других направлениях путем изменения учебных планов и включения в них педагогического блока. Отдельно обсуждаются вопросы предоставления студентам и выпускникам вуза возможности получения квалификации «Преподаватель» в рамках дополнительной профессиональной подготовки. На примерах по отдельным направлениям продемонстрирована реализация профессиональной подготовки специалистов. В результате определены задачи и перспективы подготовки педагогов по математике и информатике для системы образования Кемеровской области - Кузбасса.
Исследование проходило в условиях формирования новой модели подготовки педагогов-дефектологов. Цель - разработать и впоследствии внедрить критерии, позволяющие связать современные требования, предъявляемые к педагогу-дефектологу, с его профессиональными характеристиками, приобретаемыми в процессе обучения. Во-первых, осуществлялось экспертно-аналитическое оценивание соответствия образовательных программ специального (дефектологического) образования единым требованиям национальной модели подготовки педагогических кадров. Представлены результаты мониторинга 36 педагогических вузов страны, свидетельствующие о подготовке педагогов-дефектологов, о соотношении реализуемых профилей подготовки и соответствии содержания профессиональных программ единым требованиям модульно-распределительного структурирования педагогического образования. Во-вторых, на обсуждение выносится вопрос разработки критериев, направленных на интенсификацию процессов дифференциации в специальном (дефектологическом) образовании. Рассматриваются критерии: оптимального соотношения фундаментального и профессионального знания; модульного проектирования и реализации образовательных программ; ориентации на виды деятельности, предусмотренные профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог»; дифференциации профильной подготовки / углубленной специализации; встраивания в программы подготовки траектории формирования исследовательских компетенций педагога-дефектолога; соподчиненности теоретической и практической предметно-методической подготовки; повышения статуса русского языка и литературы, обеспечения развития языковых практик на русском языке; опоры профессионального мышления педагога-дефектолога на знания о природе и механизмах дизонтогенеза; обеспечения единых подходов к результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, готовности к осуществлению воспитательной деятельности и поддержке образовательно-воспитательного потенциала семьи; технологичности. В результате по каждому из этих критериев дано обоснование модульного проектирования профильных программ. Сделан вывод, что критерии, выделенные в работе, позволят создавать образовательные программы, направленные на подготовку квалифицированных кадров в области специального (дефектологического) образования.