Архив статей журнала
Цель. В статье анализируется концепция «спонтанных порядков» в обосновании индивидуалистической свободы австро-британским философом Фридрихом Августом фон Хайеком (1899–1992). На материале его ключевых политических и правовых сочинениях «Дорога к рабству», «Конституция свободы», «Право, законодательство и свобода» и нескольких статей был дан анализ причин использования философом индивидуализма в качестве методологической установки исследования социальных процессов.
Процедура и методы. Анализ концепции «спонтанных порядков» был выполнен в рамках контент-анализа и историко-системного метода.
Результаты. Показано, что в политическом дискурсе, которому дают общий ярлык «неолиберализм», существуют разные представления о либерализме. Главной особенностью варианта либеральной идеологии, предложенной Хайеком, являлось отрицание универсальных способов реформирования государственного аппарата. Также в его анализе присутствует отказ от сращивания законодательной и исполнительной власти в одном административной властной структуре. В этом тезисе показано, что никакой орган власти не может иметь абсолютную власть, т. к. он не способен владеть всей совокупностью знаний, которые находятся в обществе. В статье демонстрируется зависимость абстрактных общих прав и законов от восприятий в виде привычек индивидов, основанных на прошлом.
Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлена ключевая особенность концепции «спонтанных порядков» Ф. А. Хайека в отличие от других представителей «неолиберального дискурса».
Цель. Коррекция источниковой базы раннего периода в истории русского казачества. До настоящего времени в научных исследованиях по истории древнейшего периода в истории русского казачества (XV – середина XVI столетия) учёные в основном опирались на летописные источники. Они составляли базовую, едва ли не уникальную группу источников по теме. Это значит, что редко использовались воинские списки, т. е. разрядные источники. Их введение в указанную исследовательскую тематику необходимо и весьма полезно.
Процедура и методы. Сделан обзор наиболее старых известий о военной деятельности русского казачества по разрядным источникам от начала их создания до середины правления Ивана IV, т. е. за период, когда упоминания казаков очень редки, почти единичны. Позднее они будут встречаться с большей частотой. Эта разновидность источников впервые отмечает появление собственно русских казаков в военных кампаниях Московского царства начала 1550-х гг. (период завоевания Казанского и Астраханского ханств).
Результаты. Расширена источниковая база для исследований по истории раннего казачества. Сделаны важные прагматические выводы: во-первых, на начальном этапе истории русского казачества одновременно с ним в русской армии служит значительный контингент казачества тюркского, т. е., по всей видимости, в основном татарского; во-вторых, казачество попадает на страницы разрядных источников в начале 1550-х гг., поскольку именно к этому моменту оно превращается в значительную военную силу.
Теоретическая и/или практическая значимость. Получена новая, прошедшая научную критику, информация, которая может и должна быть использована в создании интегральной картины ранней истории русского казачества XVI столетия. Итоги исследования представляют собой вклад как в историю казачества, так и в историю Российского государства.
Цель. Рассмотреть нормативно-правовую базу, отражающую понятия «гражданственность» и «патриотизм».
Процедура и методы. Проанализированы документы, составляющие объект исследования: «Конституция Российской Федерации», «Закон об образовании в Российской Федерации», «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и другие.
Результаты. В современной России существует необходимое правовое поле, отвечающее вызовам нашего времени; таким образом, все условия, в которых должна быть воспитана личность, имеющая гражданственно-патриотическое воспитание, созданы.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные данные могут стать основой при составлении программ дисциплин высшей школы (курсы «Основы российской государственности», «История России» и другие). Возможно также использование в учебной и воспитательной работе с обучающимися.
Цель. Сформировать представление о том, на какой тактический опыт опирались составители такого источника по истории русской граничной службы, как «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» 1571 г.
Процедура и методы. Предварительно проводится анализ состава «авторского коллектива» экспертов по особенностям пограничной службы, собранных князем М. И. Воротынским для составления документа, затем он дополняется источниковедческим анализом самого памятника, а также тактического опыта князя М. И. Воротынского и его помощников.
Результаты. Делается вывод о том, что «Боярский приговор…», с одной стороны, опирается на обширный тактический опыт людей с практическим знанием степных границ России, с другой стороны, жёстко привязан к региональным формам обороны рубежей и не годится для других участков несения пограничной службы: на западе и на востоке страны.
Теоретическая и/или практическая значимость. В статье проводится анализ источника в тех аспектах, которые до настоящего времени оставались без внимания со стороны специалистов по военной истории России XVI–XVII вв.