Архив статей журнала
Цель. Обоснование авторской концепции психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза с позиций антропоцентрического подхода в контексте ментальной культуры и духовно-нравственных ценностей современного российского общества.
Процедура и методы. В исследовании применены методы системного анализа, сравнения и обобщения исследований по заявленной проблеме, методы проблематизации и концептуализации. Исследование основано на культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, идеях гуманистической психологии, деятельностном и системном подходах в психологии.
Результаты исследования. Представлены авторское содержание и модель концепции, её теоретико-методологическая основа, психолого-педагогические условия её реализации на субстанциональном, функциональном и результативном уровнях; описаны компоненты и содержание цифровой культуры студентов, условия верификации концепции.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании необходимости внедрения психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в цифровой образовательной среде, основанной на антропоцентрическом подходе, в условиях создания цифровой культуры второго порядка, с сохранением самоидентичности, ментальности и духовно-нравственных ценностей субъектов образовательного процесса, с сохранением всех коммуникативных компонентов взаимодействия преподавателей и обучающихся, с трансформацией роли преподавателя в роль наставника, минимизацией и профилактикой рисков цифровой трансформации образования, с развитием цифровой психодидактики.
Цель. Проанализировать становление внутренней позиции взрослого в контексте институциональных требований к учащимся на разных этапах юношеского возраста.
Процедура и методы. Эмпирическое исследование проводилось в два этапа. Для изучения представлений учащихся о социальной ценности профессий использованы авторский опросник и процедура ранжирования. Выборку составили 324 респондента (169 юношей и 155 девушек), обучающихся в колледжах и вузах (бакалавриат) гг. Москвы, Долгопрудного, Одинцово, Челябинска, Орска. Для определения уровня потребности в достижении успеха применён тест-опросник Ю. М. Орлова «Потребность в достижении цели». На этом этапе в исследовании приняли участие студенты колледжей Москвы и Московской области (208 человек: 113 девушек и 95 юношей) и Уральского экономического района (148 человек: 91 девушка и 57 юношей), а также студенты Челябинского государственного университета (191 человек: 139 девушек и 52 юноши). Общая выборка составляет 547 человек. Обработка эмпирических данных осуществлена с помощью статистического пакета SPSS 23.0.
Результаты. Показано, что в 16–18-летнем возрасте внутренняя позиция взрослого только начинает складываться, а в период ранней взрослости (19-21 год) она обретает признаки зрелости. Этому способствует не только психологическое взросление молодых людей, но и более сильное давление институциональных требований, определяющих их социальный статус среди взрослых и ответственных людей.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование вносит вклад в разработку теоретических представлений о факторах, определяющих становление внутренней позиции взрослого в юношеском возрасте. Его результаты будут полезны при подготовке и повышении квалификации педагогов-психологов и педагогических кадров, занятых в сфере обучения и воспитания учащихся юношеского возраста, в практической деятельности психологической службы образовательных учреждений.
Цель. Выявить психологические особенности ценностной сферы личности с различным уровнем рекламной суггестивности.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 150 респондентов: 65 мужчин и 85 женщин в возрасте от 16 до 40 лет. Использовались следующие методы и методики: констатирующий эксперимент (методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой, методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной, авторский исследовательский опросник «Рекламная суггестивность личности»); методы математико-статистической обработки данных (частотный анализ, Н-критерий Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ). В ходе исследование было использовано прикладное программное обеспечение «SPSS 22.0» и «MS Excel 2021». Результаты. Выявлено, что что для респондентов, склонных к рекламной суггестивности, характерна высокая значимость ряда таких ценностей, как «поиск и наслаждение прекрасным», «признание, уважение людей», «собственный престиж» и низкая значимость такой ценности, как «материальное положение».
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса медиасоциализации личности.
Цель. Сравнить личностные свойства специалистов с разным уровнем удовлетворённости трудом.
Процедура и методы. Исследование проводили в 2023 г. в ГБУ «Система 112» г. Москвы. Его основное содержание составляет сравнительный анализ личностных особенностей специалистов с разным уровнем удовлетворённости трудом. Использовались методики: «Интегральная удовлетворённость трудом», тест Холланда в модификации Г. В. Резапкиной, опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина (ОТеЦ-2), «Методики исследования самоотношения (МИС)», «Социально-профессиональная востребованность личности» (СПВЛ). Результаты. Разный уровень удовлетворённости трудом специалистов не связан с их социально-демографическими данными и обусловлен различиями их личностных особенностей и ценностно-смысловой направленности: степенью дифференциации профессиональной направленности, уровнем значимости учебной и профессиональной жизни, потребностью в саморазвитии, достижениях, духовном удовлетворении и уровнем личностного благополучия. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в дополнении теоретических представлений о взаимосвязи удовлетворённости трудом и ряда личностных характеристик, возможности использования полученных данных для профотбора специалистов помогающего профиля.
Цель. Анализ психологических особенностей людей, занявших среднюю позицию в отношении принятия идеи вакцинации и выполнения рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции.
Процедура и методы. Участники онлайн-опроса (2786 человек) выполняли следующие методики: анкета «Представления о пандемии», Big Five Inventory-2, «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, подшкала реактивной тревожности «Шкалы тревожности» Ч. Д. Спилбергера. Результаты. Среди лиц, не очень активно соблюдающих профилактические рекомендации, было выделено три психологических типа: «ответственный», «средний», «тревожный». В группе занявших в отношении вакцинации нейтральную позицию также было выделено три типа: «ответственный», «неорганизованный», «тревожный». Для каждого типа характерен определённый набор личностных черт, стратегий совладания и представлений о пандемии. Теоретическая и/или практическая значимость. Обнаруженная психологическая неоднородность групп с нейтральным отношением к профилактике COVID-19 важна в плане проведения будущих пропагандистских кампаний в области здравоохранения.
Цель. Выявить психологические особенности волевой сферы личности с различным уровнем рекламной суггестивности.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 150 респондентов: 65 мужчин и 85 женщин в возрасте от 16 до 40 лет. Использовались следующие методы и методики: констатирующий эксперимент (методика «Волевые качества личности» М. В. Чумакова, методика «Опросник волевого самоконтроля» А. Г. Зверкова и Е. В. Эйдмана, авторский исследовательский опросник «Рекламная суггестивность личности»); методы математико-статистической обработки данных (частотный анализ, Н-критерий Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ). В ходе исследования было использовано прикладное программное обеспечение SPSS 22.0 и MS Excel 2021.1
Результаты. Выявлено, что для респондентов, склонных к рекламной суггестивности, характерны низкая степень выраженности таких волевых качеств, как самостоятельность, выдержка, индекс волевой саморегуляции, индекс настойчивости и индекс самообладания.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса медиасоциализации личности.
Цель. Выявить и обосновать методологию изучения психологической безопасности личности как психологического феномена.
Процедура и методы. На основе теоретического анализа философских и психологических работ определён комплекс методологических подходов: диалектический (общефилософский), системный (общенаучный) и субъектный (специально научный). Эмпирическое исследование, выстроенное на основе комплекса методологических подходов, опирается на систему диагностики, включающую проективную моторно-экспрессивную методику и стандартизованные методы изучения, которые позволяют дать качественные и количественные характеристики психологической безопасности личности.
Результаты. Обоснован комплекс методологических подходов (диалектический, системный и субъектный) как основы для изучения природы психологической безопасности личности, в соответствии с которым психологическая безопасность личности понимается как система, состоящая из однородных, разнонаправленных структурных элементов, не существующих друг без друга, закономерно зависящих от факторов, которые управляют их развитием; проходящая процесс преобразований, управляемый субъектом. Понятие «безопасность» характеризуется субъективными и объективными показателями здоровья в пределах нормы; «субъективная опасность» – субъективные показатели здоровья в переходной или дезадаптивной зоне, а объективные показатели здоровья в пределах нормы. Если субъективные и объективные показатели в зоне дезадаптации, то речь идёт об объективной опасности, если субъективные показатели в норме, а объективные показатели в зоне дезадаптации – «иллюзия безопасности». Теоретическая и/или практическая значимость. Определён и обоснован комплекс методологических подходов, раскрывающий природу психологической безопасности личности как составляющей безопасной жизнедеятельности человека.
Цель. Выявить эмоциональный компонент образа психологического благополучия в тезаурусе художников.
Процедура и методы. Для составления профиля использован тезаурус эмотивной лексики Л. Г. Бабенко. В исследовании участвовали 120 художников. Сбор данных осуществлялся методом направленных ассоциаций. Задача респондентов: дать девять ассоциаций в форме основных частей речи (по три глагола, существительных, прилагательных) на словосочетание «психологическое благополучие». В результате была выявлена частота этих ассоциаций по категориям эмотивной лексики и сформирован рейтинг этих категорий.
Результаты. Наиболее частотными по количеству используемых ассоциаций являются категории эмотивной лексики: спокойствие, любовь, влечение. Эти эмотивные категории характеризуют эмоциональную составляющую образа психологического благополучия в тезаурусе художников. Анализ денотативно-идеографических групп с учётом функционально-семантических категорий показывает, что в ассоциациях художников данные категории представлены относительно равномерно. Наиболее выражены категории эмоционального состояния и отношения и наименее выраженными являются категории эмоционального качества и человека как сосредоточия и носителя эмоций. Построен рейтинг денотативно-идеографических групп по частоте используемых респондентами ассоциаций о психологическом благополучии. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в установлении эмоционального компонента образа психологического благополучия в тезаурусе художников. Применение лингвистического подхода позволяет выявить ключевые конструкты для эмоциональной регуляции и поддержки оптимального уровня психологического благополучия художников. Полученные результаты могут быть использованы специалистами помогающих профессий (психологами и преподавателями) для разработки психокоррекционных и психопрофилактических программ, направленных на сохранение или улучшение текущего состояния художников.
Цель. Поиск взаимосвязи между вовлечённостью в использование мобильных технологий и восприятием подростками возможностей использования искусственного интеллекта (ИИ). Процедура и методы. В исследовании приняли участие 385 подростков в возрасте от 11 до 18 лет (50,9% – девочки). Использовались методика выявления форм использования мобильных устройств, шкала фаббинга, авторский опросник восприятия возможностей ИИ, методы описательного, сравнительного, корреляционного и факторного анализов.
Результаты. Исследование показало, что характер взаимодействия подростков с новыми цифровыми технологиями опосредован полом, этапом обучения и возрастом владения первым гаджетом. Выявлено, что вовлечённость подростка в использование гаджетов связана с восприятием более широкого спектра возможностей взаимодействия с технологиями ИИ.
Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена возможностями учёта результатов при разработке программ сопровождения цифровой социализации школьников.
Цель. Выявление взаимосвязи педагогического консерватизма и механизмов психологической защиты.
Процедура и методы. В исследовании принял участие профессорско-преподавательский состав вузов России (Самара, Ульяновск, Башкортостан, Екатеринбург) в возрасте от 25 до 65 лет (средний возраст M=42,3; SD=8,7). В качестве диагностического инструментария использовались опросник «Оценка педагогического консерватизма» (И. Б. Авакян), методика «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.). В качестве статистических методов использовались одновыборочный критерий λ-Колмогорова-Смирнова, стандартизированный размер эффекта d-Коэна, непараметрический критерий ранговой корреляции rs – Спирмена, метод линейной регрессии. Результаты исследования. Установлена согласованность данных выборки с законом нормального распределения. Выявлена исключительно большая величина статистического эффекта неконструктивных защитных психологических механизмов (отрицание, вытеснение, регрессия, проекция, замещение, реактивное образование) и малая, средняя величины эффекта компенсации, интеллектуализации в динамичности состояния педагогического консерватизма преподавателя вуза. Обнаружены положительные связи между показателями педагогического консерватизма преподавателя вуза и механизмами психологической защиты. Выявлена линейная зависимость между уровнем педагогического консерватизма преподавателя вуза и механизмами психологической защиты. Результаты эмпирического исследования показали доминирование выраженности среднего и высокого уровня педагогического консерватизма преподавателя вуза на основе преобладания неконструктивных механизмов психологической зашиты, что позволяет рассматривать педагогический консерватизм как негативное явление, приводящее к состоянию профессиональной стагнации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты в ходе проведённого исследования могут быть использованы для разработки программы профилактики и преодоления педагогического консерватизма через формирование психологической готовности к инновационным изменениям в системе высшего профессионального образования.
Цель. Изучение особенностей проявления самоотношения и уровня жизнестойкости у людей зрелого возраста с установленной во взрослом возрасте инвалидностью, проживающих самостоятельно и в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Процедура и методы. Выборка состоит из двух групп испытуемых – по 30 человек с инвалидностью и без неё. Использованные методы: «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой; многомерный опросник исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева; опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой, М. Штейн; Опросник «Потенциал самоизменений» личности В. Р. Манукян, И. Р. Муртазиной, Н. В. Гришиной; авторская анкета для сбора биографических данных. Использованы методы математической статистики.
Результаты исследования указывают на то, что показатели уровня жизнестойкости, компонентов самоотношения, индекса ресурсности и потенциала самоизменений у испытуемых с инвалидностью, проживающих самостоятельно и в стационарных учреждениях социального обслуживания, в целом сопоставимы. Выявлена также статистически достоверная связь между шкалой «Сумма потерь» и наличием у испытуемых инвалидности, т. е. этим людям свойственно больше негативных переживаний относительно потерянных ресурсов, что может происходить как вследствие инвалидизирующего заболевания, так и из-за сужения социальных контактов, ограничений в работе и активной жизнедеятельности.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при проектировании психо-коррекционных программ в реабилитационных центрах и учреждениях социальной политики.
Цель. Исследование межэтнического отношения коренных народов Якутии к мигрантамкиргизам.
Процедура и методы. Выбор объекта исследования обусловлен резким увеличением количества мигрантов из Киргизии на территории Якутии. Для проверки гипотезы о влиянии количества мигрантов на межэтнические отношения коренных народов к мигрантам, был проведён сравнительный анализ гетеростереотипов и социальной дистанции по трём условным зонам Якутии. Мeтoдики «Пpипиcывaниe кaчecтв» и «Шкaла coциaльнoй диcтaнции».
Результаты исследования показали, что в нашей выборке увеличение количества мигрантов не влияет на межэтническое отношение коренных народов к мигрантам. Эмоциональная модальность гетеростереотипов не меняется при изменении их количества. Небольшая вероятность вклада количества мигрантов присутствует в проявлении социальной дистанции. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в определении оптимальности актуального количества мигрантов-киргизов как фактора, влияющего на социальную дистанцию и характер гетеростереотипов в Республике Саха (Якутия).