В настоящее время Центральная Азия и Каспийский регион второй раз с момента обретения независимости переживают возрастание геополитического интереса со стороны крупных внешних игроков. В 90-х гг. прошлого века основной сферой интересов были природные ресурсы — н ефть и газ, запасы которых в регионе значительны по мировым меркам. Нынешняя активность крупных акторов сосредоточена в транспортной сфере. Сложности с морскими перевозками из-за проблем безопасности и экологии, нарастание напряженности по линии Россия — Запад подталкивают к развитию альтернативных сухопутных маршрутов, в первую очередь, в Евразии. Данное обстоятельство обуславливает огромный интерес к развитию транспортных коридоров через Центральную Азию и Каспий, при этом логистические проекты, как правило, рассматриваются инициаторами как инструмент усиления собственного влияния в регионе.
Статья рассматривает американский ленд-лиз периода Второй мировой войны как инструмент обеспечения национальных, экономических, геополитических, военно-стратегических интересов США. Также ленд-лиз трактуется как программа военно-стратегических поставок в СССР на условиях кредитов, займов, аренды, оплаты валютными и золотыми резервами государства, обратными поставками в США, предоставлением услуг и информации. Советский Союз — крупнейший бенефициар США. В этой связи дана оценка роли программы ленд-лиза в Победе СССР над гитлеровской Германией. Изучены маршруты доставки ленд-лизовских грузов на территорию СССР с точки зрения логистических схем поставок; инфраструктурной и экономической обеспеченности; безопасности; военно-стратегического значения; видов доставки, объемов и структуры грузов. По объему и военно-стратегическому значению ленд-лизовских грузоперевозок в СССР наиболее эффективным в 1942–1945 гг. были Дальневосточный морской маршрут и авиационная трасса АЛСИБ. Значительный вклад в обеспечение тыла и фронта внес Петропавловск-Камчатский морской порт. Документальные источники фондов Государственного архива Камчатской области позволили исследовать модернизацию Петропавловск-Камчатского порта в рамках программы ленд-лиза. Выявлена и систематизирована структура транзита грузов из США в г. Петропавловск-Камчатский. Для исследования системы авиационной цепи камчатских военных аэродромов изучены документы Государственного архива Камчатской области (ГАКО), 865 истребительного полка, дислоцировавшегося в военный период на Камчатском полуострове и осуществлявшего перегоны американской воздушной техники на территорию нашей страны. Поставлен вопрос о существенной роли советского союза в послевоенном восстановлении и развитии стран народной демократии и его роли и вкладе в выплатах обязательств по ленд-лизу.
Цель статьи — ознакомление с понятием «мягкая сила», методиками его применения и ролью данного инструмента в решении задач мирового сообщества. Неясная и противоречивая формулировка понятия «мягкая сила» породила огромное количество мнений относительно содержания его целей, задач и инструментов. В настоящий момент, с опорой на культурную дипломатию, выстроено огромное количество рейтингов, лидерство в которых дает возможность каждой стране реализовать свои цели в международной политике. В 90-х гг. влиятельный политолог и государственный деятель США Д. Най в своей книге свободного жанра ввел довольно противоречивое понятие «мягкая сила», которое быстро распространилось в публицистике и научно-популярных статьях. Сейчас это предмет изучения науки. Многие страны соревнуются в применении этой самой «мягкой силы»: в мире работает более десятка крупных международных аналитических рейтинговых агентств. Поэтому вполне закономерно ознакомиться с тем, что вкладывает в термин «мягкая сила» его автор, и как понимают его остальные. В ходе исследования были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и дедукции. Изучение работ Ная, его предшественников и современных авторов, развивающих его идеи, показало, что «мягкая сила» — мощный инструмент влияния на массовое «мировоззрение», его могут применять правящие круги высшего уровня для продвижения своей повестки, результат же будет зависеть от их изначальных целей. «Мягкая сила» — это набор разнообразных параметров рейтингов, свое образная ревизия материальных и нематериальных ресурсов, позволяющая судить о возможности ее применения для влияния в международной политике теми или иными странами и, исходя из этого, прогнозировать мировые события. По мнению автора, понятие «мягкая сила» включает в себя идеологический инструмент, оказывающий влияние на самом высоком международном уровне — ц ивилизационном. Этот инструмент можно применить как для выстраивания взаимовыгодных культурных связей, которые позволят найти новые пути развития народов, так и использовать для манипуляции и тотального контроля путем ментального программирования огромных масс населения.
В данной статье обсуждается влияние формирования многополярного мироустройства на динамику субъектности государства. Под государственной субъектностью в пространстве международной политики понимается умение суверенного государства отстаивать свои национальные интересы и безопасность, его выступление с инициативами в решении актуальных международных проблем, учет другими государствами военно-политической, торгово-экономической и других позиций данного государства. Отстаивается тезис, что государственная субъектность в полной мере реализуется в рамках международных объединений, образованных на основе равноправия, учета взаимных интересов и гарантии взаимной безопасности. Обоснование тезиса автором проводится на основе того факта, что с началом становления многополярного мироустройства в пространстве международной политики происходят фундаментальные изменения: в рамках новых межгосударственных объединений и организаций формируются новые правовые нормы международного сотрудничества между странами разных континентов, которые реально могут обеспечивать полноту суверенитета и субъектности странам — членам организации, независимо от их размера, уровня экономического развития и военной мощи. Принципы и нормы этих объединений исключают явный или скрытый диктат крупных, более развитых государств над остальными странами в военно-политическом и торгово-экономическом отношениях. Согласно автору, образование многополярного мироустройства, увеличение государств-субъектов в международной политике, действующих на основе общепринятых международных правовых норм, способствуют смягчению экзистенции глобального политического пространства и установлению действительной демократии в международных отношениях.