В статье представлен биологический подход к проблеме сущности человека и общества. В фокусе внимания оказывается противоречие между гуманитарными концепциями человека и биологическим подходом к данному вопросу. Гуманитарные концепции в рамках культурологии, философии, экономики и других наук представляют человека как существо сугубо культурное и рациональное. Игнорируются или прямо отрицаются эволюционные, биологические корни человека. Слова Декарта «Мыслю, следовательно, существую» являются лучшей иллюстрацией определения природы человека с точки зрения гуманитариев. Но исследования в области этологии, социобиологии и генетики за последние 70-80 лет вынуждают не соглашаться с гуманитарными подходами. Выводы биологов позволяют предположить, что биологическая, эволюционная природа человека продолжает оставаться основой, от которой зависит как индивидуальное поведение, так и масштабные социальные процессы. Сущность человека предопределена его эволюционной историей, которая по сути своей есть процесс стохастический и не запрограммированный заранее. Биологический, эволюционный детерминизм можно считать релевантной теорией, объясняющей и социальные процессы. С позиций современной эволюционной антропологии человек есть биосоциальное существо, которое остается в большой степени зависимым от своей природной, естественной сущности. Необходимо признать серьезную противоречивость человеческой природы, так как разум не доминирует в жизни ни индивида, ни общества в целом. В этой противоречивости и видятся причины тех вызовов, с которыми сталкивается современное человечество. Речь идет и о глобальных проблемах, таких как всеобщая милитаризация, тяготение к решению конфликтов силовыми методами, голод и массовые болезни, расслоение общества, загрязнение окружающей среды, и многом другом.
Статья посвящена анализу многообразия типов культур в жизни современного человека и роли поли - ментального характера общества в этом процессе. Автор рассматривает феномен менталитета, его связь с историей, культурой и социумом, а также особенности русской ментальности и ее историческую роль. В статье рассматриваются особенности современного мира, которые обуславливают активное взаимодействие различных менталитетов: радикальная трансформация биполярного мира, доминирование идеологических, мировоззренческих, экономических и административных систем, а также рефлексия проблемы полиментального характера социума.
Цель статьи — анализ феномена менталитета, его связи с историей, культурой и социумом, а также описание характера ментальности конкретной исторической общности, русской ментальности, ее исторической роли и миссии в общемировом поле взаимодействия различных культурных практик.
Результаты. Автор рассматривает работы представителей французской исторической школы «Анналов», историков культуры, науки и искусства, а также труды российских философов и культурологов, посвященные описанию русской ментальности. Особое внимание уделяется вкладу Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева, В. П. Воронцова и других ученых в традицию осмысления русской ментальности.
Выводы. Статья подчеркивает актуальность осмысления уроков столкновения различных менталитетов и картин мира в современном мире. Автор призывает к более глубокому пониманию специфики русской ментальности и ее роли в исторической судьбе России и Российской государственности. Это может способствовать укреплению межкультурного диалога и сотрудничества между различными странами и народами.