В статье представлен биологический подход к проблеме сущности человека и общества. В фокусе внимания оказывается противоречие между гуманитарными концепциями человека и биологическим подходом к данному вопросу. Гуманитарные концепции в рамках культурологии, философии, экономики и других наук представляют человека как существо сугубо культурное и рациональное. Игнорируются или прямо отрицаются эволюционные, биологические корни человека. Слова Декарта «Мыслю, следовательно, существую» являются лучшей иллюстрацией определения природы человека с точки зрения гуманитариев. Но исследования в области этологии, социобиологии и генетики за последние 70-80 лет вынуждают не соглашаться с гуманитарными подходами. Выводы биологов позволяют предположить, что биологическая, эволюционная природа человека продолжает оставаться основой, от которой зависит как индивидуальное поведение, так и масштабные социальные процессы. Сущность человека предопределена его эволюционной историей, которая по сути своей есть процесс стохастический и не запрограммированный заранее. Биологический, эволюционный детерминизм можно считать релевантной теорией, объясняющей и социальные процессы. С позиций современной эволюционной антропологии человек есть биосоциальное существо, которое остается в большой степени зависимым от своей природной, естественной сущности. Необходимо признать серьезную противоречивость человеческой природы, так как разум не доминирует в жизни ни индивида, ни общества в целом. В этой противоречивости и видятся причины тех вызовов, с которыми сталкивается современное человечество. Речь идет и о глобальных проблемах, таких как всеобщая милитаризация, тяготение к решению конфликтов силовыми методами, голод и массовые болезни, расслоение общества, загрязнение окружающей среды, и многом другом.
В статье рассматривается проблема борьбы за влияние между элитой и средним классом в современных государствах. Исследование охватывает период со второй половины XX в. до настоящего времени, выделяя два ключевых этапа противостояния. В первой половине анализируемого периода элита и средний класс выступали союзниками в борьбе против персонального доминирования политических лидеров. Однако после нейтрализации «диктаторского» потенциала института лидерства в 2000-е гг. элита развернула активную кампанию против среднего класса, который к тому времени накопил значительный социальный, материальный и интеллектуальный капитал и стал представлять угрозу для властных позиций истеблишмента. Автор анализирует меры, предпринятые элитой для снижения авторитета среднего класса в обществах «цивилизованных» стран и установления полного контроля над формированием повестки развития человечества. В заключении отмечается, что, несмотря на продолжающееся противостояние, элита сохраняет существенное преимущество как над политическими лидерами, так и над народным большинством, ядро которого составляет средний класс.
В данной статье рассматриваются проблемы, возникающие при реализации целей и задач государственной молодежной политики в Республике Таджикистан, выделяются уникальные черты, которые отличают процесс ее формирования и воплощения в жизнь. Особое внимание уделяется привлечению молодых людей к участию в политической жизни. Анализируя проблемы, связанные с развитием молодежи, автор выделяет факторы, которые препятствуют дальнейшей успешной реализации стратегии и задач государственной молодежной политики в Таджикистане. Автор приходит к выводу, что для того, чтобы молодежная политика могла эффективно решать поставленные задачи, необходимо создать специальный государственный институт, который будет нести ответственность за работу с молодежью и осуществлять управление этим процессом.