Архив статей

Деструктивная идеология: понятие и смысловые границы (2024)
Выпуск: Том 14, № 2 (2024)
Авторы: Рудаков Александр Борисович, Шашкин Павел Александрович

В статье рассматривается проблематика управленческого применения термина «деструктивная идеология», введенного в российское правовое поле с утверждением в 2022 г. Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В исследовании анализируются присутствующие в научной дискуссии интерпретации нового термина в правовом, политологическом и социально-философском контекстах, представлено авторское прочтение термина «деструктивная идеология» как системы идей, направленных на целенаправленное разрушение традиционных ценностей, формирующих самосознание народа, и их замещение исторически чуждыми российскому обществу, несущими в себе угрозу его саморазрушения, дискредитации государствообразующих публичных институтов, присваивания функций государства альтернативными структурами, в том числе криминальными. Предложенная авторами терминология может быть использована в целях корректного применения управленческого инструментария государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей и эффективного противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации.

Сохранить в закладках
Особенности управления государственными проектами в условиях кризисных ситуаций (2025)
Выпуск: Том 15, № 5 (2025)
Авторы: Адамская Любовь Владимировна

Государственные проекты играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. Реализация таких проектов зачастую осуществляется в условиях высокой неопределенности и нестабильности, часто в периоды кризисных ситуаций. В представленной работе подробно рассматривается специфика управления государственными проектами в кризисных ситуациях. Цель исследования — выявить ключевые факторы возникновения риска и разработать комплексную модель эффективного управления такими проектами в неблагоприятных, кризисных условиях. Внимание уделяется вопросам адаптации проектных решений к меняющимся обстоятельствам, повышению устойчивости процессов реализации проекта и минимизации рисков в условиях повышенной турбулентности экономики. В процессе исследования использовались следующие методы. Проведен подробный анализ профильной литературы и источников научных публикаций, посвященных проблемам управления государственными проектами в кризисных условиях. Это позволило выделить основные подходы, концепции и теоретические положения для дальнейшего исследования. Сравнительный анализ — сопоставлено влияние различных кризисных ситуаций на реализацию государственных проектов в разных условиях, определены сходства и различия их влияния. Моделирование — создана комплексная модель оценки устойчивости и адаптивности проектов в кризисных ситуациях. Настоящая работа направлена на изучение особенностей управления государственными проектами в кризисных условиях, определение типичных трудностей и разработку эффективной модели управления государственным проектом в условиях кризиса. Предложенная модель ориентирована на поддержку принятия обоснованных управленческих решений, обеспечение устойчивого прогресса проектов и достижение поставленных целей, несмотря на внешние трудности и ограничения. Ее применение в практической деятельности во многом поможет минимизировать влияние возникающих рисков на реализацию государственных проектов, повысить их устойчивость вне зависимости от внешних факторов. Таким образом, настоящая работа имеет важное прикладное значение для органов власти и организаций, занимающихся реализацией крупномасштабных государственных проектов, предлагая научно обоснованную концепцию управления проектами в кризисных условиях, способствующую достижению поставленных целей и решению приоритетных задач национальной экономики и социальной сферы.

Сохранить в закладках
Ориентация деятельности органов исполнительной власти на оказание услуг населению (2025)
Выпуск: Том 15, № 3 (2025)
Авторы: Адамская Любовь Владимировна

В статье рассматривается процесс цифровой трансформации государственного управления в России, где предоставление услуг в электронном формате является одной из важных функций исполнительной власти. Ключевые показатели развития электронного правительства демонстрируют значительный рост: в 2023 г. через портал «Госуслуги» оказано более 340 млн услуг, что на 100 млн превышает показатели предыдущего периода. Основные направления модернизации услуг включают внедрение клиентоцентричного подхода через «жизненные ситуации», развитие суперсервисов (например, «Поступление в вуз онлайн») и создание цифровых платформ («ГосТех», ФГИС ПГС). Исследовательская цель работы заключается в анализе методов перехода к сервисно-ориентированной модели управления и выявлении существующих барьеров. Среди основных препятствий отмечены: технологическое неравенство (78,4% доступ к интернету в сельской местности); организационные противоречия (интеграция 68% информационных систем); кадровый дефицит (недостаток 10 тыс. IT-специалистов). Успешные практики представлены работой Центров управления регионами (ЦУР) и Платформы обратной связи, охватывающей 20 тыс. органов власти. Рекомендации по преодолению проблем включают развитие цифровой инфраструктуры, совершенствование законодательства, внедрение искусственного интеллекта для анализа обращений граждан и усиление информационной безопасности. Реализация предложенных мер направлена на повышение качества государственных услуг, сокращение административных издержек и укрепление доверия граждан к государственным институтам в условиях цифровой эпохи.

Сохранить в закладках
Развитие государственных информационных систем в Российской Федерации, Исламской Республике Иран и Королевстве Саудовская Аравия (2024)
Выпуск: Том 14, №4 (2024)
Авторы: Ильин Александр Петрович, Ильина Юлия Игоревна

Начиная с 1950-х гг. информационные технологии (ИТ) активно внедряются во все сферы жизнедеятельности человечества, в том числе в сферу государственного управления как развитых, так и развивающихся стран. С помощью ИТ создаются государственные информационные системы (ГИС), которые облегчают принятие управленческих решений, а также обеспечивают объективность и прозрачность сбора статистической инфор - мации об их исполнении. Настоящая статья ставит своей целью ознакомить читателя с подходами, стратегиями Российской Федерации (РФ), Исламской Республики Иран (ИРИ) и Королевства Саудовской Аравии (КСА) к созданию и совершенствованию ГИС, дать объективную оценку результатам работы по внедрению ГИС, а также общее представление о созданных и функционирующих ГИС с наибольшим числом пользователей из числа граждан (подданных), иностранцев или лиц без гражданства, проживающих на территории указанных стран. В исследовании были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и дедукции. Необходимость внедрения ГИС как неотъемлемого условия развития экономики и обеспечения внешнего и внутреннего суверенитета осознана в равной степени руководством РФ, ИРИ и КСА. Однако условия для ведения данной работы сильно отличаются, что обусловлено географическими, демографическими и политическими факторами. Тем не менее, стратегии по внедрению ГИС в рассматриваемых странах имеют схожую тенденцию. Во всех трех рассматриваемых странах проделана серьезная работа в данной области, однако авторитетные международные статистические исследования не всегда учитывают реальные достижения стран. Авторами выявлены косвенные признаки искажения статистики с целью возможной дискриминации отдельных стран. По мнению авторов, необходимо создание независимого органа сбора статистики и построения общей стратегии внедрения ГИС в рамках БРИКС.

Сохранить в закладках
Молодежное предпринимательство в системе молодежной политики Российской Федерации (2024)
Выпуск: Том 14, № 5 (2024)
Авторы: Шатохин Михаил Викторович, Шлеенко Алексей Васильевич, Новосельский Святослав Олегович

Цель работы заключается в раскрытии актуальных особенностей управления молодежным предпринимательством в пространстве молодежной политики. При существующей геополитической конъюнктуре грамотное использование всей палитры инструментов молодежной политики способствует эффективному противодействию гибридному давлению недружественных стран и стабилизирует базовые принципы национальной безопасности. Авторским коллективом дается оценка ключевых направлений государственного стимулирования интенсификации процессов в фарватере молодежного предпринимательства, которые сгруппированы по трем основным кластерам экономического, образовательного и административного характера. К числу основных таргетов управления молодежным предпринимательством в системе координат молодежной политики можно отнести расширение потенциала деловой активности наиболее перспективной демографической группы населения, создание долгосрочного фундамента финансовой независимости граждан для снижения нагрузки на социальную систему государства, уменьшение уровня социальной напряженности в обществе за счет повышения средних показателей доходов, переориентацию субкультурных ценностей молодежи в бизнес-пространство, обеспечение максимального уровня самореализации и саморазвития для формирования устойчивого прогрессивного трека динамизма национальной социально-экономической системы. Содержательная сущность государственной политики фокусируется на создании режимов максимального благоприятствования и стимулирования молодежных инициатив за счет применения материального и социально-административного инструментария.

Сохранить в закладках