Архив статей журнала
В статье представлено эмпирическое исследование личностных диспозиций как предикторов виктимизации подростков в ситуации школьного буллинга. Выдвинута гипотеза о том, что личностные черты подростков могут выступать в качестве детерминант виктимизации в буллинге. На основе результатов исследования (n = 276, подростки от 10 до 15 лет) с применением опросника Д. Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» и подросткового варианта многофакторного личностного опросника 14PF Кэттелла получена регрессионная модель, отражающая значимое влияние таких личностных проявлений, как осторожность, нормативность, неврастения, возбудимость, склонность к чувству вины и групповая зависимость на виктимизацию жертв буллинга (R2 = 0,801).
Выделены методологические подходы и на их основе сформулированы принципы, которые могут быть реализованы при постановке цели, конструировании содержания обучения, осуществлении образовательного процесса, обеспечивающего подготовку будущих педагогов к формированию функциональной грамотности школьников. Охарактеризованы методики и технологии, которые могут быть применены в работе со студентами.
В статье рассматривается вопрос развития критического мышления у школьников, история его формирования, а также признаки развитого критического мышления. Особое внимание уделяется методам развития критического мышления с использованием искусственного интеллекта, представлены результаты анкетирования школьников по использованию искусственного интеллекта.
В статье обосновывается влияние педагогических идей ученых Русского Зарубежья на решение современных проблем воспитания. Показано значение и выделена иерархия ценностей в духовно -нравственном воспитании школьников. Особое внимание уделено вкладу В. В. Зеньковского и других представителей Русского Зарубежья на проблему становления свободной личности в условиях школьного образования.