Статьи в выпуске: 16

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕМАТОГРАФА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ: ФИЛЬМЫ Ч. ЧАПЛИНА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В США В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (2024)
Авторы: Лапшина Ирина Константиновна, Алиева Аминат Сафаровна

В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты использования кинематографа как инструмента обучения истории Новейшего времени стран Запада в школе. На примере фильмов Ч. Чаплина показан потенциал кино как исторического источника при изучении социокультурной истории США первой трети XX века. Даются рекомендации методического характера по организации внеклассного мероприятия – курса киновечеров – по данной проблематике.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ (2024)
Авторы: Гричанов Антон Сергеевич, Панов Евгений Валентинович

Исследование посвящено изучению способностей обучающихся первых курсов образовательных организаций МВД России саморегуляции своей учебной деятельности в контексте формирующего оценивания на занятиях по физической подготовке. Анализируются преимущества высокого уровня навыков саморегуляции обучающихся. Рассматриваются особенности групповой учебной деятельности курсантов первых курсов образовательных организаций МВД России, которая обусловливает повышение качества многих специальных навыков, необходимых в будущей оперативно-служебной деятельности. Обосновывается важность совершенствования навыков саморегуляции учебной деятельности обучающихся первых курсов образовательных организаций МВД России.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА (2024)
Авторы: Гайнеев Эдуард Робертович, Масалимова Альфия Рафисовна, Молева Галина Аркадьевна

В статье представлен опыт развития критического мышления обучающихся в процессе освоения технологий бережливого производства; показано, что данная методика открывает новые возможности в формировании мировоззрения, духовно-личностном развитии, способствует более осмысленному анализу огромного объема информации в современной ситуации неопределенности. Приведены примеры использования зарубежных технологий бережливого производства в целях развития критического мышления у студентов педагогического вуза – будущих педагогов практического обучения, преподавателей колледжей и учителей технологии школ.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2024)
Авторы: Газизова Альфия Ильдусовна, Туктарова Гузель Мансуровна, Волчкова Венера Ильдусовна

Статья посвящена вопросам формирования социокультурной компетенции студентов специальности «Журналистика» с позиции обучения реферированию публицистической литературы на иностранном языке, их вовлечения в профессионально-ориентированное общение через сравнение схожих с Россией проблем в медиасфере. В статье рассмотрены разные аспекты проблемы, представлен опыт Казанского федерального университета по формированию социокультурной компетенции при реализации курса «Иностранный язык в профессиональной сфере». Раскрыты основные этапы организационной работы по реферированию статей с описанием упражнений, обсуждению затронутых в них проблем и проведению ролевых игр. Авторами приведены особенности и виды ролевых игр, отмечена их эффективность в оценке новых полученных сведений из профессионально-ориентированных текстов.

Сохранить в закладках
НУЖЕН ЛИ УСТНЫЙ СЧЁТ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ? (2024)
Авторы: Воробьев Григорий Алексеевич, Фомина Татьяна Петровна, Дорохина Алина Сергеевна

Использование системы устных упражнений – один из важнейших компонентов педагогической деятельности учителя математики, так как обеспечивает решение многих методических задач. Авторы обосновывают необходимость устного счета на уроках математики в 10 – 11-х классах, рассматривают различные классификации таких заданий, приводят примеры. В ходе исследования проведен опрос учителей математики, результаты которого подтверждают гипотезы авторов.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО: К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (2024)
Авторы: ДОРОШЕНКО СВЕТЛАНА ИВАНОВНА, Дорошенко Юрий Иванович

Статья посвящена педагогической деятельности и наследию святителя Тихона Задонского (1724 – 1783). Анализируются достижения святителя в качестве организатора духовного образования, педагога, проповедника. Выделены аспекты педагогического наследия святителя Тихона Задонского, которые наиболее актуальны для сегодняшней социокультурной ситуации: широкая просветительская и миссионерская направленность трудов, приоритет семейного воспитания.

Сохранить в закладках
ИЗВЕСТНЫЙ ИСТОРИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ (К ЮБИЛЕЮ Е. Ю. РОГАЧЕВОЙ) (2024)
Авторы: РОМАНОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

В статье сделана попытка охарактеризовать Е. Ю. Рогачеву в качестве известного деятеля педагогики и истории педагогики международного уровня, которая изучила, перевела с иностранных языков и ввела в научный оборот десятки и сотни архивных и малоизученных материалов, установила связи со многими зарубежными авторами. Вместе с этим для нас важно было отнести ее имя к той плеяде ученых, которые участвовали в кардинальной перестройке историко-педагогической науки на рубеже XX – XXI столетий, а также показать, что её роль в этом плане совершенно недооценена в нашей науке.

Сохранить в закладках
ЮБИЛЕЙ Е. Ю. РОГАЧЕВОЙ (2024)
Авторы: Корнетов Григорий Борисович

Сорок лет профессор Елена Юрьевна Рогачева преданно служит науке, актуализируя педагогическое наследие деятелей и мыслителей образования конца XIX – первой половины ХХ века.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ (2024)
Авторы: Миронова Елена Юрьевна

В данной статье анализируются роль и значение хоровой деятельности студентов в формировании их личностных ориентаций. В результате исследования было выявлено, что основными формами организации воспитательной и просветительской работы с хором являются хоровые репетиции, дискуссии по духовно-нравственной проблематике, конференции, посвящённые вопросам духовных ценностей, транслируемым в хоровой музыке, концерты хора, благотворительные проекты, беседы с духовными наставниками. На их основе у студентов формируются такие ценностные ориентации, как позитивное мировосприятие, любовь к ближнему, патриотические чувства, способность к эмпатии, бескорыстность. В создании молодежных любительских хоров при православных храмах видится большой потенциал в укреплении нравственных основ современного общества и формировании ценностных ориентаций студентов.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (2024)
Авторы: Склизкова Тина Алексеевна

В статье раскрываются возможности использования рабочих листов на уроках литературы. Даются методические рекомендации к составлению рабочих листов по циклу уроков, посвященных поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Автор акцентирует внимание на включении поэмы в контекст мировой литературы и культуры, а также на привлечении смежных дисциплин для постижения замысла писателя.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В РАННЕМ И СРЕДНЕМ ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ (2024)
Авторы: Олейник Нармина Оруджовна

В статье представлены результаты исследования особенностей внутренней организации переживания одиночества в раннем и среднем взрослом возрасте. Представлена авторская модель переживания одиночества, основанная на принципах структурно-функционального подхода. На основе принципов и категориального аппарата системного подхода одиночество рассматривается как единая система, целостность которой обеспечивается тем, что переживание одиночества функционирует на основе взаимодействия таких компонентов, как когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационно-волевой.

Сохранить в закладках
НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИ ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (2024)
Авторы: Удальцова Мария Олеговна

В статье делается акцент на актуальность исследования нравственных установок у сотрудников ОВД. Выдвигается гипотеза о наличии особенностей нравственных установок и типах стратегий принятия решений у сотрудников ОВД, имеющих опыт экстремальной деятельности. Описываются результаты исследования нравственных установок, сравниваются группы сотрудников ОВД, несущих службу в штатном режиме и имеющих опыт экстремальной деятельности. Делается заключение о частоте встречаемости определенных нравственных ориентиров у сотрудников ОВД, имеющих опыт экстремальной деятельности.

Сохранить в закладках
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (2024)
Авторы: Скрипникова Татьяна Ивановна

В статье предпринята попытка выявить и обобщить различные преимущества использования самостоятельного домашнего чтения при изучении английского языка. Выполнен анализ выводов и обобщений ученых, занимающихся вопросом внедрения самостоятельного чтения в образовательную деятельность в языковом образовании. Излагаются критерии работы со студентами в рамках внедрения самостоятельного домашнего чтения. Раскрываются различные подходы авторов к трактовке «домашнего чтения». Выявлены основные дидактические условия, которые отвечают за успешность в рамках формирования навыка студентов к самостоятельной образовательной деятельности. Автор приходит к выводу о том, что в качестве ведущей развивающей функции домашнего чтения необходимо рассматривать формирование самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру, гуманистических ценностных ориентации, развитие когнитивных способностей учащихся в процессе знакомства с лучшими произведениями зарубежной литературы, объединённых идеей создания образа человека, личности, его неповторимости во взаимодействиях с историей, социальным миром, природой.

Сохранить в закладках
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА (2024)
Авторы: Полякова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки руководителя школьного театра. Развитие музыкальной культуры педагога выступает системообразующим фактором компетентностей педагога, организующего театрально-игровую, полихудожественную по своей сути деятельность детей. Основаниями такого положения являются, с одной стороны, научные данные о значении и связях музыки с задачами образования, с другой – новые тенденции роли музыки в структуре современного театрального представления.

Сохранить в закладках
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ (2024)
Авторы: Качалов Юрий Алексеевич

В статье анализируются функциональные компоненты коммуникативной компетентности как интегративной характеристики личности. Актуальность работы обусловлена универсальным характером коммуникативной компетентности как условия профессионально-личностной готовности во многих сферах деятельности, в том числе в звукорежиссуре. Автор выделяет компоненты и функции коммуникативной компетентности звукорежиссеров. На основе разработанных функциональных компонентов коммуникативной компетентности возможно создание универсальной модели формирования коммуникативной компетентности.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ) (2024)
Авторы: Осмоловский Роман Владимирович

В статье рассматриваются возможности управления процессом формирования одного из значимых для развития школьника видов метапредметного опыта – опыта решения проблемных ситуаций. Данный вид опыта имеет важное значение для развития творческого потенциала личности. Автор выделяет те универсальные действия, которые применяются при решении разных проблем, и показывает возможность использования цифровых ресурсов для оптимизации поисковой деятельности школьников с помощью диалоговой обучающей программы.

Сохранить в закладках