Статьи в выпуске: 10
В статье поднимаются проблемы стратегического развития в сфере управления промышленного производства в периоды существования СССР. В работе рассматриваются разные подходы стратегий развития промышленности в Советском государстве. Рассмотрена взаимосвязь мобилизационной, централизованной и децентрализованной концепции в стратегии развития промышленности в СССР. Кроме того, рассматриваются процессы развития промышленного производства, её ключевых отраслей. В статье также поднимается проблема неравномерности развития промышленности в СССР.
На основе прикладных социологических исследований 2021-2023 гг. осуществлена попытка анализа латентного (скрытого) характера межнациональных отношений в Республике Мордовия. Отмечая в целом положительное развитие межнациональных отношений в Мордовии, в частности выявлена неоднозначная оценка населением возможности межнационального конфликта в регионе, а также личного участия в нем в интересах своей этнической группы. Отмечая в целом положительное отношение населения республики к представителям различных этнических групп, отмечается негативное отношение в некоторым из них.
Предметом исследования в данной статье является философская рецепция кантианской идеи автономной воли в этической теологии одного из наиболее значимых представителей духовно-академической философии митрополита Антония (Храповицкого). Целью является анализ специфики интеграции идеи автономной воли И. Канта в философские построения митр. Антония (Храповицкого). Цель предполагает решение следующих задач: определение места и значения понятия свободной воли и идеи автономии воли в русской духовно-академической традиции; анализ учения о воле А. Храповицкого; определение характерных особенностей восприятия идеи автономной воли А. Храповицким. Автор обращает внимание на одну из самых значимых этико-теологических проблем духовно-академической философии: свободу воли и ее восприятие в идейный контекст православного теизма. Методология исследования, с учетом особенностей духовно-академической философии, объединяющей философский дискурс и религиозные постулаты, предполагает использование двух подходов: логико-концептуального и историко-критического. Поскольку исследуемая концепция изложена фрагментарно в нескольких трудах, используется метод историко-философской реконструкции. Новизна статьи заключается в обосновании наличия системного влияния практической философии И. Канта на этико-теологические построения А. Храповицкого, которое выразилось в заимствовании метода практической философии в качестве основного принципа осмысления религиозных постулатов. Духовно-академическая среда не отличалась единообразием осмысления этической мотивации, так что противостояние автономии или гетерономии в определении оснований нравственного деяния получали различную оценку. Митр. Антоний (Храповицкий) уже в своей диссертации становится на позицию защиту автономии чистой воли, однако, ее обоснование осуществляет в рамках идейной платформы православного теистического монизма. Особенность подхода А. Храповицкого заключается в том, что акцентирование значимости этического содержания деяния, введение метафизического концепта общечеловеческой воли и осмысление воли в кантианском ключе (как способности следовать принятым в основание максимам) позволили мыслителю представить автономию чистой воли как теономию.
Статья посвящена проблеме социально-гуманитарного анализа феномена техносферы и формирующейся техногенной цивилизации. Техносфера стала объективной реальностью как объективация творческих когнитивных способностей человека («третий мир» по К. Попперу). Этот техномир амбивалентен, привносит в жизнь общества и человека как позитивные, так и негативные моменты. Техносфера, техногенная цивилизация являются объектами рационально-понятийного исследования философии науки и техники, социологии, политологии, культурологии. Художественный взгляд на проблему существования человека-творца в созданном им самим техномире, трансформация экономических, политических, социальных и духовных сфер жизни общества в техногенной цивилизации выражен в чувственно-образной форме прежде всего в научной фантастике.
На основе цивилизационного и геополитического подходов рассматривается будущее развитие российской цивилизации. При этом понимаем цивилизацию как систему самодостаточного социума. На этой основе выделяются отличительные особенности российского социума как государства-цивилизации. Указывается, что основу российской цивилизации составляют аксиологические основания. Сохранение и приумножение исконно российских ценностей является первостепенной задачей современного этапа развития общества. Исследование описанных в науке сценариев развития цивилизаций, показывает их несовместимость с устоявшимися в российском обществе ценностными ориентирами. Поэтому не редко как между цивилизациями, так и в самой цивилизации возникают противоречия, которые даже приводят к антагонизму. Предполагается, что наилучший сценарий развития будущего российской цивилизации связан с созданием и воссозданием ценностных ориентиров принимаемых многонациональным обществом.
Данная статья посвящена рассмотрению разума и морали через призму экзистенциализма, как преодоление уровня сознания в его жизненном цикле с последующим обретением смысла и разрешения вызовов перед которыми он сталкивается в эпоху глобализации.
Цель исследования - выявление инвариантного содержания различных версий и определений ценностей как диалектического единства естественных свойств и искусственных качеств в феноменах культуры, воплощающих в себе творческую сущность человеческой деятельности. Объектом исследования являются ценности как элементы культуры. Предметом исследования являются варианты понимания сущности ценностей в аксиологии. Научная новизна заключается в предъявлении авторской интерпретации сущности ценностей как элементов культуры, представляющих собой продукты человеческой деятельности и в силу этого обстоятельства воплощающих в себе самого человека в той мере, в которой он вкладывает свои физические и духовные силы в то, что он творит. В свих детищах человек как в зеркале видит самого себя и поэтому не может относиться к ним равнодушно: он любит или ненавидит свои творения в зависимости от успеха или неудачи итога своих усилий. В результате сформулировано определение ценностей в рамках антропологического подхода и выявлена типология ценностей в соответствии со структурой социальной системы, включающей в себя такие элементы, как люди, вещи, знаки и институты. Изначальное единство людей и вещей создает ценностное отношение. Именно в силу этого единства человек пристрастен к вещам, а окружающий мир воспринимается им эмоционально. Все внешнее человек переживает как опредмечивание своего внутреннего мира.
В данной статье рассматривается проблема взаимодействия таких категорий, как «мораль» и «право» в структуре правосознания. Проанализировав содержание терминов «правосознание», «мораль» и «право» в контексте их историко-философского развития, авторы статьи исследуют проявления морали в правовом обществе и выявляют принципы соотношения морали и права в процессе формирования правосознания. В статье утверждается, что ценности морали отражаются в создании правовых норм и должны соблюдаться при исполнении существующих законов, хотя и обращается внимание на такое явление, как деформация правосознания, суть которого состоит в негативном отношении. субъекта к морали, принятой в обществе, и ценностям, которые лежат в основе этой морали. Авторы статьи приходят к выводу, что без единства морали и права невозможно формирование правового государства.
Вопрос о вспомогательных репродуктивных технологиях (ВТР) длительное время является достаточно дискуссионным в медицинских, философских и религиозных кругах. Для многих супружеских пар ВРТ являются единственным возможным способом познать радость родительства ввиду того, что зачатие естественным путем не представляется возможным по медицинским показаниям. Однако в обществе бытует мнение, что такой способ рождения человека является неестественным и противоречащим природе человека. Например, для религиозного мира сама суть вспомогательных репродуктивных технологий является разрушительным фактором для тех положений о существовании и происхождении мира и человека, которыми руководствуются современные религиозные конфессии. Положения религиозных учений с каждым днем испытывают наибольшие потрясения, связанные с развитием научно-технического прогресса, биотехнологий и ВРТ особенно. Неоднозначно и научно-этическое отношение к данной проблеме.
В статье подчеркивается, что идеология должна рассматриваться как особое явление духовной жизни. Отмечается, что идеологию правомерно понимать только как политическую идеологию. Подчеркивается, что идеология возникает в период становления индустриального общества и представляет собой попытку рационального (научного) обоснования обществом или отдельными социальными группами своих политических целей и интересов. Доказывается, что неправомерно противопоставлять идеологию и науку, различать идеологию научную и ненаучную, так как идеология и наука представляют собой самостоятельные сферы духовной жизни. Отмечается, что идеологию следует рассматривать как сложную систему, в которую наряду с политические идеями входят также идеологическая деятельность, функционирование идеологических институтов и др. Подчеркивается, что необходимо выделять два уровня идеологии: общенациональную (общественную) идеологию и идеологии различных социальных групп.