В данной статье проводится анализ механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации в Китае; рассматриваются основные направления деятельности акторов партийно-государственной системы. Исследование выполнено с использованием официальных материалов актуальной нормативно-правовой базы Китайской Народной Республики и документов, отражающих характер стратегического планирования.
В традиционной политической культуре Китая существенное значение имеет фокус на необходимости сохранения социальной стабильности и персональной ответственности власти за поддержание приемлемого качества жизни народа. КНР развивает систему управления чрезвычайными ситуациями, опираясь на принципы единого командования, создания резервов, оперативного реагирования и ускоренной координации. Акцент на успехах в преодолении чрезвычайных ситуаций является частью более широкой стратегии управления информацией и поддержания социальной стабильности в стране. На международной арене Китай стремится укрепить имидж ответственной державы, создавая механизм международного сотрудничества по предупреждению стихийных бедствий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Работа посвящена оценке условий функционирования научных библиотек при региональных университетах России и Китая и выявлению перспектив сотрудничества для укрепления их образовательной функции. В ходе исследования обобщен опыт и данные включенного наблюдения авторов за деятельностью крупных университетских библиотек в приграничных регионах двух государств. Приводятся кейсы, характеризующие деятельность библиотек важных региональных вузов - Тихоокеанского государственного университета и Харбинского политехнического университета. Руководствуясь нормативно-правовыми документами и учитывая основные направления межгосударственного взаимодействия, библиотеки региональных вузов реализуют и расширяют свои образовательные возможности в условиях усиливающихся вызовов, к которым можно отнести цифровизацию и изменения в образовательной среде. Образовательная функция университетской библиотеки вбирает в себя просвещение, информационную грамотность, самообразование и индивидуальное обучение, а также коммуникацию субъектов образовательного процесса. Библиотеки региональных вузов становятся не только хранилищами знаний, но и активными участниками образовательного процесса, способствуя развитию межгосударственного взаимодействия и отвечая на современные вызовы. Речь идет о невозможности изолированного развития и наличии высокого интереса к поиску партнеров за рубежом. Партнерство с зарубежными вузами и библиотеками открывает доступ к международным базам данных, электронным журналам и другим ресурсам, которые могут быть недоступны на национальном уровне. Это значительно расширяет образовательные возможности для студентов и преподавателей. Сотрудничество научных библиотек в приграничных районах не только обогащает образовательный процесс, но и способствует развитию регионов.