Статья: ГУМАНИТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье акцентируется внимание на тенденциях постнеклассической науки (гуманитаризация, конвергенция наук, науки и культуры, науки и технологий, интенсификация меж- и трансдисциплинарных исследований, гуманитарная экспертиза процесса и результатов исследований и др.), культурно-научных факторах и содержании трансформаций парадигмы постнеклассической педагогики, гуманитаризации педагогики (включая методологию педагогики), институциализации гуманитарного идеала научно-педагогического познания, формировании постнеклассической (гуманитарной) парадигмы педагогических исследований, сопряженности гуманитаризации образования и гуманитаризации исследований образования, методологических процедурах, в которых наиболее рельефно проявляется субъектность педагога-исследователя, «человеческое измерение» (обоснование и конструирование методологической стратегии, выбор концептуально образующих подходов, конструирование предмета и цели исследования, обоснование авторской педагогической концепции и др.); предлагается авторское определение понятия «методологическая стратегия исследования», утверждается, что методологическая стратегия в контексте конкретного педагогического исследования есть авторская методологическая конструкция, задающая прогностическое видение исследования как целостности, отражающая философско-аксиологическую, методологическую, концептуальную позицию ученого по отношению к человеку, образованию человека, пониманию, исследованию, проектированию образования человека, которая выражается в предмете и цели научно-педагогического познания, приоритетном методологическом инструментарии (подходы, методы, критерии) решения научно-педагогической проблемы. Обосновывается авторский подход к типологии методологических стратегий исследований образования, специфика гуманитарной стратегии постнеклассических педагогических исследований; в связи со сложностью, многомерностью образования, разнотипностью научных задач, которые решаются в контексте конкретных исследований (методологические, аксиологические, дескриптивные теоретические, онтодидактические, конструктивно-технологические, квалитативные и др.), обосновывается целесообразность конструирования «гибридных» стратегий (междисциплинарно-гуманитарной, эко-техно-гуманитарной) постнеклассических исследований образования с доминированием гуманитарной методологической компоненты.
Информация о документе
- Формат документа
- Кол-во страниц
- 1 страница
- Загрузил(а)
- Лицензия
- —
- Доступ
- Всем
- Просмотров
- 2
Информация о статье
- ISSN
- 1813-145X
- Префикс DOI
- 10.20323/1813-145X-2024-4-139-19
- Журнал
- ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
- Год публикации
- 2024