Статья: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕНАТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ: ОБЗОР ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ (2025)

Читать онлайн

Алгоритмы машинного обучения (МО) находят применение во всех сферах жизни человека. Пренатальный скрининг (ПС) не является исключением. Внедрение методов МО для оценки результатов ПС позволит преодолеть проблемы, присущие анализу людьми: снизить субъективность и вариабельность между разными специалистами при чтении медицинских изображений, сократить время исследования, стратифицировать беременных по группам риска с большей достоверностью. Настоящее исследование сконцентрировано на оценке диагностической результативности применения технологий, основанных на применении методов искусственного интеллекта (ИИ), для оценки результатов ПС. Исследование проводилось в соответствии с методологией обзора предметного поля. По результатам поиска в базах PubMed и eLibrary идентифицировано 27 релевантных работ. Все включенные работы продемонстрировали положительный потенциал методов ИИ для обнаружения, классификации или прогнозирования рисков развития врожденных аномалий (ВА). При интерпретации медицинских изображений МО позволяет сократить время диагностики, повысить ее качество, обеспечить возможность проведения данного варианта диагностики в удаленных и труднодоступных районах или в условиях кадрового дефицита, сохраняя при этом достаточную чувствительность и специфичность вне зависимости от квалификации врача. Алгоритмы на основе метаболомного анализа обладают преимуществами в точности и эффективности прогнозирования хромосомных аномалий. Системы поддержки принятия врачебных решений позволяют улучшить прогнозирование развития ВА в первом триместре беременности как с точки зрения точности скрининга, так и с точки зрения снижения стоимости программы скрининга.

Тем не менее текущие эмпирически подтверждённые знания в основном получены при внедрении систем ИИ с низкой автономностью действий, и авторы большинства включенных в анализ исследований описывают ряд ограничений, которые необходимо учитывать при внедрении подобных решений.

Ключевые фразы: врожденные аномалии, искусственный интеллект, машинное обучение, пренатальная диа- гностика, пренатальный скрининг, обзор предметного поля
Автор (ы): Спирин Иван Александрович, Усынина Анна Александровна, Постоев Виталий Александрович, МИРОНОВ Д.С.
Журнал: ВРАЧ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Машиностроение
УДК
61. Медицина. Охрана здоровья. Пожарное дело
Для цитирования:
СПИРИН И. А., УСЫНИНА А. А., ПОСТОЕВ В. А., МИРОНОВ Д.С. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕНАТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ: ОБЗОР ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ // ВРАЧ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. 2025. № 3
Текстовый фрагмент статьи