В истории русского национального профессионального театра есть несколько особо важных моментов, повлиявших на его формирование, – и среди них, несомненно, постановки двух первых «русских» опер, либретто которых создал драматург А. П. Сумароков. Премьера оперы «Цефал и Прокрис», представленная 27 февраля 1755 г., оказалась триумфальной и во многом способствовавшей официальному учреждению (в 1756 г.) русского профессионального государственного театра1.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
У второй «русской» оперы Сумарокова – «Альцесты» – такой же громкой премьеры не случилось, но постановка ее имела интересную сценическую историю, также повлиявшую на дальнейшую судьбу русского театра. Она, на наш взгляд, изучена и описана совсем недостаточно и таит ряд загадок.
Список литературы
1. Старикова Л.М. О Сумарокове время замолвить нам слово // Современная драматургия. 2019. № 3. С. 251-255.
2. ТЖ. 1. С. 15-30, 136-333.
Феррацци М. Комедия дель арте и ее исполнители при дворе Анны Иоанновны 1731-1738. М.: Наука, 2008. EDN: QTSCLD
3. ТЖ. 2/1. С. 53-455.
ТЖ. 3/1. С. 33-575.
4. Старикова Л.М. Русский театр петровского времени, Комедиальная храмина и домашние комедии царевны Натальи Алексеевны // ПКНО за 1990 год. М.: Наука, 1992. С. 137-156. EDN: VQEHTR
5. ТЖ. 1. С. 32-55.
6. Там же. С. 381.
7. Там же. С. 392-394.
8. Там же. С. 392-394.
9. Из “Придворного журнала” (РГАДА. Ф. Госархив. Разряд II. Оп. 1. Д. 60. Опубл., см.: ТЖ. 2/2. С. 520).
10. РГАДА. Ф. Госархив. Разряд XIV. Оп. 1. Д. 21. Ч. I. Л. 38. Ч. II. Л. 26. Ч. IV. Л. 16, 16об. Ч. V. Л. 14об. Публикуется впервые.
11. Там же. Часть VI. Л. 86.
12. Камер-фурьерский журнал, 1746, № 45. С. 93.
13. РГИА. Ф. 468. Оп. 36. Д. 88. Л. 43об. Опубл., см.: ТЖ. 2/1. С. 779.
14. Камер-фурьерский журнал, 1750, № 48. С. 146. Опубл., см.: ТЖ. 2/1. С. 779.
15. ТЖ. 2/1. С. 807.
16. ГЦТМ. РО. Ф. 56. № 196676. Опубл., см.: ТЖ. 3/2. С. 621.
17. ТЖ. 3/2. С.635.
18. Ф.Г. Волков и русский театр его времени. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. С. 89-90.
ТЖ. 3/2. С. 637-638.
19. ТЖ. 3/2. С. 27, 588.
20. Ф.Г. Волков… С. 94.
ТЖ. 3/2. С. 641.
21. ТЖ. 3/1. С. 56.
22. ТЖ. 3/2. С. 639.
23. Там же. С. 641.
24. Ф.Г. Волков … С. 96. № 44.
ТЖ. 3/2. С. 642.
25. ТЖ. 3/1. С. 100.
26. ГЦТМ. КП 311530/187. РК 11547.
27. ТЖ. 3/1. С. 118.
28. Ф.Г. Волков… С. 105-106. № 55.
ТЖ. 3/2. С. 645.
29. ТЖ. 3/1. С. 377. № 987.
С.846.
30. Там же. С. 403-404. № 1016.
31. Там же. С. 770. № 1489.
32. СПб. Ведомости, 1750, № 99. С. 779. Опубл., см.: ТЖ. 2/1. С. 175.
33. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л.: Тритон, 1935. С. 91.
34. СПб. Ведомости. 1750, № 99. С. 779. Опубл., см.: ТЖ. 2/1. С. 175.
35. ТЖ. 3/2. С. 223.
36. Письма русских писателей XVIII века. Л.: Наука, 1980. С. 73. № 9.
37. Запись в Журнале церемониальных дел за 1758 г.: “Февраль 23-го, в понедельник репетиция означенной оперы” (РГИА. Ф. 473. Оп. 1. Д. 12. Л. 4.).
38. Письма русских писателей. С. 74. № 10.
39. Камер-фурьерский журнал, 1758, № 56. С. 77. Опубл., см.: ТЖ. 3/2. С. 193. № 583/в.
40. РГИА. Ф. 439. Оп. 1. Д. 13. Л. 49. Опубл., см.: ТЖ. 3/1. С. 479.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей – особенная организация. Ее функции отнюдь не исчерпываются книжным хранением. Фонд формируют не только книги и периодические издания, но и личные архивы людей искусства. Среди них встречаются как имена первого ряда, так и другие – пусть они менее значительны, однако их собрания также представляют большой интерес для исследователей. Один из таких дарителей, передавший в ЦНБ в буквальном смысле труд своей жизни, – художник Николай Глинский. Долгие годы собирал он свою «Историю костюма, предметов быта и оружия», с которой сегодня может ознакомиться заинтересованный специалист.
Сергей Николаевич Дурылин (1886–1954) – этнограф, археолог и педагог, литературовед, искусствовед и театровед, прозаик и стихотворец, автор удивительных по силе высказывания мемуаров.
Появление актера в спектакле театра Но – это своего рода небольшой сценический ритуал, который всегда сопровождается одними и теми же каноническими действиями: под музыкальное сопровождение, на длинных шестах рабочие (помощники) сцены приподнимают агемаку (пятицветный легкий занавес), и из полумрака макугути (выход из зеркальной комнаты кагами-но ма) перед зрителями появляется актер.
В ХХ в. историко-бытовой танец получил широкое применение в сценической практике. С одной стороны, он оказался необыкновенно ценен как выразительное средство сценического балетного искусства; с другой – обрел методику и научную базу, на его основе создавались учебные композиции, воспроизводились в балетном зале реальные старинные танцы.
В зарубежном архиве композитора есть телеграмма, которая до сих пор не привлекла внимания его биографов: «Л[е]Н[ин]Г[рад] АСТОРИЯ СЕРГЕЮ ПРОКОФЬЕВУ СТАТЬЯ ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОРУ НАХОДИТСЯ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОМ ТОМЕ СТРАНИЦА 197 ТОЧКА ПЕРЕПЕЧАТАВ МАШИНКЕ ВЫШЛЮ ВАШ ПАРИЖСКИЙ АДРЕС ДРУЖЕСКИЙ ПРИВЕТ = ЗИНАИДА РАЙХ»1
В издательстве «Навона» скоро выйдет книга «“Братья Карамазовы” на сцене МХТ», подготовленная научно-исследовательским сектором Школы-студии МХАТ.
Лопе де Вега придал совершенную форму тому, что он называл «новой комедией»; иначе говоря, утвердил модель драматургии, которой, при всех значительных вариантах, будут в течение более ста лет следовать все пишущие для сцены. Эта модель создавалась художником, так хорошо чувствовавшим особенности игры на подмостках, что ему удалось многое определить в этой игре. При этом он понимал, что может способствовать раскрытию творческой природы актеров, имеющей, однако, свои собственные законы. Актерское искусство развивалось под влиянием Лопе де Веги – и в собственном фарватере. На творчество актеров влияло многое – в том числе та жизнь, которую они вели.
Лопе де Вега придал совершенную форму тому, что он называл «новой комедией»; иначе говоря, утвердил модель драматургии, которой, при всех значительных вариантах, будут в течение более ста лет следовать все пишущие для сцены. Эта модель создавалась художником, так хорошо чувствовавшим особенности игры на подмостках, что ему удалось многое определить в этой игре. При этом он понимал, что может способствовать раскрытию творческой природы актеров, имеющей, однако, свои собственные законы. Актерское искусство развивалось под влиянием Лопе де Веги – и в собственном фарватере. На творчество актеров влияло многое – в том числе та жизнь, которую они вели.
Рецензия на книгу: Старикова Л. М. Театральная жизнь России. Документальная хроника. 1730-1761. В 3 т. (5 кн.). М. 1996-2023. Автор обращает внимание на тот - без преувеличения - театроведческий подвиг, который совершает в своих исследованиях Людмила Старикова, публикуя и анализируя документы истории отечественного театра XVIII в. Новизна ее подхода - в том, что она ввела в научный оборот не только традиционно относящиеся к «комедиальным делам» материалы, но и те, которые косвенно позволяют представить, описать и реконструировать театральные события. Одним из замечательных открытий исследователя стало выяснение многих считавшихся навсегда утраченными и неизвестными фактов биографий российских и иностранных актеров и других обстоятельств, до Стариковой во многом остававшихся своеобразной terra incognita, а также новый подход к анализу принятых в театроведении суждений, которые прежде базировались, как выясняется, на недостоверных источниках. Л. М. Старикова воссоздает масштабную, в деталях отдокументированную картину деятельности российского театра во всей полноте и объеме его проявлений. Автор статьи, рецензируя книгу, рассматривает ее в широком контексте традиции театропонимания в России и театроведческой науки. И приходит к заключению: начатая несколько десятилетий назад и успешно завершенная сегодня титаническая работа театроведа-исследователя представляет собой неоценимый вклад в нашу науку о театре, в историю отечественной сцены великой эпохи двух российских цариц, способствовавших формированию и становлению профессионального сценического искусства нашего государства.
Статья посвящена девятому выпуску «Мнемозины» (Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 9. Редактор-составитель В. В. Иванов. «Артист. Режиссер. Театр». Москва. 2024). Однако это не просто рецензия на книгу в привычном понимании, а скорее диалог автора с ее героями - Алисой Коонен, Наумом Берковским, Натальей Крымовой, Борисом Зингерманом и др., а также с самим временем - с XX в. и театром, который он подарил. Статья - своего рода мемуары, вызванные к жизни опубликованными в книге письмами, а кроме того - анализ сказанного в них в контексте отечественной культуры и жизни как таковой. Внимание уделяется и вопросу о значении публикации документов.
Статья посвящена восьмому выпуску «Мнемозины» (Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Выпуск 8. Редактор-составитель В. В. Иванов. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2023.). Номер представляет главным образом не объекты или факты театральной истории - на первый план здесь выходят ее субъекты, иными словами, личности, так или иначе связанные с отечественным театром первой половины ХХ в. Частично это личности второго или третьего плана, так и не задержавшиеся в большой истории театра, не имевшие великих свершений. Тем интереснее описываемый ими мир. В выпуске есть архивные материалы, много лет пролежавшие в ожидании пристального взгляда исследователя, как, например, письма Е. В. Шик-Елагиной к П. А. Маркову или дневники И. М. Кудрявцева. А есть и захватывающие, тянущие на роман-фикшн сюжеты о том, как переписка семьи Чеховых и семьи Бонер по воле случая оказалась в руках финского театроведа Лийсы Бюклинг. В целом альманах представляет собой полифонию голосов, являющих субъективные взгляды на события театральной и просто истории. Также интересен альманах с точки зрения социальной и культурной антропологии: здесь представлен широчайший спектр субъективных реакций на исторические, бытовые, этические и эстетические факторы.
В 1978 г. в Сирии был основан Высший институт театрального искусства. Студенты обучались у профессиональных педагогов, выпускников европейских и советских театральных школ, владевших системой Станиславского. Одним из выпускников, а затем педагогом Высшего института театрального искусства Дамаска является и автор настоящей работы.
«Загадочные вариации» написаны Эриком Эмманюэлем Шмиттом специально для бенефиса Алена Делона. Пьеса быстро привлекла внимание российских режиссеров и начала множиться в зеркале сценических интерпретаций. В 1999 г. «Загадочные вариации» появились на сцене Театра им. Маяковского в постановке Елены Невежиной. Еще одна версия принадлежит Алексею Серову и БДТ им. Г. А. Товстоногова. Затем – Молодежный театр на Фонтанке (режиссер Дарья Камошина) и ТЮЗ (под названием «Вариации тайны», режиссер Кама Гинкас). Но самой философичной и многослойной остается версия, созданная «вахтанговцами».
В июне 2024 г. первая и единственная мастерская Юрия Бутусова в ГИТИСе завершилась: студенты получили дипломы и отправились в самостоятельную жизнь. Репутация одного из самых цельных и ярких курсов, обусловленная заслуженным зрительским ажиотажем на показах в 39-й аудитории, подтвердилась гастролями в Санкт-Петербург и двумя выпускными постановками, вошедшими в репертуар профессиональных площадок.
Премьера музыкальной мистерии «Полифония мира» состоялась в мае 2001 г. на сцене Академического театра им. Евгения Вахтангова и стала крупным событием III Всемирной театральной Олимпиады в Москве. Автор идеи и композитор Александр Бакши, режиссер Кама Гинкас, художник Сергей Бархин, солист Гидон Кремер.
В первые два десятилетия XXI в. Москва постепенно становилась одной из общепризнанных театральных столиц. Лучшие режиссеры из России и самых разных стран ставили спектакли в московских театрах; практики, продюсеры, фестивальные отборщики съезжались на шоукейсы и форумы. В этом беспрерывном круглогодичном параде стилей, жанров, художественных и идеологических направлений, среди фестивалей, премьер, гастролей, лабораторий и т. д., визиты в Москву британского драматурга, актера и режиссера Тима Крауча остались, прямо скажем, малозамеченными. С одной стороны, неудивительно, а с другой – не вполне справедливо.
Польский театральный режиссер, недавно перешагнувший 80-летний рубеж, но остающийся, как в молодости, нонконформистом, Кристиан Люпа никогда не видел себя интерпретатором драматических текстов. На протяжении почти полувека театр для него – инструмент очередного, все более углубленного исследования. Недаром почти каждый из его ранних спектаклей сопровождался выпуском манифеста: о театре импровизации, театре протяженности, зависшем театре или настойчивом театре, лаборатории трансформации и т. д.
Владимирский академический областной театр драмы, вопреки сложившимся обстоятельствам (его здание не первый год находится на ремонте, поэтому спектакли играют на других площадках), продолжает активную фестивальную деятельность. К двум смотрам («У Золотых ворот» и «Территории единения») в 2024 г. прибавился еще один – «Княгиня Ольга».
Любой театр, имеющий национальную культуру, формирует и развивает ту или иную традицию. Традицию можно декларировать, но от этого она не станет воплощать художественное содержание произведения. Общий уровень культуры всегда напрямую связан с использованием традиций.
Рецепт режиссерского успеха может звучать так: как ты относишься к своим героям, так отнесется зритель к твоему спектаклю. Когда на рубеже 1990–2000-х гг. Дмитрий Белов только начинал постановками опер в Саратовском театре оперы и балета, он умел заглушать избранный им же постмодернистский говор «режиссерской оперы» правдивым драматизмом. Постановщик выводил душевные переживания героев на передний план внешне радикальных, эпатировавших публику спектаклей: чрезмерно фантазируя на сцене, он не переставал слышать музыку, откликался на сюжет произведения и всерьез принимал то, что хотел сказать автор.
История спектакля «Сашашишин», выпущенного в прошедшем сезоне Гариком (Игорем) Сукачевым на основной сцене «Современника», началась еще при жизни Галины Волчек и разворачивалась достаточно драматично. Сложносочиненный роман Александры Николаенко «Убить Бобрыкина, или История одного убийства» представить воплощенным на сцене мог только очень отважный человек.
Но шумная и яростная «Анархия» в режиссуре Сукачева давала основания доверять его вкусу. Через четыре года после смерти Галины Борисовны в театре на Чистых прудах сыграли премьеру, которую постановщик посвятил памяти легендарного художественного руководителя.
В апреле на сцене МТЮЗа состоялась премьера «Собачьего сердца» Антона Федорова по булгаковской повести. В спектакле нет дидактики и морализаторства, нет сатиры на большевизм или либералов. Вместо этого – неподдельная горечь, абсурдистская постирония и искреннее сострадание ко всем «человекам».
Валерий Фокин поставил спектакль «Мейерхольд. Чужой театр». Премьеру приурочили к сто пятидесятому дню рождения Мастера. Отправной точкой действа стало последнее общее собрание работников ГосТИМа, на котором обсуждалась печально знаменитая статья П. М. Керженцева в газете «Правда», объявившая театр Мейерхольда чужим для советского народа. Спектакль, однако, не инсценирует стенограмму собрания – документ служит лишь рамкой (пусть и вполне объемной) к выраженному в сценических картинах размышлению о судьбе Мастера.
Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 г. 150 лет спустя февральские дни в петербургской Александринке, где он работал, были посвящены ему.
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/