Статья посвящена вопросам самоидентификации Российской Федерации в современных условиях построения многополярного мира как выражении противостояния унифицирующим процессам глобализации, подгоняющим модернизацию в странах мирового сообщества под западные «эталонные» стандарты. Данные геополитические контртенденции происходят в контексте процессов развития информационного общества и становления креативных индустрий, причем последние, подобно глобализации, способствуют появлению мультикультурной идентичности, приводящей к утрате идентичности национальной. В сложившихся условиях культурное наследие народов РФ предстает основой самоидентификации России в эпоху креативных индустрий
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Актуальность темы исследования. Концепция креативных индустрий получила институциональное оформление в 1997 году в Великобритании. Английский парламент, возглавляемый лейбористом Т. Блэром, в рамках Департамента культуры, медиа и спорта создал Комитет по творческим индустриям, который в 1998 году разработал документ, содержащий инструменты по определению экономического потенциала креативных индустрий как динамично развивающейся отрасли этой страны. Речь идет о пакете документов по картированию, в котором были представлены перспективные цели английской культурной и экономической политики и сформулировано определение креативных индустрий, впоследствии востребованное большинством стран при выстраивании стратегий своего развития. Так что технология картирования и связанные с ней процессы продвижения креативных кластеров, репрезентирующих собой уникальную региональную идентичность, – это весьма успешный английский «экспортный продукт» [1. C. 67], в немалой мере способствующий тому, что 2021 год был объявлен ООН годом Международной креативной экономики, и феномен креативных индустрий в данном случае обрел сугубо экономическую «прописку»
Список литературы
1. Wang J. Brand new China: advertising, media and commercial culture. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2008. 411p.
2. Паксютов Г.Д. Экономическое значение японской “индустрии контента” // Японские исследования. 2019. № 1. С. 51-71. EDN: ZCWHWX
3. Creative Industries Mapping Document. URL: https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-1998 (дата обращения: 24.09.2023).
4. Хестанов Р. Креативные индустрии - модели развития // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 173-196. EDN: MGTPTN
5. Атлас креативных кластеров РФ. URL: https://urban.ranepa.ru/spetsialnaya-literatura/ kreativnaya-ekonomika-kreativnye-industrii-i-klastery/atlas-kreativnykh-klasterov-rossiyskoy-federatsii/(дата обращения: 24.09.2023).
6. Творческие (креативные) индустрии: справочник. URL: https://ngo27.ru/ru/library/izba-chitalnya/tvorcheskie-kreativnye-industrii-spravochnik/(дата обращения: 24.09.2023).
7. Павлова О.А. “Мягкая сила” культуры как манипулятивная коммуникация: опыт интерпретации концепции Д. Ная // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки, культурология, политические науки. 2023. № 1. С. 104-107. EDN: JRCPYE
8. Павлова О.А. Социально-культурная деятельность за рубежом. Краснодар: КГИК, 2021. 107 с. EDN: WYYLFU
9. Умничание и расистский бред Жозепа Бореля. URL: https://www.vesti.ru/article/2993621 (дата обращения: 20.09.2023).
10. Павлова О.А. Организация социально-культурной деятельности в Китае как реализация модели устойчивого развития и внешнеполитических стратегий страны // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. Часть 1. С. 284-297. EDN: DHLCCP
11. Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 20.09.2023).
12. Креативные индустрии. Современные тренды развития регионов / Аналитический вестник Совета Федерации. 2020. № 13 (756). URL: http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/121689/ (дата обращения: 23.09.2023).
13. Мамут Л.С. Самоидентификация государства // Государство и право. 2012. № 7. С. 92-95. EDN: PCGENJ
14. Топорова Е.А. Национальная идентичности как компонент имиджа страны // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 4. С. 219-230. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-identichnost-kak-komponent-imidzha-strany/viewer (дата обращения: 25.09.2023). EDN: NCETLP
15. Швецова А.В. Национальная идентичность как социокультурный феномен // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 6. С. 653-661. EDN: ZXKUXX
16. Аstafyeva О. Instability of Cultural Identity in the Modern World and Its Projections in Creative Industries // The 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. SGEM 2017. Book 2. Ancient Science. Vol. 2. Sofia: STEF92 Technology Ltd., 2017. C. 25-31. EDN: OKYEYZ
17. О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 25.09.2023).
18. Криволап А.Д. Креативные индустрии как “дрожжи” для брожения культурной идентичности // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 49- 57. EDN: YPEAIN
19. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом “Классика-ХХI”, 2007. 421 с.
20. Путин: Из России уехали 160-170 деятелей культуры. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6210967 (дата обращения: 26.09.2023).
21. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: Алгоритм, 2003. 558с. EDN: QOSMQN
22. Павлова О.А. Русская литературная утопия 1900-1920-х гг. в контексте отечественной культуры. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. 696 с. EDN: QSGDLP
23. Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 “Об утверждении Основ государственной культурной политики”. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 27.09.2023).
24. Указ Президента от 21.07.2020 года № 474 “О национальных целях развития РФ на период до 2030 года”. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 27.09.2023).
25. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2021 г. № 2613-р. URL: http://government.ru/docs/all/136723/ (дата обращения: 27.09.2023).
26. Распоряжение Правительства РФ № 2290-p от 17.08.2022 г. URL: http://government.ru/docs/46294/ (дата обращения: 27.09.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Туцзя относится к малым народностям Китая. Это трудолюбивый народ, живущий в сложных климатических и природно-географических условиях. К ремесленному и эстетическому наследию этого народа относится производство парчи ксиланкапу. Этот вид деятельности интегрирует в себе ремесло и искусство, что позволяет получать высококачественные, красивые натуральные изделия, обладающие высокими экологическими качествами. Поддержка и возрождение этой технологии и искусства чрезвычайно актуальны в настоящее время
В статье на основе анализа документов и сохранившихся произведений рассматривается творчество художника А. М. Леонтовского, работавшего и умершего в г. Таганроге в начале ХХ века. Из фондов российских музеев выделены портреты членов российской императорской семьи его кисти. Научная новизна настоящего исследования состоит во введении в искусствоведение фактических данных о биографии художника, а также в обобщении и анализе части его живописного наследия. Предмет исследования – стилистические и пластические характеристики полотен. Соответственно, его методы включают исторический, а также иконографический и системный анализ произведений мастера. В результате настоящего анализа выявлены стилистические и композиционные особенности портретов членов императорской семьи, выполненных А. М. Леонтовским
Статья посвящена проблеме обретения ценностной парадигмы миропонимания в процессе формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей. Аксиологический аспект непосредственно связан с развитием художественной культуры обучающегося как интегрального качества, определяющего способ его освоения духовных ценностей в профессиональной деятельности. Умение создавать собственную грамотную, стилистически обоснованную и конструктивно осознанную интерпретацию произведения является критерием сформированности личностно-ценностной мировоззренческой позиции концертного исполнителя
Предметом исследования стала опера «Дикая земля» талантливого китайского композитора Цзинь Сяна. Методом исследования явился целостный анализ оперы, направленный на рассмотрение ее образно-смыслового содержания, музыкальной драматургии и стиля. Новизна исследования состоит в анализе художественной концепции оперы в контексте проблемы развития традиций национальной музыкальной драмы в условиях современных методов композиции. Цзинь Сян обогатил стиль традиционной китайской оперы достижениями западной музыкальной культуры, создав свой неповторимый композиторский язык
Статья посвящена проблеме изучения современных методик аранжировки произведений для эстрадно-джазового вокального ансамбля a cappella. Исследование сконцентрировано на освещении вопросов, касающихся формирования авторской методики создания вокально-ансамблевой партитуры a cappella в опоре на специфические для стилей и направлений джазового искусства языковые компоненты. Комплексный подход к анализу музыкального материала дал возможность обозначить стилевые особенности современных вокальных аранжировок, определив тем самым новизну и своеобразие резюмирующих выводов
Статья посвящена рассмотрению импровизации как основной константы современного джазового искусства. Обосновывается необходимость изучения феномена импровизации в контексте исторической динамики развития джазовых стилей. Изменение функций тематического и импровизационного материала в джазовом исполнительстве второй половины XX – начала XXI в. свидетельствует о трансформации взглядов и художественных представлений профессиональной джазовой среды. Компаративистский элемент исследования базируется на анализе разноплановых интерпретаций темы Дж. Гершвина «Summertime» и демонстрирует процесс эволюции джазовой композиции
Программность, пронизывающая все творчество Н. К. Метнера, особенно ярко проявилась в жанре сказки. В статье предлагается разделение сказок на группы по определенным образно-жанровым характеристикам. Рассматриваются принципы раскрытия названий и эпиграфов в музыкальном воплощении пьес. Анализируются средства музыкальный выразительности, свойственные той или иной группе сказок. Приводятся примеры приемов композиторской техники, воплощающих программный замысел Н. К. Метнера.
В статье впервые дается стилистическая характеристика творчества крымскотатарского композитора и исполнителя Рефата Ибадлаева. Особое внимание удел ено музыкально-выразительным компонентам, раскрывающим фольклорную основу его произведений. В статье выявлена жанровая специфика творчества композитора, отмечены типичные для его композиторского метода приемы: вариантность, импровизационность. Аналитический материал сопровождается нотными примерами. Современные гармонические и ладоинтонационные средства и композиционные приемы позволили автору выявить новые качества фольклорного материала
Статья посвящена проблеме профильной подготовки современного специалиста в области музееологии в условиях развития культурных индустрий и цифровой трансформации современной массовой культуры и искусства. Происходящие в современных музеях кардинальные изменения, нарастание коллаборативных взаимодействий в условиях многоканального финансирования с арт-бизнесом и культурным туризмом, доминирующим в современной туристской индустрии, требуют развития новых профессиональных компетенций, проектного системного видения и мышления, цифровой культуры
В статье на примере солонки, созданной к коронации Александра II, рассматриваются различные аспекты подготовки комплектов для традиционной церемонии поднесения хлеба-соли монаршим особам, а также представлена история бытования такого рода вещей. Введение в научный оборот музейного экспоната, наряду с установлением имени создавшего его мастера, обогащают информацию по истории серебряного дела в Российской империи, расширяя представление о разнообразии форм и художественного оформления подносных предметов
В статье, на основании впервые вводимых в научный оборот источников из фондов Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Саки, Музея краеведения и истории грязелечения города Саки, рассматривается вклад Анны Федоровны Косовской (1917–2000) в развитие МБУ «Музей краеведения и истории грязелечения» г. Саки как института культуры и субъекта социокультурной деятельности. Огромный вклад в становление и развитие музея внесла А. Ф. Косовская, возглавлявшая его в 1955–1993 гг., и долгие годы – на общественных началах. Более 30 лет А. Ф. Косовская также работала экскурсоводом по Крыму, разрабатывала различные экскурсионно-туристические маршруты, являлась председателем общества по охране памятников г. Саки. Она активно пополняла фонды Музея краеведения и истории грязелечения уникальными экспонатами, принимала участие в экспозиционно-выставочной работе и популяризации краеведческих и культуроведческих знаний. В статье акцентируется внимание на усилиях А. Ф. Косовской по превращению Западного Крыма (Евпатория, Саки, пгт. Черноморское) в единое культурное пространство, музейный кластер, с целью создания развитой системы взаимодействий и коммуникаций между различными субъектами культуры ради эффективного сотрудничества в деле культурного, экономического и социального развития полуострова
Предмет исследования – отношение адыгской молодежи к ценностям традиционной этнокультуры в повседневной жизни. Научная новизна обусловлена комплексом общенаучных и специальных методов, включая культурол огическую атрибуцию и контент-анализ, который позволил рассмотреть предмет исследования как ресурс формирования общероссийской гражданской ид ентичности. Полученные результаты свидетельствуют, что традиционные ценности населяющих Россию народов являются важным фактором и социокультурным основанием развития общероссийской гражданской идентичности
Подробный разбор памятника пионерам-героям, установленного в Таврическом саду в Ленинграде в 1962 году, и других проектов, конкурировавших с этой работой, дает возможность увидеть, какие изменения произошли в советском монументальном искусстве в связи с послаблениями в культурной политике во второй половине 1950-х гг., как изменилось отношение к теме Великой Отечественной войны. Провозглашенный на Всесоюзном съезде советских художников в 1957 году более широкий взгляд на то, что такое социалистический реализм, принес свои плоды уже на первом туре конкурса на памятник пионерам-героям, прошедшего в том же году
В настоящей статье проанализирована динамика и выявлены особенности трансформаций феномена контрнауки в медиакультурном пространстве современного общества. Проведен дискурс-анализ существующей научной литературы по проблематике и нарративный анализ некоторых контрнаучных медиапродуктов. Сделан вывод о высокой адаптивности феномена контрнауки к изменяющимся социально-политическим и технологическим условиям, об опасности ее распространения в масс-медиа и о необходимости принятия действий для купирования ее дальнейшей экспансии в медиакультуре
В статье рассматривается проблема соотношения смысловых и знаковых функций в культуре, начиная со времен романтизма. Ставится вопрос о том, что изменение форм феноменов понимания может повлечь за собой искажения, приводящие к возникновению негативных тенденций в смыслообразующих структурах культурного поля, а также влияющие на гомеостазис культуры в целом. Основным вопросом статьи выступает вопрос о динамике смысловых конструктов, из которых складывается предметная и интеллектуальная области сознания человека культуры
В статье на основе обширной эмпирической базы рассматриваются вопросы художественной интерпретации образа города в живописных и графических произведениях краснодарских художников. Из всего многообразия типов репрезентируемых в изобразительном искусстве пространств выделяются локальные камерные, чаще всего анонимные пространства, формирующие камерный портрет города с его особой ментальной характеристикой, идентичностью. На основе искусствоведческого подхода с позиций семиотики визуального текста анализируются изображения знаково-символических объектов, их фрагментов и элементов городских пространств в произведениях краснодарских художников разных поколений, школ, выявляются их образно-пластические характеристики, уровни символизации текста
В настоящее время сбережение, изучение и популяризация уникального культурного наследия России имеет чрезвычайно важное значение. В условиях стремительно меняющегося мира именно культура определяет цивилизационную идентичность страны, формирует ее восприятие другими народами. Для того, чтобы занимать достойное место в эпоху формирующегося многополярного мира, духовный образ России должен вызывать чувство доверия, уважения к ее национальным интересам.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/