В статье предпринят анализ концептуальных подходов к проблеме социокультурной идентичности российской цивилизации в современном отечественном научном дискурсе. По способу решения этой проблемы установлено пять основных подходов: моноредукционистский подход, модель диады, антиномично-дуальный подход, модель триады и полиэлементный подход. Дана характеристика эвристических возможностей и ограничений каждого из подходов на примере их отдельных представителей. Обосновано, что социкультурный код российской цивилизации включает в себя три интегральных инварианта: державность, духовность, соборность.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Актуальность темы исследования. Российская цивилизация, исторически находясь в геополитическом и культурном медианном положении между цивилизациями Запада и Востока, вынуждена постоянно испытывать на прочность свою социокультурную самобытность и бороться за ее сохранение. Утрата российской цивилизационной и национальной идентичности означала бы исчезновение со сцены мировой истории самобытной российской цивилизации, русского народа и российского государства. В условиях современного острого противостояния России с Западом в контексте общей глобальной трансформации всего мирового порядка самосознание российским обществом собственной социокультурной идентичности становится одной из приоритетных задач. Только поняв кто мы, мы можем проложить спасительный путь в будущее. «Вопрос о цивилизационной самобытности России начинает превращаться в угрозу ее историческому существованию и праву на национальногосударственное бытие»
Список литературы
1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 2. Теория и методология. Словарь. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=686133 (дата обращения: 21.03.2024).
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.: Изд-во “Известия”, 2003. 607 с.
3. Дробижева Л.М. Консолидирующая идентичность в общероссийском, региональном и этническом измерениях // Перспективы. 2018. №3(15). С. 6-21.
4. Козин Н.Г. Россия. Что это?: В поисках идентификационных сущностей. М.: Академический проект, 2012. 527 с. EDN: QPXEBZ
5. Кондаков И.В. Цивилизационная идентичность России: сущность, структура и механизмы // Вопросы социальной теории. 2010. Т. IV. С. 282-304. EDN: NQXEOJ
6. Левичева В.Ф., Диманс С.Л. Социальная идентичность как результат неформальных взаимодействий “свой / чужой” // Вестник РГГУ. Серия “Философия. Социология. Искусствоведение”. 2023. № 2. С. 73-83. EDN: KZTXND
7. Мельникова Л.В. Трансформации российской культурной идентичности: дис… канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2012. 177 с.
8. Никонов В.А. Российская матрица // Современная Европа. 2015. № 2(62). С. 9-19. EDN: TUHBOD
9. Платонов О.А. Русская цивилизация: понятие, возраст, духовные параметры // Русская цивилизация и церковность: сб. статей. М.: Институт мировой литературы РАН, 1994. С. 54-62.
10. Платонов О.А. Русская цивилизация. История и идеология русского народа. М.: Алгоритм, 2010. 944 с. EDN: QPQETT
11. Поломошнов А.Ф. Россия в культурно-историческом пространстве (Н. Данилевский и В. Соловьёв). Ростов н/Д.: ИРУ, 2007. 288 с. EDN: QWYDNB
12. Свиридкина Е.В. Справедливость как ценность в культурно-цивилизационном коде России // Культурное наследие России. 2018. № 2. С. 35-41. EDN: ZCTRDF
13. Титов В.В. Символическое пространство российской идентичности: ретроспективное измерение // АНИ: экономика и управление. 2020. № 3(32). С.58-60. EDN: DJAQCN
14. Туев В.А. Истоки российской цивилизации // Человек. Социум. Развитие: сб. научн. трудов. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2014. С. 147-152. EDN: ZVSMRV
15. Уваров С.С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения. 1833 г. // Река времен: книга истории и культуры. М.: Эллис Лак, тов-во “Река времен”, 1995. С. 70-72.
16. Холодковский К.Г. Российская идентичность: исторический путь // Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / отв. ред. И.С. Семененко. М.: Изд-во “Весь мир”, 2017. С.156-160. EDN: NVLOJJ
17. Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 1024 с. EDN: RAYUXP
18. Чупина Г.А., Шерпаев В.И. Цивилизационная идентичность России: проблема культурно-генетического кода // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2015. № 4. С. 5-18. EDN: UKQOFJ
19. Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл российской цивилизации. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 624 с. EDN: QOSYBV
20. Шнирельман В.А. “Несовместимость культур”: от научных концепций и школьного образования до реальной политики // Русский национализм: идеология и настроение. М.: Сова, 2006. С. 190-193. EDN: SBATER
21. Яковенко И.Г. Познание России: цивилизационный анализ. М.: Изд-во “Знание”, 2017. 642 с. EDN: ZMHOKV
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются функционально-смысловые аспекты музыкальной культуры. Систематизация теоретических и эмпирических материалов продемонстрировала возможности структурно-функционального подхода в вопросе анализа социального функционирования музыкальной культуры, а семиотического подхода – в выявлении ее смыслового наполнения. Взаимодействие структурно-функционального и семиотического подходов позволило исследовать содержательные аспекты музыкальной культуры в парадигме выполняемых ею функций, значимых для конкретной социальной группы
В статье рассматривается специфика воплощения героико-патриотической темы в китайской опере «Дочь партии». Акцентируется внимание на том, что этот жанр, считающийся высшей формой всеобъемлющего театрального искусства, в Китае сформировался благодаря интеграции элементов различных национальных культур, в числе которых – синтез принципов вокального звукоизвлечения belcanto и технологии исполнения, свойственные традиционному певческому искусству. Китайская опера – жанр, порожденный взаимодействием восточной и западной музыкальных культур XX века, в художественной концепции которого, как правило, отражаются важнейшие тенденции политической жизни страны.
В статье обобщены научные представления о музыкальной культуре региона. Автор акцентирует внимание на общих основаниях трактовки понятия данного социокультурного явления в научной литературе. На основе синтеза метакоммуникативного и структурно-функционального подходов автор трактует понятие музыкальной культуры региона как социокультурного фронтира и определяет фактор, при котором музыкальная культура является особой формой системной деятельности, в которой важнейшую роль играет композиторское творчество
Предметом исследования является художественный образ медведя в русской народной глиняной игрушке. Целью работы стало выявление основных локальных и универсальных черт в трактовке персонажа мастерами крупнейших центров народных промыслов. На сегодняшний день эти вопросы мало освещены, чем обусловлена актуальность и новизна обращения к данной теме. В результате исследования определена главная особенность образа медведя в глиняной пластике – дуализм семантики персонажа, который проявляется в сочетании зооморфных и антропоморфных характеристик
В статье на основе архивных документов и материалов ретроспективных периодических изданий рассматривается художественная жизнь двух городов Дона: Нахичевани и Ростова в начале ХХ века. Научная новизна исследования состоит во введении в искусствоведение ранее неизвестных данных о функционировавших в начале ХХ столетия в Нахичевани и Ростове художественных объединениях, классах, школах, мастерских, художниках-педагогах. Предмет исследования – формы художественной жизни Ростова и Нахичевани-на-Дону. В ходе работы использованы диахронный, компаративный, биографический методы, а также метод реконструкции
В XX веке хоровая аранжировка становится главным инструментом преобразования народной песни, предназначенной для сценического исполнения. В течение нескольких десятилетий были выработаны основные методы хоровой аранжировки фольклорного материала и апробированы в творчестве музыкантовхоровиков. В результате этого современное хоровое народно-певческое искусство отличает не только значительное жанровое и стилевое разнообразие, но и многообразие авторских стилей хоровой обработки народных песен. В статье анализируются авторские стили аранжировки (обработки) народных песен из репертуара Государственного академического Кубанского казачьего хора, принадлежащие разным хормейстерам, выявляются стилевые особенности аранжировок
В центре внимания статьи – камерно-вокальное и хоровое творчество Хуан Цзы – композитора, теоретика, стоящего у истоков профессионального музыкального образования в Китае. Предмет исследования – воплощение образа человека в музыке Хуан Цзы. Методы и подходы: историко-стилевой, системный; методы герменевтики, компаративистики, музыковедческого анализа. Новизна исследования состоит в изучения образно-художественного мира композитора как системы, отражающей исторические и культурные факторы изменяющейся реальности
Основные положения статьи относятся к области современного танца и восприятия его зрителем, которое становится полноценным при соответствующей танцевально-исполнительской культуре. Тема работы затрагивает эстетическую функцию хореографии, во многом связанную с репрезентацией современного танца в обществе. В данном проблемном поле вскрывается противоречие сторон исполнителя и зрителя в их недостаточной способности к коммуникации через искусство современного танца, отражающееся в его трактовке, системе сценических ценностей и, как итог, – в понимании друг друга в целом. Через постановку данной проблематики рассматривается роль телесности в раскрытии образа исполнителя и трансляции смыслов в искусстве современного танца, ее применение как подсознательного средства кинестетической коммуникации и воздействия на зрителя
В статье рассматриваются музыкальные характеристики главных героев зарубежных экранизаций романа Л. Толстого «Анна Каренина», впервые проводится сравнительный анализ музыкальной интерпретации образов и прослеживается их динамика. Основой для изучения стали киноинтерпретации, в которых присутствуют лейтмотивы указанных персонажей. В результате доказывается влияние музыки на создание образов персонажей, раскрытие их душевных качеств, скрытых чувств, помыслов
В статье рассматривается динамизирующая роль финальной фазы в драматургии программных вариаций Л. Ван Бетховена. В фокусе внимания – цикл на тему ариетты из зингшпиля К. Диттерсдорфа «Красная шапочка». Большое значение в решении проблемы финала имеет кода. Один из векторов усиления ее роли – влияние концертно-виртуозной практики пианистов. Другая тенденция связана с влиянием на вариационный процесс динамических свойств сонатности. В статье дается обзор программных вариационных циклов Л. ван Бетховена в ракурсе проблемы финала
Статья посвящена сравнительному анализу характерных особенностей скрипичного исполнительства на разных периодах его развития в России и в Китае. Цель данного исследования заключается в определении роли российской и западной скрипичных школ в развитии музыкальной культуры КНР. Автором статьи сделан вывод, что становление и развитие скрипичного искусства в России и в Китае совершалось в рамках формирования национальной музыкальной культуры каждой страны. Тем не менее, высокая квалификация педагогического состава и современных исполнителей Китая в значительной мере обусловлена влиянием российских и европейских музыкально-педагогических и исполнительских традиций
Статья содержит анализ биографии, истоков творческой деятельности и особенностей музыкального стиля китайского композитора Ду Минсиня. На основе историко-биографического и музыковедческого анализа были определены структурные и стилевые особенности современной китайской музыки. Охарактеризовав героико-патриотическую эстетику вокальной сюиты Ду Минсиня «Великая китайская стена», автор приходит к выводу об актуальности и необходимости углубленного исследования стилевых особенностей творчества композитора.
В статье на примере проектов из личного архива архитектора В. А. Сохина (1925–1995), через характеристику особенностей взаимодействия двух видов искусства – скульптуры и архитектуры, исследуется процесс увековечения образов героев Великой Отечественной войны в творчестве авторских коллективов из Ленинграда в 1960–1970-е гг. Проблема синтеза искусств в монументальной скульптуре раскрывается в статье с необычного ракурса, через творчество архитектора, который сотрудничал с различными скульпторами. Одной из задач статьи является введение в научный оборот сведений о биографии В. А. Сохина
В статье рассмотрены социокультурные практики как повседневные действия, нормы и обычаи, которые, будучи частью культурной жизни общества, выступают ретранслятором базовых ценностей, формирующих архитектуру современных социокультурных отношений. Показано, что культурные практики не являются статичными образованиями. Они изменяются, эволюционируют и приобретают все новые и новые формы в соответствии с изменяющимися потребностями и условиями. Так, глобализация ведет к унификации и в какой-то степени к деконструкции ранее сформировавшейся ценностной системы, что актуализирует вопрос изучения современной специфики социокультурных практик.
Настоящая работа направлена на изучение обмена научными знаниями и технологическими достижениями между государствами в свете реализации глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Актуальность темы обусловлена растущим значением межкультурного взаимодействия и научной дипломатии в укреплении сотрудничества между странами-участницами этого глобального проекта. Основная цель исследования – выявить ключевые направления, механизмы и перспективы научно-технического сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Методологическую основу составляют сравнительно-исторический и системный подходы
В статье рассматривается роль традиционной культуры в укреплении этнической идентичности в Китае и России. Отмечается, что в условиях глобализации и противоречивых международных и межцивилизационных отношений межкультурные коммуникации между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой из года в год становятся прочнее. Между странами динамично развивается многостороннее сотрудничество, а диалог культур выходит на самый высокий уровень. Анализ двухсторонних российско-китайских культурных отношений позволяет сделать вывод об укрепляющей государство роли традиционных культур как во внутренней политике стран, так и во внешних связях под мощным воздействием «мягкой силы» культуры.
В современном мире культурное наследие России занимает особое место. Оно является тем фундаментом, основанием национальной идентичности, который позволяет сохранить и приумножить уникальность и богатство российской цивилизации. Наследие является ключевым элементом формирования коллективной памяти народа, опорой, дающей возможность осознать свою историю и место в мире.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/