Одним из ключевых событий, оказывающих влияние на международные отношения, является специальная военная операция (СВО) РФ на Украине. На момент написания этой статьи Россия и Украина находятся в состоянии конфликта. Россия объясняет свои действия соображениями обороны, выступая против вступления Украины в НАТО, что сделало бы границы России более уязвимыми. Противостояние между сторонами ведется во всех сферах, в том числе и в информационном пространстве. В данном случае это противостояние предполагает распространение фейковых новостей. Авторы анализируют динамику распространения фейковых новостей в Индонезии по вопросу российской военной операции на Украине. Для проведения качественного исследования авторы используют данные, взятые с информационной платформы TurnBackHoax. ID. Всего был отобран и успешно рассмотрен 71 образец фейковых новостей. Авторы пришли к следующим выводам. Во-первых, TikTok оказался одним из основных источников распространения фейковых новостей о конфликте России и Украины. Во-вторых, фейковые новости о СВО не так популярны в Индонезии, как распространяемая в свое время информация о COVID-19, причиной чего является географическое удаление страны от основного места событий. В-третьих, потребители новостей все еще находятся в ловушке субъективных предположений и не столь критичны при проверке информации. Полученные результаты могут стать основой для дальнейших исследований фейковых новостей, а также способов борьбы с ними с опорой на навыки критического мышления.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
С геополитической точки зрения причины современного конфликта между Украиной и Россией можно объяснить тремя факторами: географическое положение Украины, возросшая активность Европейского союза (ЕС) в Восточной Европе и прозападная ориентация правительства в Киеве (Götz, 2015).
Список литературы
1. Рамич М. С., Пискунов Д. А. Секьюритизация информационного пространства: от конструирования норм до создания правовых режимов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22, № 2. С. 238-255. ;. DOI: 10.22363/2313-0660-2022-22-2-238-255 EDN: KSSXFK
2. Baptista J. P., Gradim A. Understanding Fake News Consumption: A Review // Social Sciences. 2020. Vol. 9, no. 10. P. 1-22. DOI: 10.3390/socsci9100185
3. Burkhard J. M. Combating Fake News in the Digital Age // Library Technology Reports. 2017. Vol. 53, no. 8. Р. 5-33. DOI: 10.5860/ltr.53n8
4. Del Vicario M. D., Quattrociocchi W., Scala A., Zollo F. Polarization and Fake News: Early Warning of Potential Misinformation Targets // ACM Transactions on the Web (TWEB). 2019. Vol. 13, no. 2. P. 1-22. DOI: 10.1145/3316809
5. Dorf M. C., Tarrow S. G. Stings and Scams: Fake News, the First Amendment, and the New Activist Journalism // University of Pennsylvania Journal of Constitutional Law. 2017. Vol. 20, no. 1. P. 1-32. DOI: 10.2139/ssrn.2906444
6. Duffy A., Tandoc E., Ling R. Too Good to Be True, Too Good Not to Share: The Social Utility of Fake News // Information, Communication & Society. 2020. Vol. 23, no. 13. P. 1965-1979. DOI: 10.1080/1369118X.2019.1623904
7. Elo S., Kyngas H. The Qualitative Content Analysis Process // Journal of Advanced Nursing. 2008. Vol. 62, no. 1. P. 107-115. DOI: 10.1111/j.1365-2648.2007.04569.x
8. Götz E. It’s Geopolitics, Stupid: Explaining Russia’s Ukraine Policy // Global Affairs. 2015. Vol. 1, no. 1. P. 3-10. DOI: 10.1080/23340460.2015.960184
9. Guadagno R. E., Guttieri K. Fake News and Information Warfare: An Examination of the Political and Psychological Processes from the Digital Sphere to the Real World // Research Anthology on Fake News, Political Warfare, and Combatting the Spread of Misinformation / ed. by M. Khosrow-Pour. Hershey, PA: IGI Global, 2021. P. 218-242. DOI: 10.4018/978-1-7998-7291-7.ch013
10. Horne B. D., Adali S. This Just In: Fake News Packs a Lot in Title, Uses Simpler, Repetitive Content in Text Body, More Similar to Satire Than Real News // Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media. 2017. Vol. 11, no. 1. P. 759-766. DOI: 10.1609/icwsm.v11i1.14976
11. Hossová M. Fake News and Disinformation: Phenomenons of Post-Factual Society // Media Literacy and Academic Research. 2018. Vol. 1, no. 2. P. 27-35. URL: https://www.mlar.sk/wp-content/uploads/2019/01/ MLAR_2018_2_3_Fake-News-and-Disinformation-Phenomenons-of-Post-Factual-Society.pdf (accessed: 14.08.2022).
12. Islam M. D., Sarkar T., Khan S. H., Kamal A.-H. M., Hasan S. M. M. et al. COVID-19-Related Infodemic and Its Impact on Public Health: A Global Social Media Analysis // The American Journal of Tropical Medicine and Hygiene. 2020. Vol. 103, no. 4. P. 1621-1629. DOI: 10.4269/ajtmh.20-0812 EDN: GYVGZQ
13. Jaitner M., Mattsson P. A. Russian Information Warfare in 2014 // 7th International Conference on Cyber Conflict: Architectures in Cyberspace / ed. by M. Maybaum, A.-M. Osula, L. Lindström. Tallinn: NATO CCD COE Publications, 2015. P. 39-52.
14. Khaldarova I., Pantti M. Fake News: The Narrative Battle over the Ukrainian Conflict // The Future of Journalism: Risks, Threats and Opportunities / ed. by S. Allan, C. Carter, S. Cushion, L. Dencik, I. Garcia-Blanco, J. Harris, R. Sambrook, K. Wahl-Jorgensen, A. Williams. London: Routledge, 2020. P. 228-238.
15. Lutzke L., Drummond C., Slovic P., Árvai J. Priming Critical Thinking: Simple Interventions Limit the Influence of Fake News about Climate Change on Facebook // Global Environmental Change. 2019. Vol. 58. P. 1-20. DOI: 10.1016/j.gloenvcha.2019.101964
16. Makhortykh M., Bastian M. Personalizing the War: Perspectives for the Adoption of News Recommendation Algorithms in the Media Coverage of the Conflict in Eastern Ukraine // Media, War & Conflict. 2022. Vol. 15, no. 1. P. 25-45. DOI: 10.1177/1750635220906254 EDN: IBRPGM
17. Muqsith M. A., Kuswanti A., Pratomo R. R., Muzykant V. L. Trump’s Twitter Propaganda During COVID-19 // Jurnal The Messenger. 2021. Vol. 13, no. 3. P. 223-237. DOI: 10.26623/themessenger.v13i3.3991 EDN: FSYSET
18. Muzykant V. L., Barabash V. V., Shlykova O. V., Barsukov K. P., Muqsith M. A., Tayibnapis R. G. Infrastructure and Computation in a Smart City as e-Government Contemporary Competence // Intelligent Sustainable Systems: Selected Papers of WorldS4 2022: Vol. 2 / ed. by A. K. Nagar, D. Singh Jat, D. K. Mishra, A. Joshi. Singapore: Springer Nature, 2023. P. 639-646. DOI: 10.1007/978-981-19-7663-6_60
19. Muzykant V. L., Muqsith M. A., Pratomo R. R., Barabash V. V. Fake News on COVID-19 in Indonesia // Pandemic Communication and Resilience / ed. by D. M. Berube. Cham, Switzerland: Springer, 2021. P. 363-378. DOI: 10.1007/978-3-030-77344-1_22
20. Ncube L. Digital Media, Fake News and Pro-Movement for Democratic Change (MDC) Alliance Cyber-Propaganda During the 2018 Zimbabwe Election // African Journalism Studies. 2019. Vol. 40, no. 4. P. 44-61. DOI: 10.1080/23743670.2019.1670225
21. Omar B., Dequan W. Watch, Share or Create: The Influence of Personality Traits and User Motivation on TikTok Mobile Video Usage // International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2020. Vol. 14, no. 4. P. 121-137. DOI: 10.3991/ijim.v14i04.12429 EDN: GNVNSN
22. Pasitselska O. Better Ask Your Neighbor: Renegotiating Media Trust During the Russian-Ukrainian Conflict // Human Communication Research. 2022. Vol. 48, no. 2. P. 179-202. DOI: 10.1093/hcr/hqac003 EDN: ESWQII
23. Payne K. Artificial Intelligence: A Revolution in Strategic Affairs? // Survival. 2018a. Vol. 60, no. 5. P. 7-32. DOI: 10.1080/00396338.2018.1518374
24. Payne K. Strategy, Evolution, and War: From Apes to Artificial Intelligence. Washington, DC: Georgetown University Press, 2018b. DOI: 10.2307/j.ctvvngzd
25. Prier J. Commanding the Trend: Social Media as Information Warfare // Strategic Studies Quarterly. 2017. Vol. 11, no. 4. P. 50-85. URL: http://www.jstor.org/stable/26271634 (accessed: 17.08.2022).
26. Siddiqui S., Singh T. Social Media Its Impact with Positive and Negative Aspects // International Journal of Computer Applications Technology and Research. 2016. Vol. 5, no. 2. P. 71-75. DOI: 10.7753/IJCATR0502.1006
27. Smart B., Watt J., Benedetti S., Mitchell L., Roughan M. ISt and WithPutin Versus ISt and WithUkraine: The Interaction of Bots and Humans in Discussion of the Russia/Ukraine War // Social Informatics: 13th International Conference, SocInfo 2022, Glasgow, UK, October 19-21, 2022, Proceedings / ed. by F. Hopfgartner, K. Jaidka, P. Mayr, J. Jose, J. Breitsohl. Cham, Switzerland: Springer, 2022. P. 34-53. DOI: 10.1007/978-3-031-19097-1_3
28. Suntwal S., Brown S. A., Patton M. W. How Does Information Spread? An Exploratory Study of True and Fake News // Proceedings of the 53rd Hawaii International Conference on System Sciences HICSS 2020: Grand Wailea, Maui, Hawaii; January 7-10, 2020 / ed. by T. X. Bui. Honolulu: ScholarSpace, 2020. P. 5893-5902.
29. Thornton R. The Changing Nature of Modern Warfare: Responding to Russian Information Warfare // The RUSI Journal. 2015. Vol. 160, no. 4. P. 40-48. DOI: 10.1080/03071847.2015.1079047 EDN: VELXEL
30. Vosoughi S., Roy D., Aral S. The Spread of True and False News Online // Science. 2018. Vol. 359, no. 6380. P. 1146-1151. DOI: 10.1126/science.aap9559
31. Waldrop M. M. The Genuine Problem of Fake News // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2017. Vol. 114, no. 48. P. 12631-12634. DOI: 10.1073/pnas.1719005114
32. Wang Min, Rao Mingke, Sun Zhipeng. Typology, Etiology, and Fact-Checking: A Pathological Study of Top Fake News in China // Journalism Practice. 2022. Vol. 16, no. 4. P. 719-737. DOI: 10.1080/17512786.2020.1806723 EDN: PESUQM
33. Zannetou S., Sirivianos M., Blackburn J., Kourtellis N. The Web of False Information: Rumors, Fake News, Hoaxes, Clickbait, and Various Other Shenanigans // Journal of Data and Information Quality. 2019. Vol. 11, no. 3. P. 1-37. DOI: 10.1145/3309699
34. Zhang Xichen, Ghorbani A. A. An Overview of Online Fake News: Characterization, Detection, and Discussion // Information Processing & Management. 2020. Vol. 57, no. 2. P. 1-26. DOI: 10.1016/j.ipm.2019.03.004
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование посвящено деятельности второго ректора Университета дружбы народов (УДН) имени Патриса Лумумбы Владимира Францевича Станиса, харизматичного лидера, пользовавшегося огромным авторитетом среди коллег и внесшего огромный вклад в развитие этого уникального университета. Обозначены основные этапы биографии В. Ф. Станиса, его сложный жизненный путь от участия в Великой Отечественной войне до работы на ответственных государственных постах, в результате чего он приобрел огромный опыт организационно-управленческой работы. Особое внимание авторы уделяют разносторонней деятельности В. Ф. Станиса на посту ректора Университета дружбы народов в течение более 20 лет, с 1970 до 1993 г., подчеркивая, что именно в этот период полностью раскрылся научно-педагогический потенциал Владимира Францевича и его талант руководителя. Подчеркивается, что благодаря умелой работе с кадрами В. Ф. Станису удалось обеспечить формирование в УДН сильных научных и методических школ в рамках различных направлений. При этом особую известность в СССР и за рубежом получили не только научные школы естественных и гуманитарных наук, но и самобытные методики преподавания русского языка как иностранного, иностранных языков, в том числе восточных, разработанные профессорско-преподавательским составом Университета. Вместе с тем ректор активно развивал другие направления деятельности Университета: международные связи, внеаудиторную работу, что требовало глубокого знания истории зарубежных стран и тонкого понимания текущей политической обстановки в них. Авторы показывают, как благодаря огромной самоотдаче и бережному отношению к кадровому и студенческому составу В. Ф. Станису удалось сформировать многотысячный интернациональный коллектив УДН.
Республика Корея благодаря своей географической близости к российскому Дальнему Востоку является близким и важнейшим экономическим партнером региона наряду с другими странами Восточной Азии. Рост санкционного давления со стороны стран Запада и активизация политики «поворота на Восток» Российской Федерации создали предпосылки для развития сотрудничества с восточными странами, что повышает роль дальневосточных регионов России. Кроме того, санкции стран Запада вернули в повестку дня тему импортозамещения в российской экономике. В этом ключе актуализируется тема взаимосвязи (взаимодополняющей или замещающей) между прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) и торговлей. Данный вопрос является дискуссионным и давно анализируется в академических кругах. Исследование посвящено выявлению влияния южнокорейских ПИИ на Дальнем Востоке России на их двусторонний экспорт и импорт за период со второго квартала 2017 г. по третий квартал 2021 г. Применение метода наименьших квадратов (МНК) и робастного регрессионного анализа позволило доказать, что южнокорейские ПИИ на российском Дальнем Востоке способствуют росту импорта Дальнего Востока из Южной Кореи, в то время как они не показывают статистической значимости для экспорта в Южную Корею. Для содействия экономическому росту дальневосточных регионов и создания взаимовыгодных эффектов необходимо реформировать методы инвестирования южнокорейских компаний на Дальнем Востоке с целью локализации их производственного процесса.
Рассматривается институциональное развитие и эволюция Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с 2001 г. по настоящее время. Авторы выделяют и характеризуют этапы и вехи развития организации, а также изучают нормативную базу и организационную структуру ШОС. Показано, что современная организационная структура ШОС, сформировавшаяся в процессе длительной и противоречивой эволюции, включает ряд подсистем, которые наряду с основополагающими принципами деятельности обеспечивают жизнеспособность и развитие ШОС в будущем. Ненаправленный тематический контент-анализ 120 официальных документов ШОС позволил выявить основные направления деятельности ШОС, характер эволюции организации и в конечном итоге этапы ее институционального развития. Первый этап (2001-2004 гг.) связан с институциональным становлением организации, второй (2004-2008 гг.) - характеризуется интенсивным продвижением и минимальной сложностью торгово-экономических, гуманитарных и культурных инициатив. Третий этап (2008-2014 гг.) демонстрирует некоторое ослабление импульса развития ШОС, тогда как четвертый этап (с 2015 г.) обусловлен стремлением вывести ШОС на качественно новый уровень с ростом эффективности сотрудничества во всех сферах. Количественный контент-анализ частоты и динамики употребления репрезентативных ключевых слов одного из видов официальных документов ШОС - деклараций, принятых по итогам саммитов глав государств - членов организации, позволил обосновать тезис о постепенном усложнении, детализации и специализации направлений деятельности ШОС, выявить и охарактеризовать динамику ее приоритетов. В целом контент-анализ показывает, что ШОС в своем развитии прошла несколько этапов, отличающихся качественной спецификой, сохраняя при этом четкий приоритет вопросов безопасности, отражающий значимость традиционных и новых угроз. Сделан вывод о функционировании на платформе ШОС многоуровневого взаимодействия по обеспечению региональной безопасности и сотрудничества при одновременном развитии как многосторонних, в том числе с внешними акторами, так и двусторонних его форматов, что свидетельствует о формировании новой модели регионализма в условиях становления многополярного мира.
Проанализирована роль Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в укреплении региональной стабильности после вывода войск США из Афганистана. Нестабильность в Афганистане становится серьезной проблемой регионального масштаба, которая требует от ШОС поиска приемлемого решения. Рассматривается вопрос о том, как страны - члены ШОС справляются с углубляющимся кризисом в Афганистане. Роль ШОС в достижении консенсуса между государствами-членами в долгосрочной перспективе раскрывается с опорой на концептуальные рамки, состоящие из двух теорий международных отношений - теории комплекса региональной безопасности и теории функционального сотрудничества, которые обеспечивают понимание того, что интересы государств, принадлежащих к единому географическому региону, схожи, и их взаимное сотрудничество оказывается более прочным, чем у государств, находящихся за его пределами. Рассматривается роль ШОС в поддержании региональной безопасности и прослеживаются ее усилия по обеспечению стабильности. Для изучения сложных проблем внутри ШОС при формировании отношений с зарождающимся правительством «Талибана» (запрещен в РФ) в Афганистане были собраны и проанализированы фактические данные, полученные из официальных документов и заявлений, опубликованных на правительственных веб-сайтах, материалы научных публикаций, статей в СМИ, изданных в разных странах. Установлено, что ухудшение ситуации в сфере безопасности в Афганистане представляет общую угрозу для всех стран - членов ШОС, поэтому необходим консенсус для продвижения практических мер, включая содействие развитию Афганистана. Таким образом, ШОС сосредотачивается на устранении непосредственных и ощутимых последствий захвата власти талибами после вывода войск США из Афганистана, с одной стороны, а с другой - на поддержке региональных государств в налаживании функционального сотрудничества для восстановления Афганистана.
Рассматриваются наиболее острые проблемы и их решение во взаимоотношениях между дипломатами РСФСР и Украинской ССР (УССР) в Польше в период создания Советского Союза (1921-1923 гг.) Актуальность исследования обусловлена введением в научный оборот недавно рассекреченных архивных документов, а также ростом интереса к теме в связи со столетним юбилеем создания СССР. Цель состоит в выявлении ранее замалчиваемых фактов и проблем, сопровождавших работу внешнеполитических ведомств советских республик вплоть до жесткой централизации и регламентации их деятельности, пришедшихся на вторую половину 1923 г. До сих пор в российской историографии вопросы взаимодействия дипломатических ведомств советских республик остаются практически неизученными. При этом к теме проявляют несомненный интерес ограниченные материалами в основном локальных архивов исследователи в других постсоветских странах. Автор опирается на методы сравнительного исторического анализа, а также на ранее засекреченные документы Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ), в частности, переписку полномочного представительства РСФСР с центральным аппаратом Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) РСФСР в Москве. Установлено, что во взаимоотношениях между действовавшими в Варшаве в 1921-1923 гг. дипломатическими миссиями РСФСР и УССР возникали постоянные недоразумения и конфликтные ситуации. К их разрешению приходилось постоянно привлекать вышестоящих должностных лиц в Москве и Харькове. При этом не всегда возникавшие разногласия и конфликты удавалось решать оперативно из-за отсутствия готовых решений в профильных ведомствах двух республик. Многие разногласия в действиях российских и украинских дипломатов отражали многочисленные внутрипартийные споры по самым разным вопросам субординации и государственного устройства, развернувшиеся среди победивших в России и на Украине большевиков. Возникавшие противоречия, особенно на первом этапе становления дипломатических миссий, пытался углубить и использовать в своих целях МИД Польши.
Aннотация. Недавно заключенный «газовый союз» России, Казахстана и Узбекистана переживает поворотный этап, символизируя серьезный сдвиг в энергетической динамике Центральной Азии. Целью трехстороннего альянса, инициированного президентом России В. В. Путиным, является транспортировка российского газа в Узбекистан через Казахстан. Событие знаменует собой исторический момент, поскольку российский газ впервые начал импортироваться в Центральную Азию. Однако «союз» воспринимается со стороны Узбекистана с пристальным вниманием и настороженностью. На фоне острых энергетических проблем в регионе союз нацелен на удовлетворение насущных потребностей стран Центральной Азии, но также оставляет множество долгосрочных геополитических и экономических проблем в отношениях стран-участниц.
Цель исследования - всесторонний анализ роли и места системы газопроводов «Средняя Азия - Центр» в рамках формирующегося газового союза между Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Рассматривается исторический контекст создания данной газопроводной системы, стратегические цели стран - участниц союза, а также потенциальные последствия реализации этого союза для регионального и глобального энергетического ландшафта. Методология исследования включает в себя анализ существующей литературы, политических документов и отчетов по энергетике. Теоретический фундамент данного исследования основан на неолиберальной теории. Авторы приходят к выводу, что создание нового энергетического альянса является признаком начала нового этапа в процессе трансформации энергетического сотрудничества России и стран Центральной Азии.
Раскрывается проблематика современных отношений Алжира и России. Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы отношения между двумя странами претерпели качественную трансформацию, поскольку связи в военной сфере расширились до экономических отношений и инвестиционного сотрудничества, что привело к новой динамике в двусторонних отношениях. В условиях растущей взаимозависимости обе страны также обращают внимание на политику крупных держав, особенно западных, и традиционное двустороннее стратегическое сотрудничество углубляется для решения новых геостратегических задач, что во многом будет определять их будущее направление. В этих условиях важно проанализировать формирующуюся геополитическую динамику и определить ее влияние на стратегические аспекты двусторонних отношений. Исследование призвано выделить ключевые события в этих отношениях и сделать упор на их развитие в эпоху геополитической напряженности. Методологически исследование базируется на политическом реализме. Основными источниками для анализа служат материалы аналитических центров, выступления официальных должностных лиц и др. Выявлены факторы, лежащие в основе современного сотрудничества между Алжиром и Россией, и проанализировано влияние геополитической динамики на это сотрудничество. Обе страны рассматривают друг друга как важных партнеров в деле обеспечения безопасности в отдельных регионах, например в Северной Африке и Сахеле, а также как партнеров в более амбициозных проектах политического и стратегического характера.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях санкционной политики Российская Федерация заинтересована выстраивать новую парадигму международных отношений, ориентированную на достижение экономических и политических преимуществ на основе сотрудничества с дружественными государствами. В качестве такого государства, безусловно, выступает Азербайджан, который благодаря своему географическому положению, политической стабильности и международной кооперации с российскими производителями сегодня способен стать стратегически важным партнером с учетом геополитических и геоэкономических реалий. Несмотря на наличие научных трудов по проблеме экономического сотрудничества России и Азербайджана, в настоящее время отсутствует комплексное исследование возможностей расширения экономического партнерства в условиях турбулентности глобальных процессов.
Цель исследования - выявление приоритетов экономического сотрудничества России и Азербайджана в условиях глобальной трансформации современных международных отношений и поворота Российской Федерации на Восток. Для достижения поставленной цели использовались методы сравнения, системного анализа, синтеза, логического обобщения и экономического анализа. Изучена современная ситуация развития экономического сотрудничества Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией с учетом политических особенностей развития глобального сообщества, что делает данное исследование междисциплинарным. Новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены факторы, содействующие углублению экономического партнерства двух стран. Отмечено, что в современных условиях возрастает роль Азербайджана как стратегического партнера Российской Федерации. Глобальная турбулентность привела к повышению значимости Азербайджана как международного транспортно-логистического центра: только в 2023 г. объем перевозок из России через территорию республики вырос почти вдвое. Авторы приходят к выводу, что страны заинтересованы в расширении экономического сотрудничества и создают условия для развития международной кооперации. Прогнозируется более тесное сотрудничество Азербайджана с государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая процесс углубления интеграционного партнерства в рамках формирования единого экономического пространства. Кроме того, определены новые приоритеты международного экономического сотрудничества и стратегических направлений развития отношений Азербайджанской Республики и Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом турбулентности глобальных процессов.
Объект исследования - восточный вектор современной внешней политики России, предмет исследования - ее основные направления, механизмы и инструменты. Авторы опираются на теорию неореализма, которая позволяет объяснить внешнюю политику государств стремлением обеспечить свои национальные интересы. Использованы принципы историзма, научной объективности и достоверности, что позволило изучить предпосылки российской политики разворота на Восток, установить причинно-следственные связи и выявить закономерности развития международных отношений России со странами Востока. Были применены системный подход, а также ряд общенаучных (анализ, синтез) и специально-исторических методов исследования: сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы. Выявлена роль главы МИД России Е. М. Примакова в возвращении России на Восток. Подчеркивается, что Е. М. Примаков не был сторонником разрыва отношений с европейскими странами и США, но стремился найти контрбаланс прозападному курсу внешней политики 1990-х гг. и наращивать отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Отмечены сложности, с которыми Россия сталкивается при реализации восточной политики, среди которых географическая удаленность от большинства стран АТР, холодный климат, малочисленность населения Дальнего Востока, неразвитость дальневосточной инфраструктуры, социокультурные различия России и стран АТР. Однако курс на укрепление российских позиций в АТР становится ключевым внешнеполитическим направлением, жизненно важным фактором в сохранении и укреплении России в статусе развитой индустриальной страны. Проанализированы мероприятия, реализованные руководством страны для включения российской экономики в интеграционные процессы в АТР, рассмотрена динамика торговых отношений России с основными партнерами в данном регионе. В заключение делается вывод, что политика поворота на Восток состоялась, так как очевидны ее успехи.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/