Статья посвящена возможности использования метафорических ассоциативных карт (МАК) для диагностики и профилактики внутриличностных конфликтов у студентов. Данные карты являются арт-терапевтическим инструментом и способствуют более быстрой визуализации образов, что является их основополагающим преимуществом. В статье дается описание этапов в работе с метафорическими ассоциативными картами, приводятся в пример практические упражнения, последовательно описывается эксперимент с методическими рекомендациями. По результатам предварительной диагностической беседы были выявлены 60 студентов с различными внутриличностными конфликтами. Для проведения достоверного психолого-педагогического эксперимента их разделили на две равные группы - контрольную и экспериментальную. Со всеми испытуемыми проводились индивидуальные занятия по одному часу в неделю, всего три встречи. Стандартные методики арт-терапии, песочной терапии, терапевтической беседы применялись в обеих группах. Однако только в экспериментальной добавлялось использование МАК и материалов. Описательная статистика показателей представлена по U -критерию Манна - Уитни, средней арифметической; обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics 27 и Microsoft Excel. Результаты исследования доказывают эффективность применения МАК для гармонизации соотношения между желаниями и потребностями через самоосознание, снижение дезадаптации, оказание помощи в целеполагании и балансировке самооценки у студентов, что снижает уровень внутриличностной конфликтности. Видится крайняя необходимость в продолжении изучения метафорических ассоциативных карт как арт-терапевтического инструмента для нормализации психоэмоционального состояния студентов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
В актуальной научно-методической литературе существует ряд исследований, посвященных тематике конфликтов [2; 4; 5; 7; 10; 12]. При этом доля исследований о внутриличностных конфликтах всего 8 %, тогда как межличностным конфликтам посвящено 83 % работ [3; 8: с. 51].
Список литературы
1. Аксютина З. А. Методолого-теоретические основы терапии метафорическими ассоциативными картами // Психология и психотехника. 2023. № 3. С. 199-210. DOI: 10.7256/24540722.2023.3.38002
2. Алтунина И. Р., Немов Р. С. Культурно-исторический подход к внутриличностным и межличностным конфликтам // Мир образования - образование в мире. 2021. № 2 (82). С. 7-22. download/elibrary_46348555_65396859.pdf. EDN: GHOOSA
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
4. Баляев С. И., Никишов С. Н., Куркина В. О. Особенности проявления внутриличностных конфликтов у студентов различных направлений подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 3. https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN322.pdf. EDN: UVJLGW
5. Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В., Левина Л. В. Выбор способа разрешения ценностного конфликта с помощью ассоциативных карт // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-3 (63). С. 119-123.
6. Козлова М. А., Козлов А. В., Тарасов А. В. Применение метафорических ассоциативных карт для нормализации тревожных и депрессивных состояний у студентов // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13. № 6. С. 181-195. DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-6-181-195 EDN: JVUSVQ
7. Котенева А. В., Оганесян А. Н. Ценностно-мотивационные конфликты у старшеклассников в процессе профессионального самоопределения // Психологическая безопасность образовательной среды: подходы, модели, профилактика. М.: Авторская мастерская, 2016. С. 107-144. item.asp?id=28950563. EDN: YJNQTX
8. Лобанова Н. Е. Психологическая характеристика внутриличностного конфликта // Вестник Мордовского университета. 2011. Т. 21. № 2. С. 51-53. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskayaharakteristika-vnutrilichnostnogo-konflikta. EDN: RTJTOL
9. Малая О. А., Скородед Ю. К. Психологическая травма: преодоление, исцеление (с использованием метафорических ассоциативных карт COPE) // Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности: материалы I Международной научной конференции (Донецк, 16-18 мая 2016 г.). Т. 6. Психологические и педагогические науки / под общ. ред. проф. С. В. Беспаловой. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2016. С. 88-90. download/elibrary_34888089_31994302.pdf. EDN: XMTWUP
10. Полякова Л. В., Коджаспиров А. Ю. Особенности ценностно-мотивационных конфликтов у студентов педагогического вуза // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 388-403. DOI: 10.15350/24097616.2022.2.34 EDN: NRRRQL
11. Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 5-20. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.1 EDN: VHZWSC
12. Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Системный профиль мотивации и внутриличностный конфликт // Системная психология и социология. 2024. № 1 (49). С. 26-36. DOI: 10.25688/22236872.2024.49.1.03 EDN: ZWAWQD
13. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 128 с. EDN: YRGLEX
14. A randomized controlled trial to evaluate the effect of metaphors on anxiety symptoms among Chinese graduate students: The mediation effect of worry / Hu Jinghan et al. // Applied Research in Quality of Life. 2022. Vol. 18. P. 849-867. DOI: 10.1007/s11482-022-10107-2 EDN: RVTIMT
15. Carroll N. Visual metaphor // Aspects of metaphor / ed. by J. Hintikka. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1994. P. 189-218. DOI: 10.1007/978-94-015-8315-2_6
16. Fauconnier G., Turner M. Rethinking metaphor // Cambridge handbook of metaphor and thought. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 53-66.
17. Intrapersonal emotion regulation difficulties and maladaptive interpersonal behavior in adolescence / R. A. Schwartz-Mette et al. // Research on Child and Adolescent Psychopathology. 2021. Vol. 49. № 6. P. 749-761. DOI: 10.1007/s10802-020-00739-z EDN: MIDYLX
18. Li X., Sun P., Li L. Adult attachment and trait anxiety among Chinese college students: A multiple mediation model // Frontiers in Public Health. 2022. Vol. 10. DOI: 10.3389/fpubh.2022.912128 EDN: VQUQXR
19. Life dissatisfaction among students: exploring the role of intrapersonal conflict, insufficient efforts and academic stress / A. Anju et al. // Rajagiri Management Journal. 2021. Vol. 15. № 2. P. 113-128. DOI: 10.1108/RAMJ-09-2020-0058 EDN: AZGVSV
20. Worry and its psychological disorders: Theory, assessment and treatment / edited by G. C. Davey, A. Wells. John Wiley & Sons, 2006. 411 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются психофизиологические предикторы склонности к интернет-зависимости (СИЗ) и их влияние на креативность и способность к саморегуляции. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью психологических механизмов, лежащих в основе СИЗ, а также ее негативным влиянием на эффективность обучения в высшей школе по инженерным и научно-исследовательским специальностям. Целью настоящего исследования было изучение взаимосвязи СИЗ с психометрическими характеристиками успешности обучения, креативности и способности к саморегуляции в зависимости от факторов личности, экстернальности и интернальности локуса контроля.
В исследовании приняли участие 132 студента (55 женщин) старших курсов и аспирантов МФТИ и НГУ в возрасте от 21 до 44 лет, обучающихся по инженерным и научно-исследовательским специальностям. Испытуемые проходили психологическое тестирование уровня СИЗ по шкалам использования в быту и в образовании; креативности по факторам беглости, пластичности, разработанности и оригинальности решения невербальной когнитивной задачи; способности к саморегуляции; пяти факторов личности и локуса контроля по факторам экстернальности и интернальности. Сравнение групп мужчин и женщин не выявило половых различий ни по одному психометрическому показателю. Поскольку в группе женщин уровень адаптивного интеллекта зависел от фазы нейрогормонального цикла, данные женщин были исключены из дальнейшего анализа. Корреляционный анализ данных мужчин установил отрицательную взаимосвязь СИЗ со способностью к саморегуляции по фактору «гибкость» и с уровнем креативности по фактору «оригинальность» решения когнитивных задач.
Цель статьи - обобщение результатов ранее проведенных исследований на тему личностных коррелятов цифровой зависимости. Основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 694 респондентов в возрасте от 10 до 69 лет. В исследовании использованы опросник APA для оценки зависимости от видеоигр, опросник зависимости от смартфона (автор - В. П. Шейнов), опросник зависимости от социальных сетей (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), короткая версия опросника прокрастинации (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), русскоязычная версия Госпитальной шкалы тревоги и депрессии / Hospital Anxiety and Depression Scale - HADS (адаптация М. А. Морозовой и др.), шкала агрессивности Х. Ю. Айзенка.
Проведенное исследование выявило, что зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр у русскоязычных испытуемых положительно взаимосвязаны между собой, а также с такими проблемными личностными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация и проблемы со сном.
Установлены гендерные различия: мужчины чаще демонстрируют зависимость от видеоигр и более продолжительное ежедневное участие в играх, тогда как у женщин выражены зависимость от социальных сетей и зависимость от смартфона, а также более высокие показатели тревожности и прокрастинации. Уровень депрессии и проблемы со сном одинаково проявляются у представителей обоих полов. С возрастом в целом большинство негативных качеств усиливаются.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в осознании того, что разные виды зависимости (от смартфона, социальных сетей и видеоигр) формируют триединую концепцию, которую можно определить как проблемный комплекс цифровой зависимости. Он включает в себя зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр, которые взаимосвязаны между собой и с такими проблемными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация, проблемы со сном и продолжительность ежедневного участия в видео- играх.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в разработке программ профилактики цифровой зависимости среди учащихся и студентов.
Эффективность интегрированного обучения детей с двигательной патологией определяется адекватностью условий среды с целью реализации потенциальных возможностей развития. В настоящее время важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды, специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. Для реализации этой задачи используется целый комплекс мер, прежде всего тесное сотрудничество с родителями.
В статье рассматриваются современные исследования психологического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей. Обозначены работы, в которых психолого-педагогическое сопровождение направлено на систематизацию психологической помощи родителям обучающегося с двигательной патологией и его близкому окружению, создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития с учетом психических и физических возможностей.
В статье основное внимание уделено результатам анкетирования сотрудников учреждений культуры города Москвы, проводимого с целью изучения готовности учреждений культуры к организации культурно-досуговой деятельности детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также выявления проблем и барьеров, с которыми сталкиваются сотрудники при реализации инклюзивных практик. В рамках исследования было оценено текущее состояние трех компонентов инклюзивной среды учреждений культуры - пространственно-предметного, содержательно-методического и коммуникативно-организационного. Опрос проводился с использованием электронной анкеты в сервисе по созданию форм и сбора информации Yandex Forms; он включал сбор и анализ количественных данных. Анкетирование прошли 904 сотрудника библиотек, культурных центров, домов культуры, музеев, парков, усадеб и выставочных залов Москвы.
На основании полученной информации авторы делают вывод о том, что в большинстве учреждений с определенной периодичностью проводятся мероприятия для посетителей с инвалидностью и ОВЗ. Это свидетельствует об учете их потребностей при разработке культурного контента, наличии адаптированных программ культурно-досуговой деятельности и доступной среды. Большинство сотрудников положительно относятся к участию детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ в культурно-досуговой деятельности, понимают важность организации инклюзивной среды и нуждаются в специальном обучении.
Вместе с тем в процессе исследования обнаружен дефицит компетенций специалистов учреждений культуры при взаимодействии с данной категорией посетителей, выявлена сниженная мотивация к овладению навыками конструктивного взаимодействия. Все это указывает на необходимость осознания перемен в обществе, развитие инклюзивных процессов, создание специальных условий для организации доступной среды, повышения инклюзивной культуры среди сотрудников учреждений, участвующих в исследовании.
В статье показаны результаты изучения особенностей самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в сравнении с нормотипичными сверстниками. Произведен аналитический обзор имеющихся психолого-педагогических исследований, которые помогли раскрыть данные об особенностях формирования самооценки у детей с различными нарушениями развития.
Исследование показало, что у дошкольников с общим недоразвитием речи преобладает заниженный уровень самооценки, что может негативно сказаться на дальнейшем становлении их личности и социализации в обществе. Было подмечено, что дети с речевыми нарушениями более категоричны к себе, испытывают трудности в аргументации и обосновании своих суждений, определении своих трудностей и достижений (что во многом объясняется недоразвитостью речи, особенно в плане словарного запаса), с трудом оценивают себя по разным критериям, перенося свои успехи и неудачи на оценку своей личности в целом.
Восприятие собственных речевых недостатков, затрудняющих процесс общения с другими людьми, является одним из главных критериев, влияющих на уровень самооценки дошкольников с общим недоразвитием речи. Выявленные проблемы указывают на взаимосвязь речевого дефекта с формированием самооценки, что требует учета эмоционально-личностных особенностей детей при организации работы с ними и проведения профилактических, коррекционно-развивающих мероприятий по формированию адекватной самооценки для гармоничного становления личности и успешной социализации в социуме.
В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в анализе ретроспективной системы представлений женщин о ситуации насилия. Методом исследования стал качественный контентана лиз, базирующийся на идеографическом подходе. В качестве текста выступили аудиозаписи интервью с женщинами, обращавшимися в Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей), преодолевшими ситуацию насилия; а также использовались личные контакты с бывшими жертвами насилия. Проанализировано 12 интервью. Показано, что в ретроспективную систему представлений женщин входят следующие элементы: виды домашнего насилия, которым они подвергались; переживаемые чувства; особенности восприятия себя и своей жизни; стратегии собственного поведения в ситуации домашнего насилия; представления о причинах принятия насилия. Данные компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены; они включают как образы прошлых событий, так и их рефлексивный анализ.
Рефлексивный анализ пережитой ситуации насилия способствовал идентификации насилия как такового и осмыслению его как недопустимого, а также более глубокой дифференциации своих чувств, поведения, причин долгого пребывания в ситуации насилия, что в конечном итоге способствовало принятию ответственности за себя и свою жизнь. Вместе с тем перенесенная психологическая травма продолжает оказывать влияние на женщин, что проявляется во взаимоотношениях прежде всего с мужчинами, в переживании негативных эмоций из-за того, что допустили жестокое отношение к себе в прошлом.
Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны специалистам в области психологии, социальной работы при проведении ими профилактической работы, а также при сопровождении женщин - жертв домашнего насилия.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/