работе описаны основные направления учебной, научной и проектной деятельности кафедры медицинской кибернетики и информатики с момента ее организации и до настоящего времени. Особое внимание уделено вкладу С. А. Гаспаряна в решение проблем информатизации здравоохранения Российской Федерации — созданию классификации информационных медицинских систем, модели оценки здоровья населения, критериев оценки деятельности учреждений и служб здравоохранения и медицинских вузов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Кибернетика и медицинская кибернетика ведут отсчет с середины прошлого века. Именно в конце 50-х — начале 60-х годов резко возрос интерес к обработке информации, получаемой в результате исследований организма больного, а также состояния здоровья популяции.
Список литературы
1. Гаспарян, С. А. Основы концепции информатизации здравоохранения / С. А. Гаспарян, В. М. Тимонин // Информатизация в деятельности медицинских служб. Всероссийский сборник научных трудов. - М., 1992. - Ч.1. - С. 3-28.
2. Гаспарян, С. А. Концепция создания государственной системы мониторинга здоровья населения России / С. А. Гаспарян // Информатизация здравоохранения России. Всероссийский сборник научных трудов. - М., 1996. - С. 38-65.
3. Гаспарян, С. А. Моделирование системы здравоохранения как основа построения автоматизированной системы управления / С. А. Гаспарян // Критерии эффективности организационных структур в здравоохранении. Труды института. - М.: 2 МОЛГМИ, 1978. - С. 3-40.
4. Роль анализа общественного здоровья для выявления актуальных проблем здравоохранения // Материалы междунар. симпозиума по моделированию в биологии и медицине. - Прага, 1982.
5. Гаспарян С.А. Классификация медицинских информационных систем в свете разработки и внедрения АСУ специализированными медицинскими службами / С. А. Гаспарян // Разработка и внедрение АСУ специализированными медицинскими службами. Мат-лы Всерос. научно-пркт. конф., Кемерово 5-7 декабря 1979 г. - М.: 2 МОЛГМИ. - 1980. - С.3-12.
6. Гаспарян, С. А. Классификация медицинских информационных систем / С. А. Гаспарян // Информационные технологии в здравоохранении. - 2001. - № 10-12. - С. 4-5.
7. Гаспарян, С. А. Классификация медицинских информационных систем / С. А. Гаспарян // Врач и информационные технологии. - 2005. - № 3. - С. 21-28.
8. Реализация первого этапа мониторинга здоровья населения округа и г. Москвы / С. А. Гаспарян, Т. В. Зарубина, Н. А. Патока [и др.] // Создание и развитие системы социально-гигиенического мониторинга в Москве. Тезисы докладов научно-практической конференции. - М., 1998. - С. 22-24.
9. Автоматизированная информационная система мониторинга здоровья населения / С. А. Гаспарян, С. С. Белоносов, Т. В. Зарубина [и др.] // Здравоохранение. - 2003. - № 10. - С. 167-172.
10. Использование персонифицированных баз данных в реализации управленческих функций на уровне ЛПУ и территориальных органов управления / С. А. Гаспарян, Н. А. Патока, Т. В. Зарубина [и др.] // VI Международный форум “Информационные технологии и интеллектуальное обеспечение в здравоохранении и охране окружающей среды - 99”. Турция, Анталия. - М., 1999. - С. 40-43.
11. Гаспарян, С. А. К вопросу создания автоматизированной информационной системы в медицинском вузе / С. А. Гаспарян // Здравоохранение Российской Федерации. - 1972. - № 11. - С. 27-33.
12. Иванченко, В. В. Проблемы автоматизации управления медицинским вузом / В. В. Иванченко, В. И. Капустинская // Проблемы медицинской и биологической кибернетики. Под ред. С.А. Гаспаряна, Г.Я. Волошина. - М.: 2 МОЛГМИ, 1975. - С. 221-236.
13. Гаспарян, С. А. Модель оптимизации диагностической сети больничной системы / С. А. Гаспарян // Кибернетика и вычислительная техника. - Киев, 1976. - Вып.33. - С. 62-69.
14. Автоматизированная история болезни - основной документ больничной информационной системы / Е. Г. Довгань, Е. С. Пашкина, С. М. Пригожина, С. И. Чеснокова // Информатизация в деятельности медицинских служб. Респ. сб. научн. тр.. - М., 1992. - Ч.2. - С. 57-63.
15. Терминологический справочник для формирования формализованных историй болезни / С. А. Гаспарян, Е. Г. Довгань, Е. С. Пашкина, С. И. Чеснокова // Депонирована в ГЦНМБ. - № Д. 26224 от 05.05.1999. - 157 c.
16. Идентификация личности в судебно-медицинской и криминалистической практике с помощью математических методов и ЭВМ / С. А. Гаспарян, Б. А. Федосюткин, Г. Я. Волошин, В. Т. Олейников // Судебно-медицинская экспертиза. - 1977. - № 4. - С. 5-9.
17. Гаспарян, С. А. Компьютерные системы в диагностике состояния организма. (Опыт разработки и внедрения в медицинских учреждениях РСФСР) / С. А. Гаспарян, С. М. Пригожина // Автоматизированные медико-технологические системы в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения. Респ. сб. научн. тр. - М.: 2 МОЛГМИ, 1986. - С. 193.
18. Вычислительная диагностика “Псевдоинсульта” / Л. Г. Ерохина, В. А. Бояджян, Э. Д. Довлетханов [и др.] // Автоматизированные медико-технологические системы в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения. Респ. сб. научн. тр. - М.: 2 МОЛГМИ, 1986. - С. 19-28.
19. Домнин, М. С. Применение математических методов классификации для прогнозирования послеоперационных гнойно-воспалительных осложнений / М. С. Домнин, С. А. Гаспарян // Автоматизированные медико-технологические системы в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения. Респ. сб. научн. тр. - М.: 2 МОЛГМИ, 1986. - С. 55-62.
20. Галеева, А. Д. Автоматизированная консультативная система диагностики форм лимфопролиферативных заболеваний у детей / А. Д. Галеева, С. А. Гаспарян // Кибернетика в медицине. Тез. докл. респ. научн. конф.. - Днепропетровск, 1991. - С. 26.
21. Устинов, А. Г. Автоматизированная система диагностики заболеваний органов дыхания в составе АРМ врача терапевтического отделения стационара / А. Г. Устинов, В. З. Таубес // Тез. докл. Второго Всесоюзного симпозиума с межд. участием 17-19 сентября 1991 г. “Медицинские микрокомпьютерные системы”. - Ростов-на-Дону, 1991. - С. 52-53.
22. Автоматизированная система поддержки решений врача-кардиолога стационара / А. Г. Устинов, Л. Г. Олесюк, Е. Г. Довгань, Е. С. Пашкина // Медицинская кибернетика в клинической практике. - М.: ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, 1999. - С. 77-79.
23. Устинов, А. Г. Математическая оценка тяжести состояния пациентов в составе АСПВР “ТАИС” / А. Г. Устинов, Е. Н. Николаиди, Л. Г. Олесюк // Математические методы в технике и технологиях ММТТ-2000. Сб. тр. 13 Междунар. научн. конф. 27-29 июня 2000 г. - С-Пб.:, 2000. - Т.4. - С. 106-108.
24. Система управления данными пациента, ориентированная на мониторинг “КОМПАС-01” / А.Г. Устинов, Т.В. Зарубина, В.И. Пугачев, И.И. Потапова // Отраслевой фонд алгоритмов и программ Минздрава РСФСР. - № Госрегистрации 50860000473. - 1986.
25. Гаспарян, С. А. Опыт разработки и практического использования мониторно-компьютерных систем в отделении реанимации хирургической гастроэнтерологической клиники / С. А. Гаспарян, Т. В. Зарубина. - Текст: непосредственный // Компьютерная хроника. - 1994. - № 3-4. - С. 39-47.
26. Гаспарян, С. А. Поддержка принятия решений врача при управлении состоянием больного в отделениях интенсивной терапии / С. А. Гаспарян, С. С. Белоносов, Т. В. Зарубина. - Текст: непосредственный // V международный форум “Информационные технологии и интеллектуальное обеспечение медицины - 98”, Турция - Кемер, 2-9 октября 1998 г.: тезисы докладов, Турция - Кемер, 02-09 сентября 1998 года. - Турция - Кемер: Без издательства, 1998. - С. 131-133.
27. Зарубина, Т. В. Управление состоянием больных перитонитом с использованием новых информационных технологий / Т. В. Зарубина, С. А. Гаспарян. - Москва: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 1999. - 265 с. ISBN: 5-7196-0283-6
28. Капустинская, В. И. Модель автоматизированной системы функциональных исследований в диагностическом центре / В. И. Капустинская, С. С. Белоносов // Моделирование в управлении здравоохранением. Респ. сб. научн. тр. Под ред. С.А. Гаспаряна. - М., 1990. - С. 287-294.
29. Программа для компьютеризированного мониторинга центральной и регионарной гемодинамики “ГЕРО” / С.А. Гаспарян, Т.В. Зарубина, В.И. Пугачев [и др] // Отраслевой фонд алгоритмов и программ Минздрава РФ. - № Госрегистрации 50910000386. - Вкл. в РосФАиП 20.12.91.
30. Автоматизированная диагностическая система оценки моторной функции желудочно-кишечного тракта / С.А. Гаспарян, Ю.М. Панцырев, Т.В. Зарубина [и др.] // Сертификат Минздрава РФ № 250 от 24.12.97.
31. Автоматизированные медико-технологические системы [Текст]: в 3 ч. / под ред. А. Г. Устинова. - Курск: КГТУ, 1995 - Ч. 1-3.
32. Киликовский, В. В. Экспертная консультативно-диагностическая систему по эндокринным нарушениям репродуктивной функции женщин (Репрокод) / В. В. Киликовский, С. П. Олимпиева, И. К. Задорожная // Информационные системы поддержки медицинского страхования. Респ. сб. научн. тр.. - М.: РГМУ, 1994. - С. 154-162.
33. Киликовский, В. В. Экспертная консультативно-диагностическая система по заболеваниям щитовидной железы / В. В. Киликовский, С. П. Олимпиева, Е. А. Берсенева // Медицинская кибернетика в клинической практике. - М.: ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, 1999. - С. 81-82.
34. Оценка степени тяжести кровотечения и определение операционно- анестезиологического риска у больных с язвенным гастродуоденальным кровотечением / Т. В. Зарубина, С. Е. Раузина, И. В. Житарева [и др.] // В сб.: III Международный Форум “Стратегия здоровья: интеллектуальное обеспечение медицины”, 14-20 мая 1994г. Крым, Гурзуф. - 1994. - С. 74-76.
35. Разработка стандартов лечебно-диагностического процесса и контроля качества в офтальмологии в условиях страховой медицины / С. А. Гаспарян, Е. С. Пашкина, А. Г. Травкин [и др.]. - М.:, 1998. - 180 c.
36. Гаспарян, С. А. Страницы истории информатизации здравоохранения России / С. А. Гаспарян, Е. С. Пашкина. - М., 2002. - 303 c.
37. Гаспарян, С. А. Медико-социальный мониторинг в управлении здравоохранением. Актовая речь. / С. А. Гаспарян. - М.: РГМУ, 2003. - 39 c.
38. Гаспарян, С. А. Медико-социальный мониторинг в управлении здравоохранением / С. А. Гаспарян. - М.: Форсикон, 2007. - 151 c.
Выпуск
Другие статьи выпуска
115-летняя история кафедры пропедевтики внутренних болезней № 2 Института клинической медицины Российского национального исследовательского университета (РНИМУ) им. Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения РФ богата выдающимися именами и славными достижениями. В настоящей статье рассматриваются научные клинические школы, связанные с историей кафедры, их вклад в отечественную клинику внутренних болезней, а также современные научные направления деятельности кафедры.
Статья посвящена анализу методов обучения пульмонологии в разных группах терапевтов и врачей-специалистов. Показано, что современные способы обучения врачей первичного звена не соответствуют запросам времени и современным реалиям практической деятельности и жизни. Проанализированы причины данного обстоятельства с разных сторон. Показано, что применяемые методы обучения не позволяют улучшить знания врачей и переносить их в практическую деятельность. Предлагаются новые схемы обучения, которые позволяют полнее предоставить и закрепить знания врачей, в первую очередь первичного звена, а также интерполировать полученные знания в область своей практической деятельности.
В статье проводится аналогия обучения клинической медицине и, в частности, клиническому мышлению, как научению иностранному языку. В отличие от бытового языка, профессиональный язык описывает особую реальность — дискурсивное пространство той или иной культурной практики. Набор концептов, описывающих профессиональную реальность в медицинском знании настолько богат, что может сравниться с полноценным языком. Богатство описаний процессов организма, богатство их объяснения посредством введения категорий из смежных областей — отраслей — науки, взаимодействие редукционизма и холистического взгляда, делают язык медицины выделяющимся из профессиональных языков. Синтаксис концептов — умение познавать предмет интереса (болезнь, здоровье) и влиять на него с заданной целью. Необходимость работать с психосоматической составляющей заболеваний и их профилактики подчеркивает сложность медицинского языка. Статья не является подробной философской экспликацией, но предлагает читателям — профессионалам медицинского образования — взглянуть на педагогику, особенно, на выработку клинического мышления под углом языкового научения.
В статье проанализирована результативность обучения в аспирантуре на кафедре терапевтического профиля медицинского университета. Проведен анонимный опрос 11 аспирантов (6 мужчин и 5 женщин) в возрасте от 26 до 35 лет, обучавшихся по специальности «внутренние болезни» и «кардиология» в период с 2018 по 2024 г. Все аспиранты, которые закончили обучение в аспирантуре, успешно и в срок сдали государственную итоговую аттестацию, защитили научно-квалификационную работу и диссертацию. Ответ на вопрос «Насколько Вам интересно заниматься научно-исследовательской деятельностью?» соответствовал 10 (9; 10), «Насколько Вы оцениваете свое желание заниматься преподавательской деятельностью?» — 10 (9; 10) баллам. За желание продолжить заниматься научно-исследовательской деятельностью после защиты диссертации проголосовали все аспиранты. Сложности с набором материала отметили 55%, со статистической обработкой данных — 36%, с подготовкой раздела «обзор литературы» — 27%, «материал и методы исследования» — 18%, «собственные результаты» — 18% аспирантов. На вопрос, что необходимо улучшить при обучении в аспирантуре, 63,64% аспирантов ответили, что ничего улучшать не следует, 36,36% выбрали научно-исследовательскую подготовку, 9,09% — теоретическую подготовку на базе университета. Специфика обучения в аспирантуре на кафедре поликлинической терапии Института клинической медицины с использованием многосторонней подготовки специалистов в теоретическом, научном и педагогическом направлении способствует эффективной подготовке диссертационного исследования и ее защите в срок. Прослеживается высокая заинтересованность аспирантов в научной и педагогической деятельности.
Нейрохирургия является одной из самых динамически развивающихся и высокотехнологичных специальностей в медицине, поэтому залогом эффективной деятельности врача-нейрохирурга является его непрерывное обучение с целью получения новых теоретических знаний и совершенствования практических навыков. В статье представлена методика проведения выездных циклов повышения квалификации, осуществляемых сотрудниками кафедры фундаментальной нейрохирургии Института непрерывного образования и профессионального развития (ИНОПР) РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
К врачам-специалистам, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, предъявляются высокие требования в отношении их специальной подготовки. Цель исследования — установить уровень профессиональных компетенций оказания медицинской помощи в экстренной форме и определить потребность в обучении на циклах повышения квалификации по медицине катастроф у врачей нештатных формирований службы медицины катастроф (СМК) городских поликлиник. Сбор данных осуществлялся методом анонимного анкетного опроса, объем выборки составил 262 человека. При проведении исследования установлено, что только 46,7% респондентов владеют необходимыми практическими навыками, наибольшие затруднения вызывают интубация трахеи (24,0%), трахеостомия при асфиксии и умение пользоваться аппаратурой для проведения искусственной вентиляции легких (по 27,1%). Также выявлена высокая степень потребности врачей-специалистов в дополнительном профессиональном обучении по медицине катастроф в рамках циклов повышения квалификации: только 26,0% врачей в течение последних 5 лет были обучены по медицине катастроф в рамках дополнительного профессионального образования, о потребности в изучении вопросов медицины катастроф сообщили 79,4% респондентов. Таким образом, укомплектование нештатных формирований СМК должно осуществляться только врачами-специалистами, прошедшими обучение по медицине катастроф. При разработке дополнительных профессиональных программ по медицине катастроф целесообразно предусматривать взаимодействие кафедр медицины катастроф с профильными клиническими кафедрами для закрепления навыков выполнения врачебных манипуляций для оказания экстренной медицинской помощи.
В статье проведен анализ результатов анкетирования выпускников программ ординатуры, завершивших обучение в 2020–2023 годах, который позволил оценить удовлетворенность качеством обучения по программам ординатуры: теоретическим обучением, практической подготовкой, возможностью заниматься научными исследованиями в рамках программы ординатуры, а также востребованность полученных выпускниками теоретических знаний и практических навыков в дальнейшей практической деятельности на рабочем месте. Анализ анкет дал возможность выявить и обозначить проблемные вопросы обучения, которые оказывают влияние на последующую работу выпускника по специальности ординатуры, а также предложить пути решения для улучшения показателей удовлетворенности теоретическим и практическим обучением путем предоставления ординатору возможности персонализированного обучения с формированием индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), в том числе интегрированного обучения по программам ординатуры и программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре — интегрированного обучения «ординатура-аспирантура» или подготовки к «рабочему месту» — ИОТ для ординаторов, обучающихся по договорам о целевом обучении.
Издательство
- Издательство
- РНИМУ им. Н.И. Пирогова
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117513, г. Москва, ул. Островитянова, дом 1
- Юр. адрес
- 117513, г Москва, Обручевский р-н, ул Островитянова, д 1 стр 6
- ФИО
- Лукьянов Сергей Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- lukyanov_sa@rsmu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4341422
- Сайт
- https://rsmu.ru/