Введение: инициированный в литературе С. В. Кабышевым диалог о совершенствовании законодательства о науке, построенный на идее научной этики, добросовестности, патриотизма, требует разработки нового подхода к правовому регулированию, который должен учитывать как научные риски, так и возможности, связанные с искусственным интеллектом. Цель - проанализировать влияние систем искусственного интеллекта на научный процесс, выявить риски академического мошенничества и предложить меры по совершенствованию законодательства в области научных прав.
Методологическая основа: анализ, сравнительно-правовой метод, мониторинг судебной практики, методы юридической техники.
Результаты: для развития концепции С. В. Кабышева предложены меры ограничения академического мошенничества, использования систем искусственного интеллекта, генеративных трансформеров, нейросотрудников при машинном обучении в целях соблюдения авторских прав и достоверности научных изысканий.
Выводы: в связи с необходимостью этического регулирования использования быстроразвивающегося искусственного интеллекта в науке и образовании предложены правовые механизмы в новый закон о науке, обеспечивающие баланс между инновациями и правами человека, научной этикой и добросовестностью.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Вопросы совершенствования научного технологического процесса, выдвинутое предложение идеи концепции и принятия нового федерального закона о науке [1] являются как никогда актуальными, поскольку учеными ставится вопрос о преобразовании отрасли законодательства о науке в обособленную самостоятельную отрасль права [2, с. 8–9].
Список литературы
1. Кабышев С. В. Концептуальные вопросы совершенствования законодательства о науке и научно-технологическом развитии в Российской Федерации // Lex Russica. 2025. Т. 78, № 2. С. 132-142.
2. Научное право: монография / под ред. А. А. Васильева. М.: Инфра-М, 2024. 290 с.
3. Якушев А.Н., Комаров С.А. О фальсификации программами антиплагиата результатов оценки свободного использования произведений в диссертациях // Теория государства и права. 2016. № 3. С. 77-84. EDN: YGAQYJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
11 февраля 2025 г. в федеральном государственном бюджетном учреждении науки (ФГБУН) «Институт государства и права Российской академии наук» (далее — Институт) с успехом прошла международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки административного права и административного процесса» (Лазаревские чтения — 2025) (далее — конференция, мероприятие), посвященная памяти и научному наследию доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Бориса Михайловича Лазарева (1930–1995) и 100-летию Института государства и права Российской академии наук.
Введение: в условиях глобального потепления стабильность национальных продовольственных систем находится под угрозой. Изменение климата влияет на производство, наличие и доступность продовольствия, качество продуктов питания, их безопасность и, как следствие, на здоровье людей. В статье основное внимание уделяется климатическим угрозам для сельского хозяйства, продовольственной безопасности и связанным с ними проблемам, возникающим в результате изменения климата. В связи с этим анализ мирового и отечественного опыта представляет особый научный и практический интерес, поскольку необходимым представляется выработка комплексного, междисциплинарного подхода к решению сложной взаимосвязи между изменением климата и продовольственной безопасностью. Цель - выявить и обобщить основные климатические угрозы продовольственной безопасности, определить направления адаптационных мер в сфере производства сельскохозяйственной продукции к климатическим изменениям.
Методологическая основа: анализ, сравнительно-правовой, формально-юридический и логический методы.
Результаты: исследованы виды климатических угроз, последствия изменения климата для продовольственной безопасности, систематизированы направления разработки мер по адаптации аграрного сектора РФ к последствиям изменения климата и международного взаимодействия в обозначенной сфере.
Вывод: исследования климатических угроз применительно к обеспечению продовольственной безопасности на территории РФ показывает, что последние представляют значительные проблемы для развития аграрного сектора, в связи с чем необходимым представляется разработка инновационных адаптационных методов с учетом климатических особенностей различных регионов страны. Между тем внедрение инноваций должно сопровождаться государственной поддержкой, разработкой новых или адаптацией существующих технологий, утверждением стандартов в области обеспечения безопасности различных продуктов питания, изменением вида аграрной деятельности и торговли, а также созданием разнообразных схем страхования от последствий климатических изменений.
Введение: в статье рассматриваются направления развития экологического законодательства и практики применения адаптационных мер, реализуемых в сфере обеспечения продовольственной безопасности России. Цель - проанализировать правовые основы и содержание правового механизма сдерживания климатических и агроэкологических угроз, обусловленных последствиями природных чрезвычайных ситуаций.
Методологическая основа: системно-структурный, формально-юридический методы, метод анализа.
Результаты: разработаны авторские предложения о направлениях развития правового регулирования механизма сдерживания климатических и агроэкологических угроз, обусловленных последствиями природных чрезвычайных ситуаций.
Выводы: в связи с отсутствием единообразия и систематизированной совокупности закрепленных положений, позволяющих выстроить эффективные отношения в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, предложена концепция минимизации последствий природных чрезвычайных ситуаций для поддержания продовольственной безопасности.
Введение: личность преступника является носителем причин индивидуального преступного поведения. В полной мере это относится и к лицам, совершающим дорожно-транспортные преступления. Поэтому важнейшим направлением предупреждения указанных деяний должно быть индивидуально-профилактическое воздействие на лиц, совершающих такие преступления. Цель - рассмотреть предлагаемые учеными меры предупреждения дорожно-транспортных преступлений и на основе их анализа предложить меры индивидуально-профилактического воздействия на лиц, совершающих указанные преступления. Методологическая основа: сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический и социологический методы, а также специально-криминологические методы исследования: анализ уголовно-правовой статистики, изучение уголовных дел, опрос преступников.
Результаты: несмотря на обширный комплекс мер, применяемых государством по борьбе с дорожно-транспортной преступностью, ситуацию в этой сфере вряд ли можно считать благополучной и не требующей дополнительного участия. Так, в последние годы зафиксирован рост числа лиц, погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях; возросло количество преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ. В связи с этим актуальна разработка новых мер предупреждения совершения дорожно-транспортных преступлений, учитывающих личностные особенности ихсубъектов.
Выводы: предложена система индивидуального предупреждения дорожно-транспортных преступлений, состоящая из воспитательно-профилактического и ограничительно-профилактического воздействия на преступников.
Введение: статья посвящена исследованию преступлений, совершаемых на почве политической, идеологической или религиозной ненависти или вражды, то есть экстремистских преступлений, которые являются проявлением социальных конфликтов в обществе. Цель - определить сущность экстремистских преступлений, тенденций их развития, а также разработать некоторые предложения по противодействию указанным уголовно-наказуемым деяниям.
Методологическая основа: сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический и социологический методы, а также специально-криминологические методы исследования: анализ уголовно-правовой статистики, изучение уголовных дел, опрос преступников.
Результаты: количество преступлений, совершаемых на почве политической, идеологической или религиозной ненависти или вражды, увеличивается в связи с ростом социальных конфликтов, возникающих между различными слоями и группами населения.
Вывод: в связи со сложной геополитической обстановкой в стране необходимо применять опережающие воздействия на любые попытки разжигания в обществе ненависти или вражды в отношении граждан по какому-либо социальному признаку или в отношении какой-либо социальной группы. Опережающие воздействия могут быть реализованы посредством повышения качества профилактической работы с населением в целях устранения разногласий и конфликтов в обществе.
Введение: укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в государстве повышает эффективность деятельности органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия. Цель - обозначить наиболее рациональный подход к повышению результативности прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия посредством правовой регламентации отдельных его аспектов.
Методологическая основа: комплекс диалектического, сравнительного и системного методов познания.
Результаты: обоснована авторская точка зрения на предмет прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия как соблюдение поднадзорными органами положений Конституции РФ, посвященных правам и обязанностям в области пользования и сохранения культурных ценностей, исполнение федеральных законов, регламентирующих правоотношения в сфере культурного наследия, соответствие федеральным законам правовых актов, издаваемых поднадзорными органами.
Выводы: обосновывается идея о целесообразности принятия приказа Генерального прокурора РФ, закрепляющего первостепенные векторы прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия с конкретизацией отдельных актуальных вопросов, которые следует проверять.
Введение: рассматриваются актуальные проблемы уголовной ответственности за преступления против правосудия. Цель - изложить проблемные вопросы квалификации преступлений против правосудия.
Методологическая основа: наряду с всеобщим методом познания, применялся статистический, системно-структурный анализ и иные общенаучные и частнонаучные методы.
Результаты: представлена позиция законодателя, правоприменителя, ученых относительно объективной стороны деяний, предусмотренных ст. 294, 305 УК РФ, потерпевших - ст. 295, 296, 297, 298.1 УК РФ.
Выводы: сформулированы предложения по совершенствованию УК РФ: в ст. 295, 296, 297, 298.1 вместо иных лиц, участвующих в отправлении правосудия, указать арбитражных заседателей; в примечании к ст. 305 УК РФ представить дефиницию термина «неправосудный судебный акт», который не соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела.
Введение: работа посвящена исследованию прοблем применения межотраслевой преюдиции в уголовном судопроизводстве. Цель - исследовать проблемы применения межотраслевой преюдиции, обусловленные противоречиями в законодательстве и возникающих при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.
Методологическая основа: формально-юридический, философской логики, анализ законодательства и практики правоприменения.
Результаты: авторами предложены научные идеи о направлениях совершенствования правового регулирования института преюдиции в части его соответствия принципу свободы оценки доказательств в уголовном судопроизводстве.
Вывод: неудачная законодательная регламентация понятия «преюдиция», изложенного в ст. 90 УПК РФ, приводит правоприменителей к такому его толкованию, которое противоречит принципам свободы оценки доказательств, независимости судей, осуществлению правосудия только судом в части установления гарантий для подсудимого быть судимым в том суде и тем судьей, к подсудности которого относится его дело, вследствие чего необходимо устранить неопределенности в интерпретации данной нормы.
Введение: в судебной практике часто встречается формулировка: «Доводы признаны судом необоснованными и несостоятельными и отклонены ввиду противоречия фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам», не позволяющая понять, действительно ли все доказательства и доводы были надлежащим образом оценены. Цель - исследовать существенность проблемы использования подобных формулировок без детального отражения результатов оценки.
Методологическая основа: анализ судебной практики, моделирование посредством приведения примера структуры отражения результатов судебной оценки, формально-логический метод при построении логических умозаключений и обосновании позиции.
Результаты: предлагается вменить в обязанность суду указывать все доказательства, из которых им было выявлено обстоятельство; уточнить ст. 170 АПК РФ; внедрить структуру отражения результатов оценки.
Выводы: реализация данных решений позволит соблюдать неразрывность обстоятельства с доказательствами и выделять те из них, которые были отклонены судом; логично сгруппировывать обстоятельства, доказательства и обоснование по каждому факту в единые блоки; уменьшить количество неоцененных доказательств/доводов; повысить понимание вышестоящими судами логического процесса установления обстоятельств; обращать внимание на доказательства/доводы, которые были отклонены судом.
Введение: плата за отказ от договора представляет собой положение специальной договорной конструкции, позволяющей субъектам предпринимательской деятельности в одностороннем порядке отказаться от исполнения имеющихся у них обязательств либо изменить условия таких обязательств в обмен на предоставление определенной денежной суммы (п. 3 ст. 310 ГК РФ). Вместе с тем примечательным является использование платы за отказ от договора в случаях выражения отказа одного из участников хозяйственного общества от осуществления корпоративных прав. Цель - определить специфику реализации права на отказ от осуществления корпоративного права в обмен на предоставление платы за отказ.
Методологическая основа: общенаучные и частнонаучные методы, в числе которых диалектический, логический, системный, функциональный и собственно формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Результаты: устанавливаемые сторонами корпоративного договора условия о плате за отказ от осуществления корпоративных прав близки по своей природе к условию о плате за отказ от договора, равно как и сами выплаты, обуславливающие реализацию такого правомочия. Данные конструкции имеют схожие черты и характерные свойства, а их условную равнозначность можно усмотреть из закона.
Выводы: представляется возможным рассматривать компенсации и иные приравненные к ним выплаты, обуславливающие отказ участника от осуществления своего корпоративного права к плате за отказ от договора. Такой подход нуждается в тщательной доктринальной проработке
Введение: подготовка к судебному разбирательству, рассматриваемая в статье как деятельность заинтересованных лиц по изучению своих правовых возможностей до подачи искового заявления, имеет важное значение для эффективного судебного разбирательства. Она включает в себя сбор доказательств, формулирование правовых позиций, анализ законодательства, а также оценку возможных правовых последствий судебного разбирательства. Научный и инновационный подход к подготовке к судебному разбирательству позволяет не только минимизировать вероятность ошибок, но и повысить качество выступления в суде, обеспечивая тем самым защиту нарушенных прав и законных интересов сторон. В условиях сложности правовых отношений качественная подготовка служит основой для аргументированного представления позиции в суде и способствует достижению справедливого решения. Цель - предложить разработку специального алгоритма на платформе ГАС «Правосудие» с целью повышения эффективности подготовки к судебному разбирательству.
Методологическая основа: совокупность диалектического и системного методов исследования, сравнительный анализ, моделирование правовой ситуации.
Результаты: обоснована значимость и сформулировано предложение по созданию цифрового помощника, имеющее прикладной и теоретический характер. Представлена система работы алгоритма, построенная на основе ответа на уточняющие вопросы, что позволяет посредством выборки и анализа судебной практики и законодательства формировать рекомендации по правовой квалификации и доказательственной базе данной категории дел из достоверных источников.
Выводы: создание цифрового помощника позволяет повысить правовую грамотность населения, эффективность работы юристов-практиков, оперативность получения и достоверность источников информации, предоставить широкие возможности поиска информации для исследований в научной сфере и др.
Введение: научное исследование посвящено вопросу об аспектах проявления категории совести в нравственном измерении гражданского права. Цель - определить функциональную роль совести в нравственном и правовом измерениях гражданского права.
Методологическая основа: общенаучные методы познания (анализ, синтез, аналогия, системный метод) и частнонаучные методы юриспруденции (формально-юридический, сравнительно-правовой методы).
Результаты: дифференцированы методологические функции категории совести в нравственном и правовом измерениях гражданского права.
Выводы: совесть проявляется в форме принципа добросовестности в нравственном измерении гражданского права.
Введение: государственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства представляет собой ключевой инструмент модернизации инфраструктуры и привлечения частных инвестиций. Однако действующие механизмы публичного контроля и надзора в указанной области являются недостаточно эффективными. Цель - выявить правовые несовершенства регламентации проектов ГЧП в сфере ЖКХ и тарифного регулирования в данной сфере, предложить меры по оптимизации контрольно-надзорных функций органов публичной власти.
Методологическая основа: общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и частнонаучные методы: формально-юридический, юридической герменевтики.
Результаты: предложены изменения в федеральное законодательство, направленные на улучшение публичного контроля и надзора в исследуемой сфере.
Выводы: для гармонизации публичных и частных интересов в сфере ЖКХ предлагается внедрение обязательной экспертизы тарифов, проводимой антимонопольным органом, что позволит минимизировать необоснованное увеличение тарифной нагрузки на потребителей.
Введение: производство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими является одним из новых видов производств в рамках административного судебного процесса, в связи с чем необходимо определить его основные черты, а также положение относительно иных дел административного судопроизводства. Цель - разработать теоретические положения по поводу места и сущностных характеристик производства по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими в системе административного судебного процесса.
Методологическая основа: общенаучные методы познания (системно-структурный), частнонаучные (формально-юридический и сравнительно-правовой методы).
Результаты: выявлено соотношение понятий «категория» и «вид» административного судебного процесса, обоснована позиция о неисковом характере административных дел о признании информационных материалов экстремистскими.
Выводы: разработано предложение о рассмотрении административных дел о признании информационных материалов экстремистскими в качестве вида административного судебного процесса с присущими ему характеристиками: неисковой характер, защита государством публичного интереса, преобразование статуса материалов и констатация факта принадлежности к ним, влекущего неблагоприятные последствия.
Введение: экономическая безопасность выступает важной составляющей национальной безопасности, что в условиях специальной военной операции, санкций недружественных государств актуализирует вопросы ее нормативного регулирования. Требуется анализ отечественного законодательства на предмет выявления путей совершенствования установленных механизмов обеспечения экономической безопасности. Цель - сформулировать предложения по внесению изменений в отдельные нормативные акты, посвященные регламентации деятельности уполномоченных субъектов по развитию отраслей экономики, что в конечном счете будет способствовать импортозамещению как направлению обеспечения экономической безопасности.
Методологическая основа: общие и частные научные методы (анализ, синтез, формально-юридический).
Результаты: выявлена необходимость корректировки нормативного определения термина «экономическая безопасность», предложены изменения в правовых актах по вопросам развития экономических кластеров и территорий опережающего развития.
Вывод: требуется принятие федерального закона «Об особых экономических зонах», а также внесение изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего развития» в аспекте повышения ответственности субъектов управления соответствующими территориями.
Введение: эффективное процессуальное законодательство об административных правонарушениях являет собой одну из основ механизма административного принуждения, основанного на законности и ориентированного на обеспечение баланса частных и публичных интересов. Важная задача в определении направлений совершенствования данного направления - определение генезиса нормативного регулирования, процесс развития которого способен определить приоритеты в правовой политике государства, охватывающей установление и применение административной ответственности. Рассматриваемое явление получило современные формы и должный уровень развития именно в советский период, что послужило критерием определения хронологических рамок настоящего исследования. Цель - рассмотреть процесс становления и развития нормативного регулирования процессуальной стороны механизма административной ответственности в советский период российской истории.
Методологическая основа: исторический, диалектический и формально-правовой анализ нормативных положений, регулирующих процесс применения норм об административной ответственности, а также соответствующие научные исследования.
Результаты: рассмотрена динамика становления процессуального законодательства об административных правонарушениях, выявлены ключевые нормативные правовые акты и дана их оценка с точки зрения развития рассматриваемого правового института.
Выводы: установлена значимость дальнейшего совершенствования процессуального законодательства об административных правонарушениях, приоритетом которого должно стать стремление к формированию единообразного, универсального и непротиворечивого правового регулирования.
Введение: в статье анализируются организационно-правовые особенности функционирования территорий с высоким уровнем концентрации научного и научно-технологического потенциала, вчастности инновационных научно-технологических центров, инновационного центра «Сколково» и федеральной территории «Сириус». Цель - определить оптимальную модель территориальной организации публичной власти для территорий с научным и научно-технологическим потенциалом в контексте реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и обеспечения реализации технологических факторов суверенитета Российской Федерации.
Методологическая основа: совокупность общенаучных (анализ, синтез, системно-структурный) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов познания.
Результаты: рассмотрены нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус наукоградов, инновационного центра «Сколково», инновационных научно-технологических центров и федеральной территории «Сириус», определены особенности, определяющие публично-правовой характер рассмотренных образований; проанализированы правовые акты органов публичной власти федеральной территории «Сириус» в сфере обеспечения научно-технологического развития, выявлен стимулирующий характер правовых норм в контексте реализации научно-технологической политики федеральной территории.
Вывод: представляется перспективным распространение опыта функционирования федеральной территории «Сириус» как особой территориальной организации публичной власти в отношении иных территорий, обладающих научным и научно-технологическим потенциалом, в целях обеспечения реализации научно-технологического развития Российской Федерации.
Введение: статья посвящена исследованию особенностей построения категории «научная общественность» в условиях проводимой государственной политики, направленной на совершенствование действующего законодательства о науке и научно-технологическом развитии современной России. Цель - изучить конституционно-правовую сущность категории «научная общественность» в современной науке и действующем законодательстве и выявить возможность закрепления особых правовых режимов, направленных на становление и развитие отечественной научной общественности.
Методологическая основа: общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, функциональный).
Результаты: определены роль категории «научная общественность» в структуре современного гражданского общества и значение формирования изучаемой категории для отечественного научно-технологического развития, предложены подходы, способствующие развитию научного общества.
Выводы: обоснована необходимость продолжения широкой научной и общественной дискуссии, направленной на обоснование необходимой трансформации нормативно-правовой регламентации отечественной науки и научно-технологического развития в аспекте построения самостоятельной категории «научная общественность».
Введение: в соответствии со ст. 71 Конституции РФ научно-технологическое развитие находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем в ст. 72 вопросы науки в целом относятся к совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» основной круг полномочий в рассматриваемой сфере закреплен за федеральными органами государственной власти. Соответственно, встает вопрос о конкретизации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере определения и реализации направлений научно-технологического развития, в частности субъектов федерации. Цель - рассмотреть компоненты научно-технологического развития России, полномочий органов государственной власти в данной сфере и их правовое закрепление с учетом механизма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ.
Методологическая основа: совокупность методов научного познания, общенаучные и частнонаучные методы (исторический, сравнительно-правовой, системный).
Выводы и обобщения формулировались на основе логического метода исследования. Результаты: проведен анализ понятия, структурных компонентов и конституционно-правового регулирования научно-технологического развития России с учетом конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Выводы: с целью перспективного научно-технологического развития субъектов РФ, являющегося основой государственного строительства России в целом, сформулированы предложения по необходимости принятия нового федерального закона «О науке и государственной научно-технологической политике Российской Федерации» и конкретизации на его уровне полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере научно-технологического развития, направленных на закрепление видов субъектов научно-технологической и научно-исследовательской деятельности и их взаимодействия между собой, с органами государственной власти РФ и институтами гражданского общества, а также на обеспечение их материально-финансовой поддержки и результативности деятельности.
Введение: на развитие науки в России оказывает влияние прежде всего государство и его научно-технологическая политика. Цель - поддержать дискуссию относительно перспектив развития законодательства о науке, предложенной председателем комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию С. В. Кабышевым.
Методологическая основа: системно-структурный, сравнительно-правовой методы научного познания, а также метод анализа.
Результаты: проанализированы цели, механизмы выработки, методы реализации и институционального оформления законодательства о науке на новом этапе его формирования. Исследованы вопросы формирования национальных интересов в науке и основные направления стимулирования эффективной научной кооперации.
Выводы: главное в процессе усовершенствования законодательства о науке - не повторять ошибок. Создать идеальный закон о науке не получится. Однако новая ступень развития законодательства о науке предусматривает теоретическое осмысление дискуссионных и нерешенных проблем, ведь только на таких принципах и может состояться совмещение идеального и реального.
Введение: система государственной научной аттестации выступает в качестве важнейшего регулятивного средства реализации правовой политики в области науки и высшего образования. Институт ученых званий является неотъемлемой частью данной системы, устанавливая особые правовые статусы, призванные выступать в качестве подтверждения исследовательских компетенций высокого уровняи обеспечивать обладателей повышенными гарантиями со стороны государства, направленными на стимулирование эффективной и результативной научной и педагогической деятельности. В то же время действующие нормативные положения, определяющие содержание правового статуса обладателей ученых званий и соответствующие такому статусу гарантии, не лишены пробелов и противоречий, устранение которых может способствовать значительному повышению стимулирующего потенциала института ученых званий. Цель - рассмотреть содержание института ученых званий в современных условиях на предмет выявления проблем правового регулирования.
Методологическая основа: исторический, диалектический и формально-правовой анализ нормативных положений, регулирующих особенности статуса обладателей ученых званий, а также соответствующие научные исследования.
Результаты: выявлен ряд проблем в правовом регулировании ученых званий и даны предложения по их возможному решению.
Выводы: автором сделан вывод о необходимости развития материальных и организационных гарантий в части установления доплат, возможностей для замещения должностей и улучшения жилищных условий, предоставляемых обладателям ученых званий.
Введение: в настоящее время одним из актуальных вопросов развития отечественной конституционно-правовой политики является развитие научного потенциала страны. В связи с этим возникает необходимость принятия федерального закона о науке и научно-техническом развитии. Прежде всего при его создании следует определиться с его основными понятиями и категориями, а также основными направлениями правового регулирования. Авторы данной статьи постарались определить круг субъектов научной деятельности и предложили разграничить их правовые статусы. Цель - выявить субъектов научной деятельности в Российской Федерации, определить сходство и различия между нами и выделить их категории, которые должны иметь различные правовые статусы.
Методологическая основа: системно-правовой и сравнительно-правовой методы исследования.
Результаты: выявлено, что научную деятельность в России осуществляют работники научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских отделов вузов, профессорско-преподавательский состав вузов и научно-педагогические работники. Однако правовые статусы этих субъектов в законодательстве четко не прописаны.
Выводы: в российском законодательстве необходимо закрепить четыре правовых статуса субъектов, участвующих в осуществлении научной деятельности, установив их права и обязанности, а также гарантии научной деятельности.
Введение: статья посвящена обсуждению проблемных вопросов в сфере правового регулирования научно-технологического развития России, разработке нового закона о науке. Цель - рассмотреть некоторые концептуально-методологические проблемы, требующие своего решения в процессе обновления законодательства о науке.
Методологическая основа: совокупность общенаучных и частноправовых (формально-юридического, системно-структурного, правового мониторинга) методов познания.
Результаты: на отдельных примерах были проанализированы вопросы, которые предстоит рассмотреть в процессе разработки нового закона о науке, выработки единых подходов к его структуре и содержанию.
Выводы: решение вопроса о придании новому закону о науке, научно-технологическом развитии системообразующего значения потребует комплексной систематизации и классификации российского законодательства в этой области, в том числе выявления дефектов правового регулирования, унификации различных дефиниций, достижения терминологической четкости и ясности понятий в нормативно-правовых актах, их родового и видового соотношения.
Введение: парадигма современного образования требует от вуза создания благоприятных условий для участия обучающихся в научно-исследовательской деятельности. Действующее законодательство регулирует формирование соответствующих компетенций в рамках разных форм образовательного процесса. Важная роль отводится работе обучающихся в научных кружках, служащих наиболее успешной формой раскрытия и реализации научного потенциала будущего специалиста. Цель - выявить особенности функционирования научных кружков как формы образовательной деятельности, а также проанализировать практики ее реализации в Саратовской государственной юридической академии.
Методологическая основа: диалектический, формально-юридический, сравнительный, социологический методы познания, а также метод статистического анализа.
Результаты: авторская позиция сводится к необходимости активного использования кружковой работы в развитии научного потенциала обучающегося как перспективной формы его взаимодействия с преподавателем.
Выводы: научный кружок позволяет обучающимся реализовать свои академические права на участие в научно-исследовательской деятельности и способствует формированию у них профессиональных компетенций; основными функциями научного кружка являются обучение, воспитание, формирование навыков научной работы; функционирование научных кружков регулируется локальными актами образовательных организаций и существенно отличает их от занятий, проводимых в аудиторной форме; эффективность работы научных кружков подтверждена результатами социологического исследования, проведенного в Саратовской государственной юридической академии наставниками научного кружка «Актуальные вопросы финансового, банковского и таможенного права: федеральные и региональные аспекты».
Введение: в статье проведен теоретический анализ функций экспериментальной нормы права. Автор отмечает, что экспериментальное правовое предписание обеспечивает необходимый переход от абстрактной концепции к практической ее реализации для последующего наблюдения и фиксации проявившихся закономерностей. Цель - исследовать роль и назначение экспериментальной нормы права как исключительного правового приема регулирования общественных отношений.
Методологическая основа: диалектический, сравнительный и функциональный подходы.
Результаты: функции экспериментальной правовой нормы выступают отражением государственной политики в области правообразования, правовой идеологии и культуры законотворческих компетенций. Экспериментальное правовое предписание выполняет такие функции права, как ориентирующую, научную, интерпретационную, адаптационную, доказательную, мотивационную, превентивную, управленческую, прогрессивную и прогнозную.
Выводы: значимость экспериментальной нормы права очевидна и заключается в том, что она, будучи исключительным организационно-правовым приемом регулирования социальных связей, должна использоваться лишь при невозможности спрогнозировать результаты стандартных вариантов воздействия на общество.
Введение: активное развитие правового регулирования в современной России порождает потребность в гибких инструментах, способных оперативно адаптироваться к новым вызовам. Главная проблема - найти формат, который позволит апробировать правовые новации без риска масштабных неудач. Цель - определить сущность экспериментального нормативного правового акта и выявить условия его эффективного применения. Задачами являются анализ присущих ему признаков, а также сравнение с традиционными актами.
Методологическая основа: сравнительно-правовой и формально-юридический методы, позволяющие установить специфику исследуемого явления, определить сущностные признаки.
Результаты: проведенный анализ показывает, что экспериментальный формат правового регулирования минимизирует риски правоприминительных ошибок, поскольку на этапе тестирования можно выявить недостатки и своевременно их исправить. Практические примеры подтверждают, что подобный акт облегчает внедрение новых правил в ограниченных масштабах, не затрагивая всю правовую систему.
Вывод: экспериментальный нормативно-правовой акт обеспечивает точечную проверку и гибкую корректировку нормативных требований. Его применение не только снижает вероятность системных сбоев, но и укрепляет доверие граждан к законодательному процессу.
Введение: объектом историко-правового исследования является обширный комплекс документальных источников, составляющих материалы писцового делопроизводства, образовавшиеся в результате функционирования Поместного приказа. Отечественная историография насчитывает небольшой перечень работ, посвященных исследованию содержания документального материала Поместного приказа. Большинством специалистов документальные материалы рассматриваются в качестве массового статистического источника и финансовых документов, фиксировавших объекты налогообложения. Актуальность избранной тематики обусловлена необходимостью уточнения теоретических представлений о документах писцового делопроизводства как о специфичном реестре землевладений России XVI-XVIII вв. Цель - установить и обосновать историко-правовое значение писцовых описаний как юридических актов, закрепляющих права на землю России XVI-XVIII вв.
Методологическая основа: диалектический, исторический, сравнительно-правовой методы.
Результаты: на основании историографических источников и законодательных актов России XVI-XVIII вв. аргументируется авторский подход к рассмотрению документов писцового делопроизводства как юридических актов, удостоверяющих права на землю в России XVI-XVIII вв.
Выводы: образовавшийся комплекс документов писцового делопроизводства является своеобразным земельным кадастром России XVI-XVIII вв.; поземельные акты, входящие в «собрание» писцовых книг, представляли собой юридические акты, определяющие владельческую принадлежность земель и устанавливающие размер налогов в государстве; писцовое делопроизводство составляло одну из важнейших функций в системе государственного управления земельным фондом России XV-XVIII вв., связанную с учетом земельных владений.
Введение: в современных условиях актуализируются проблемы взаимодействия публичной власти и гражданского общества ввиду интенсивного развития цифровых инструментов правовой коммуникации. Цель - исследовать правовое сотворчество публичной власти и общества в контексте современных цифровых тенденций.
Методологическая основа: диалектическая логика, социологический метод, системный подход, в частности структурно-функциональный анализ, информационный, формально-юридический и другие методы исследования.
Результаты: раскрыта связь современных цифровых технологий и правового сотворчества публичной власти общества, выражающаяся в интенсификации данных процессов и предоставлении дополнительных правосотворческих возможностей гражданам посредством работы специальных цифровых платформ и сайтов, обеспечивающих данное взаимодействие.
Выводы: обозначены некоторые тенденции, связанные с влиянием цифровизации на процессы правового сотворчества власти и гражданского общества. Указывается, что, несмотря на положительное влияние цифровизации на развитие правового сотворчества, имеются риски и проблемы, связанные с излишней автоматизацией, механизацией данных процессов.
Введение: в статье рассмотрена природа, особенности, теоретическая и практическая значимость разработки механизма правового прогнозирования. Сделан акцент на структурном построении механизма правового прогнозирования и содержательном наполнении его элементов. Цель - обосновать теоретическую и практическую значимость исследования механизма правового прогнозирования в условиях динамики социальных отношений.
Методологическая основа: общенаучные и специально-юридические методы познания: системный, структурно-функциональный, анализ, синтез, формально-юридический.
Результаты: аргументирована позиция автора о необходимости разработки механизма правового прогнозирования и содержательном наполнении его структурных компонентов.
Выводы: механизм правового прогнозирования - необходимый атрибут совершенствования законодательства, способствующий определению перспектив его развития, отвечающих потребностям общества, а также нахождению оптимальных путей совершенствования правового регулирования.
Введение: статья посвящена анализу места и роли юридического прогнозирования в процессе осуществления нормотворческой деятельности. На конкретных примерах показаны негативные последствия неиспользования потенциала прогнозирования в ходе изменения действующего законодательства. Цель - на основе изучения научной литературы и действующего законодательства установить значение юридического прогнозирования в ходе реализации правотворческой деятельности государственными органами.
Методологическая основа: формально-юридический, статистический, сравнительный, системный методы.
Результаты: доказана необходимость проведения юридического прогнозирования на всех этапах правотворческой деятельности для поддержания должного уровня эффективности правового регулирования.
Выводы: благодаря юридическому прогнозированию определяются конкретные перспективные направления правового развития, оцениваются риски с учетом социальных потребностей общества и иных факторов. Предлагается алгоритм осуществления прогнозирования с делением на этапы.
Введение: в историко-правовой науке сохраняется актуальность осмысления теоретических и методологических оснований исследований в области регулирования личных и имущественных отношений в Древнерусском и Московском государстве. Цель - выявить основные подходы в историко-правовых исследованиях истоков гражданского законодательства, сложившихся в России к середине XVII в.
Методологическая основа: принцип историзма и системный подход, логический, аналитический, биографический и проблемно-хронологический методы.
Результаты: выявлены характерные черты и результаты осмысления историко-правовой литературы, затрагивающей вопросы закономерностей становления древнерусского законодательства.
Выводы: становление гражданского законодательства в России к середине XVII в. традиционно просматривается в контексте осмысления источников (форм) права, а также форм его систематизации. Уделяя особое внимание процессу централизации и децентрализации публичной власти, исследователи традиционно акцентируют внимание на эволюции закона как основной формы выражения права.
Введение: раскрытие функциональных особенностей юридической рекомендации видится обоснованным по ряду причин. Во-первых, исследование функций позволяет наиболее полно раскрыть сущность и социальное назначение юридической рекомендации, ее роль на каждом историческом этапе развития общества. Во-вторых, комплексный анализ функций юридической рекомендации дает возможность системно оценить функциональные возможности данного правового феномена, выходя за пределы оценки предназначения отдельного рекомендательного акта. В-третьих, исследование функций юридической рекомендации дополняет основные положения теории функций права, акцентируя внимание на особенностях правового воздействия юридической рекомендации как особого правового средства. Цель - на основе существующих подходов в теории функций права обосновать функции юридической рекомендации и предложить авторскую классификацию функций.
Методологическая основа: общенаучные и частные методы исследования, совокупность диалектического и системного методов познания, формально-юридический подход, метод интерпретации.
Результаты: автором сформулировано понятие функции юридической рекомендации, а взятый за основу критерий особенностей цели и характера правового воздействия позволил дифференцировать функции юридической рекомендации на основные и неосновные.
Выводы: под функциями юридической рекомендации предлагается понимать обусловленные социальным назначением и сущностью имманентные направления и виды правового воздействия на волю, сознание и поведение людей, направленные на достижение определенных целей в механизме правового воздействия. К числу основных функций предлагается отнести функцию государственной ориентации и предупредительную функцию. В числе неосновных функций юридической рекомендации автором обосновываются обеспечительная функция, воспитательная функция, коммуникативная функция.
Введение: в условиях стремительного развития современных обществ и усложнения социальных, политических и правовых процессов становится очевидной необходимость углубленного изучения механизмов обеспечения правопорядка. Государственные структуры вынуждены адаптироваться к постоянно возникающим вызовам, связанным с усилением динамики общественных процессов, выходящими за рамки традиционных способов управления угрозами безопасности. На фоне этих изменений системный подход приобретает особое значение для оценки и совершенствования структуры правоохранительной системы. Исследование проблемы охраны правопорядка посредством концептуальных и методологических инноваций позволяет выработать рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования правового механизма в изменяющихся условиях. Цель - разработать концептуально обоснованную модель правоохранительной системы, способную интегрировать системный подход в изучение ее структуры и функциональных особенностей.
Методологическая основа: комплекс методов, сочетающих системный анализ с телеологическим подходом, что позволяет рассматривать явление правоохранительной системы в целом и выявлять целевые ориентиры ее функционирования.
Результаты: эффективность правоохранительной системы напрямую зависит от интеграции различных компонентов: государственных институтов, нормативной базы и механизмов участия гражданского общества. Исследование показало, что самостоятельная работа государственных органов не способна обеспечить максимально устойчивое состояние правопорядка, если не организовано конструктивное взаимодействие с неформальными институтами и социальной средой.
Выводы: правоохранительная система представляет собой сложное и многослойное образование, в котором важную роль играет интеграция разнообразных элементов, обеспечивающих охранительное воздействие на общественные отношения. Эффективное функционирование данной системы возможно только при сочетании государственных усилий с активным участием гражданского общества и использованием современного комплекса правовых средств.
Издательство
- Издательство
- СГЮА
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- ул. Чернышевского Н.Г., зд. 104, стр. 3, Саратов
- Юр. адрес
- 410056, Саратовская обл, г Саратов, Октябрьский р-н, ул им Чернышевского Н.Г., д 104 стр 3
- ФИО
- Ильгова Екатерина Владимировна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@ssla.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2299202