В статье исследуется реакция Всемирного совета церквей (ВСЦ) на Украинский кризис (2022–2024 гг.) с позиций критической теории международных отношений. Автор предлагает рассматривать ВСЦ как специфический тип транснациональной «органической интеллигенции» глобального христианства, действующей на основе собственного постоянного бюрократического аппарата и финансовых ресурсов, поступающих преимущественно от протестантских церквей Европы и Северной Америки. Методическую базу исследования составил качественный анализ официальных документов и публичных заявлений ВСЦ, позволяющий показать, как Совет в роли органической интеллигенции активно транслирует и утверждает универсалистские ценности, соответствующие западной либеральной модели современности. Отдельное внимание уделяется тому факту, что, несмотря на жёсткую критику России в контексте Украинского кризиса, ВСЦ воздержался от исключения Русской православной церкви. Автор аргументирует, что это решение обусловлено стремлением Совета сохранить межцерковный диалог, обеспечить возможность своего влияния на РПЦ и таким образом расширить собственную роль и позиции в глобальном христианском сообществе. Делается вывод о том, что институциональная природа и западная направленность ВСЦ ограничивают его нейтральность.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 261. Различные проблемы и отношения христианской церкви
327. Международные отношения. Мировая политика. Внешняя политика - Префикс DOI
- 10.24833/2071-8160-2025-3-102-134-161
Несмотря на значительные различия между религиозными институтами, в их политической и общественной деятельности можно выделить определённые общие черты и закономерности. Как подчёркивает российский исследователь П. И. Касаткин, в сфере международных отношений деятельность религиозных организаций преимущественно реализуется через механизмы «мягкой силы» (Касаткин 2010: 141)
Список литературы
1. Anievas A. (2010). Marxism and World Politics: Contesting Global Capitalism. Routledge.
2. Cox R.W. 1983. Gramsci, Hegemony and International Relations: An Essay in Method. Millenium - Journal of International Studies. 12(162). P. 162-175.
3. Curanović A. 2024. The Russian Orthodox Church and the West: On a Quest to Bring Down the Liberal Project. The Palgrave Handbook of Non-State Actors in East-West Relations Cham: Palgrave Macmillan.
4. Forrester D. 1997. Living in Truth and Unity: The Church as a Hermeneutic of Law and Gospel. Ecclesiology and Ethics: Ecumenical Ethical Engagement, Moral Formation and the Nature of the Church. Geneva: WCC Publications. P. 92-104.
5. Gill S. (1990). American Hegemony and the Trilateral Commission. Cambridge University Press.
6. Graz J.-Ch. (2003). “How powerful are Transnational Elite Clubs? The Social Myth of the World Economic Forum”. New Political Economy, 8(3), 321-340.
7. Hadsell H. 2006. Ecumenical Social Ethics Now. Beyond Ideals: A Way Ahead for Ecumenical Social Ethics. Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans. P. 17-29.
8. Hovorun C. 2023. Can ‘Ecumenism as Usual’ Be Possible in the Wake of the War in Ukraine? Ecumenical Trends. 52(5). P. 25-31.
9. Kim Heung Soo. 2011. The Korean War (1950-1953) and Christianity: Pro-American Activities of the Christian Churches and the North Korean Reactions. Madang. 16. P. 135-158.
10. Mearsheimer J.J. 1994. The False Promise of International Institutions. International Security. 19(3). P. 5-49.
11. Rasmussen L. 1997. The Right Direction, but a Longer Journey. Ecclesiology and ethics: ecumenical ethical engagement, moral formation and the nature of the church. Geneva: WCC Publications. P. 105-111.
12. Sklair L. (2001). The Transnational Capitalist Class. Oxford: Blackwell.
13. Агаджанян А. 2012. «Множественные современности», российские «проклятые вопросы» и незыблемость секулярного Модерна (теоретическое эссе). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 83-110.
14. Алескерова С.Э. 2011. Всемирный совет церквей: экуменическое движение или организация объединённых религий. Современные фундаментальные и прикладные исследования. №2. С. 56-59.
15. Городилова Л.А. 2022. Модели экуменического диалога в дискурсе Русской православной церкви Московского патриархата. Концепт: Философия, религия, культура. 2(22). С. 59-70. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-59-70
16. Грамши А. 1959. Избранные произведения в трех томах. Том 3. Москва: Издательство иностранной литературы.
17. Звонарёв С.Л. 2025. Вступление Русской православной церкви во Всемирный совет церквей в контексте церковно-государственных отношений в СССР. Вестник ПСТГУ. №122. С. 164-180. https://doi.org/10.15382/sturII2025122.164-180
18. Калканджиева Д. 2017. Болгарская православная церковь и экуменическое движение после Второй мировой войны. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 64-80. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2017-35-1-64-80
19. Касаткин П.И. 2010. Русская православная церковь как актор современной мировой политики. Вестник МГИМО-Университета. 6(15). С. 141-155.
20. Кечкин И.Э. 2021. Православная Церковь и экуменизм: анализ диалога и взаимодействия на основе официальных документов Всемирного совета церквей (ВСЦ). НИР: грант № 21-011-44111. Российский фонд фундаментальных исследований.
21. Кечкин И., Письменюк И. 2022. Участие профессоров Московской духовной академии в работе Всемирного совета церквей (по документам ВСЦ). Церковный историк. 2(8). С. 211-217. https://doi.org/10.31802/CH.2022.8.2.013
22. Кунтер К. 2017. Был ли третий путь? Всемирный совет церквей в период холодной войны. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 147-163. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2017-35-1-147-163
23. Кюнг Г. 2020. Великие христианские мыслители. Санкт-Петербург: Алетейя.
24. Лактюхин Д. А. 2022. Внешняя церковная деятельность Московского Патриархата в годы «нового курса» Советского государства в отношении Церкви (1946-1953 гг.). Христианство на Ближнем Востоке. 6(4). https://doi.org/10.24412/2587-9316-2022-00290. С. 166-202.
25. Ливцов В. А. 2010a. Формирование основных принципов взаимодействия Русской православной церкви со Всемирным советом церквей от Нью-Дели до Упсалы (1961-1968). Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 1(35). С. 39-44.
26. Ливцов В.А. 2010b. Участие Русской православной церкви в формировании православного экуменизма в середине XX в. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2(10). С. 66-70.
27. Ливцов В.А. 2010c. Взаимодействие Русской православной церкви со Всемирным советом церквей от Упсалы до Найроби. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 3(11). С. 63-67.
28. Пивоваров Н. 2017. Кого приглашали в СССР и кого отправляли за границу по религиозной линии (1943-1985). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 185-215. https://doi.org/10.22394/2073-7203-35-1-185-215 Православие и экуменизм. 1998. Москва: Изд-во МФТИ.
29. Толкачёв В.В. 2013. Религиозные акторы в современной мировой политике: роль, возможности, перспективы развития. Вестник МГИМО-Университета. 3(30). С. 75-80. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-3-30-75-80
30. Церковь, церкви и Всемирный совет церквей: Экклезиологическое значение Всемирного совета церквей. 1998. Православие и экуменизм. Москва: Изд-во МФТИ. С. 188.
31. Шишков А. 2017. Два экуменизма: консервативные христианские альянсы как новая форма экуменического взаимодействия. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 269-300.
32. Штекль К. 2012. Европейская интеграция и русское православие: две перспективы в рамках парадигмы множественных современностей. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №1. С. 89-111.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются нарративы травматического исторического прошлого, представленные в экспозициях японских музеев памяти. Основное внимание уделяется репрезентации событий, связанных с участием Японии во Второй мировой войне и её колониальной политикой. Исследование опирается на теоретические подходы, рассматривающие историческую память как социальный конструкт и разновидность символической политики. Авторы изучают музейные экспозиции как важные инструменты распространения определённых исторических нарративов, оказывающих значительное влияние на современный общественный дискурс и формирование коллективной идентичности японцев. Эмпирическую базу исследования составляют экспозиции четырёх репрезентативных японских музеев: музея Юсюкан, Мемориального музея солдат, интернированных в Сибирь, и послевоенных репатриантов, музея «северных территорий», а также Женского активного музея войны и мира. На примере указанных музеев авторы выявляют и анализируют три основных направления исторических нарративов: радикально-консервативное, умеренно-консервативное и прогрессистское. Для типологизации представленных нарративов используются пять моделей исторической памяти, предложенных Маттео Дианом: героизация прошлого, самовиктимизация, историческая амнезия, признание вины и искреннее раскаяние.
Исследование показывает, каким образом музеи используют различные механизмы репрезентации — текстовые пояснения, визуальные экспонаты, личные истории и эмоциональные приёмы, — для формирования у посетителей конкретных интерпретаций исторических событий. В статье обосновывается вывод о том, что многообразие представленных в музеях нарративов обусловлено конкуренцией мнемонических традиций и акторов в японском обществе, таких как политические партии, государственные институты, религиозные организации и общественные группы. Авторы отмечают, что сосуществование государственных и негосударственных музеев способствует сохранению плюрализма исторических интерпретаций, что, в свою очередь, отражает продолжающиеся общественные дискуссии о прошлом Японии и оказывает влияние на её национальную идентичность и международные отношения.
Нестабильность американо-турецких отношений на современном этапе их развития актуализирует изучение исторических предпосылок и истоков подобного положения дел. Турецкий политический кризис 1977–1980 гг. совпал с периодом напряжённости в отношениях Анкары и Вашингтона и был одним из череды международных потрясений, совокупность которых помощник президента США по национальной безопасности в администрации Дж. Картера Зб. Бжезинский назвал «дугой нестабильности». Цель исследования – проследить, как менялось восприятие американским руководством турецкого политического кризиса в первые два года работы администрации Картера (1977–1978 гг.). В качестве источников использованы опубликованные документы по внешней политике США (FRUS), электронная коллекция корреспонденции Государственного департамента и посольства США в Анкаре, доклады Совета национальной безопасности и Центрального разведывательного управления. Обосновывается вывод о том, что проблематика турецкого политического кризиса в течение длительного времени (вплоть до введения в Турции режима военного положения в декабре 1978 г). рассматривалась не изолированно, а в общем контексте программных внешнеполитических установок президента Картера и его ближайшего окружения с учётом интересов США в Восточном Средиземноморье и на Ближнем и Среднем Востоке. В конечном итоге администрации не удалось выстроить сбалансированную политику на турецком направлении, своевременно оценить масштабы кризиса и предотвратить его эскалацию. В исторической перспективе курс администрации Дж. Картера внёс вклад в перманентное недоверие Анкары к политике США и фундамент системного кризиса американо-турецких отношений.
В статье вводятся в научный оборот и подробно исследуются письма русского дипломата и поэта Михаила Александровича Хитрово (1837–1896), адресованные послу России в Константинополе Николаю Павловичу Игнатьеву, как источник по истории российской дипломатии второй половины XIX века. Основой анализа стали 66 писем, относящихся к периоду службы Хитрово дипломатическим чиновником при новороссийском и бессарабском генерал-губернаторе (1868–1871), отобранных из общего комплекса в 76 писем, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации (фонд 730) и Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук (фонд 325). Особое внимание уделено тому, как в переписке отразилась напряжённая внешнеполитическая ситуация, характеризующаяся ожиданием крупного европейского конфликта. После краткого обзора биографии Хитрово, представления оценок его личности и деятельности современниками, а также анализа историографии вопроса, автор даёт детальную характеристику самого архивного источника. Выделены его основные тематические направления: служебные отчёты, оценки внешнеполитических событий, характеристики региональной жизни и местной администрации. Приведены наиболее значимые и яркие высказывания Хитрово о политической ситуации в России и Европе, о происходивших в Одессе событиях и деятельности Болгарского настоятельства. Показан круг обязанностей дипломатического чиновника того периода и подчёркнута тесная взаимосвязь переписки с публицистическими работами Хитрово. В заключении отмечена важность изучения данных писем не только для углубления понимания российской дипломатической истории второй половины XIX века, но и для более полного представления о жизни и службе одного из выдающихся представителей дипломатического корпуса эпохи князя А. М. Горчакова.
В статье представлены малоизвестные факты, касающиеся присутствия российских военных судов на службе первой в Греции российской дипломатической миссии. Данный сюжет ещё не был предметом рассмотрения в научной литературе; новые документы из Архива внешней политики Российской империи при МИД РФ позволяют пролить свет на неизвестную до сих пор деятельность российского Черноморского флота, базировавшегося вблизи Пелопоннеса. Целью предпринятого исследование является анализ деятельности судов Черноморского флота в качестве части дипломатического обеспечения российской миссии в Навплии и Афинах в первые годы существования греческого государства. После провозглашения независимости Греции Россия установила с ней дипломатические отношения, послав в столицу своих дипломатических чиновников, а также консулов на целый ряд островов Архипелага. Турецкое правительство разрешило проход через Босфор и Дарданеллы нескольких лёгких военных судов Черноморского флота для выполнения срочных поручений российского посланника и дипломатической почтовой связи. Это разрешение требовалось в связи с тем, что, согласно условиям предшествующих русско-турецких договоров, Россия не имела права проводить через Черноморские проливы свои военные суда. До учреждения российской миссии в Греции такое разрешение имели лишь несколько лёгких военных фрегатов при миссии России в Константинополе. На о. Порос, близ Пирея, располагался русский лагерь, а капитанами российских судов, ежегодно менявшихся на службе при российской миссии, были молодые морские лейтенанты – В. А. Корнилов, В. И. Истомин и Е. В. Путятин – будущие адмиралы, впоследствии прославившиеся на морской и дипломатической службе.
В статье исследуется взаимодействие политических элит Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Королевства Польского в контексте формирования Вестфальской системы международных отношений в XVII веке. На основе системного подхода, концепции композитарного государства и теории конфессионализации анализируется влияние международной среды на политическую динамику между литовской и польской элитами. С момента подписания Люблинской унии 1569 г. элиты ВКЛ стремились закрепить равноправие с польской стороной и последовательно защищали свои интересы во всех политических вопросах, включая внешнюю политику. Особенно интенсивным это взаимодействие стало в XVII веке, что во многом было связано с масштабными политическими и конфессиональными изменениями в Европе, достигшими кульминации в период Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) и получившими юридическое оформление в Вестфальском мире 1648 года. Исследование показывает, что, несмотря на периодически возникавшие разногласия между элитами Польши и ВКЛ, они не рассматривали друг друга как противников. Напротив, их объединяло конституционное устройство, формировавшаяся вследствие полонизации общая культурная идентичность и необходимость поддержания авторитета Речи Посполитой в новой Вестфальской системе европейских государств. Автор приходит к выводу, что формирование Вестфальской системы международных отношений оказало заметное влияние на взаимодействие элит Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Международная среда этого периода способствовала скорее интеграции, нежели дезинтеграции обоих составных частей Речи Посполитой. Несмотря на частые изменения конфессионально-политических союзов и внутренние разногласия, общие внешнеполитические вызовы, связанные с окружением Польско-Литовского государства сильными конкурентами, такими как Московское государство и Швеция, вынуждали элиты обеих частей стремиться к согласованию интересов и укреплению единства. Таким образом, международные процессы середины XVII века выступали в качестве важного внешнего фактора, определявшего характер политического взаимодействия польской и литовской элит и способствовавшего усилению внутренней консолидации Речи Посполитой в новых реалиях Вестфальского порядка.
В международной политике продолжаются дебаты об актуальности теорий международных отношений для политиков и лиц, принимающих внешнеполитические решения. В этой связи существует распространённое представление о том, что теория – это «просто теория», и она абсолютно не применима в реальной политике. Размышляя над этим заблуждением и исходя из потенциально высокой практической значимости теорий, автор предпринимает попытку найти ответ на вопрос, имеют ли теории международных отношений какое-либо реальное практическое значение для политиков, и в чём оно может заключаться. Для достижения этой задачи было организовано анкетирование, в ходе которого были опрошены 50 дипломатов, как действующих, так и в отставке, из 32 стран с пяти разных континентов. На основе полученных ответов автором были сделаны выводы относительно применимости теорий международных отношений в дипломатической деятельности. Выводы сделаны на основе сопоставления аргументов относительно как применимости теорий международных отношений к современным реалиям, так и их ограничений. В исследовании подчёркивается, что теории международных отношений остаются актуальными для большинства политиков, которые в большинстве своём рассматривают теории в качестве важного инструмента для анализа событий, объяснения их причин, оценки их взаимовлияния и прогнозирования. Проведённый опрос показал, что большинство дипломатов признаёт значимость теорий МО как важного аналитического инструмента, способного объяснять причины и последствия международных событий, оценивать внешнеполитические решения и прогнозировать развитие международной обстановки. По мнению дипломатов, доминирующие теории МО в достаточной мере охватывают различные аспекты мировой политики и являются универсальными в глобальном контексте. Тем не менее, подчёркивается необходимость более активного включения в теоретические дискуссии незападных подходов и концепций.
Респонденты рекомендуют усилить взаимодействие между академическим сообществом и практикующими дипломатами. Они считают необходимым упрощать и адаптировать теоретический аппарат МО, чтобы сделать его более доступным и понятным для дипломатов, имеющих разное образование и профессиональный опыт. Отдельно указывается на важность интеллектуальной и идеологической нейтральности авторов теоретических исследований для повышения их практической востребованности.
Таким образом, проведённое исследование демонстрирует, что утверждение о том, будто «теории — это всего лишь теории», не соответствует действительности. Теории международных отношений обладают несомненной практической ценностью для дипломатической работы, предоставляя дипломатам проверенные и практически применимые знания, необходимые для глубокого понимания международной политики и принятия эффективных внешнеполитических решений.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/