Актуальность исследования. Профессионализм будущих офицеров проявляется в таком качестве, как умение адаптироваться к быстро изменяющимся новым обстоятельствам, к смене условий и предъявляемым требованиям, связанным с прохождением военной службы. Значимость педагогического сопровождения адаптации курсантов в условиях военного вуза определяется требованиями к повышению качества профессиональной подготовки кадров – будущих офицеров Вооруженных Сил РФ – для эффективного решения задач, связанных с выполнением профессиональных обязанностей и боевой службы.
Цель: обобщение и демонстрация разнообразия подходов к определению сущности понятия «адаптация курсантов», прослеживание тенденции к его трактовке в контексте специфики взаимодействия курсанта и ориентированного на военно-профессиональную подготовку реального образовательного пространства военного вуза, определение в отношении курсантов этапов прохождения и содержания педагогического сопровождения их адаптации в указанном учреждении. Методы: аналитический, в связи с изучением литературы по теме; теоретический синтез, в связи с обобщением и демонстрацией подходов к понятию «адаптация курсантов», объяснением разнообразия его трактовок учёными; описательный, в связи с фиксацией этапов и содержания педагогического сопровождения.
Результаты. Показаны сущность, особенности, слагаемые и проблемы адаптации курсантов к условиям военного вуза. Предложены этапы (диагностический, преобразовательный) и содержание педагогического сопровождения адаптации курсантов в условиях военного вуза. Для успешной диагностики на первом этапе рекомендованы к реализации на практике соответствующие методы, методики, опросники. На втором преобразовательном этапе педагогическое сопровождение адаптации курсантов предложено осуществлять с учётом выделенных составляющих адаптационного процесса: психофизиологической, социально-психологической, учебно-профессиональной, служебно-функциональной и культурно-бытовой. Основные выводы: для реализации требований к качеству профессиональной подготовки кадров – будущих офицеров Вооруженных Сил РФ – предлагается содержание поэтапно реализуемого педагогического сопровождения в начальный период освоения ими учебно-профессиональной деятельности. Практическая значимость определяется возможностью использования в образовательной деятельности военного вуза.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Напряжённая социально-политическая обстановка на международной арене определяет усиление требований к качеству военно-профессиональной подготовки кадров – будущих офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации. С целью конструктивного решения задач выполнения будущими офицерами профессиональных обязанностей и боевой службы по поддержанию обороноспособности страны они должны ответственно и исключительно на правовой основе выполнять должностные обязанности, квалифицированно демонстрировать профессиональную компетентность, быть готовыми стоять на страже Родины.
Список литературы
1. Асмыкович И. К., Калиновская Е. В., Терешко Е. В. Роль куратора группыв адаптации студентов первого курса // Высшее техническое образование. 2019. Т. 3, № 2. С. 52-58. EDN: XRIPPD
2. Ступина М. А., Пологова К. В., Лысуенко С. А. Условия успешной адаптации к обучению в вузе: на примере студентов педагогического вуза // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 3. С. 129-139. EDN: CJILAG
3. Лешер О. В., Бурдина Е. В. Проблемы адаптации студентов первого года обучения // Научный аспект. 2018. Т. 2, № 4. С. 184-192. EDN: PNUMLD
4. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. С. 53-68. ,. DOI: 10.17759/pse.2022270205 EDN: HYLUBM
5. Selivanova J., Konovalova M., Shchetinina E. Relationship of indicators of socio-psychological adaptation and characteristics of personal self-determination in students with special needs // E3S Web of Conferences. Vol. 210. Innovative Technologies in Science and Education (ITSE 2020). P. 6. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2020/70/e3sconf_itse 2020_19016.pdf (дата обращения: 27.04.2024). ,. DOI: 10.1051/e3sconf/202021019016 EDN: NHJFSY
6. Беляев А. В., Бойко С. В. Адаптированность как результат адаптации курсанта военного вуза // Научная мысль. 2018. Т. 5, № 3 (29). С. 78-89. EDN: YXSAXZ
7. Корзунин А. В., Юсупов В. В., Корзунин В. А. Пcихофизиологичеcкие факторы уcпешноcти адаптации курсантов в военном вузе // Известия Российской военно-медицинской академии. 2019. Т. 38, № S3. С. 114-116. EDN: CBVGIQ
8. Кротова М. Н. Личностные факторы психологической адаптации курсантов военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 127-134. ,. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10531 EDN: HJGKOM
9. Прокофьева В. А., Галимов Р. Р. Детерминанты социально-психологической адаптации курсантов военного вуза // Научноемнение. 2020. № 1-2. С. 157-162. ,. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.1.2.157.162 EDN: FSHCBO
10. Елагина В. С., Рогожин В. М. Педагогические условия адаптации курсантов к обучению в военном вузе // Современные проблемы науки и образования (сетевое издание). 2020. № 2. URL: https://scienceeducation.ru (дата обращения: 27.04.2024). ,. DOI: 10.17513/spno.29555 EDN: OSUFOB
11. Бучнева О. А. Особенности адаптации иностранных курсантов к образовательной среде военного вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. Вып. 10 (85). С. 103-106. EDN: VDQWTD
12. Воскрекасенко О. А., Бучнева О. А. Адаптация иностранных курсантов-первокурсников к образовательному процессу военного вуза // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 136-140. EDN: QZDWZX
13. Измайлова Н. В., Борисова Н. Л., Малозёмов А. В. Адаптация иностранных военнослужащих в военных вузах России как педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-4. С. 195-199. EDN: DVBOBN
14. Жуков А. И., Авдеев С. Н., Бушмин О. И. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных курсантов // Вестник военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва. 2023. № 1 (33). С. 146-153. EDN: XUAGMA
15. Паашка Дэлгэрмаа. Эмпирическое исследование психологических особенностей адаптации монгольских курсантов, обучающихся в российских военных вузах // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12, № 10А. С. 170-183. ,. DOI: 10.34670/AR.2023.90.34.018 EDN: DHYJMV
16. Андрусенко А. П. Педагогическое сопровождение курсанта в высшем военном учебном заведении // Научный аспект. 2023. Т. 18, № 12. С. 2253-2257. EDN: AZLFZQ
17. Богословский А. С., Бурмистрова М. Н. Сущность педагогического сопровождения курсантов Росгвардии в образовательном процессе // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2023. № 3. С. 54-63. 10.18137/ RNU.V925X.23.03.P.054,. DOI: 10.18137/RNU.V925X.23.03.P.054 EDN: UCKWAX
18. Бучнева О. А. Направления педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3, № 6 (28). С. 70-75. EDN: UYXYYT
19. Ветров Ю. П., Третьяченко Д. С. Аксиологический потенциал педагогического сопровождения социокультурной адаптации иностранных курсантов в военном вузе // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 7. С. 38-42. EDN: EFAANW
20. Кулаков А. А., Назаренко О. О., Котенко Л. В. Педагогическое сопровождение будущих офицеров в военном вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 10 (114). С. 92-97. ,. DOI: 10.24158/spp.2023.10.13 EDN: YVCDIP
21. Мирошниченко А. Н. Современная практика педагогического сопровождения курсантов военного вуза // Яковлевские чтения: сборник научных статей II Межведомственной научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях (Новосибирск, 21-22 марта 2023 г.). Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. Часть 1. С. 290-294. EDN: LVNHME
22. Федосеева И. А., Бушуева А. Ю. Социально-педагогическое сопровождение военнослужащих в условиях первичной адаптации // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 166-178. 10.15372/ PHE20200211,. DOI: 10.15372/PHE20200211 EDN: WFUIAX
23. Мишин М. О., Конеева Н. Ю. Личностно-ориентированный подход как эффективное средство педагогического сопровождения курсанта // Рефлексия. 2023. № 2. С. 26-29. EDN: MNRVCK
24. Ветвицкая С. М. Особенности адаптации курсантов младших курсов в военном вузе летчиков // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2021. № 18. С. 141-149. EDN: NFDSIG
25. Саенко Л. А., Цыганков Д. С. Специфика адаптации курсантов к обучению и профессиональной деятельности в военном вузе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. № 2 (89). С. 193-197. ,. DOI: 10.37493/2307-907X.2022.2.24 EDN: UTQBGW
26. Воскрекасенко О. А. Педагогическое сопровождение в категориальном аппарате науки // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 13-14 февраля 2020 г.). Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. С. 63-66. EDN: REEXPC
27. Пичкуров А. А. Структура психолого-педагогического сопровождения курсантов в военном вузе // Гуманизация образовательного пространства: культура воспитывающей деятельности: сборник трудов Международного форума, посвященного Году педагога и наставника (Саратов, 19-20 апреля 2023 г.). Саратов: Саратовский государственный университет, 2023. С. 260-264. EDN: GSZVBR
28. Свинарева О. В. Научная разработанность темы “Педагогическое сопровождение курсантов ведомственных образовательных организаций в период адаптации к образовательному процессу” // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24448 (дата обращения: 27.04.2024). EDN: WXJCML
29. Скрипкина А. В., Зиборова М. М. Междисциплинарный анализ понятия “педагогическое сопровождение” адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 257-259. EDN: YAQUFV
30. Бучнева О. А. Модель педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22402 (дата обращения: 27.04.2024). EDN: YTIFKR
31. Аниськова Т. А. Технология педагогического сопровождения профессиональной адаптации курсантов женского пола к образовательному процессу ведомственного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6 (97). С. 7-9. ,. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-697-7-10 EDN: OFFMRX
32. Клейменов А. А. Обоснование проблемы педагогического сопровождения профессиональной адаптации выпускников военных вузов в учебных центрах вооруженных сил российской федерации // Глобальный научный потенциал. 2022. № 3 (132). С. 156-159. EDN: PBUYHJ
33. Кузнецов Д. А. Педагогическое сопровождение курсантов военных вузов как условие повышения мотивации к профессиональной деятельности офицеров: дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2009. 170 с. EDN: DSJHOA
34. Пуненков А. Е., Абдуллаев К. А. Стратегические ориентиры социально-педагогического сопровождения будущих офицеров // Педагогическое образование. 2023. Т. 4, № 4. С. 144-148. EDN: YCCFPJ
35. Ульянова И. В., Свинарева О. В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу. М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2018. 207 с. EDN: BJSVTH
36. Федосеева И. А., Бушуева А. Ю. Социально-педагогическое сопровождение военнослужащих в условиях первичной адаптации // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 166-178. 10.15372/ PHE20200211,. DOI: 10.15372/PHE20200211 EDN: WFUIAX
37. Шмидт Е. К. Особенности организации педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации курсантов военных учебных учреждений // Вестник науки. 2020. № 6. (27). С. 37-43. EDN: LPLWGF
38. Шмидт Е. К. Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной адаптации курсантов в образовательном пространстве военного вуза // Вестник педагогических наук. 2022. № 2. С. 100-104. EDN: NAHOIL
39. Шмидт Е. К. Специфика педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации курсантов в высших военных учебных заведениях // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 12. С. 116-121. ,. DOI: 10.5281/zenodo.5827074 EDN: QPHYTM
40. Ponomarev M. A. Pedagogical support of young army cadets // Педагогическийжурнал. 2021. Т. 11, вып. 6А. С. 512-517. ,. DOI: 10.34670/AR.2021.73.13.070 EDN: SCDEVZ
41. Обрезков А. В. Педагогические условия эффективного функционирования модели педагогического сопровождения профессионального становления курсантов военных вузов // ЦИТИСЭ. 2022. № 1 (31). С. 426-439. ,. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.1.37 EDN: FDCCEU
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность исследования определяет необходимость содействия поиску инструментов, повышающих эффективность психологического сопровождения и адаптации иностранных студентов в российских вузах, что стало главной идеей межрегионального круглого стола «Психологическое сопровождение иностранных студентов в российских вузах» (Пензенский государственный университет, 25 апреля 2024 г.).
Цель: аналитический обзор выступлений участников межрегионального круглого стола «Психологическое сопровождение иностранных студентов в российских вузах».
Результаты: Участники, среди которых были представители вузовских структур, ответственных за организацию адаптационного процесса иностранных студентов, представители общественных организаций, иностранные студенты, преподаватели вузов, обсудили вопросы теории и практики психологического сопровождения иностранных студентов, получающих образование в российских вузах. Оригинальность и новизна: межрегионального круглого стола были определены форматом проведения мероприятия, содержанием докладов и составом участников. В работе круглом столе приняли участие представители Российской Федерации, Казахстана, Китая, Индии, Марокко, Египта, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
Актуальность исследования обусловлена развивающимися в системе российского образования тенденциями обновления подходов и принципов педагогической деятельности на основе тьюторских идей. Становление новой педагогической профессии «тьютор» в массовой образовательной практике объективировало проблемы, которые связаны с единообразным пониманием педагогическим сообществом ключевых категорий тьюторства, определяющих сущность и особенности профессиональной тьюторской деятельности.
Цель: выявить ценностно-смысловые характеристики тьюторской позиции педагога, раскрывающие специфику тьюторского взаимодействия с обучающимися и выделяющие профессию «тьютор» среди других педагогических профессий. Методы (инструменты): теоретический анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, схематизация и систематизация материалов по исследуемой проблеме. Методологической базой исследования стали научные труды, авторы которых рассматривают категории «позиция» и «профессиональная позиция», изучают сущность и особенности тьюторской позиции педагога.
Результаты: определено понятие «позиция» как система взглядов, принципов, отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в его поведении и поступках. Одним из значимых аспектов позиции человека выступает профессиональная позиция, обусловливающая траектории жизненного и профессионального пути. Сопоставительный анализ взглядов исследователей на профессиональную позицию в аспекте педагогической деятельности позволил выявить взаимосвязь педагогических позиций с уровнем профессионального развития. Как особая культура педагогической деятельности, опирающаяся на идеи антропологизации и индивидуализации образования, рассматривается тьюторская позиция педагога. Предложено авторское понимание категорий «педагог-тьютор», «педагог с тьюторской позицией», «педагог с тьюторской компетенцией», на основе которого выделяются базовые векторы профессионального становления в области тьюторства. Основные выводы: выявленные и теоретически обоснованные ценностно-смысловые характеристики тьюторской позиции педагога позволяют ее идентифицировать в ряду других педагогических позиций и ролей, определить место и назначение новой профессии «тьютор» в условиях современного образования. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в качестве содержательно-смысловых ориентиров при построении системы профессионального образования в области тьюторства и разработке образовательных программ профессиональной подготовки педагогов-тьюторов.
Актуальность. Для реализации гуманитарной политики России на африканском континенте одним из действенных средств установления дружественных двусторонних отношений является интеграция африканских учащихся в российское культурно-образовательное пространство. Важным средством сотрудничества может стать педагогическое образование, когда иностранных студентов включают в программы высшего образования и они продолжают деятельность в образовательных центрах за рубежом. В Республике Гана такой центр открыт с 2023 г., где занимаются продвижением российской культуры среди учащихся. Однако более глубокой интеграции в образовательную систему с этой целью, прежде всего систему подготовки педагогических кадров, будет способствовать понимание организации педагогического образования: её внутреннего устройства, задач, содержания, управления, актуальных направлений развития на её исторических основаниях.
Цель: анализ современной системы педагогического образования в Республике Гана. Методология соответствует культурологическому подходу, сочетая в себе методы сравнительно-педагогического, историко-педагогического, теоретического анализа научной литературы, государственных образовательных документов, отчётов Министерства образования и международных организаций, дополненные наблюдениями за образовательной практикой Ганы и интервью с представителями ганийского профессионального образования. В результате исследования охарактеризована система подготовки кадров в Гане, представлена её современная структура, выявлены органы управления педагогическим образованием и их основные функции, проанализирована образовательная политика в отношении подготовки педагогических кадров, выявлены принципы организации национального педагогического образования.
Выводы: система подготовки педагогов в Республике Гана находится на этапе активного обновления, а для национального образования типичен принцип развития в соответствии с государственными интересами, но на основе зарубежной консультативно-методической и финансовой поддержки; следовательно, в настоящий момент для сотрудничества в педагогическом образовании Гана максимально открыта. Практическая значимость: исследование представляет интерес для организации Центром открытого образования в Гане и создания совместных программ подготовки кадров в рамках реализации Концепции гуманитарной политики РФ за рубежом, а также может быть использована в курсе сравнительной педагогики в вузе.
Актуальность исследования определяет необходимость изучения мотивационных механизмов снижения внутреннего напряжения и становления идентичности геймеров в условиях массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр (ММОРПГ).
Цель: изучить роль игровой мотивации в процессах виртуальной идентичности и жизнестойкости молодых геймеров. Гипотеза: игровая мотивация сопряжена со снижением внутреннего напряжения и процессами становления виртуальной идентичности в виртуальном жизненном пространстве геймеров. Участники: N = 120 в возрасте от 18 до 25 лет (nмуж = 72; nжен = 48; M = 20,4; SD = 2,5), проживающих в центральном регионе Российской Федерации. Методы (инструменты): для оценки игровой мотивации применен опросник мотивации игры в массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры (ММОРПГ) (N. Yee в адаптации Н. В. Богачевой, В. Е. Епишина, А. В. Мильянской); для оценки жизнестойкости использована краткая версия теста жизнестойкости (С. Мади в адаптации Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой); для оценки статусов виртуальной идентичности использована методика «Статус ВИ» (М. В. Клементьева); для оценки игровой умелости использована «Game Experience Questionnaire» («Анкета игрового опыта»), «Оценка игровой умелости» (W. A. IJsselsteijn, Y. A. W. de Kort, K. Poels в адаптации М. В. Клементьевой, М. В. Кургузова).
Результаты: выявлены значимые различия в выраженности показателя «жизнестойкости» геймеров: более высокие значения зафиксированы в игре. Обнаружены значимые связи между показателями игровых мотивов, жизнестойкости, игровой умелости и виртуальной идентичности: демонстрируя без барьерную реализацию игровой мотивации и совершенство игровой умелости, геймеры испытывают внутреннее напряжение, беспомощность в реальной жизни и стремятся уйти от действительности, формируют виртуальную идентичность, основанную на образах игровых аватаров. Основные выводы: в онлайн-игре молодые геймеры способны более эффективно справляться с внутренним напряжением по сравнению с реальной средой, поддерживать идентичность, успешно реализовывать игровые мотивы. Практическая значимость: материалы исследования могут использоваться в разработке программ по укреплению жизнестойкости и развитию идентичности молодых геймеров.
Актуальность: в условиях экономической нестабильности и неопределенности особую актуальность приобретают вопросы изучения субъектных качеств личности предпенсионеров, среди которых выделяется финансовая автономность. Представленная статья посвящена проблеме ее измерения в условиях планирования выхода на пенсию как одного из показателей экономико-психологической зрелости личности. Цель работы: выполнить психометрическую проверку авторского опросника «Шкала финансовой автономности личности» (Т. В. Дробышева, И. В. Ларионов, С. В. Тарасов). Гипотеза: шкала финансовой автономности личности имеет одномерную структуру и связана с интернальным локус-контролем и автономностью как независимостью личности. Участники: 215 предпенсионеров (от 45 до 63 лет), проживающие в разных регионах РФ; из них: 108 женщин и 107 мужчин, 49% – работающие и 51% – неработающие. Методики (инструменты): субшкала «Автономность» методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т. Д. Шевеленковой, Т. П. Фесенко), опросник «Уровень субъективного контроля» (сост. Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд); обработка результатов проводилась с помощью пакета программ IBM SPSS.22.0, IBM AMOS 19.0, Jamovi 2.4.11.
Результаты: проведена первичная стандартизация опросника. Выполнена проверка на нормальность и внутреннюю согласованность. Оценивались факторная структура, дискриминативность и конвергентная валидность опросника. Показано, что опросник «Шкала финансовой автономности личности» имеет однофакторную структуру и отличается высокими показателями психометрической надежности. Основные выводы: опросник «Шкала финансовой автономности личности» является надежным инструментом, измеряющим финансовую автономность как способность личности независимо от мнения окружающих управлять своими финансами, принимать соответствующие решения, нести за них ответственность, осуществлять контроль за своим финансовым положением. Описаны различия в выраженности автономности в разных группах предпенсионеров. Практическая значимость выполненной работы определяется необходимостью оказывать целевую помощь предпенсионерам в планировании ими выхода на пенсию, основываясь на измеренных показателях их финансовой автономности.
Актуальность исследования обусловлена сложностью переживания выхода на пенсию, необходимостью его ментального освоения, конструирования прогнозов и планов.
Цель: изучение феноменов, характеризующих людей предпенсионного возраста, в зависимости от их нахождения на том или ином этапе планирования выхода на пенсию. Гипотеза. Феномены «стратегии проактивного совладания» и «долгосрочная ориентация личности» связаны с процессом пенсионного планирования. Социально-демографические факторы (уровень образования, наличие в семье иждивенцев) значимы в планировании пенсионного перехода. Участники: 202 респондента в возрасте 43–63 года (муж. = 49%; жен. = 51%), работающие, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Методы (инструменты): для изучения психологического времени личности использована краткая версия стэндфордского опросника временной перспективы «Zimbardo Time Perspective Inventory» (Ф. Зимбардо в адаптации Т. А. Нестика); проактивного совладания – «Проактивный копинг» (Proactive Coping Inventory) (Е. Грингласс в адаптации Е. П. Белинской, А. В. Вечерина, Е. Р. Агадуллиной); процесса планирования выхода на пенсию – «Шкала процесса планирования выхода на пенсию» («The Process of Retirement Planning Scale» (Дж. Г. Нуна, К. Стивенс и Ф. М. Альпасс).
Результаты. Выявлены значимые различия в выраженности проактивного совладания на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Подготовка к выходу на пенсию». Ориентация на будущее значимо менее выражена на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Решение о начале подготовки». Временная перспектива респондентов, находящихся на этапе «Решение о начале подготовки», значимо отличается от других групп фатализмом в восприятии настоящего. Возраст желаемого выхода на пенсию значимо превышает возраст планируемого выхода на пенсию. Выявлена значимость социально-демографических характеристик в пенсионном планировании. Основные выводы. Этап «Решение о начале подготовки» характеризуется фатализмом респондентов при восприятии настоящего. Фактор «проактивное совладание» проявляется на этапах «Представления о выходе на пенсию» и «Подготовка к выходу на пенсию». Социально-демографические показатели свидетельствуют о значимости наличия в семье иждивенцев, а также уровня образования предпенсионера в планировании пенсионного перехода. Практическая значимость. Данные могут быть реализованы в практике психологического консультирования предпенсионеров.
Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС начального общего образования, в которых зафиксированы метапредметные образовательные результаты, включающие овладение такими навыками сотрудничества, как: определение цели совместной деятельности и путей ее достижения, распределение ролей, взаимный контроль, оценка собственного поведения и поведения окружающих, конструктивное разрешение конфликтов.
Цель: определение характеристик образовательной среды, в которой учащиеся демонстрируют высокий уровень навыков сотрудничества. Гипотеза: предполагается, что учащиеся демонстрируют более высокий уровень навыков сотрудничества в среде, предоставляющей возможности для их свободной активности, самостоятельного выбора, опоры на личностные интересы, независимости суждений и поступков, структурированной и психологически безопасной, т. е. удовлетворяющей потребности ребенка в автономии, компетентности и связанности с другими. Участники: четвероклассники (N = 1384) и управленческие команды из 37 общеобразовательных школ в 21 регионе РФ. Методы (инструменты): для оценки навыков сотрудничества использован инструмент мониторинга «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация), разработанный в Центре психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, содержащий задания сценарного типа в компьютерной форме; характеристики среды определялись посредством методик векторного моделирования и оценки количественных параметров образовательной среды (В. А. Ясвин).
Результаты. Показана связь уровня сотрудничества учащихся с типами среды, выделенными на основе шкал «свобода–зависимость» и «активность–пассивность», а также количественными параметрами среды.
Выводы. Определены характеристики среды, связанные с высоким уровнем навыков сотрудничества в начальной школе: преобладание активных и свободных типов среды, структурированность, безопасность, широта и интенсивность. Практическая значимость. Управленческим и педагогическим командам образовательных организаций может быть рекомендовано учитывать полученные результаты при выборе приоритетов проектирования и организации личностно-развивающей среды.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/