Актуальность исследования продиктована необходимостью анализа и обобщения результатов изучения гендерной проблематики в сфере физкультурного образования и спорта.
Цель: выявить тренды научного поиска в физкультурном образовании и спорте на основании анализа публикаций, посвященных гендерному подходу. Гипотеза: гендерные исследования в сфере физкультурного образования и спорта проводятся в русле основных трендов, отражающих специфику развития данных направлений науки и практики.
Методы: теоретическое исследование и анализ публикаций в научных журналах по проблеме физкультурного образования и спорта на основе гендерного подхода; синтез; методы логических обобщений.
Результаты. Актуализирована потребность проведения анализа научных публикаций по проблеме физкультурного образования и спорта, подготовленных на основе гендерного подхода, и организации научных исследований в аспекте интеграции гендерных знаний в области педагогики, физической культуры и спорта. Определены тренды гендерных исследований в сфере физкультурного образования и спорта. Наиболее значимыми среди них являются теоретико-методологические и научно-методические основы гендерного подхода в физкультурном образовании и спорте, гендерное равенство в сфере физической культуры и спорта, половозрастные и гендерные характеристики субъектов образовательных отношений, половые и гендерные различия в отдельных видах спорта.
Выводы. Перечисленные направления в большей степени привлекают внимание исследователей. Вместе с тем направление, связанное с изучением гендерных аспектов ценностно-смысловых и мотивационно-волевых качеств спортсменов и обучающихся, требует интенсификации научных разработок. В качестве перспективного направления дальнейшего теоретико-эмпирического исследования определено изучение гендерных особенностей мотивации студентов факультетов физической культуры и спорта.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Одним из актуальных подходов на современном этапе развития науки является гендерный, основанный на учете гендерных особенностей личности в разных сферах деятельности ‒ профессиональной, политической, экономической, общественной. Согласно С. Л. Рыкову, в основе гендерного подхода лежит принцип эгалитаризма, предполагающий равные гражданские и социальные права для мужчин и женщин [1].
Список литературы
1. Рыков С. Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7. С. 17-22.
2. Штылева Л. В. Гендер и педагогика: проблемы согласования языка // Женщина в российском обществе. 2009. № 4 (53). С. 63-72. EDN: KYBOAZ
3. Ворожбитова А. Л. Гендер в спортивной деятельности: учебное пособие. М.: Флинта, 2014. 216 с. EDN: UUFFMR
4. Величко А. И., Чернышенко Ю. К., Баландин В. А., Ползикова Е. В., Ефремова В. Е. Элементы полового диморфизма в уровне развития показателей координационных способностей младших школьников 7-10 лет // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2021. № 1. С. 15-20. DOI: 10.53742/1999-6799_2021_01_15 EDN: ICAAIQ
5. Кочеткова Е. Ф., Опарина О. Н. Особенности и проблемы полового диморфизма в спорте // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 17-19. EDN: SNLHSH
6. White R. L., Bennie A., Vasconcellos D., Cinelli R., Hilland T., Owen K. B., Lonsdale C. Self-determination theory in physical education: A systematic review of qualitative studies // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 99. P. 1-9. DOI: 10.1016/j.tate.2020.103247 EDN: WAQQMR
7. Manning J. T. Resolving the role of prenatal sex steroi ds in the development of digit ratio // Proceedings of the National Academy of Scienses USA. 2011. Vol. 108, no. 39. P. 16143-16144. DOI: 10.1073/pnas.1113312108
8. Шустова Л. П. Гендерные исследования в образовании: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО. 2011. 156 с. EDN: UDGSMZ
9. Шустова Л. П., Данилов С. В. Компетентность учителей физической культуры в вопросах гендерного подхода в образовании: возможности развития в системе повышения квалификации // Теория и практика физической культуры. 2020. № 7. С. 32-41. EDN: XXSJCL
10. Шустова Л. П., Данилов С. В. Развитие гендерной компетентности инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций // Теория и практика физической культуры. 2021. № 2. С. 7-8. EDN: CPTTLN
11. Airton L., Koecher A. How to hit a moving target: 35 years of gender and sexual diversity in teacher education // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 80. P. 190-204. DOI: 10.1016/j.tate.2018.11.004
12. Михайлова Е. Ю., Утишева Е. В., Закревская Н. Г., Андросова Г. А. Академическая система физического воспитания и спорта: гендерный аспект // Теория и практика физической культуры. 2021. № 12. С. 87-88. EDN: TCQAPR
13. Мальцева С. Г., Закревская Н. Г., Ермилова В. В., Путятова Э. Г. Вопросы гендерного равенства на предолимпийских тренировках // Теория и практика физической культуры. 2019. № 6. С. 100. EDN: HXYEQK
14. Pollock E. R., Myles D. Y., Lubans D. R., Coffey J. E., Hansen V., Morgan Ph. J. Understanding the impact of a teacher education course on attitudes towards gender equity in physical activity and sport: An exploratory mixed methods evaluation // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 105. Article number 103421. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103421 EDN: TPHGHY
15. Абрамченко Д. А., Сазонтов М. Д., Пономарев В. В. Отношение родителей девочек к занятиям футболом в аспекте социологического анализа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 6. С. 59-60. EDN: YGKKCZ
16. Арансон М. В., Озолин Е. С., Тупоногова О. В. Гендерные ограничения в женском боксе // Теория и практика физической культуры. 2021. № 2. С. 84-85. EDN: FEQCZA
17. Серебрякова И. С., Степанова Д. П., Степанова О. Н. Тренинг женственности как инструмент коррекции имиджа спортсменок, специализирующихся в маскулинных видах спорта (на примере спортивных игр) // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210). С. 489-495. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p489-495 EDN: LCFLQC
18. Тё С. Э., Тё С. Ю., Мухамедьяров Н. Р. Женщина: тяжелоатлетический спорт и её физическая работоспособность // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 5 (219). С. 406-414. 10.34835/issn.2308-1961.2023.05. p406-414. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p406-414 EDN: VSULRV
19. Мулик А. Б., Постнова М. В., Назаров Н. О., Улесикова И. В., Шатыр Ю. А. Сравнительная характеристика социально-психологического и психофизиологического статуса спортсменов и лиц, не занимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 41-43. EDN: OETAVF
20. Блинков С. Н., Левушкин С. П., Косихин В. П. Двигательная подготовленность и физическая работоспособность мальчиков 10 лет, проживающих в Ульяновской области // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 17-21. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p17-21 EDN: AFRVQD
21. Блинков С. Н., Левушкин С. П., Сокунова С. Ф. Изменения показателей двигательной подготовленности и физической работоспособности от начала к концу учебного года девочек 1-4-х классов, проживающих в Ульяновской области // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 58-64. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p58-64 EDN: INMDFU
22. Солопов И. Н. Функциональные особенности пловцов обоих полов 15-17 лет различных конституционных типов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. № 4 (34). С. 136-146. EDN: OIGHJY
23. Olson R. E., McKenzie J., Mills K. A., Patulny R., Bellocchi A., Caristo F. Gendered emotion management and teacher outcomes in secondary school teaching: A review // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 80, iss. 2. P. 128-144. DOI: 10.1016/j.tate.2019.01.010 EDN: FHYWUM
24. Notshulwana R., Lange N. “I’m me and that is enough”: Reconfi guring the family photo album to explore gender constructions with Foundation Phase preservice teachers // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 82, iss. 1. P. 106-116. DOI: 10.1016/j.tate.2019.03.011
25. Соболев Д. В., Сысоев А. В., Соболева Т. С. Проблемы женского спорта, связанные с формированием пола // Теория и практика физической культуры. 2019. № 9. С. 99-101. EDN: LMOXVG
26. Нененко Н. Д., Абрамова О. А., Черницына Н. В., Кучин Р. В. Исследование полозависимых характеристик спортсменок представительниц феминных, маскулинных и нейтральных видов спорта // Научное обозрение. Биологические науки. 2015. № 1. С. 115-116. EDN: RIPIOL
27. Зубарева Е. В., Рудаскова Е. С., Адельшина Г. А. Определение маркеров морфологической маскулинизации спортсменок высокой квалификации // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. № 4 (34). С. 119-126. EDN: FXMIUJ
28. Олейник Е. А., Бугаевский К. А. Использование ряда маркеров маскулинизации при исследовании спортсменок юношеского возраста, занимающихся разными видами единоборств // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 5 (195). С. 292-297. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p292-297 EDN: ANFSBF
29. Ботяев В. Л., Поздышева М. С., Черникова А. А. Сопряженный метод как направление совершенствования координационных способностей у девушекстуденток // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5, № 4. С. 72-77. DOI: 10.24411/2500-0365-2020-15410 EDN: NUYTEN
30. Доронцев А. В., Морозов Д. Г., Завалишина С. Ю., Юрченко А. Л. Физические возможности юношей, занимающихся в секции дзюдо // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 4 (218). С. 100-105. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p100-105 EDN: JLDVXS
31. Чермит К. Д., Шаханова А. В., Тугуз А. Р., Петрова Т. Г., Заболотний А. Г. Возрастные изменения показателей системного кровообращения у лиц мужского пола на отрезке восходящего онтогенеза 11-19 лет в зависимости от уровня двигательной активности // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2022. № 2. С. 76-82. https://doi. org/. DOI: 10.53742/1999-6799/3_2022_64 EDN: BWPYIM
32. Чжу Ю. Развитие мотивации и интереса студентов к занятиям по физической культуре средствами спортивных танцев с учетом гендерных различий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2023. № 4. С. 53. EDN: HLMYUD
33. Черняев А. А., Иванова Р. В. Подготовка к соревнованиям 18-20-летних бегуний, специализирующихся в марафоне // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 6 (220). С. 456-461. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p456-462 EDN: SCIEQN
34. Нопин С. В., Корягина Ю. В., Тер-Акопов Г. Н., Абуталимова С. М. Сравнительная характеристика биомеханики тяжелоатлетического толчка у мужчин и женщин // Теория и практика физической культуры. 2021. № 7. С. 10-12. EDN: YLUWYI
35. Золотарев А. П., Гакаме Р. З., Григорьян М. Р., Ермакова А. М. Особенности применения способа отбора мяча “подкат” у соперника в соревновательной деятельности высококвалифицированных футболистов и футболисток // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2022. № 3. С. 34-39. DOI: 10.53742/1999-6799/3_2022_34_39 EDN: IWVADO
36. Захарова Я. Ю., Захаров А. А., Бурнашев А. В., Алексеев В. Н. Особенности специальной физической подготовленности спортсменов, занимающихся мас-рестлингом // Теория и практика физической культуры. 2021. № 9. С. 26-28. EDN: WCCCPJ
37. Горячева Н. Л. Определение эффективных средств специальной физической подготовки нижних партнеров женских пар в спортивной акробатике // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. № 1 (31). С. 32-38. EDN: PSZNBB
38. Чесно А. В., Тягачев А. А., Кекова Л. А. Модельные характеристики соревновательной деятельности женщин-спринтеров различной квалификации // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5, № 3. С. 95-97. DOI: 10.24411/2500-0365-2020-15316 EDN: VMVDYX
39. Ростовцева М. Ю. Роль танцевальной подготовки в развитии координации у девочек в спортивной аэробике // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 5. С. 61. EDN: MRVQLN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность исследования определяет постановка проблематики теоретической и практической подготовки специалистов в системе высшего дефектологического образования, выступающей главной идеей международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2023» (27–28 октября 2023, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского).
Цель: аналитический обзор проблемного поля международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2023. Теория и практика подготовки специалистов в системе высшего дефектологического образования». Описаны основные направления конференции и формы их реализации, подведены итоги обсуждения материалов пленарных и секционных докладов, содержания мастер-классов, конкурса научно-исследовательских работ студентов.
Актуальность исследования определяется постановкой проблематики ценностных оснований интеграции субъектов образовательного процесса, выступающей генеральной идеей IV Всероссийской (c международным участием) научно-практической конференции «Новое поколение профессионалов в образовании: воспитание на основе интеграции ценностей» (23 ноября 2023, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова).
Цель: аналитический обзор проблемного поля IV Всероссийской (c международным участием) научно-практической конференции, которая организована и проведена Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И. Н. Ульянова в тесном сотрудничестве с Гродненским областным институтом развития образования (Республика Беларусь) и Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н. Г. Чернышевского. Тематика традиционной научно-практической конференции в этом году актуализирует воспитательный аспект деятельности молодого педагога и в данном ракурсе продолжает логику международного форума «Гуманизация образовательного пространства: культура воспитывающей личности», проведенного факультетом психолого-педагогического и специального образования СГУ им. Н. Г. Чернышевского 19–20 апреля 2023 года.
Результаты: конференция объединила 192 участника и содержательно направлена на создание условий для продолжения конструктивного диалога между представителями научного и педагогического сообщества, молодыми педагогами и студентами педагогических специальностей, классными руководителями и наставниками по проблеме воспитания подрастающего поколения на основе интеграции общечеловеческих ценностей. Оригинальность и новизна: конференция определяется форматом проведения различных её компонентов – в этом году площадки конференции представлены лабораторией отечественных педагогических практик «Практики воспитания: история и современность», методологической лабораторией «Профессиональная позиция молодого педагога в условиях трансформации системы ценностей», лабораторией моделирования воспитательных пространств «Молодой педагог в пространстве воспитательной деятельности», лабораторией непрерывного педагогического образования «Преемственность в сфере воспитания: от организации деятельности психолого-педагогических классов к практике наставничества в образовании» и лабораторией магистров образования «Профессиональные практики в работе молодого педагога».
Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации принципа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательного процесса, творческого подхода в условиях модернизации системы высшего образования.
Цель: выявление показателей, критериев, факторов развития педагогического консерватизма у преподавателей вуза. Предположительно состояние педагогического консерватизма у преподавателей высших учебных заведений 1) может быть связано с уровнем интегральной удовлетворенности профессиональной деятельностью и 2) свидетельствует о наличии факторов, способствующих его развитию. Участники: профессорско-преподавательский состав 9 вузов России (N = 1754, возраст от 25 до 65 лет, мужчины – 25%, женщины – 75%). Методы (инструменты): методика «Оценка педагогического консерватизма преподавателей высшего учебного заведения» (И. Б. Авакян) для изучения показателей и критериев педагогического консерватизма, а также выявления факторов его развития; методика определения интегральной удовлетворенности трудом (А. В. Батаршев) для оценки интегральных показателей удовлетворенности преподавателей вуза педагогической деятельностью.
Результаты. Выявлены факторы развития педагогического консерватизма преподавателей вуза – психологическая неготовность к инновационной деятельности, включающая в себя совокупность представленных в исследовании переменных, эмоциональное выгорание. Обнаружена положительная корреляционная связь группы показателей педагогического консерватизма и компонентов интегральной удовлетворенности педагогическим трудом (привычные способы деятельности и общая удовлетворенность трудом). Установлена корреляция обратной направленности (отрицательная) другой группы показателей педагогического консерватизма и уровнем удовлетворенности педагогической деятельности (низкая мотивация к успеху и общая удовлетворенность трудом). Основные выводы. С одной стороны, показатели педагогического консерватизма способствуют повышению уровня удовлетворенности педагогической деятельностью, обеспечивая сохранение педагогического опыта в условиях внутреннего психологического баланса, с другой – способствуют неудовлетворенности собственной деятельностью и состоянию профессиональной стагнации. Полученные результаты могут быть использованы как основа планомерного психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности преподавателей вуза в условиях образовательных стандартов.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного обоснования и разработки методов улучшения качества жизни в пожилом возрасте.
Цель: изучение особенностей представления о старении у мужчин и женщин в периоды средней и поздней взрослости. Гипотеза: особенности восприятия старения у мужчин и женщин проявляются в представлении о каузальной роли старения в контексте изменений, происходящих со здоровьем, а также в эмоциональном отношении к старению. Половозрастная специфика проявляется в части позитивных и отрицательных последствий старения, а также в изменениях, обусловленных старением, и детерминации причин старения. Участники: 217 респондентов в возрасте 30–68 лет (nмуж = 57; nжен = 123), проживающих в разных регионах Российской Федерации. Выборка представлена 4 возрастными группами: от 30 до 45 лет (n = 37 чел.); от 46 до 55 лет (n = 51); от 56 до 59 лет (n = 52); от 60до 68 лет (n = 77). Методы (инструменты): для оценки представления о старении применена методика «Aging perception questionnaire» («Восприятие старения») (E. Sexton, B. L. King-Kallimanis, K. Morgan, H. McGee в адаптации К. М. Крупиной, М. Д. Петраш, Д. И. Голубицкой, О. Ю. Стрижицкой).
Результаты: выявлены значимые различия в выраженности параметра «детерминация причин старения» с большей представленностью в выборке мужчин. Обнаружено влияние половозрастного фактора на параметр «детерминация причин старения». Основные выводы. Каузальная роль старения для собственной жизни проявляется в большей степени у мужчин, нежели у женщин. Специфика представления о старении для мужской и женской подвыборок проявляется в разном эмоциональном отношении к старению, возможности контроля собственной жизни и последствиях старения, а также в детерминации причин старения. Практическая значимость. Данные могут быть реализованы в практике психологического консультирования с целью формирования позитивного восприятия старения. Учет половозрастной специфики представлений о старении может способствовать конструированию продуктивной старости и последующему улучшению качества жизни в пожилом возрасте.
Актуальность: оценка внутригрупповых отношений является одним из средств изучения социально-психологического климата в коллективе, а ее применение позволяет своевременно решать проблему профилактики конфликтов, напряженности внутри служебного коллектива, что позитивно сказывается на качестве служебной деятельности.
Цель: установить и описать различия в выраженности функциональных характеристик (позитивных и негативных) внутригрупповых отношений курсантов, а также их взаимосвязь с показателем благополучия социально-психологического климата в учебно-служебном коллективе. Гипотеза: предполагалось наличие взаимосвязи функционально-позитивных и негативных характеристик внутригрупповых отношений и благоприятности / неблагоприятности социально-психологического климата, а также что выраженность функциональных характеристик внутригрупповых отношений и, соответственно, благоприятности / неблагоприятности климата будет разной у курсантов на разных этапах обучения в вузе. Участники: 508 курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России в возрасте от 18 до 24 лет (107 курсантов женского пола и 401 – мужского), среди них 115 курсантов 1-го курса, 101 – 2-го, 101 – 3-го, 98 – 4-го и 93 – 5-го курса. Методы (инструменты): опросник «Субъективная оценка внутригрупповых отношений» (С. В. Духновский, К. В. Злоказов), направленный на выявление функциональных (позитивных и негативных) характеристик внутригрупповых отношений, сочетание которых позволяет определить индекс социально-психологического климата в коллективе; методика оценки уровня психологического климата в коллективе (А. Н. Лутошкин) для фиксации степени его благоприятности / неблагоприятности.
Результаты: установлено, что самый благоприятный индекс функционально позитивных характеристик внутригрупповых отношений выражен у курсантов первого и четвертого курсов, тогда как на втором, третьем и пятом курсах имеет место снижение данного показателя. Выявлена значимая взаимосвязь функционально позитивных и негативных характеристик внутригрупповых отношений и уровня благополучия климата в коллективе. Индекс социальнопсихологического климата как соотношение функциональных характеристик внутригрупповых отношений (позитивных и негативных) различен в оценке курсантами на разных этапах обучения в вузе. Показано, что функциональные характеристики внутригрупповых отношений выступают индикаторами социально-психологического климата, а их общий индекс отражает, насколько благоприятен (неблагоприятен) его уровень в учебных группах. Основные выводы. Результаты продемонстрировали состоятельность индекса благоприятности социально-психологического климата как показателя внутригрупповых отношений в учебных коллективах, альтернативного существующим методам его измерения. Практическая значимость: дальнейшее изучение внутригрупповых отношений как показателя социально-психологического климата будет способствовать разрешению проблемы срабатываемости и совместимости сотрудников органов внутренних дел, а также вопроса их индивидуальной надежности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном техногенном мире доброта требует особого внимания, поскольку выступает тем даром, который способствует сохранению человеческого в человеке, противостоит обесцениванию и обезличиванию человеческой индивидуальности, объединяет людей на основе глубоких духовных ценностей, помогает им развиваться и самосовершенствоваться через расширение социальных связей и активизацию цепочек просоциальности.
Цель: выявить личностную специфичность проявления доброты в межличностных отношениях в зависимости от ее доминирующего режима. Гипотеза: субъективный опыт переживания и проявления доброты в интерперсональном взаимодействии определяет ее контент и специфику вербальных референтов. Участники: студенты (N = 75) СГУ им. Н. Г. Чернышевского (Саратов) в возрасте от 20 до 22 лет (M = 21,48; SD = 1,12), 83% – девушки. Методы (инструменты): прототипическая методика для описания структуры социального представления о доброте (П. Вержес); семантический дифференциал для характеристики семантического пространства конструкта «добрый человек» (Ч. Осгуд); методика для определения доминирующего режима доброты (D. E. Youngs, M. A. Yaneva, D. V. Canter); тест для диагностики индекса самоактуализации (Э. Шостром, адаптация A. Jones, R. Crandall); опросник поведенческой активности для определения ее типа (Л. И. Вассерман и Н. В. Гуменюк).
Результаты: выявлена структура социального представления о доброте, сконструировано семантическое пространство конструкта «добрый человек», выделены три группы, различающиеся по отношению к себе и Другому, режимам доброты, представлениям о доброте, поведенческому рисунку и специфике вербальных референтов.
Выводы. Реконструирован инвариантный смысл понятий «добро» и «доброта» в разных языковых картинах; акцентировано внимание на интерсубъектной (забота о Другом) и интрасубъектной (забота о себе) психологической ориентации доброты, связанной с ответственностью личности за настоящее и будущее свое и Другого; обнаружена тенденция к одностороннему пониманию доброты, сведение ее к помогающему поведению и отождествлению с должной заботой о Другом; установлено, что субъективный опыт переживания и проявления доброты в межличностном взаимодействии определяет тип режима доброты и специфику вербальных референтов. Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в консультативной и тренинговой психологической практике.
Более столетия состояние психологии характеризуется как кризис (кризис методологии). Настоящее состояние социальных объектов, выступающих для нас предметами исследования, характеризуется возрастающей динамичностью, изменчивостью. Современность в ее типичных объектах, обстоятельствах проведения научно-исследовательских работ (НИР) и научно-практический работ (НПР) ординарными исследователями чаще остается вне поля внимания методологов и историков науки. Изменение условий проведения НИР и НПР в современных организациях требует переосмысления методов и методологии дисциплины, третьего уровня дисциплинарной методологии, условно названых нами «методы и методология полевых исследований». Названная проблема еще маскируется и сглаживается доминированием в отечественной психологии исследованиями на моделях учебных групп (школьников, студентов, слушателей семинаров и др.), т. е. НИР и НПР, проводимых в сравнительно несложных условиях. Но спектр научно-исследовательских и практических задач много шире; выраженное смещение в сторону обследования преимущественно учебных групп, в пространства «доступности и комфорта», ведет к эрозии дисциплины.
Цель: историко-теоретический анализ методологических, методических и организационных аспектов проведения НИР в современной организации.
Методы: анализ научной литературы, психодиагностика, рефлексия опыта научной и практической работы НИР в современных организациях. Резюмируется, что: 1) взаимосвязаны состояние методологии дисциплины, понимание ее метода, предмета и технологии проведения актуальных научных исследований, объяснения полученных результатов; 2) даже при строго заданных условиях диагностики, при наличии административных ресурсов методологические и методические проблемы сохраняются и воспроизводятся; 3) вопросы диагностики в пространстве и времени современных организаций переводят нерешенные задачи «методов и методологии полевых исследований» в статус «проблем в квадрате», «проблем в кубе»; 4) одним из наименее разработанных вопросов психодиагностики выступает вопрос «ситуации», требующий своего конструктивного решения. Ключевые слова: методология дисциплины, методы, предмет, ситуация, полевые исследования, диагностика, проблемы, вопросы.
Актуальность исследования применения технологии образовательной робототехники (ОР) в начальной школе обусловлена тенденциями цифровизации современного общества и необходимостью подготовки детей к новой технологической эпохе.
Цель: выявление организационно-административных и педагогических условий, при которых эффективно применение технологии образовательной робототехники в работе с младшими школьниками. Гипотеза: в результате применения образовательной робототехники в учебной и внеучебной деятельности происходит личностное развитие младших школьников, если в школе созданы развивающая среда, творческая атмосфера и отношения, основанные на принципах педагогики сотрудничества. Участники: учащиеся вторых классов (n = 80) МБОУ «Губернаторский инженерный лицей№ 102» г. Ульяновска, возраст 7–лет (M = 8,3 года, SD = 0,458), 52,5% – мальчики, 47,5% – девочки. Методики (инструменты): для оценки педагогической эффективности технологии ОР применён комплекс диагностических методик. Доминирующая мотивация учащихся выявлялась посредством методики «Волшебный цветок» (М. Р. Гинзбург); оценка интеллектуальных способностей, логического мышления, способностей к обобщению выполнена посредством методики «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн); творческий потенциал детей, выраженность их способностей и склонностей к различным видам деятельности оценивались посредством опроса родителей (n = 80) с применением «Карты одарённости» (Д. Хаан и М. Кафф) и опросника «Диагностика творческих способностей» (Ф. Татл, Л. Беккер). С целью выявления организационно-административных и педагогических условий эффективности данной технологии проведены беседы с педагогами начальных классов (n = 18), включённое наблюдение, анализ педагогического опыта.
Результаты: выявлены педагогические эффекты использования ОР в работе с младшими школьниками, определены методические, психолого-педагогические и организационно-административные условия эффективности ОР в начальной школе. Основные выводы: технология ОР в начальной школе применима и в учебной, и во внеурочной деятельности. Для выявления и развития способностей учащихся в области технического проектирования в образовательной организации необходимы инновационная материальная база, методическое обеспечение, достаточный уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Рекомендуется сотрудничество школ и учреждений дополнительного образования с высокотехнологичными предприятиями. Для стимулирования творческой деятельности учащихся значимы построение взаимодействия участников образовательного процесса на принципах педагогики сотрудничества, а также ориентация детей на участие в выставках, конкурсах проектов.
Актуальность изучения методологических подходов к исследованию генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. обусловлена необходимостью усовершенствования научного аппарата историко-педагогических исследований, сложность которых заключается в их дуализме – сочетании элементов научного поиска в области педагогики и истории. В настоящее время одним из наиболее востребованных является технологическое образование, значение которого переосмыслено в свете обновления требований к выпускнику общеобразовательного учреждения, который должен не только обладать способностью к преобразованию материала (информации), но быть готовым к устойчивому саморазвитию в условиях преобразования техногенной среды. В этой связи особую важность приобретает изучение опыта технологического / трудового обучения школьников в ХХ в., и особенно в период СССР как государства, в котором человек труда являлся смыслообразующим фактором государственной системы. Однако данное исследование должно строиться на обоснованном подборе методологических подходов, которые позволят осуществить комплексное исследование и получить валидные выводы.
Цель: выявить и теоретически обосновать комплекс методологических подходов, позволяющих осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Предположительно выявленные методологические основы позволяют осуществить многовекторное исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. и на научной основе совершенствовать процесс технологического образования школьников на современном этапе. Методы (инструменты): теоретический анализ историко-педагогических исследований и нормативно-правовых актов, анализ результатов исследования выбранного исторического периода. Основные результаты: расширено научное представление о гносеологических возможностях культурологического, аксиологического, системного, исторического подходов в исследовании генезиса системы технологического / трудового образования школьников. Представлено авторское видение системы технологического / трудового образования школьников как педагогического явления.
Выводы: выявленный и теоретически обоснованный комплекс методологических подходов позволяет осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть полезны в процессе разработки современной концепции системы технологического образования, обновления содержания технологического образования.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/