В современном мире дальнейшее социально-экономическое развитие, как уже стало очевидно, связывается с инвестициями в человеческий капитал. Увеличение числа детей и взрослых, охваченных обучением, и улучшение качества образования представляются важнейшими задачами, которые стоят перед специалистами в сфере управления образованием. Любой опыт в данной области представляется важным для оценки и построения обновленной образовательной политики. Китай как быстро развивающееся государство за последние два десятилетия сделал огромный шаг вперед в развитии образования, от дошкольного до послевузовского. Потенциал, накопленный китайскими вузами, позволяет говорить о том, что долгосрочные задачи по совершенствованию системы образования, поставленные руководством страны, будут выполнены. В этой связи важными представляются вопросы, каким образом функционирует управление в высших учебных заведениях и как происходит подготовка кадров для управленческого звена вузов в современном Китае.
In the modern world, further socio-economic development, as it has already become obvious, is associated with investments in human capital. Increasing the number of children and adults enrolled in education and improving the quality of education are the most important tasks facing specialists in the field of education management. Any experience in this field is important for evaluating and building an updated educational policy. China, as a rapidly developing state, has made a huge step forward in the development of education over the past two decades, from preschool to postgraduate. The potential accumulated by Chinese universities suggests that the long-term tasks to improve the education system set for them by the country’s leadership will be fulfilled. In this regard, the important questions are how management functions in higher education institutions, and how personnel training for university management takes place in modern China.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Исследование проблем высшего образования в Китае в русскоязычном сегменте научной литературы в основном носит описательный характер [Соломатина, 2015; Донецкая, 2022], часть статей – это работы китайских аспирантов, сравнивающие особенности образования в Китае и России [Ван, 2018] и показывающие динамику его развития [Дэн, 2020; Ли, 2015]. Сотрудниками Сибирского федерального университета подготовлен сборник кейсов по практикам развития университетов мира, в том числе двух китайских [Ефимов, 2018].
Список литературы
1. Ван Я. (2018). Реформирование системы высшего образования в Китае в XX - начале XXI в. Общество: социология, психология, педагогика, 3, 62-71.
2. Донецкая С. С. (2022). Высшее образование в Китае: особенности системы управления в ведущих вузах страны. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 22(1), 150-167. EDN: TRSGAX
3. Дэн Т. (2020). Исследование по повышению эффективности системы управления высшим образованием Китая. Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей, 148-151. Екатеринбург. EDN: WNTZTJ
4. Ефимов В. С. (ред.). (2018). Практики развития университетов: описание и анализ кейсов. Красноярск: Сибирский федеральный университет.
5. Яньхуэй, Л. Новая динамика высшего образования в Китае / Л. Яньхуэй // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6(28). - С. 151-160. DOI: 10.15293/2226-3365.1506.16 EDN: VDNTEJ
6. Соломатина М. Н. (2015). Вопросы управления образовательной деятельностью в вузах Китая. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 21 (2), 257-259. EDN: UHHDRP
7. A top Chinese university stripped “freedom of thought” from its charter. Retrieved from: https://qz.com/1770693/chinas-fudan-university-axes-freedom-of-thought-from-charter/.
8. Bie D., Yi M. (2014). The context of higher education development and policy response in China. Studies in Higher Education, 39, 1499-1510.
9. Cao Y., Yang R. (2019). World-class university construction and higher education governance reform in China: A policy trajectory. In C. D. Wan, M. N. N. Lee, & H. Y. Loke (Eds.), The governance and management of universities in Asia: Global influences and local responses, 21-42.
10. Cheng Danhong - Shanghai University. Retrieved from: https://www.shu.edu.cn/info/1383/65411.htm.
11. Circular of the State Council on Printing and Distributing the Overall Plan for Comprehensively Promoting the Construction of World-Class Universities and First-Class Disciplines Guo Fa. (2015). 64. Retrieved from: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-11/05/content_10269.htm.
12. Clancy P., Goastellec G. (2007). Exploring access and equity in higher education: policy and performance in a comparative perspective.
13. Curaj A., Georghiou L., Harper J., Egron-Polak E. (2015). Mergers and alliances in higher education.International practice and emerging opportunities.
14. Education in China. Retrieved from: https://wenr.wes.org/2019/12/education-in-china-3/.
15. Feng Y., Lu H., Bi K. (2004). An AHP/DEA method for measurement of the efficiency of R&D management activities in universities.International Transactions in Operational Research, 11, 181-191. EDN: FMKTUV
16. Geng Q., Townley C., Huang K., Zhang J. (2005).Comparative knowledge management: A pilot study of Chinese and American universities. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 56, 1031-1044.
17. Geng Y., Yeager J. L. (2013). Professionalization and the Training of University Administrators in China: A Comparative Perspective. Frontiers of Education in China, 8, 303-320.
18. Global Pathways to Education. Cultural Spheres, Networks, and International Organizations. (2022). Retrieved from: https://wenr.wes.org/2019/12/education-in-china-3.
19. Gornitzka Å., Maassen P., de Boer H. (2017). Change in university governance structures in continental Europe. Higher Education Q., 7, 274-289.
20. Governance reforms in higher education: a study of China. Retrieved from: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000231858.
21. Hu А., Yan Y., Tang X., Liu S. (2021). 2050 China Becoming a Great Modern Socialist Country.
22. Ling Y., Chung S. J., Wang L. (2021). Research on the reform of management system of higher vocational education in China based on personality standard. Current Psychology.
23. Liu P., Wang X., Liang X. (2019). Understanding university president leadership research in China: a review. Frontiers of Education in China, 14, 138-160. EDN: OTXRTP
24. Liu W., Yan W. (2019). The internal governance model in Chinese universities: an international comparative analysis. Higher Education, 11, 428-438.
25. Liu X. (2017). The governance in the development of public universities in China. Higher Education Policy Management, 39, 266-281.
26. Min Weifang, Secretary of the Party Committee of Peking University. Retrieved from: http://www.pku.edu.cn/about/lingdao/minweifang.htm.
27. Mok K. H. (2002). Policy of decentralization and changing governance of higher education in post-Mao China. Public Administration and Development, 22, 261-273.
28. Mok K. H. (2021). Education market with the Chinese characteristics: The rise of minban and transnational higher education in China. Higher Education Q., 75, 398-417. EDN: PRUBEZ
29. Obstacles to Excellence: Academic Freedom & China’s Quest for World Class Universities. Retrieved from: https://www.scholarsatrisk.org/resources/obstacles-to-excellence-academic-freedom-chinas-quest-for-world-class-universities/.
30. Propaganda Department PKU. Retrieved from: http://www.pku.edu.cn/administration/.
31. Song L., Garnaut R., Fang G. (2014). Deepening reform for China’s long-term growth and development.
32. Wang M., Morley M. J., Cooke F. L., Xu J., Bian H. (2018). Scholars, strategists or stakeholders? Competing rationalities and impact of performance evaluation for academic managers in Chinese universities. Asia Pacific Journal of Human Resources, 56, 79-101.
33. World-class universities, what is missing in China? Retrieved from: http://www.gov.cn/xinwen/2015-11/05/content_2961335.htm.
34. Wu H., Li M. (2019). Three Phases of De Facto Quasi-Decentralization of Higher Education in China Since 1949. Higher Education Policy, 34.
35. Xia J., Cherrie Zhu J., Fan D., Zhang M. M. (2020). The “iron rice-bowl” regime revisited: whither human resource management in Chinese universities? Asia Pacific Journal of Human Resources, 58, 289-310.
36. Xue Y., Zhu C. (2022). Review of research on knowledge domains in university governance: Mapping literature in English and Chinese. European Journal of Education, 57, 49-64. EDN: EFQZAL
37. Zayim-Kurtay M., Zhu C. (2019). Challenges of Chinese and European universities in the modernization and global context. Frontiers of Education in China, 14, 284-308. EDN: WLQYOZ
38. Zhu C., Zayim Kurtay M. (2019). University Governance and Academic Leadership in the EU and China.
39. Zhuang T., Liu B., Hu Y. (2022). Legitimising shared governance in China’s higher education sector through university statutes. European Journal of Education, 57, 33-48. EDN: RSUVAY
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья знакомит читателя с антропологией образования в США и основоположниками этого исследовательского направления, супругами Джорджем и Луизой Спиндлер. На протяжении пятидесяти лет Спиндлеры занимались четырьмя взаимосвязанными сферами деятельности: психологической антропологией, антропологией образования, преподаванием антропологии и редактированием серий этнографических монографий и учебников. Их первые полевые исследования стартовали с изучения процессов культурных изменений в резервации индейцев Меномини (Menominee), а в области образования - с изучения трудностей обучения в американской школе детей мексиканского происхождения. Основные исследовательские темы, которые Дж. и Л. Спиндлеры разрабатывали на протяжении всей жизни, касались вопросов образовательной антропологии, трансмиссии культурного опыта от поколения к поколению, особенностей обучения разных социальных групп в контексте американской культуры, нерелевантного восприятия учителями поведения детей, а также культурной терапии. Полевые исследования в школе и антропологический анализ случаев в учебных учреждениях продемонстрировали, что работа антрополога позволяет вскрывать в системе образования культурные предпосылки и предубеждения, обнаруживает подводные камни невидимости и непонимания ценностей разных социальных групп. Для решения этих проблем разрабатывалась теория и практика культурной терапии как одна из разновидностей клинической антропологии. В концепции Дж. и Л. Спиндлеров образование рассматривалось как процесс культурной трансмиссии, а учитель выступал как ее культурный агент. В конкретных антропологических исследованиях образовательных учреждений было обнаружено, что социальные системы школьной жизни могут основываться на иллюзиях относительно различного рода учебных ситуаций и существует немалый риск того, что на этом основании будут приниматься неверные административные решения. Одной из ключевых задач культурной терапии являлось сделать антропологическое исследование инструментом лучшего понимания культурных ожиданий в образовательных ситуациях.
В статье представлены результаты анкетирования педагогов дошкольных организаций Ивановской области, проведенного с целью изучения опыта организации работы детских садов в дистанционном режиме. В исследовании приняли участие 1484 педагога дошкольных образовательных организаций города Иваново и Ивановской области. На основе данных анкетирования были определены основные затруднения в работе воспитателей в дистанционном режиме, основные формы организации образовательной деятельности с применением дистанционных технологий, а также некоторые особенности поведения детей на занятиях, проводимых в удаленном режиме. С учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации представлены направления работы дошкольной образовательной организации, которые реализуются для взаимодействия с ребенком и его семьей в дистанционном режиме: онлайн-занятие, родительский чат, видеоконсультация, интернет-челлендж, онлайн-конкурс. Даны варианты реализации основных направлений работы воспитателя детского сада с использованием цифровых технологий.
В статье обосновывается необходимость изменения организационно-правовой модели проведения Всероссийской олимпиады школьников для обеспечения доступности и равных прав ее участников. Основой исследования послужили данные о количестве участников заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников за 2017-2022 гг. от разных регионов, анализ положений федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определяющих модель проведения регионального этапа олимпиады, а также анализ правоприменительной практики организации регионального и заключительного этапов олимпиады. Проведенный анализ показал, что трансформация организационно-правовой модели Всероссийской олимпиады школьников происходит медленно и не приводит к существенному изменению механизма доступа. На основе метода Терстоуна определен уровень лояльности стейкхолдеров к существующей модели олимпиады, что позволило определить необходимость снижения уровня влияния стейкхолдеров на систему отбора участников заключительного этапа для повышения ее эффективности и обеспечения равных прав участников. Всероссийская олимпиада школьников является необходимым условием формирования интеллектуального, культурного и социального капитала страны. Отсюда необходимость преодоления консервативности ее развития и, как следствие, преобразования формы ее проведения в качественно новую. Предложенная в статье организационно-правовая модель Всероссийской олимпиады школьников позволит минимизировать столкновение интересов всех участников олимпиадного движения и обеспечить повышение образовательных результатов. Для закрепления предложенной модели предлагается разработать новое Положение о порядке проведения олимпиады, структура которого приводится в статье.
Вопросы управления экологическим просвещением рассматриваются в работе как одно из приоритетных направлений в сфере экологической (социально-экологической) политики государства. С целью решения существующих проблем и повышения эффективности экологического просвещения предпринят анализ деятельности по его организации и управлению с использованием пространственно-временного, программно-целевого и процессного подходов. На примере нормативной базы экологического просвещения Санкт-Петербурга, которая является одной из наиболее разработанных среди всех субъектов РФ, подобраны оптимальные возможные решения к имеющимся проблемам экологического просвещения методом «дерева целей» и «метода ключей». Применение процессного подхода позволяет разделить экологическое просвещение на два связанных друг с другом параллельных процесса. С одной стороны, это непрерывная активность субъекта эколого-информационной политики, а с другой - процесс общественной деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Такой подход предлагает ключ к сбалансированному подбору индикаторов эффективности экологического просвещения, которые должны отражать активность как субъекта эколого-информационной деятельности, так и ее объекта (различных групп населения), а также уровень их взаимодействия. Таким образом, в показателях эффективности экологического просвещения в рамках городского управления, помимо показателей эколого-информационной деятельности, должны быть учтены показатели социального (индивидуального и группового) проявления экологической активности на определенном территориальном таксономическом уровне, а также степень институционализации взаимодействий общества и государства в области защиты окружающей среды. Рассмотрены возможности адаптации существующих моделей оценки эффективности образовательных программ к оценке эколого-образовательных проектов и их использования в поиске наиболее эффективных средств эколого-информационной политики.
Перед системой образования Российской Федерации стоит задача - поднять уровень образования и войти в топ-10 лучших стран мира по качеству образования. Педагогические работники являются ключевым элементом системы задач для достижения поставленной цели. Поэтому в настоящее время внимание исследователей обращено на изучение факторов, которые влияют на формирование вовлеченности педагогических работников в деятельность образовательных организаций и систему профессиональных связей. В Московской области остро стоит проблема дефицита педагогических кадров вследствие несимметричной миграции учителей, в первую очередь педагогов-новичков. Текучесть кадров усугубляется в муниципалитетах, расположенных в непосредственной близости от Москвы. Исследование посвящено изучению социального капитала как важного фактора, влияющего на решение педагога сменить место работы. Социальный капитал рассматривается как система взаимных устойчивых профессиональных и личных связей между педагогами образовательной организации. В ходе исследования было обнаружено, что характеристики социального капитала: личные связи сотрудников, актуальные и потенциальные профессиональные связи между педагогами - имеют взаимосвязь с решением педагога сменить место работы. Исследование показало, что более 70 % педагогов принимают решение о смене места работы потому, что не имеют взаимного профессионального интереса с коллегами по работе. Вследствие этого они испытывают профессиональное одиночество, а зачастую и профессиональное выгорание. Процессу миграции в первую очередь подвержены сотрудники со стажем работы от 3 до 10 лет. Управление социальным капиталом сотрудников общеобразовательной организации находится в зоне влияния директора школы. Принятие управленческих решений в отношении адаптации новых сотрудников и наставничества может снизить миграцию педагогов и сократить дефицит педагогических кадров.
Рассматриваются эмпирические данные взаимосвязи интеллектуальных и личностных особенностей со стратегией совладания с жизненными трудностями в зависимости от интеллектуального фактора, особенностей эмоционального интеллекта и черт личности. Приводятся данные о связи между уровнем развития интеллекта и данными психологического тестирования черт личности. Даются рекомендации по психологическому сопровождению подростков и молодежи, направленному на расширение диапазона копинг-стратегий поведения, адаптации к проблемно-конфликтным жизненным ситуациям.
Создание условий для раннего профессионального самоопределения школьников, а также непрерывности образовательных траекторий учащихся по модели «школа - вуз / СПО - предприятие» рассматривается сегодня в дискурсе государственной образовательной политики как один из способов наращивания человеческого капитала. Значимая роль в этой деятельности отводится в том числе университетам, которые традиционно осуществляют активную профориентационную работу со школьниками. Формат университетских профильных образовательных смен сегодня рассматривается, с одной стороны, как инструмент реализации профориентационной повестки, с другой - как инструмент реализации социальной политики в регионе (через «третью миссию» высшей школы). Однако в научной литературе отмечается дефицит объективных данных об эффектах такой модели, ее влиянии на формирование образовательных стратегий и профессиональных траекторий учащихся. Исследование, проведенное на базе Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета весной-осенью 2022 года во время трех профильных смен для школьников из Санкт-Петербурга и регионов России, позволяет предложить подходы к оценке профориентационных эффектов таких смен и дает основания для разработки предложений по совершенствованию модели университетской профильной образовательной смены для дальнейшего масштабирования.
Эпоха метамодерна актуализирует процесс становления экосистем в сфере образования и одновременно закрепляет в сознании людей идею цивилизационного и персонального релятивизма ценностных парадигм. В то же время в образовании начинают происходить интенсивные цифровые трансформации. В статье проводится мысль о том, что цифровое благополучие участников современных образовательных отношений - не столько предмет для измерения с помощью традиционных социологических процедур, сколько поле для самостоятельной проективно-трансформационной активности участников образовательных отношений. В основе их агентивного поведения, как и персонализации образовательного процесса в целом, колебания «метамодернистских качелей», вызывающих к жизни карнавальную логику в форматировании образовательных ландшафтов, которая, в свою очередь, ведет к динамической смене масок-ценностей у субъектов образования. Цифровизация в указанном контексте может рассматриваться как мощный сервиальный триггер, инициирующий реализацию метамодернистского дискурса в образовании. Динамическая эволюция цифрового континуума («Web1 - Web3») требует периодического обновления представлений о цифровом благополучии образовательных персон. В статье предпринимается попытка заполнить образовавшуюся в исследовательском пространстве лакуну и предложить методологию конструирования концепта цифрового благополучия персоны в актуальных образовательных отношениях. Автор также пытается осуществить сборку концепта «человек самостоятельный» как одного из базовых феноменов образования метамодерна.
О сложности и сложных адаптивных системах было написано много, и потребность в сложности следует принимать во внимание, когда мы создаем, организуем и распространяем знание. Однако общество знания стоит на плечах индустриального общества, которое не опирается на знание непрогнозируемое и сложное, а скорее тяготеет к предсказательному, позитивистскому. Наша задача - интегрировать два типа знания, преодолеть эту дихотомию. Данная статья обращается к этим проблемам и формулирует новый подход к «экологии знания», который непосредственно включает в себя сложное знание и указывает формальному, объективному знанию его место: это знание должно сопутствовать другим фазам экологии знания, но никак не доминировать над ними. Мы живем в глобально взаимосвязанном обществе, и его социальные, биологические и финансовые системы следует рассматривать как экологические. Для этого нам нужно признать ценность объективного позитивистского знания, при этом ограничив его более «дикие» практики, и применять наряду с ним сложное знание и сложные практики.
Не так давно «Институт будущего жизни» опубликовал письмо, подписанное Илоном Маском, Стивом Возняком и другими экспертами. В этом обращении говорилось, что риски развития сложных систем, в первую очередь искусственного интеллекта, фактически достигли апогея. Если когда-то в далеком прошлом человечество преследовали такие страхи, как появление Голема или чудовища Франкенштейна, то сегодня эти опасения могут стать былью.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832