Цель исследования состоит в изучении феномена личностно-профессиональной устойчивости учителей школ. Особое внимание уделено возрасту как фундаменту устойчивости в педагогической профессии. В работе представлен анализ данных социологического опроса, проведенного по единому инструментарию среди учителей, работающих в Российской Федерации (РФ) и Республике Армения (РА). В рамках исследования определены признаки устойчивости в профессии у педагогов, проанализированы их проявления в изучаемых странах. С помощью авторского инструментария проведена оценка профессионально-личностной устойчивости на примере данных социологического опроса. Составлены выводы о проявлении в учительской среде профессионально-личностной неустойчивости (прекариатизации) и роли возраста педагога в преодолении соответствующих признаков. Уровень профессионально-личностной устойчивости педагогов указал на то, что в изучаемых странах еще достаточно рано говорить о массовом распространении признаков прекариатизации в профессии учителя (скорее можно говорить о превращении учителей в «потенциальных прекариев»). В выборке лишь незначительная часть наблюдений обладает слабым уровнем профессионально-личностной устойчивости. Однако процесс утраты учителями с возрастом устойчивости в своей профессии (что особенно заметно на примере России) несет с собой значительные риски прекариатизации. Новизна исследования состоит в разработке подхода к подбору признаков и оценке профессионально-личностной устойчивости, применение которого позволяет формировать новые гипотезы в отношении прекариатизации учительского труда.
The purpose of the study is to study the phenomenon of personal and professional stability of school teachers. Particular attention is paid to age as a guarantor of sustainability in the teaching profession. The paper presents an analysis of data from a sociological survey, which was conducted using a unified instrument among school teachers working in Russia and Armenia. The study analyzed the signs of sustainability in the profession among teachers. Using the author’s tools, an assessment of personal and professional stability was carried out using the example of a sample of a sociological survey. Conclusions have been drawn about the manifestation of personal and professional instability (precariatization) in the teaching environment and the role of the teacher’s age in overcoming the corresponding signs. The level of personal and professional stability of teachers indicated that in the countries studied it is still quite early to talk about the massive spread of signs of precariatization in the teaching profession (we can rather talk about the transformation of teachers into “potential precariat”). In the sample, only a small part of the observations has a weak level of personal and professional stability. However, significant risks of precariatization are borne by the process of teachers losing personal and professional stability with age (which is especially noticeable in the example of Russia). The novelty of the study lies in the development of an approach to the selection of characteristics and assessment of personal and professional stability, the use of which allows the formation of new hypotheses regarding the precariatization of teaching work
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
В последнее время проблема стабильности учителя в профессии претерпела некоторое переосмысление. Часто можно услышать, что педагоги динамично теряют эмоциональную устойчивость, становятся все более подвержены стрессу и перегоранию, что обычно приводит к замедлению темпов профессионального развития, снижению профессиональной мобильности, профессиональной дезадаптации и выгоранию (Юй Сянь, 2021; Микляева, Безгодова, 2016).
Список литературы
1. Акопян, Ф. (2021). Актуальные проблемы организации педагогического образования в республике Армения. Вестник Государственного университета им. В. Брюсова, 2(57), 115-131.
2. Александрова, О. А., Файман, Н. С. (2023). Критерии неустойчивости занятости научно-педагогических кадров. Уровень жизни населения регионов России, 19(1), 70-85. DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_6_70_85 EDN: MSGDST
3. Аникин, В. А. (2019). Прекаризация среднего класса в современной России: что представляют собой гетерогенные средние слои? Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова), 360-362. М.: ФНИСЦ РАН. EDN: QIQWRU
4. Анисимов, Р. И. (2019). Парадоксы труда и особенности прекаризации работников образования. Судьбы российской интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее, 297-303. М.: РГГУ. EDN: PGEXZI
5. Валеева, Н. Ш., Хайруллова, Э. Т. (2013). Факторы становления профессиональной морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел. Вестник Казанского технологического университета, 23, 300-304. EDN: RPSRKH
6. Вахабова, С. А. (2017). Профессиональная устойчивость в системе профессионально важных качеств будущих бакалавров социальной работы. Современные наукоемкие технологии, 8, 95-99. EDN: ZEKSPR
7. Вольчик, В. В., Посухова, О. Ю. (2016). Прекариат и профессиональная идентичность в контексте институциональных изменений. Terra Economicus, 2, 159-173. EDN: WFSMHZ
8. Вольчик, В. В., Посухова, О. Ю. (2017). Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей. Terra Economicus, 2, 122-138. EDN: YUOWPT
9. Воробьева, И. В. (2021). Прекаризация молодежи в сфере социально-трудовых отношений. Знание. Понимание. Умение, 3, 100-112. EDN: XOGIKA
10. Воробьева, И. В. (2022). Социально-трудовое положение преподавателей вуза: элитные специалисты или потенциальные прекарии?
11. Высшее образование в России, 37(10), 69-86. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-69-86
12. Головчин, М. А. (2021). Оценка институциональных условий реализации программы “Земский учитель” в регионах России. Управление образованием: теория и практика, 4(44), 83-98. DOI: 10.25726/d1582-9241-0230-m EDN: YAKKVF
13. Головчин, М. А. (2022). Формула стресса. Методологические основы измерения личностно-профессиональной устойчивости учителей школ. Образовательная политика, 7(89), 82-95. DOI: 10.22394/2078-838X-2022-1-82-94 EDN: BZRUIG
14. Гузь, B. B. (2007). Моделирование процесса профессионально-личностной устойчивости учителя. Преподаватель XXI век, 23, 42-43.
15. Долженко, Р. А., Лобова, С. В. (2018). Взаимосвязь прекаризации занятости и трудовой мобильности научно-педагогических работников региональных вузов: постановка проблемы. Университетское управление: практика и анализ, 22(2), 83-96. DOI: 10.15826/umpa.2018.02.019 EDN: XOTLTF
16. Камарова, Т. А. (2020). “Цифровая прекаризация” научно-педагогических работников в условиях социально-экономической турбулентности. Вестник ОмГУ Серия: Экономика, 3, 72-83. EDN: WCZLKY
17. Клименко, Л. В., Посухова, О. Ю. (2018). Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России. Вопросы образования, 3, 36-67. EDN: XZOEQP
18. Клюшникова, И. А. (2005). Формирование профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности. Ставрополь: Ставропольский государственный университет.
19. Леонидова, Г. В. (2023). Признаки прекаризации занятости педагогических кадров общего образования: региональный срез. Проблемы развития территории, 27(6), 157-177. 10.15838/ ptd.2023.6.128.10. DOI: 10.15838/ptd.2023.6.128.10 EDN: XIQAPM
20. Малютина, Т. В. (2014). Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты. Омский научный вестник, 5(132), 149-152. EDN: TNDDBZ
21. Меликян, Г. (2021). Новый государственный стандарт общего образования (новые подходы, перспективы). Вестник Государственного университета им. В. Брюсова, 2(57), 30-41.
22. Микляева, А. В., Безгодова, С. А. (2016). Стрессоустойчивость как фактор профессиональной самореализации молодых педагогов. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 18, 66-73. EDN: XCRBQF
23. Митрофанова, Е. А. (2017). Прекаризация труда научно-педагогических работников вузов: состояние и тенденции развития. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, 6, 45-48. EDN: UFEZZA
24. Нерсесиян, А. (2021). Нехватка учителей более чем в 100 школах Армении: решат ли проблему поправки в закон? Sputnik Армения. https://ru.armeniasputnik.am/20210614/Nekhvatka-uchiteley-bolee-chem-v-100-shkolakh-Armenii-reshat-li-problemu-popravki-v-zakon-27926857.html (дата доступа: 20.11.2024).
25. Пеньков, В. Е. (2014). Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего специалиста в процессе преподавания непрофильных дисциплин. Международный журнал экспериментального образования, 8-3, 81-82. EDN: SNYEFF
26. Перевалова, А. А. (2014). Профессиональная стабильность будущего педагога. Статья 3: Исследование профессиональной устойчивости педагога. Вестник Кемеровского государственного университета, 4-7(60), 81-86.
27. Рахлис, Т. П., Скворцова, Н. В., Коптякова, С. В. (2017). Прекаризация как следствие трансформации социально-экономических систем. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 1, 57-62. DOI: 10.18323/2221-5689-2017-1-57-62 EDN: YHPMJH
28. Савченков, А. В. (2020). Устойчивая мотивация к осуществлению педагогической деятельности как компонент профессиональной гибкости будущих педагогов. Science for Education Today, 1, 43-61. DOI: 10.15293/2658-6762.2001.03 EDN: YKKNNG
29. Статистический комитет Республики Армения. (2023). Социально-экономическое положение Республики Армения в январе - ноябре 2023 года. https://armstat.am/ru/?nid=82&id=2629 (дата обращения 6.11.2024). М.: НИУ ВШЭ.
30. Стэндинг, Г. (2014). Прекариат: новый опасный класс. М.: Маргинем Пресс.
31. Шевченко, И. О. (2019). Преподаватели высшей школы в контексте прекарного труда: к постановке проблемы. Судьбы российской интеллигенции:прошлое, настоящее, будущее, 291-297. М.: РГГУ. EDN: ZEFVOZ
32. Юй, С. (2021). Стратегии повышения эмоциональной устойчивости педагогов. Гуманитарные и социальные науки, 3, 253-262. EDN: LGSPNC
33. Alonso, A., Ferreira, S., & Alonso, D. (2016). Middle class evolving to precariat: Labour conditions for the 21st century. Social Work & Society, 14(1), 1-12.
34. Kang, M. A., & Cavanagh, M. S. (2018). Classroom ready? Pre-service teachers’ self-efficacy for their first professional experience placement. Australian Journal of Teacher Education, 43(7), 134-151. DOI: 10.14221/ajte.2018v43n7.8
35. Movsisyan, Sh. (2022). Teacher shortage in Armenia: The growing challenge. Amberd Bulletin, 5(19), 72-80. DOI: 10.52174/2579-2989_2022.6-72
36. Tadevosyan, H. (2023). The methodology for evaluating the quality of social-pedagogical activity in the general education schools of the Republic of Armenia. WISDOM, 25(1), 156-167. EDN: PITSLU
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается вопрос применения нейронных сетей в качестве персональных ассистентов современного педагога. Приводится алгоритм самостоятельного создания чат-бота, описывается алгоритм профилирования нейронной сети за счет изменения контекста ее работы по умолчанию. Важным фактором является наличие инструкции, где подробно, с иллюстрациями, показан весь процесс создания такого чат-бота. Ввиду отсутствия ограничений на количество чат-ботов у современного педагога появляется возможность самостоятельно создать команду виртуальных ассистентов, которые станут его надежной опорой в непрофильных для него задачах.
В данной статье исследуется вовлеченность российских студентов во внеучебную деятельность, их представления о ее пользе, а также то, как наблюдение за сверстниками с положительным опытом участия служит мотивацией к погружению в активности помимо учебных занятий. Несмотря на очевидные преимущества, в России наблюдается низкий уровень вовлеченности студентов вузов в мероприятия «вне аудитории». Литературный обзор показал, что существующие исследования в области вовлеченности российских студентов во внеучебную деятельность в основном опираются на данные, собранные в рамках одного университета. Кроме того, анализ научных работ выявил недостаток исследований, фокусирующихся на представлениях российских студентов о внеучебной деятельности, а также влиянии на мотивацию к участию в данной сфере. Исследование проводилось с использованием полуструктурированных интервью с членами студенческих организаций крупных вузов Москвы. В выборку были включены студенты программ бакалавриата, магистратуры и специалитета - в возрасте от 18 до 24 лет. Результаты исследования формулируются на основе представленных теоретических моделей, в частности теории ожиданий-ценности и теории социального научения Альберта Бандуры. Статья подчеркивает необходимость проведения дальнейших исследований с применением смешанных методов и предлагает продолжить дискуссию о подражании студентам с успешным опытом участия во внеучебной деятельности. Ограничениями данного исследования являются небольшая выборка (15 человек), фокус на московских вузах, а также преобладание в выборке организаций студенческого самоуправления. В конце статьи прилагается гайд, использованный в рамках интервью.
От педагогов во многом зависит будущее, но и в настоящем от них также требуется немало, что предполагает их непрерывное самосовершенствование. В этом смысле, согласно Конфуцию, на свете нет учителей - есть только ученики. Предыдущая статья авторов была посвящена курсу «Учусь учиться» для школьников (Браташ, Ермаков, 2023), сейчас читателю представляется аналогичный курс для педагогов. Рассмотрены современные требования к профессии учителя, который сегодня является не только преподавателем, но и наставником, автором контента, организатором, модератором, экспертом, дизайнером, тьютором, навигатором образования и т. п., что обусловливает важность проблемы индивидуального и корпоративного профессионального самообразования. При этом в основе умения учиться должно лежать не приобретение одного на всю жизнь готового педагогического инструментария, а формирование базовых компетенций и мотивации, позволяющих осознанно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в течение всей жизни в соответствии с потребностями в профессиональном и личностном развитии. С учетом известных прототипов в рамках СберОбразования, детского сегмента, подготовлен курс «Учусь учиться» для педагогов, цель которого - сделать обучение стилем жизни. Программа включает четыре модуля: 1) «Как взрослому научиться учиться»; 2) «Обучение в течение всей жизни»; 3) «Мотивация в обучении: как захотеть учиться»; 4) «Развитие потенциала мозга». Представлены основное содержание и примеры учебных и проверочных заданий курса, в тестировании которого в 2023/2024 учебном году приняли участие более 70 тыс. учителей.
Перспективным направлением развития образовательного сотрудничества стран БРИКС является организация сети ассоциированных школ БРИКС1. Успешным примером реализации подобного международного сетевого образовательного проекта выступают ассоциированные школы ЮНЕСКО. Ассоциация школ стран БРИКС создается на основе ценностей, провозглашенных на саммитах БРИКС. В статье предложены цели, задачи, принципы и формы организации образовательного процесса в школах ассоциации, приводится опыт деятельности Международной школы БРИКС+ как предполагаемого методического центра ассоциации.
Весной 2024 года онлайн-кинотеатр Okko, входящий в экосистему Сбера, совместно с продюсерской компанией «БМП» представил научное шоу «Границы познания». В роли ведущего выступил директор Управления исследований и инноваций Сбербанка Альберт Ефимов. Гостем программы стал выдающийся физик-теоретик Валерий Рубаков. В статье представлена сокращенная расшифровка беседы.
В статье представлена модель самоопределения человека с опорой на целевой образ будущего. Актуальность исследования обусловлена сокращением цикла жизни профессии, смены профессий специализацией в условии смены проектов и построения индивидуальной карьеры. Это требует от субъекта способности к личностному и профессиональному самоопределению в условиях неопределенности и изменений, а также готовности проектировать образ будущего как пространство развития своего потенциала. Модель является основой подхода к повышению результативности профессионального и личностного самоопределения в контексте задач работы с будущим и развития потенциала человека. Самоопределение рассматривается как способ включения в деятельность. В статье также показана сложность и неоднозначность трактовок понятия самоопределения, его идентификационный и деятельностный аспекты, а также важность учета «трех слоев времени»: анализа прошлого, проектирования будущего и осмысления настоящего. Проблематика самоопределения рассматривается в контексте разных возрастов. Самоопределение старшеклассников строится с учетом возрастных особенностей, объективных ограничений жизненного и профессионального опыта. Результатом их самоопределения может стать как продолженное «учебное самоопределение» на основе текущих интересов и занятий (предпочтения того или иного изучаемого предмета и др.), так и деятельностное самоопределение на основе первых «проб и ошибок». Исследование имеет теоретическую и практическую ценность и может быть применено в системе общего, профессионального и дополнительного образования.
Современная ситуация рассматривается в свете положения о транзитивном и неопределенном мире, в котором развивается и самоактуализируется человек. Это положение ставит вопросы о том, каким образом гармонизируются личностный рост и сохранение эмоциональной стабильности. Целью статьи стало исследование понятия хрупкости личности во внешнем и внутреннем плане, а также анализ современной противоречивой эмпирической феноменологии процесса становления и самореализации человека. Раскрываются причины нарушения баланса между уникальностью и типичностью, декларируемыми молодыми представителями Z-поколения. Описывается феномен «красной таблетки» и амбивалентности между смыслом новых понятий brat и wellness и поведением. Забота о собственном эмоциональном благополучии резко контрастирует с ростом числа депрессий, суицидов и самоповреждений. Стремление к полной независимости часто противоречит желанию оставаться в родительской семье даже во взрослом возрасте. Особенно противоречивыми являются материалы о поведении в интернет-пространстве, т. к., с одной стороны, снижается иммерсия и повышается осознанность при просмотре и создании постов, а с другой, повышается число фобий и растет расторможенность. На основании историко-генетического подхода и теоретико-методологического анализа предлагается вариант построения методологической конструкции, которая давала бы возможность собрать и систематизировать имеющиеся противоречивые факты. Методология может быть построена как сложный гештальт, схема с проницаемыми границами, с помощью остранения, представляющего феномены в их реальной позиции. В едином методологическом гештальте теоретические концепции должны быть соединены с практическими подходами к преодолению трудностей. В качестве такого подхода предлагается психология повседневности.
Предлагаемая программа показывает разнообразие подходов к детской тематике в дискурсе гуманитарных наук, в этнологии / социальной антропологии, в истории, психологии, археологии, фольклористике. По мере возможности в ней реализуется междисциплинарный подход. Методологической базой выступает культурно-историческая теория Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии, позволяющая объединить широкий круг этнографических, исторических и психологических исследований. В программе затрагивается следующий круг вопросов: основные подходы и направления исследования детей и детства, существующие в зарубежной и отечественной науке; неоднозначность понимания в различных культурах в различные исторические эпохи таких универсальных явлений, как детство, взросление, социализация, развитие ребенка в когнитивном и в моральном плане, инновационный потенциал детства и его роль в развитии общества в целом. Также исследуются проблемы, связанные с детством в современном мире, а именно: отношения между поколениями; социализация в виртуальных сообществах; проблема школы и обучения; права ребенка; право общества вторгаться во внутрисемейные отношения и регламентировать их; молодежные субкультуры и их роль в жизни современного общества. Интерес к истории и этнографии детства - сегодня вовсе не досужее любопытство. В наше время, названное временем перемен, непредсказуемости, неопределенности, нарастающей сложности, тема «отцов и детей», разрывов между поколениями становится особенно актуальной. Современное общество сталкивается со многими вызовами: что такое детство и взросление? продолжается ли у нас «долгий век детства» и мы пугаемся инфантильности великовозрастных созданий - или, напротив, юные дарования, не успев окончить толком школу, включаются во взрослую жизнь, создают свои стартапы, продвигают новые технологии? как нашему поколению подготовить и обучить детей, когда мы не знаем, в каком мире они будут жить, какие знания и профессии будут востребованы? каким будет воспитание, обучение, взаимодействие в семье и в различных социальных группах в эпоху цифровых технологий?
В рамках программы предлагается реализовать идею искусства жизни с непохожими как стратегию перехода от дискурса разрыва между поколениями к поиску способов взаимопомощи, взаимообогащения и укрепления межпоколенческих связей для обеспечения человекоцентричности, устойчивости и жизнестойкости общества в его настоящем и будущем. Основной ракурс - создание условий для межпоколенческого обмена, основанного на понимании проблем и потребностей разных поколений, а также их возможностей делиться опытом и ресурсами. Отношения между поколениями, их качество и уровень выполняют интегративную функцию в обществе и определяют уровень его консолидации и солидарности. В современных условиях это является важнейшим фактором единения различных сообществ и в целом российского общества.
Интервью с заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александром Асмоловым о перспективах развития корпоративных культур. Текст был опубликован в газете «Кадры решают всё в Томской области» (выпуск 12 (128), 2024). Интервьюер - главный редактор издания Татьяна Нараева.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832