Актуальность исследования обусловлена современными реалиями трансформации ценностно-смысловой сферы нашего общества (прежде всего молодежи), связанной с сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Ценностный выбор человека по-прежнему остается одной из основных проблем, интересующих современную педагогическую аксиологию. Очень важно, какие ценности будут определяющими для личности, особенно на этапе своего профессионального становления. Особое место в формировании ценностных ориентаций обучающихся вузов, в том числе военных, занимает ценностный потенциал дисциплин гуманитарного цикла. В современных условиях прослеживается отсутствие баланса гуманитарных дисциплин, что может привести к снижению их популярности среди обучающихся и ослаблению гуманитарной подготовки в военном образовании.
Цель: обоснование роли дисциплин гуманитарного цикла в контексте формирования ценностных ориентаций будущих офицеров в условиях военного вуза.
Результаты: установлено, что актуализация аксиологического потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла, содержательное наполнение структуры курсов дисциплин традиционными российскими ценностями с учетом опыта специальной военной операции, способствуют формированию у обучающихся осознанного отношения к защите Отечества и личной ответственности за его судьбу. Доказана эффективность внедрения в образовательный процесс военного вуза новой дисциплины «Основы российской государственности». Основные выводы: преподавание дисциплин гуманитарного цикла в условиях военного вуза является ключевым фактором духовнонравственного развития военных специалистов. Показано, что преподавание дисциплины «Основы российской государственности» в военном вузе способствует совершенствованию содержания и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса высших военных образовательных учреждений. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса военных вузов в области гуманитарной подготовки будущих офицеров.
Идентификаторы и классификаторы
В современных условиях необходимость подготовки высококвалифицированного военного специалиста к будущей военно-профессиональной деятельности во всех без исключений направлениях (военно-специальном, военно-гуманитарном, военно-техническом и др.), обусловлена, прежде всего, специальной военной операцией (далее СВО). В рамках достижения целей СВО особой проверке на прочность и эффективность подвергается вся система подготовки военных кадров.
Список литературы
1. Шинкевич В. Е. Основные направления совершенствования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел // Гуманитарный вестник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения. 2021. № 4 (26). С. 135-140. EDN: HWBOHR
2. Цепенщиков В. А., Петрий П. В. Ценностная роль социально-гуманитарных наук в системе военного образования России // Военный академический журнал. 2024. № 3 (43). С. 5-11. EDN: EEJQDP
3. Бондин В. И., Марченко М. В. Актуальные аспекты гуманизации современного образования // Мир науки. 2017. Т. 5, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN417.pdf (дата обращения: 17.12.2024). EDN: ZMPZQB
4. Петрусевич П. Ю. Гуманитаризация как одно из ведущих направлений развития современного образования // Наука и школа. 2023. № 1. С. 83-91. ,. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-83-91 EDN: AHNMDI
5. Сираева М. Н. О соотношении понятий “гуманизация образования” и “гуманитаризация образования” // Вопросы методики преподавания в вузе. 2022. Т. 11, № 3. С. 8-21. ,. DOI: 10.57769/2227-8591.11.3.01 EDN: XCYZCR
6. Царева Н. А. Гуманизация и гуманитаризация образования (обзор научной литературы) // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4 (102). С. 113-122. ,. DOI: 10.21510/18173292_2023_102_4_113_122 EDN: MGQSMN
7. Эмих Н. А., Фомина М. Н. Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 4. С. 100-121. ,. DOI: 10.15293/2658-6762.2304.05 EDN: BAYZWX
8. Рассаднев Э. С., Сидоров С. П., Иванча М. А. Роль гуманитарных дисциплин в формировании активной позиции военнослужащего // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб. науч. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 16 ноября 2022 г.) / под общ. ред. В. В. Косухина. Новосибирск: Военный институт, 2022. С. 116-119. EDN: NALOHA
9. Купалова В. А. Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании патриотизма и гражданской идентичности обучающихся // К. Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность: сб. науч. ст. XXVII Межрегиональных педагогических чтений, посвященных великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому (Москва, 23-24 марта 2023 г.). М.: МГПУ, 2024. С. 65-71. EDN: ETGPPO
10. Митрахович В. А., Спирин А. П. Результаты исследования процесса формирования у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности // Педагогические исследования. 2021. № 3. С. 1-22. EDN: LELSLB
11. Проказин Е. С. Педагогический потенциал социально-гуманитарных дисциплин в развитии рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов военного вуза // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 104-106. EDN: DCEMKR
12. Огородников В. П. Роль преподавателя гуманитарных дисциплин военного вуза в условиях обострения информационно-идеологической войны // Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. 2017. № 656. С. 228-235. EDN: YPDEFX
13. Чигирев В. А. Нравственный путь безнравственной цивилизации. СПб.: Ин-т нравственности, 2006. 94 с. EDN: QOGDYB
14. Юркина Н. Н. Формирование компонентов курса “Основы российской государственности” для педагогических вузов // Преподаватель XXI век. 2023. № 3-1. С. 11-19. ,. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-11-19 EDN: LHVKDJ
15. Борзова Т. А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса “основы российской государственности” в высшей школе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 138-142. ,. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-4101-138-142 EDN: KUTMGN
16. Зорина Е. М., Кузьмин А. В. Правовая культура студентов как результат интерактивности семинарских занятий по дисциплине “Основы российской государственности” // Социология и право. 2023. Т. 15, № 4. С. 493-502. ,. DOI: 10.35854/2219-6242-2023-4-493-502 EDN: XONBWJ
17. Доржеева В. В., Слепцова О. Ю. Дисциплина “Основы российской государственности”: обобщение опыта первого года преподавания // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2024. № 41. С. 11-17. EDN: NILPJK
18. Курапова А. С., Курапов А. В. Представления о “России будущего” у студентов-первокурсников (по материалам семинарских занятий курса “Основы российской государственности”) // Информация - Коммуникация - Общество. 2024. Т. 1. С. 218-222. EDN: AEHNWF
19. Кузнецова М. Ф. Проблема образовательного концепта в преподавании основ российской государственности // Наукосфера. 2024. № 2-2. С. 113-117. ,. DOI: 10.5281/zenodo.10780901 EDN: WVMTPB
20. Зайцева С. А. Восприятие учебного курса “Основы российской государственности” студенческой молодежью московских университетов (по результатам глубинного исследования) // Россия: общество, политика, история. 2023. № 4 (9). С. 111-131. ,. DOI: 10.56654/ROPI-2023-4(9)-111-131 EDN: RQSLZQ
21. Салимгареев М. В. Проблемные контуры курса “Основы российской государственности” в методологическом контексте // Управление устойчивым развитием. 2024. №1 (50). С. 114-119. ,. DOI: 10.55421/2499992X_2024_1_114 EDN: FJGKMN
22. Иерусалимский Ю. Ю., Попова А. В. Значение традиционных ценностей в преподавании курса “Основы российской государственности” // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2024. № 1. С. 35-46. ,. DOI: 10.18384/2949-5164-2024-1-35-46 EDN: IKQCQC
23. Рыбаков С. В. Предпосылки создания, цели и задачи учебного курса “Основы Российской государственности” // Казачество. 2024. № 74. С. 98-107. EDN: GTFCQS
24. Бойко П. Е., Галустьянц Г. Л. О философско-историческом содержании курса “Основы российской государственности” // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4 (474). С. 85-90. ,. DOI: 10.47475/1994-2796-2023-474-4-85-90 EDN: BRDPTA
25. Лапина И. Ю., Гурьев И. П. Мировоззренческие принципы российской цивилизации в курсе “Основы российской государственности” // Клио. 2023. № 10 (202). С. 214-226. ,. DOI: 10.51676/2070-9773_2023_09_214 EDN: VGXNPY
26. Хохлова Л. В. Философский потенциал вузовской дисциплины “Основы российской государственности” // Философия образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 103-116. ,. DOI: 10.15372/PHE20240107 EDN: JRGAKI
27. Давыденко М. В. Методы развития исторического сознания студентов в преподавании курса “Основы российской государственности” // Вестник Московского международного университета. 2024. № 2 (2). С. 68-72. EDN: PMSNXP
28. Потеряева О. Б. Коммуникативные и ценностные аспекты методики преподавания курса “Основы российской государственности” // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 254-257. EDN: JMNDCL
29. Макарова Е. О. Курс “Основы российской государственности” как инструмент политической социализации молодежи // Педагогика современности. 2023. № 3 (27). С. 27-31. EDN: PPTKEC
30. Шляпина С. Ф. Модель педагогического сопровождения духовного самоопределения личности студентов как одна из основ проектирования курса “Основы российской государственности” // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 10 (480). С. 79-85. ,. DOI: 10.47475/1994-2796-2023-480-10-79-85 EDN: KYWIAR
31. Гуляев А. А. Значимость новой дисциплины “основы Российской государственности” в вузах // Власть. 2023. Т. 31, № 5. С. 100-103. ,. DOI: 10.31171/vlast.v31i5.9785 EDN: RODWMH
32. Fiset J. E., Al Hajj R., Petersen B. K. Getting Lost in Your Values: Espoused Values as a Representation of Enacted Organizational Values // Academy of Management Proceedings. 2023. Vol. 2023, № 1. Article 112067. URL: https://journals.aom.org/doi/abs/ (дата обращения: 17.12.2024). DOI: 10.5465/AMPROC.2023.13083abstract
33. Ye Sh., Sneddon J. N., Lee Ju. A. How does the theoretical structure of values inform perceptions of the values of others? // Personality and Individual Differences. 2023. Vol. 204. April. Article 112067. ,. DOI: 10.1016/j.paid.2022.112067 EDN: YEXMFX
34. Hills L. Values-Based Leadership: Developing and Using Core Leadership Values // Healthcare Administration Leadership & Management Journal. 2023. Vol. 1, № 4. P. 147-154. ,. DOI: 10.55834/halmj.7786460894 EDN: BSCDET
35. Arieli S., Sagiv L., Roccas S. Values at Work: The Impact of Personal Values in Organisations // Applied Psychology: An International Review. 2020. vol. 69, № 2. P. 230-275. DOI: 10.1111/apps.12181
36. Тимченко А. А., Стрелецкий Я. И. Украина: технология “промывания мозгов” // Общество и право. 2016. № 3 (57). С. 222-226. EDN: WWKJJH
Выпуск
Другие статьи выпуска
Посвящается юбилею известного филолога, ученого-литературоведа, методиста, преподавателя высшей школы, заведующего кафедрой логопедии и психолингвистики Саратовского государственного университета Владимира Петровича Крючкова. Актуальность исследования связана с необходимостью комплексного обзора научных достижений и трудов автора в области литературоведения, педагогики, логопедии, осмысления их роли вформировании содержания и научных основ технологий профессионального образования.
Цель: изучение основных этапов развития профессиональной деятельности В. П. Крючкова, обзор научных и научно-методических трудов автора, анализ специфики междисциплинарного подхода ученого к содержанию технологий профессиональной подготовки учителей-логопедов в высшей школе. Методы (инструменты): анализ научно-библиографических источников: диссертаций, монографий, статей, программ и учебных материалов автора, материалов конференций.
Результаты. Выделены основные направления научно-исследовательской, методической, преподавательской деятельности ученого, показано их влияние на содержание технологий профессионального образования педагогов-дефектологов и формирование идиостиля кафедры логопедии и психолингвистики СГУ, которой руководит В. П. Крючков. Практическая значимость: результаты исследования способствуют обогащению представлений о сфере научных интересов В. П. Крючкова, его вкладе в литературоведческое, педагогическое, специальное (дефектологическое) направления гуманитарного знания, развитие содержания технологий образования и междисциплинарного подхода в системе высшего образования.
Актуальность исследования обусловлена ростом числа подростков с признаками отклоняющегося поведения и необходимостью организации системы эффективной работы с ними. Декларируемый полипарадигмальный подход позволяет отбирать формы и методы работы, оптимально соответствующие контексту взаимодействия.
Цель: выявление наиболее распространенных подходов к работе с так называемыми трудными подростками в либеральной, социально ориентированной, личностно ориентированной парадигмах воспитания. Отмечено, что целесообразно разделять вертикальные парадигмы, обусловливающие специфику воспитательных практик в разные исторические периоды и горизонтальные парадигмы, обусловливающие их вариативность в настоящее время.
Результаты: проведен краткий исторический экскурс в практику организации воспитания и перевоспитания трудных подростков в Российской империи и Советской России; показано изменение методов работы от репрессивно-карательных до исправительно-восстановительных и ресоциализирующих. Приведены примеры экспериментальных воспитательных учреждений, практика работы в которых опережала традиционные для своего времени подходы к перевоспитанию трудных подростков в либеральной парадигме (Рукавишниковский приют), в социально ориентированной парадигме (коммуна имени М. Горького, школа имени Достоевского и др.). Отмечена непродуктивность унифицированного подхода к определению эффективных форм и методов работы с трудными подростками в личностно ориентированной парадигме. Определена необходимость создания в школе системы профилактической работы с подростками группы риска и находящимися в трудной ситуации. Высказано предположение, что такая система эффективна, если она объединяет привлекательные для подростков формы восстановления и поддержания своего физического и эмоционально-психологического благополучия.
Выводы: формату личностно-ориентированной парадигмы воспитания оптимально соответствует разветвленная система психолого-педагогической поддержки подростков, которая на уровне школы, микрорайона, района и города предусматривает для них возможность интеграции в разные виды про-социальной активности. Практическая значимость: результаты исследования могут быть применены в образовательном процессе для проведения бесед об изменений подходов к организации педагогического взаимодействия, а также исследователями, занимающимися разработкой прикладных аспектов проблемы взаимодействия с трудными подростками.
Актуальность: государственный и социальный запрос на формирование у будущих педагогов профессионально значимых личностных качеств диктует необходимость модернизировать систему профессионального воспитания. В этой связи позитивный опыт повышения воспитывающей функции учебных занятий и внеаудиторной деятельности в процессе педагогического образования бакалавров и магистрантов в СГУ имени Н. Г. Чернышевского требует детального осмысления и пропаганды.
Цель: обобщить опыт воспитывающей деятельности преподавателей педагогики СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Методы (инструменты): ретроспективный анализ опыта воспитывающей деятельности преподавателей педагогики и иных смежных дисциплин в СГУ имени Н. Г. Чернышевского.
Результаты: представлены понятия контекстного и подтекстного воспитания, контекстных и подтекстных педагогических условий реализации эффективных воспитывающих практик; описаны приемы преподавания учебных дисциплин и организации учебных практик, посредством которых возможно: формировать у студентов уважительное отношение к профессии педагога; актуализировать у них потребность в процессе собственной педагогической деятельности больше внимания уделять процессам воспитания подрастающего поколения; создавать условия для их самовоспитания.
Заключение: реализация воспитывающей функции возможна при использовании преподавателями педагогики притчевых и сократических диалогов, подтекстных высказываний, совместных рассуждений, анализе воспитывающих ситуаций/прецедентов, организации проектной деятельности, активного слушания, смысловых пауз, обращения к мнению и опыту иного человека, создания воспитывающих локаций в образовательной среде вуза и других. Практическая значимость: состоит в возможности использования опыта воспитывающей деятельности преподавателей СГУ имени Н. Г. Чернышевского в профессиональной подготовке будущих педагогов иных организаций высшего и среднего образования.
Актуальность исследования повседневных (ПС) стрессоров у студентов обусловлена отсутствием соответствующего инструментария, учитывающего спецификустуденческой жизни.
Цель: разработка и валидизация опросника, направленного на изучение ПС у студентов. Гипотеза: предлагаемый опросник, направленный на изучение повседневного стресса у студентов, продемонстрирует приемлемые показатели внутренней согласованности, надежности и валидности. Участники: 310 студентов в возрасте от 17 до 27 лет (M = 20.31, SD = 1.8; 222 девушки (71.6%) и 88 юношей (28.4%) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Арзамас). Методы (инструменты): для проверки конвергентной валидности применены: опросник «Факторы профессионального развития» (М. Д. Петраш), анкета кризисныхсобытий и переживаний для студентов (В. Р. Манукян), эмоциональное отношение к профессиональному будущему (М. В. Гинзбург), «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (адаптация Е. Н. Осина), шкалы психологического благополучия К. Рифф (адаптация Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной), «Шкала воспринимаемого стресса-10» (В. А. Абабков).
Результаты: разработан опросник, включающий 54 пункта, в том числе 9 шкал: внешние стрессоры: «Учебный процесс (Обучение)»; «Время»; «Нарушение планов»; «Окружающая действительность»; «Взаимодействие»; «Семейные проблемы»; «Финансы»; и внутренние: «Личные переживания» и «Стрессоры ожидания». Основные выводы: психометрический анализ показал высокую внутреннюю согласованность шкал, подтверждающую надежность опросника. Проведена очевидная, содержательная, конвергентная валидность, подтверждена структурная валидность шкал конфирматорным факторным анализом. Полученные результаты свидетельствуют о валидности и надежности разработанного опросника, что делает его эффективным инструментом для диагностики ПС у студентов. Практическая значимость: опросник может быть использован для диагностики ПС в контексте учебно-образовательной деятельности; выявления специфическихстрессоров; для разработки профилактических и коррекционных программ.
Актуальность исследования обусловлена расширением спектра траекторий взросления усовременных подростков и необходимостью дифференцированного подхода к изучению возрастно-половых закономерностей протекания подросткового кризиса.
Цель: выявление возрастно-половых закономерностей проявлений подросткового кризиса. Гипотезы: 1) проявления подросткового кризиса у современных подростков отмечаются уже с 10 –11 лет, при этом критическая фаза приходится на возраст 13–14 лет, то есть на 7–8 классы; 2) половые различия в кризисной симптоматике зависят от фазы кризиса; 3) возрастно-половые закономерности формирования образа взрослости у подростков слабо выражены в силу высокой индивидуальной вариативности. Участники: симптомы кризиса изучались у подростков (N = 508; 209 мальчиков и 299 девочек; 477 подростков из Санкт-Петербурга, 20 подростков из Красноярска, 11 подростков из Сочи) в возрасте от 10 до 17 лет (SD = 14). Выборка была разделена на 3 группы по хронологическому возрасту: 10–12 лет (n = 106), 13–14 лет (n = 150) и 15–17 лет (n = 252), а также по классам обучения в школе: 5 и 6 классы (n = 124), 7 и 8 классы (n = 154) и 9 и 10 классы (n = 230). 204 подростка данной выборки также писали сочинение на тему взросления. Методы (инструменты): опросник симптомов подросткового кризиса (В. Е. Василенко), методика изучения образа взрослости (О. В. Курышева, К. Н. Поливанова).
Результаты: период 10–12 лет (5 и 6 классы) можно назвать предкритической фазой, 13–14 лет (7 и 8 классы) – критической и 15–17 лет (9 и 10 классы) – посткритической. Половые различия менее выражены в критической фазе. В целом мальчики более склонны к реакциям эмансипации и группирования, а девочки – к гиперкомпенсации и интересу к внутреннему миру. Различия в образе взрослости выражены только между младшей и старшей группами, во всех группах преобладает второй тип «реальный план действий – внешняя взрослость». В 15–17 лет у девушек по сравнению с юношами образ взрослости более сформирован. Основные выводы: пик подросткового кризиса в среднем приходится на 13–14 лет, отмечается медленный темп формирования образа взрослости, половые различия не ярко выражены. Практическая значимость: понимание возрастно-половых закономерностей протекания подросткового кризиса может помочь при психологическом сопровождении процесса взросления подростков.
Актуальность проблемы: при узко дисциплинарном анализе фрагментов социальной действительности и их научной экспликации как частных научных проблем, возможности выявлять общее, развивать фактуальный базис дисциплинарно ограничены. Расширенное толкование феномена профессиональной карьеры (ПК) приводит нас к феномену и проблематике профессионального становления субъекта (ПСС), при расширении ее границ – к феномену и проблематике человеческие ресурсы и управление человеческими ресурсами (УЧР), последнее – к социальному капиталу (СК).
Цель: изучение социально-психологических явлений, сопряженных с выбором профессиональной сферы и успешности профессиональной карьеры субъекта. Гипотезы: 1. Адекватный анализ социально-психологических явлений как объекта исследования требует периодической коррекции границ и содержания их изучения как предмета исследования. 2. Накопленный в психологии (в проблематике карьеры, в частности) эмпирический материал превосходит пределы традиционно выделяемого «предмета исследования» и должен подлежать методологической рефлексии. Участники: медицинские сестры (n1 = 142 и n2 = 89, данные обследования 2014 г. и 2022 г.), учителей (n3 = 96; 2016 г.), воспитателей (n4 = 44; 2015 г.), государственных служащих-руководителей (n5 = 81; 2006 г.). Методы (инструменты): анализ литературных источников, авторская методика «Динамика стиля профессиональной жизни» (В. А. Толочек).
Результаты: в качестве предикторов общей и профессиональной активности субъектов (респондентов и их родителей) выступали отношения: 1) уровня занимаемой должности родителей (отца, матери) к уровню их образования; 2) уровня занимаемой должности респондентов к уровню их образования; 3) отношение места проживания к месту рождения респондента. Величины больше 1,00 рассматривались как отражение социальной активностью людей, «деловитости», управленческого потенциала; значения меньше 1,00 – как дефицит этих качеств. Основные выводы: показано, что у представителей пяти профессиональных сфер паттерны названных переменных различны, они лучше (численно выше) в профессиях с «высокой» иерархией (большим числом должностных позиций в «вертикальной карьере» – у государственных служащих), чем с «низкой» иерархией. Практическая значимость: выявленные связи важны для последующего изучения вопросов самореализации человека в труде, в профессиональной карьере в ее трех фазах – пред-карьере – активной карьере – пост-карьере; они позволяют также разрабатывать сопряженные вопросы трудоустройства молодежи, проблем занятости в регионах, миграции и др.
Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом числа исследований, посвященных субъектности подростков, требующих анализа. Субъектность подростков все чаще рассматривается не просто как естественный феномен развития, но как желаемый образовательный и воспитательный результат, находящийся в фокусе внимания психологов и педагогов, что указывает на необходимость более четкого понимания процесса ее развития. Цель: выделить существующие направления в современных исследованиях субъектности подростков и описать особенности субъектности в этом возрасте с опорой на изученные эмпирические данные. Основные результаты: выделены следующие направления изучения субъектности подростков: развитие характеристик субъектности подростков, субъектность подростков в контексте социальной среды, проблемы развития личности, одаренности подростков, а также применение концепта субъектности в психотерапии. Среди особенностей субъектности подростков можно назвать неравномерность развития ее компонентов, возможность становления субъектности в рамках определенного типа, зависимость от поддержки среды, взаимосвязь уровня развития субъектности и некоторых поведенческих особенностей (зависимого поведения, поведения жертвы и поведения заступничества). Основные выводы: показанное разнообразие направлений исследования субъектности подростков позволяет резюмировать формирование отдельного поля исследований и укрепления позиций подростковой субъектности как изучаемого феномена в современной науке. Практическая значимость заключается в освещении современных методов диагностики субъектных характеристик в подростковом возрасте, также подчеркиваются существующие исследовательские проблемы.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/