Климатическая повестка уже в среднесрочной перспективе будет оказывать существенное влияние на развитие российской экономики и динамику внешнеполитических процессов. Своевременность и соответствие глобальным вызовам обусловит повышение или понижение темпов экономического роста, а также ключевые направления экономического развития на предстоящие десятилетия. Целью исследования является определение перспектив российской энергетики с учётом возможностей и рисков декарбонизации в контексте глобального энергетического перехода. Методология представлена авторской систематизацией актуальных эмпирических данных, а также анализом ряда проблемных комплексов мирового топливно-энергетического комплекса во взаимосвязи с внешнеполитическим аспектом. В процессе исследования дана оценка ряду точек зрения, различным образом характеризующих развитие российского ТЭК с учётом необходимости трансформации, вызванной глобальным энергетическим переходом. В результате исследования показана роль России в мировой климатической повестке. Раскрыты риски и возможности российской экономики в контексте изменений мировой энергетической инфраструктуры. Обоснованы приоритетные сценарии трансформации и диверсификации экономики России в связи с декарбонизацией мировой энергетики во время глобального энергетического перехода. Рассмотрены шаги, необходимые для успешного осуществления декарбонизации на национальном уровне и их предполагаемые последствия.
Идентификаторы и классификаторы
На сегодняшний день климатическая повестка существенным образом определяет динамику мировых политических процессов. Говоря о климатических изменениях, человечество имеет дело не с эмоциями, а с историей и фактами. История наблюдений за погодой показывает, что с началом промышленной революции второй половины XIX века температура на Земле неуклонно растет, а с 1986 года темпы потепления стали ускоряться. Факты доказывают, что убедительных естественных причин изменения температуры не обнаружено. Наоборот, именно деятельность человека в виде выбросов парниковых и улавливающих тепло газов является доминирующей причиной. Сжигание ископаемого топлива, изменение землепользования трансформирует ход распространения радиоактивных лучей.
Список литературы
1. Бирман Л.А. Общий менеджмент - М.: Издательство “Дело” АН, 2008. - 336 с.
2. Газман, В. Д. Лизинг для возобновляемой энергетики / В. Д. Газман; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 414 с. EDN: MDYTTI
3. Дегтярев А.А. Принятие политических решений - М.: КДУ, 2004. - 416 с.
4. Джонс Ч., Воллрат Д. Введение в теорию экономического роста / Ч. Джонс, Д. Воллрат; пер. с англ. Ю. Перевышина, Е. Перевышиной; под науч. ред. Ю. Перевышина. - Москва: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2018. - 296 с. EDN: ZASGPP
5. Загашвили, В. С. Диверсификация российской экономики в условиях санкций // Мировая политика и международные отношения. - 2016. - Т. 60. - № 6. - С. 52-60. EDN: WFGGDH
6. Купряшин Г.Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 312 с. EDN: RBBIBV
7. Линдблом Ч. Рыночная система: Что это такое, как она работает и что с ней делать / пер. с англ. Д. Шестакова, Р. Хаиткулова; ГУ ВШЭ- М.: ИД ГУ Высшей школы экономики, 2010.-320 с.
8. Минцберг Г. Менеджмент: Природа и структура организаций / [пер. с англ. Е.Д. Ряхиной]. - Москва: Эксмо, 2018. - 512 с.
9. Савицкая Е.В. Экономический анализ современных рынков / Е.В. Савицкая, Е.В. Лебединская; ГУ ВШЭ. - 2-е изд. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008, - 208 с.
10. Севостьянов, П. И., Макаев, А. Р. Глобальный вызов: формирование международного климатического императива // Social Phenomenaand Processes. - 2022. - № 2 (3). - С. 47-56.
11. Севостьянов, П. И., Матюхин, А. В. “Энергетический переход” в современной международной повестке // Обозреватель. - 2022. - № 2(385). - С. 19-31. EDN: ZAKVXX
12. Флигстин, Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века [Текст] / пер. с англ. А. А. Куракина; под науч. ред. В. В. Радаева; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2013. - 392 с. EDN: SMQTVX
13. Шай О. Организация отраслевых рынков. Теория и ее применение /Оз Шай; пер. с англ. Н.В. Шиловой; под науч. ред. М.И. Левина; предисл. М.И. Левина. - М.: ИД ВШЭ, 2014. 503 с.
14. Штоль, В. В. Ресурсы в борьбе за выживание человека // Обозреватель. - 2019. - № 10(357). - С. 5-20. EDN: QJKSSE
15. Barrett, S., Dannenberg, A. (2021) The Decision to Link Trade Agreements to the Supply of Global Public Goods: Journal of the Association of Environmental and Resource Economists. - Vol. 9. - № 2. - Р. 273-305.
16. Bosetti, V., Carraro, C., Tavoni, M. (2012) Timing of Mitigation and Technology Availability in Achieving a Low-Carbon World: Environ Resource Econ.-№ 51. - P. 353-369.
17. Fajgelbaum, P. D., Goldberg, P. K., Kennedy, P. J.et al.(2020) The return to protectionism: The Quarterly Journal of Economics. -№ 135(1). - Р. 1-55.
18. Heal, G. (2022) Economic Aspects of the Energy Transition: Environ Resource Econ. - № 83. -P. 5-21.
19. Kermeli, K., Crijns-Graus, W., Johannsen, R.M. et al. (2022) Energy efficiency potentials in the EU industry: impacts of deep decarbonization technologies: Energy Efficiency.- № 15. - P. 68.
20. Nordhaus, W. D. (2021) Climate Club Futures: On the Effectiveness of Future Climate Clubs // Cowles Foundation Discussion Papers. - URL: https://elischolar.library.yale.edu/cowles-discussion-paper-series/2619 (дата обращения: 12.10.2022).
21. Porfiriev, B.N. (2022) Decarbonization vs. Adaptation of the Economy to Climate Change within the Sustainable Development Strategy: Stud.Russ. Econ. Dev. - № 33. - P. 385-391. EDN: UTQLPH
22. Veselov, F.V., Erokhina, I.V., Makarova, A.S. et al. (2022) Scales and Consequences of Deep Decarbonization of the Russian Electric Power Industry: Therm. Eng. - № 69. - P. 751-762. EDN: HESMKU
23. Wachsmuth, J., Duscha, V. (2019) Achievability of the Paris targets in the EU - the role of demand-side-driven mitigation in different types of scenarios: Energy Efficiency.- № 12. - P. 403-421.
24. Wang, H., Chen, W., Zhang, H. et al. (2020) Modeling of power sector decarbonization in China: comparisons of early and delayed mitigation towards 2-degree target: Climatic Change. - № 162. - P. 1843-1856. EDN: ZWWHLO
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью исследования является изучение и разработка модели финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства созданного на примере сферы обращения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), способствующей повышению эффективности управления имущества на всех стадиях реализации проектов партнерства, что обеспечивает рост инвестиционной активности в отрасль. Методы исследования - анализ данных о развитии проектов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) по объемам инвестиций, в том числе со стороны частного бизнеса, в сферу обращения ТКО; проведение оценки правовых актов регулирующих формирование финансовой поддержки и возможности реализации проектов во всех возможных договорных формах; метод анализа и синтеза факторов, оказывающих влияние на финансирование проектов в сфере обращения ТКО. В результате предложена авторская модель финансирования проектов ГЧП на основе выбора подходящего инструмента финансирования в рамках создания регионального оператора и формирования различных требований к проектам, а также реализуемых механизмов поддержки со стороны государства. Обосновано выделение сроков реализации проекта с учетом размера собственных средств инвестора в разрезе инструментов возвратного финансирования.
Целью исследования является изучение содержания и направлений развития налогового контроля как фактора повышения эффективности налогового администрирования. На современном этапе налогового администрирования особое внимание уделено организации государственного налогового контроля в условиях формирования налоговых доходов бюджета региона. Авторы обосновывают значимость своевременного выявления проблем собираемости налогов и организации контроля за налоговыми доходами бюджета. Методология исследования: методической и теоретической основой данного исследования являются труды как российских, так и зарубежных исследователей, посвященные проблемам изучения налогового контроля. В результате установлено, что в ходе проведённого исследования выполнен качественный анализ динамики налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в консолидированный бюджет, на примере УФНС России по Орловской области, выявлены основные проблемы собираемости налогов и организации контроля за налоговыми доходами бюджета и представлены направления оптимизации работы УФНС России по сбору и администрированию налогов с целью достижения плановых показателей.
Целью исследования является оценка системы управления финансовыми рисками в организациях электроэнергетической сферы, которая позволяет определить её важнейшие компоненты, выявить отраслевые особенности управления рисками, установить риск-факторы и предложить комплекс мер по снижению негативного влияния рисков на финансовую устойчивость электроэнергетических компаний. Методы исследования - обобщение и анализ научного базиса и практического опыта управления рисками в электроэнергетической сфере; системный подход и гносеологический принцип при оценке политики управления рисками, особенностей функционирования управленческих структур, установления риск-факторов и комплекса мер по управлению рисками в компаниях энергетической сферы. В результате установлено, что система управления финансовыми рисками в организациях электроэнергетической сферы функционирует в рамках общей системы управления рисками. Дана оценка многоуровневой иерархической структуре управления рисками и ее полномочиям. Произведена группировка рисков, характерных для электроэнергетических компаний, в составе которой выделена группа финансовых рисков, установлены специфические риск-факторы и предложены меры по их компенсации.
В данной статье рассматривается авторский подход к организации бюджетирования в аграрных формированиях. Бюджетирование в аграрном формировании направлено на повышение эффективности и результативности осуществляемых расходов за счёт увязки бюджета организации и результатов, которые он обеспечивает, путём использования систематической информации об эффективности (показатели, оценки, затраты). Управление результатами помогает расставить приоритеты в расходах и повысить эффективность производства. Этот механизм поможет руководителям аграрных формирований быть более гибкими в использовании ресурсов, особенно в выборе ресурсов для производства готовой продукции. Целью исследования является изучение бюджетирования как инструмента управленческого учёта и установление его связи с внутренним контролем на примере аграрных формирований. Выбор научных методов и подходов проводился авторами на основе принципа достоверности, разумной достаточности, релевантности и реализуемости. Это позволило обеспечить необходимый уровень обоснованности и углубленной проработки поставленной цели и спектра задач. Применение данного подхода даёт возможность считать, что исследование выполнено системно, научно и объективно.
Результаты. Авторами произведён расчёт тактического и стратегического объёма продаж по данным пилотных организаций. Определён объём производства готовой продукции, который способен обеспечить выполнение бюджета продаж. Выявлены виды продукции, имеющие наибольший запас финансовой прочности для исследуемых организаций. Представлена схема функционирования бюджетного процесса.
Выводы. В ходе исследования процесса бюджетирования в пилотных организациях было установлено, что данному бюджету уделяется достаточно пристальное внимание. Это относится как к определению объёмов продаж, структуры продаваемой продукции, так и к качеству продукции. От качества продукции затем зависит прогнозная цена реализации, которая, в свою очередь, определяет все финансовые показатели экономического субъекта.
Цель исследования - на основе анализа медиаконтента Сербии, Хорватии и Черногории об украинском кризисе показать влияние публичного дискурса на формирование общественного мнения. В статье рассматривается информационная политика государственных СМИ стран бывшей Югославии и делается попытка авторского анализа комментарийной активности медиааудитории для выявления общественной позиции по релевантным вопросам предметного поля исследования. Представлен авторский анализ релевантной комментарийной активности медиааудитории государств - объектов исследования. Показана специфика формирования мнения о российской внешней политике в традиционных и новых средствах массовой информации Сербии, Хорватии и Черногории. Результирующей выступают методы и приёмы, используемые СМИ для формирования общественного мнения, специфика информационной политики, находящейся во взаимосвязи с внешнеполитическим курсом государства. Показаны отличия в восприятии событий на Украине хорватских и сербских граждан, а также противоборство общественных позиций в Черногории. Представлены данные о соотношении внутригосударственных и внешних (геополитических) факторов формирования общественного мнения в черногорском социуме. Особое внимание уделено возможностям расширения российского присутствия в медиасегментах стран бывшей Югославии. Материалы статьи могут стать основой разработки стратегии информационного присутствия России в европейских сегментах медийного пространства.
Цель исследования - анализ выявленных в результате экспертного опроса проблем образовательной среды системы высшего образования (на примере образовательной среды Академии гражданской защиты МЧС России). Методология работы обусловлена необходимостью проведения социологического анализа состояния образовательной среды вуза (Академии гражданской защиты МЧС России). В статье на основе результатов изучения современного состояния цифровизации образовательного процесса в Академии гражданской защиты МЧС России по гуманитарному направлению подготовки рассмотрены основные проблемы взаимодействия участников образовательного процесса, характерные для вузов при организации и осуществлении образовательной деятельности с применением современных информационных технологий. Эмпирическую основу работы составили результаты экспертного и анкетного опросов. Статья подготовлена в рамках реализуемой в Академии гражданской защиты МЧС России научно-практической работы по теме «Разработка управленческо-педагогической модели цифровизации учебного процесса вуза по гуманитарным направлениям подготовки (на примере Академии гражданской защиты МЧС России)».
Одной из актуальных задач политики государства по отношению к российской молодежи продолжает оставаться разработка и внедрение эффективной модели политической социализации молодых граждан страны. В связи с современными тенденциями политического процесса усиливается значение упрочения связи между молодежью и государственной властью, что требует выработки новых приоритетов государственных стратегий в сфере поддержки молодых поколений. Цель статьи состоит в проведении системного анализа состояния и особенностей деятельности институтов государства в определении ключевых направлений модернизации молодежной политики.
Методы исследования: для решения поставленной цели нашли применение исторический, компаративистский и диалектический методы, метод контент-анализа. Результаты исследования: в статье аргументируется, что недостаточная эффективность стратегий государства в отношении молодежной среды, характерная для постсоветского периода, может найти объяснение в механическом следовании постулатам либеральной доктрины, обосновывающим сокращение социальных обязательств власти перед обществом. С другой стороны, наращивание усилий государства в сфере политической социализации молодежи ведет к конструктивным результатам в секторе взаимоотношений «молодежь - общество - государство». В качестве примера приводится обзор выдвижения новых приоритетов государственной политики в отношении молодежи, состоявшегося при подготовке заседания Государственного Совета Российской Федерации в декабре 2022 г. В итоге делается заключение, что магистральные направления совершенствования молодежной политики продиктованы национальными интересами современной России и имеют объективные перспективы для практической реализации.
Целью исследования является выявление основных тенденций эволюции государственного и муниципального управления в России на региональном и местном уровнях после внесения изменений в Основной Закон РФ. Установлено, что поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года дали старт организационно-правовому оформлению единой системы публичной власти в стране. На основе поправок уже трансформировано федеральное законодательство об организации власти на региональном уровне, ожидаются серьёзные изменения в правовом регулировании и организации местного самоуправления. Ключевой направленностью изменений являются унификация, централизация и «вертикализация» системы публичной власти. В то же время государственная власть в субъектах Российской Федерации получит дополнительные возможности в части регулирования деятельности местной власти и контроля над ней. Общая направленность уже принятых и предлагаемых к принятию новелл укрепляет систему вертикального политического и ресурсного контроля вышестоящих уровней публичной власти над нижестоящими. Она содействует государственной экономической политике, основанной на перераспределении ресурсов, аккумулируемых в федеральном центре, через государственные программы и проекты вниз по вертикали. Ключевыми проблемами в функционировании такой конструкции являются сложности при принятии решений об оптимальном распределении ресурсов, отчуждение граждан от процесса выработки и реализации государственной политики, искажение информации при превалировании иерархического политико-управленческого контроля.
Цель статьи состоит в научном осмыслении влияния основных проблем российской молодёжи на стабильность политической системы в условиях серьезных трансформационных сдвигов. В статье отмечается, что новые поколения, обладая мощной энергетикой, выступают ресурсом общественного развития, с одной стороны. С другой стороны, эти поколения, содержат в себе и дестабилизирующий потенциал. Наличие проблем, как позиционных (безработица, алкоголизация, наркомания), так и знаковых проблем (политические деструкции, конфликт по вопросам ценностей), представляют собой вызов государству и обществу. Игнорирование решения данных проблем создает угрозу социально-политической стабильности. Автор полагает, что большинство из имеющихся проблем можно решить в рамках государственной молодежной политики и государственных программ. Разумеется, с учётом общественно-политического и социокультурного контекстов. В этом случае потенциал новых генераций реализуется в интересах развития общества. В заключении автор формулирует вывод, что проблемы молодых граждан должны находиться в политической повестке дня государственных институтов, как одна из приоритетных задач. В результате автором сформулированы выводы о причинах оформления проблем новых генераций, представлено концептуальное понимание путей решения позиционных и знаковых проблем молодежи в условиях трансформационных сдвигов. Кроме того, обоснована закономерность влияния молодежных проблем на социально-политическую стабильность.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832