Введение. Необходимым условием профессионального становления клинического психолога в контексте будущей профессии является желание помогать другим людям. Изучение такого важного психологического феномена, как отношение к успеху другого, позволяет понять процесс формирования будущего специалиста. Цель исследования - выявление взаимосвязи между мотивацией к учебной деятельности у студентов-первокурсников, стремящихся к карьере клинических психологов, и их отношением к успеху других. Методология, методы и методики. В основу исследования положены деятельностный и системный подходы отечественной психологии. Для диагностики учебной мотивации студентов использовались соответствующая методика А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой и методика Т. В. Бесковой «Типы отношения к успеху и неудаче другого». Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью программы SPSS (критерий согласия распределения Колмогорова - Смирнова, множественный регрессионный, факторный и корреляционный анализ). Результаты. Показано, что различные мотивы учебной деятельности взаимосвязаны с психологическим феноменом «Отношение к успеху другого». Подтверждено, что высокий уровень показателя «Радость за сверстников» у студентов положительно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности, а показатель «Желание достичь того же» - с профессиональными мотивами учебной деятельности. Показатель «Зависть» как совокупность негативных эмоций по отношению к успехам других отрицательно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности и положительно - с профессиональными мотивами и мотивами избегания. Отношение к успеху однокурсников, которое характеризуется показателем «Злорадство», во многом положительно связано с мотивами избегания в учебной деятельности, а показатель «Содействие и помощь» - отрицательно. Факторный анализ показал, что выборка делится условно на две группы. Для 1-й группы важна творческая самореализация, а для 2-й группы важнее наличие комфортного социального положения. Научная новизна заключается в изучении феномена «отношение к успеху другого» у студентов во взаимосвязи с учебной мотивацией. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы в процессе обучения студентов - будущих клинических психологов.
Идентификаторы и классификаторы
Фасилитация и содействие как отношение учащихся к успеху сверстников негативно связаны с мотивами избегания в учебной деятельности. Это позволяет предположить, что предикторы эмоциональной и практической эмпатии, проявляющиеся в опыте других людей и желании внести свой вклад в их успех, коренятся в мотивации достижения успеха. В частности, сострадание к другому в случае его неудачи, особенно в форме активной поддержки, представляет собой высшую форму и заключительную фазу эмпатического акта, как отмечает Т. В. Бескова [18]. Эта способность присуща не тем студентам, которые боятся совершать ошибки и поэтому стремятся избежать неудач, а скорее тем, кто сосредоточен на достижении успеха.
Список литературы
1. Lortie-Lussier M., Rinfret N. Determinants of objective and subjective success of men and women. International Review of Administrative Sciences. 2005;71(4):607-624. EDN: XTEBUI
2. Swim J.K., Sanna J.L. He’s skilled, she’s lucky: a meta-analysis of observers’ attributions for women’s and men’s successes and failures. Personality and Social Psychology Bulletin. 1996;22(5):507-519. EDN: JPAPZF
3. Lockwood P., Marshall T., Sadler P. Promoting success or preventing failure: cultural differences in motivation by positive and negative role models. Personality and Social Psychology Bulletin. 2005;31(3):379-392. EDN: JPBGHL
4. Tafarodi R.W., Vu C. Two-dimensional self-esteem and reactions to success and failure. Personality and Social Psychology Bulletin. 1997;23(6):626-635. EDN: JPARIP
5. Кирюшина М.В. Гендерный аспект социального успеха в современном обществе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008;2:111-124. EDN: KNVBTF
6. Бескова Т.В. Взаимосвязь перфекционизма со способами реагирования на успех и неудачу другого. Современные проблемы науки и образования. 2012;2. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6046 (дата обращения: 16.08.2021).
7. Бескова Т.В. Влияние условий семейного воспитания на формирование завистливого отношения. В книге: Журавлев А.Л., Кольцова В.А. Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2. Москва: Институт психологии РАН; 2012:338-340.
8. Бескова Т.В. Зависть: психологическая картина и методы диагностики. Саратов: ИЦ “Наука”; 2011. 75 с. EDN: QYEOUV
9. Бескова Т.В. Структурная организация отношения зависти с позиции системного подхода. Социальная психология и общество. 2013;1:15-26. EDN: PXUFUL
10. Эксакусто Т.В., Кибальченко И.А., Дуганова Ю.К. Интеллектуально-личностные факторы самооценки обучения студентов: системный анализ. Системная психология и социология. 2022;3(43):85-99. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.08 EDN: OWSDXP
11. Якунин В.А. Педагогическая психология. Санкт-Петербург: Полиус; 1998, 630 с.
12. Казаков Ю.Н., Меркушева Ю.С. Развитие профессиональной мотивации студентов психологов. Акмеология. 2016;1:103-107. EDN: VTNLUP
13. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). В книге: Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ: ВСГУТУ; 2004:151-154.
14. Serdakova A.D., Shustikova N.B., Kishkin N.C., Asafaylo M.C., Kravtsov N.D. The study of personal factors of adolescents affecting their attitudes towards the success and failure of the other. International Journal of Evaluation and Research in Education. 2023;12(1):225-235. DOI: 10.11591/ijere.v12i1.23867 EDN: BTIFSC
15. Ма, К. Проблема мотивации студентов к обучению в педагогических вузах Китая и России / К. Ма, Л. Н. Пичугина // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 6. - С. 147-156. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_19 EDN: ZMZYPA
16. Минбулатова И.С., Исаева М.М. Особенности формирования познавательной мотивации студентов в условиях дистанционного обучения Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020;14(4):76-84. EDN: OREFZC
17. Бурков С.Н., Ефремов А.М. Мотивация студента как один из показателей учебного процесса в высшем учебном заведении. Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2022;4:100-104. EDN: HGOYHX
18. Бескова Т.В. Удовлетворенность жизнью и отношение к успеху и неудачам другого: гендерный и возрастной аспект. Теория и практика общественного развития. 2013;1:92-96. EDN: PNFIKX
19. Дубовская Е.М., Сердакова А.Д. Отношение к успеху сверстника и стратегии совладания у подростков. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020;1:77-91. DOI: 10.28995/2073-6398-20201-77-91 EDN: YENOKO
20. Sedden M.L., Clark K.R. Motivating students in the 21st century Radiologic Technology. 2016;87(6):609-616.
21. Theobald M. Self-regulated learning training programs enhance university students’ academic performance, self-regulated learning strategies, and motivation: a meta analysis. Contemporary Educational Psychology. 2021;66:101976. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2021.101976 EDN: WUJKRP
22. Donche V., Maeyer S. D., Coertjens L., Van Daal T., Van Petegem P. Differential use of learning strategies in first-year higher education: the impact of personality, academic motivation, and teaching strategies. The British Journal of Educational Psychology. 2013;83(2):238-251.
23. Orsini C., Binnie V.I., Wilson S.L. Determinants and outcomes of motivation in health professions education: a systematic review based on self-determination theory. Journal of Educational Evaluation for Health Professions. 2016;13(19). DOI: 10.3352/jeehp.2016.13.19
24. Косачева В.О. Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию. Мир науки, культуры, образования. 2022;5(96):235-238. EDN: RFJERV
25. Каитов А.П. Теоретические аспекты проблемы развития учебной мотивации у студентов высшей школы в зарубежных исследованиях. Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2023;28(1):24-38. doi:10.20-310/1810-0201-2023-28-1-24-38. EDN: EBUZFJ
26. Екатеринина М.В. Специфика формирования учебной мотивации студентов медицинских колледжей. Ярославский психологический вестник. 2022;1(52):94-102. EDN: CQAZPT
27. Кузнецова Е.В. Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по специальности “клиническая психология”. Вятский медицинский вестник. 2013;4:42-45. EDN: SSZKVH
28. Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов. Психология обучения. 2006;9:64-67.
29. Браун О.А., Аркузин М.Г., Аршинова Е.В., Билан М.А. Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения. Известия Иркутского государственного университета. Серия “Психология”. 2019;30:15-29. DOI: 10.26516/2304-1226.2019.30.15 EDN: WWXZBU
30. Чернов Д.Н., Шачнева К.И. Сравнительный анализ структуры ответственности у студентов разных специальностей, обучающихся в медицинском вузе. Лечебное дело. 2021;4:124-131. DOI: 10.24412/2071-5315-2021-12401 EDN: PCJQFI
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл; 2005. 431 с. EDN: QXIXLX
32. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер; 2008. 400 c.
33. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Флинта МПСИ; Прогресс; 2006. 352 c.
34. Ball S., Collet-Sabé J. Against school: an epistemological critique. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2021;43(6):985-999. DOI: 10.1080/01596306.2021.1947780 EDN: RSLYTY
35. Marín-Díaz D.L. The key is the individual: practices of the self, self-help and learning. Educational Philosophy and Theory. 2017;49(7):710-719. DOI: 10.1080/00131857.2016.1204737
36. Jungic V., Creelman В., Bigelow A., Côté E., Harris S., Joordens S., et al. Experiencing failure in the classroom and across the university. International Journal for Academic Development. 2020;25(1):31- 42. DOI: 10.1080/1360144X.2020.1712209 EDN: EUTEIA
37. Duncan C., Kim M., Baek S., Yoyo Wu K.Y., Sankey D. The limits of motivation theory in education and the dynamics of value-embedded learning (VEL). Educational Philosophy and Theory. 2021;54. DOI: 10.1080/00131857.2021.1897575
38. Corsi G. “Education has no end”: reconciling past and future through reforms in the education system. Educational Philosophy and Theory. 2020;52(6):688-697. DOI: 10.1080/00131857.2019.1707658 EDN: REWWDH
39. Colter R., Ulatowski J. The unexamined student is not worth teaching: preparation, the zone of proximal development, and the Socratic Model of Scaffolded Learning. Educational Philosophy and Theory. 2017;49(14):1367-1380. DOI: 10.1080/00131857.2017.1282340
40. Orlando O., Bernal E. Governmentality, democratic state, and education in human rights. Educational Philosophy and Theory. 2017;49(7):681-690. DOI: 10.1080/00131857.2016.1204734
41. Гайдученко Ю.С. Особенности мотивации к успеху у студентов первого курса. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014;5-1:150-151. EDN: SBZPDR
42. Мишагина О.М., Пшенинова И.В. Взаимосвязь учебной мотивации студентов и их личностных характеристик. Научный поиск: личность, образование, культура. 2023;2(48):40- 46. DOI: 10.54348/SciS.2023.2.8 EDN: XAWKEM
43. Собчик Л.Н. Теория и практика психологии индивидуальности. Психологический журнал. 2022;43(6):119-130. DOI: 10.31857/S020595920023651-2 EDN: JXQOVE
44. Мазилов В.А., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Личностные особенности студентов педагогического вуза и становление у них совладающего поведения. Вопросы психологии. 2021;67(3):76-84. EDN: TJZWUN
45. Хотинец В.Ю., Леонова Е.Н. Альтруистическая установка выпускников медицинского вуза как предиктор ориентации в трудных ситуациях оказания помощи. Психологический журнал. 2022;43(5):58-70. DOI: 10.31857/S020595920022784-8 EDN: ALTYXP
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Массовизация образования в сочетании с высокой скоростью трансформации рынка труда актуализируют вопрос профессионального самоопределения и выстраивания траекторий профессионального развития студентов. Цель исследования - проанализировать субъективные оценки студентов России и Республики Беларусь в отношении ключевых характеристик темпоральности их профессионального самоопределения. Методология, методы и методики. Профессиональное самоопределение студентов рассматривается как темпоральное, включающее временную перспективу от выбора вуза и специальности (связь с прошлым) до планирования дальнейшего своего профессионального пути после окончания вуза (связь с будущим). Статья построена на данных опроса 3000 студентов 3 курса России (Екатеринбург) и Республики Беларусь (Гродно). Выборка квотная по полу и профилю подготовки. Результаты. Доля удовлетворенных получаемой профессией высока (около 90 %), но профессиональное целеполагание осуществляет лишь около трети студентов. При случайном выборе профессии в прошлом, даже в настоящем воспринимая ее уже как удовлетворяющую, студенты продолжает мыслить ситуационно, не выстраивая долгосрочной профессиональной траектории на будущее и ограничивая планирование лишь действиями после окончания вуза. При этом почти половина студентов из России (47 %) и более двух третей из Республики Беларусь (71 %) готовы при необходимости переквалифицироваться и освоить новую профессию. При схожести структур трудовых ценностей и мотивов удовлетворенности профессией и пониманием ее содержания у российских и белорусских студентов восприятие будущего различно, что обусловлено разными механизмами выхода на рынок труда. Научная новизна состоит в разработке и реализации авторского исследовательского подхода к изучению ключевых аспектов темпоральности профессионального самоопределения студенчества. В анализе данных социологического опроса студентов двух стран показаны возникающие в молодежном сознании связи прошлого, настоящего и будущего в отношении их профессионального становления, определены воздействующие на этот процесс факторы. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы руководством университетов для формирования у студентов осознанного профессионального целеполагания как ключевого звена в процессе профессионального самоопределения.
Введение. Создание новых эффективных методов диагностики факторов социально опасного поведения среди подростков представляет собой актуальную тему современных психолого-педагогических исследований. Целью статьи является представление этапов разработки, первичной апробации и психометрической проверки диагностического инструментария, направленного на выявление социально-психологических факторов, являющихся маркерами социально опасного поведения в подростковом возрасте. Методология, методы и методики. В статье представлены результаты разработки и первичной апробации и показатели валидности опросника «Методика выявления факторов делинквентности в подростковом возрасте», построенного на основе интегративного подхода. Методика разработана по принципу семантического дифференциала, состоит из 30 пунктов, каждый из которых содержит утверждения, представленные в описанных факторах. Выборка: подростки в возрасте 11-17 лет (средний возраст - 13,7 лет) (n = 291). Для определения надежности использовался коэффициент альфа-Кронбаха. Для определения валидности опросника были выявлены связи шкал с параметрами теста-опросника Кеттелла для подростков (Методика 14 PF, 142 вопроса), опросника «Самодиагностика типового семейного со стояния» Р. В. Овчаровой, методикой исследования психологической безопасности образователь ной среды И. А. Баевой. Результаты и научная новизна. В результате психометрической проверки методики была показана высокая согласованность пунктов со шкалами методики, достаточный уровень надежности по однородности, удовлетворительные показатели конструктной валидности. Практическая значимость. Разработанный диагностический инструментарий, представленный в форме самоотчета, является экономичным и эффективным способом изучения факторов социально опасного поведения подростков. Методика может быть использована специалистами на этапе профилактической работы с подростками.
Введение. Одним из условий создания инклюзивной образовательной среды школы является управление этим процессом на основе баланса эффективности и справедливости. Целью исследования является анализ взаимосвязи между вовлеченностью сотрудников школ в процесс принятия решений и отношением к школьным инклюзивным политикам. Методология, методы и методики. Опрос проводился методами анкетирования и парных сравнений (метод Саати) по авторской методике. Экспертами выступили 104 сотрудника 34 школ Тюмени и Тюменской области, разделенные на две группы: эксперты, принимающие решения на уровне образовательной организации и эксперты, выполняющие решения. Метод парных сравненный позволил субъектам оценивания усилить рефлексивную позицию в отношении инклюзивных процессов. Результаты. Эксперты отмечают дефициты профессиональной готовности (47 %) и психологической готовности (33 %) педагогов в области инклюзивного образования. Установлены прямые корреляции между наличием образования в сфере инклюзии и уровнем вовлеченности в инклюзивный процесс в школе; уровнем профессиональной компетентности в сфере инклюзивного образования и психологической готовностью к его реализации. Эксперты отмечают наличие процессов латентного сопротивления инклюзивной политике, определяют разные приоритеты в обеспечении субъективного благополучия для здоровых учащихся и детей с ограниченными возможностями. В отношении субъективного благополучия педагогов высокий вес имеет психологическая и физическая безопасность и защищенность. Менее приоритетными являются включенность родителей и учеников в процесс принятия решений и обеспечение прозрачного и справедливого механизма распределения ресурсов. Престижность школы значимее, чем субъективное благополучие педагогов. Научная новизна. Разработан авторский инструментарий на основе метода парных сравнений для изучения позиции сотрудников школ в отношении приоритетов школьной инклюзивной политики. Практическая значимость. Результаты могут быть полезны администраторам школ для переосмысления управленческих решений в определении приоритетов развития в условиях инклюзивной трансформации.
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания нового формата экзамена, который позволил бы выполнять целый комплекс задач, соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Основу такого формата экзамена представляет адаптированная под образовательные задачи ролевая игра. Цель исследования - определить эффективность разработки формата экзамена на основе ролевой игры с позиций объективности и полноты оценки, вовлеченности и мотивированности студентов, уровня стрессогенности и возможности применения такого формата экзамена не только для оценивания сформированности компетенций, но и для активизации гибких навыков. Методология, методы и методики. В основу исследования положен деятельностный подход к обучению и оцениванию. Применялся метод системного анализа теоретических источников по обозначенным проблемам. Для разработки содержания экзамена в форме ролевой игры был использован метод игрового моделирования. Эмпирическая база исследования включает результаты онлайн-опроса, проведенного среди студентов, сдававших экзамен в игровом формате, и результаты контент-анализа полученных ответов на открытые вопросы. Результаты. Разработаны методология содержания экзамена в игровом формате, сценарный ход его проведения, критерии оценивания проверяемых компетенций. Выявлен потенциал игрового формата экзамена для развития дополнительных, надпрофессиональных навыков (soft skills), востребованных сегодня на рынке труда. Научная новизна работы заключается в подробном описании авторского педагогического дизайна экзамена в игровом формате и результатов его апробации, доказывающих его валидность и эффективность его применения для аттестации по гуманитарным дисциплинам, направленным на развитие коммуникативных компетенций. Практическая значимость. Полученные результаты вносят вклад в развитие процесса геймификации образовательного процесса в высшей школе в части применения игровых методик как инструмента оценивания.
Введение. Современные мировые процессы глобализации предъявляют особые требования к технологическому развитию государств, которое базируется на естественно-научном и инженерном образовании. Цель статьи - анализ существующих программ и методик обучения естественным наукам в Казахстане и выработка рекомендаций по внесению изменений в содержание программ естественно-научного обучения для общеобразовательных школ. Методология, методы и методики. На основании системного, проблемного и проектного подходов проведено мониторинговое исследование оценки учителями содержания школьного образования по учебным предметам естественно-научного направления, в том числе анализ международного опыта внедрения STEM-образования в процессы обучения естественным наукам и эффективности влияния обновленной Типовой учебной программы обучения на состояние преподавания блока естественно-научных дисциплин в общеобразовательных школах Республики Казахстан. Результаты. Установлено, что в процессах обучения необходимо усилить внимание к формированию и развитию навыков научного мышления и междисциплинарную интеграцию. Подтверждено, что практико-ориентированное обучение помогает понять, как развиваются научные знания, сформировать понимание сквозных концепций и дисциплинарных идей науки и техники. Практическая значимость. Разработан ряд рекомендаций по внесению изменений в содержание программ по учебным предметам естественно-научного цикла в Республике Казахстан.
Активное развитие творческих (креативных) индустрий формирует запрос на совершенствование системы образования. Цель статьи - сформировать интегративное представление о креативности, что позволит, в свою очередь, успешно проектировать условия и технологии ее развития в образовательном процессе. Методология, методы и методики. Представленный в статье теоретико-методологический анализ заявленной темы основан на синергетическом, деятельностном, ценностно-регулятивном методологических подходах. Результаты. В соответствии с гипотезой исследования были выявлены «мифы» или односторонние представления о креативности, которые являются наиболее частым препятствием для включения практик по развитию креативности в образование. Проведенный анализ позволил сформировать интегративную модель креативности как единства дивергентного и конвергентного мышления; спонтанности и технологичности; расфокусированности (блуждающая креативность) и фокусировки в творческом поиске на ценностях, смыслах и приоритетах. Научная новизна заключается в том, что в отличие от структурно-интегративных моделей предлагается рассматривать креативность как сложный нелинейный процесс, флуктуирующий в каждой конкретной творческой ситуации между хаосом и порядком, спонтанностью и технологичностью, расфокусированностью и ценностно целевой фокусировкой. Интегративный характер креативности определяется природой сложных самоорганизующихся систем. Практическая значимость. Предлагаемый интегративный подход позволяет определить ориентиры совершенствования образования и, главным образом, подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, так как не просто описываются факторы креативности, но задаются параметры проектирования образовательных технологий.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/