Воспитание характера развивающейся личности в ходе целостного образовательного процесса фокусируется на развитии этических ценностей, таких как честность, ответственность, эмпатия и самодисциплина, которые помогают людям жить в гармонии с социальными нормами. Содействие формированию целостной личности в процессе обучения предполагает комплексный подход, способствующий объединению когнитивного, эмоционального, социального и духовного развития учащихся в интересах обеспечения баланса академических способностей и развития характера. Цель. В исследовании анализируются мировые тенденции влияния целостных моделей образования на становление характера развивающейся личности. Методология, методы и методики. Методологической основой исследования стал систематический подход к обзору результатов теоретических и эмпирических исследований в авторитетных международных журналах, индексируемых Scopus, в период с 2016 по 2024 год по обозначенной проблематике. Анализ данных проводился с использованием библиометрического приложения Biblioshiny (RStudio) и программного пакета для качественного анализа данных NVivo. Результаты исследования показывают, что целостное образование положительно влияет на формирование нравственного поведения и улучшает результаты обучения учащихся. Отмечается, что интеграция элементов воспитательного характера в формальные учебные программы и методы обучения, которые отдают приоритет контекстному опыту и саморефлексии, усиливает способность учащихся критически мыслить, сотрудничать и решать проблемы. Научная новизна. Согласно исследованию, включение моделей целостного обучения и воспитания нравственных черт характера в одну концептуальную структуру свидетельствует о том, что моральное и академическое развитие личности могут усиливать друг друга. Практическая значимость заключается в выработке рекомендаций для разработки целостных учебных программ и стратегий, которые способствуют достижению высоких академических результатов и развитию нравственных черт характера у учащихся как ответственных граждан своей страны.
Идентификаторы и классификаторы
На формирование характера также влияют занятия вне класса, а цифровая модель обучения может укрепить национальный характер в гражданском образовании. Исследования показывают, что на глобальном уровне педагоги больше ценят воспитание характера, чем результаты экзаменов, хотя системы образования, основанные на экзаменах, могут препятствовать применению целостных подходов. Воспитание характера, направленное на устойчивое развитие в начальных школах, также важно, в то время как другие целостные модели обучения прививают высокие моральные ценности. Это исследование подчеркивает важность интеграции воспитания характера и обучения, основанного на ценностях, в учебную программу и сотрудничества между различными областями, такими как экологическое образование, для поддержки общего развития характера учащихся.
Список литературы
1. Assi A.A. Character building in the novel (The Hedgehogs on a Hot Day). Thi Qar Arts Journal. 2024;3. DOI: 10.32792/tqartj.v3i45.560
2. Arifin I. Character building of students in the boarding school system. International Journal of Scientific Research and Management (IJSRM). 2024;12:3436-3443. DOI: 10.18535/ijsrm/v12i06.el01
3. Setyowati R.I., Hayeemaming M., Shofwan A.M. Character building strategy in early childhood. Bocil Journal: Journal of Childhood Education Development and Parenting. 2023;1:129-133. DOI: 10.28926/bocil.v1i3.1166 EDN: MWUTHS
4. Kurniati L., Qori’ah A.V., Wulandari I.A. Implication of character-building values based on Pancasila learners profile in teaching of the novel “Selembar Itu Berarti” by Suryaman Amipriono in class viii of junior high school. KnE Social Sciences. 2023;8:120-133. DOI: 10.18502/kss.v8i8.13291 EDN: XBMGAJ
5. Rangkuti S.S., Zulhimma Z., Zulhammi Z. Character building in cultural perspective and implementation. AL-ISHLAH: Jurnal Pendidikan. 2022;14:4557-4566. DOI: 10.35445/alishlah.v14i3.2049 EDN: GHZIHP
6. Pimpalkar N.T. Character building in ECCD. International Journal for Research in Applied Science and Engineering Technology. 2023;11:806-811. DOI: 10.22214/ijraset.2023.51553 EDN: DWSSNW
7. Linder S., Jörg R., Ziemainz H. “Character is the most important thing in soccer” - a pilot study on the development and effectiveness of a character building program in high-performance youth soccer. Progress in Physical Education. 2022;12:217-235. DOI: 10.4236/ape.2022.123017
8. Pitaloka H.A. Integrating character building in learning of literature using Kentrung’s creation in the digital era. KnE Social Sciences. 2019;3:419-425. DOI: 10.18502/kss.v3i10.3925
9. Allison S.Z. Socialization and character education in the Muslim world: exploring the role, impact, and necessity of indoctrination. IJoReSH: Indonesian Journal of Religion, Spirituality, and Humanity. 2024;3:76-100. DOI: 10.18326/ijoresh.v3i1.76-100 EDN: PNAXSG
10. Laiuluy E. The role of character education in creating a good generation of the nation. History: Journal of History and Social Sciences. 2023;2:122-128. DOI: 10.58355/historical.v2i3.59 EDN: EPGGVE
11. Miratunnisah M. Study of literature: the role of traditional games as a learning media to instill character education in elementary school students. MANDALIKA: Journal of Social Sciences. 2024;2:13-20. DOI: 10.56566/mandalika.v2i1.174
12. Newman H. Character: character writing, drama, and the shape of literary history. Journal of Modern Cultural Studies Early. 2021;21:142-177.
13. Manurung A.S., Halim A., Rosyid A. The role of problem-based learning in improving student character education. Jurnal Basicedu. 2023;7:169-170. DOI: 10.31004/basicedu.v7i1.4279 EDN: ULMOFJ
14. Ritonga A.W. Role of teachers and parents in realizing character education in the digital era. Indonesian Values and Character Education Journal. 2022;5:9-18. DOI: 10.23887/ivcej.v5i1.39729 EDN: FBKIIK
15. Karuniawati, Nadeak B. The effect of character education and the role of teachers on the competency of students in accounting and finance program SMKN 1 Toraja Utara. International Research Journal-Granthaalayah. 2021;9:241-247. DOI: 10.29121/granthaalayah.v9.i2.2021.3525
16. Marsini. The role of social sciences in character education based on Pancasila student profiles. Morfai Journal. 2023;2(4):915-926. DOI: 10.54443/morfai.v2i4.874
17. Sahabuddin E.S., Haling A., Pertiwi N. The development of character strengthening implementation guidelines for students: case research: students of the Faculty of Education, the State University of Makassar. Klasikal: Journal of Education, Language Teaching and Science. 2022;4(1):56-67. DOI: 10.52208/klasikal.v4i1.124 EDN: SVPXXK
18. Alazmi M.S., Alazmi A.A. The role of administration and faculty in developing character education with in public and private universities in Kuwait. International Journal of Educational Management. 2020;34:664-76. DOI: 10.1108/IJEM-07-2019-0231
19. Bishara H. The main character - the woman in Nawal al-Sa’dawi’s imagination: a well-deserved interactive emotional movement. Global Academic Journal Linguistics and Literature. 2022;4:28-48. DOI: 10.36348/gajll.2022.v04i03.001
20. Isakhova A.S., Duiskenova R.Z.H., Dyusembinova Zh.S., Mishchenko V.V. Foreign practice of global trends in higher education services. Bulletin of “Turan” University. 2024;(2):482-495. (In Kazakh). DOI: 10.46914/1562-2959-2024-1-2-482-495
21. Yilmaz A.P. Trends of global education studies in social studies education: 2000-2023. Journal of Innovative Research in Teacher Education. 2023;4(1):77-91. DOI: 10.29329/jirte.2023.531.5
22. Sahlberg P. Trends in global education reform since the 1990s: looking for the right way. International Journal of Educational Development. 2023;98:102748. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2023.102748 EDN: RCQCQY
23. Hmelo-Silver C.E. Problem-based learning: what and how do students learn? Educational Psychology Review. 2004;16(3):235-266. :EDPR.0000034022.16470.f3. DOI: 10.1023/B EDN: QGLJTP
24. OECD. English Fact Sheet OECD PISA 2022 Results. OECD 2022. Accessed May 11, 2024. https://www.oecd.org/publication/pisa-2022-results/country-notes/indonesia-c2e1ae0e.
25. Shahzad A. What is globalization - historical background. Jadavpur Journal of International Relations. 2006;10(1):204-212. DOI: 10.1177/0973598406110013
26. Varsava J. Globalization. In: O’Donnell P., Burn S.J., Larkin L., eds. Encyclopedia of Contemporary American Fiction 1980-2020. John Wiley & Sons, Ltd; 2022:1-11. DOI: 10.1002/9781119431732.ecaf0242
27. Taber K.S. The use of Cronbach’s alpha when developing and reporting research instruments in science education. Research in Science Education. 2018;48(1):1273-1296. DOI: 10.1007/s11165-0169602-2 EDN: CYWZNO
28. Pradana D.A., Mahfud M., Hermawan C., Susanti H.D. Nasionalism: character education orientation in learning development. Budapest International Research and Critics Institute (BIRCI-Journal): Humanities and Social Sciences. 2021;3:4026-4034. DOI: 10.33258/birci.v3i4.1501 EDN: FUDFYC
29. Bao W. COVID-19 and online teaching in higher education: a case study of Peking University. Human Behaving Emerging Technology. 2020;2:113-115. DOI: 10.1002/hbe2.191
30. Cooper G. Examining science education in ChatGPT: an exploratory study of generative artificial intelligence. Journal Science Education and Technology. 2023;32:444-452. DOI: 10.1007/s10956-02310039-y EDN: UCKIXP
31. Chan C.K.Y., Hu W. Students’ voices on generative AI: perceptions, benefits, and challenges in higher education. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023;20:43. DOI: 10.1186/s41239-023-00411-8 EDN: CZABJZ
32. Goodwin G.P., Piazza J., Rozin P. Moral character predominates in person perception and evaluation. Journal of Personality and Social Psychology. 2014;106(1):148-168. DOI: 10.1037/a0034726
33. Goodwin G.P. Moral character in personal perception. Current Directions in Psychological Science. 2015;24(1):38-44. DOI: 10.1177/0963721414550709
34. Herrmann H., Bucksch H., eds. Character displacement. In: Dictionary Geotechnical Engineering /Wörterbuch GeoTechnik: English-German/Englisch-Deutsch. Berlin, Heidelberg: Springer; 2014:217. DOI: 10.1007/978-3-642-41714-6_31590
35. Ling H.Y., Zinno F., Cheng G., Van De Panne M. Character controllers using motion VAEs. ACM Transactions on Graphics (TOG). 2020;39(4). DOI: 10.1145/3386569.3392422
36. Mukunda N. The character of physical law. Current Science. 2018;114:1554-1555. DOI: 10.18520/cs/v114/i07/1554-1555
37. Schutte N.S., Malouff J.M. The impact of signature character strengths interventions: a meta-analysis. Journal of Happiness Studies. 2019;20:1179-1196. DOI: 10.1007/s10902-018-9990-2 EDN: TWLSQD
38. Nainggolan M.M., Naibaho L. The integration of Kohlberg moral development theory with education character. Technium Social Sciences Journal. 2022;31:203-212. DOI: 10.47577/tssj.v31i1.6417 EDN: CSYSJK
39. Setoh P., Cheng M. Character Education, Character Values and Moral Behavior. 2019. DOI: 10.21979/N9/LCIESP
40. Sarkadi, Casmana A.R., Hisyam C.J., Wardatussa’idah I. Integrating character education into the RECE learning model through Pancasila and citizenship education subjects. Frontiers in Education. 2022;7: 841037. DOI: 10.3389/feduc.2022.841037
41. Maisyaroh M., Untari S., Chusniyah T., Adha M.A., Prestiadi D., Ariyanti N.S. Strengthening character education planning based on Pancasila values in the international class program. International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE). 2023;12:149-156. DOI: 10.11591/ijere.v12i1.24161
42. Baehr J. The varieties of character and some implications for character education. Journal of Youth and Adolescence. 2017;46(6). DOI: 10.1007/s10964-017-0654-z EDN: SHMZAX
43. Shorten C., Khoshgoftaar T.M. A survey on image data augmentation for deep learning. Journal of Big Data. 2019;6. DOI: 10.1186/s40537-019-0197-0
44. Abadi M., Chu A., Goodfellow I., McMahan H.B., Mironov I., Talwar K., et al. Deep learning with differential privacy. In: Proceedings of the 2016 ACM SIGSAC Conference on Computer and Communications Security. New York, NY, USA: Computing Machinery Association; 2016:308-318. DOI: 10.1145/2976749.2978318
45. Mnih V., Kavukcuoglu K., Silver D., Rusu A.A., Veness J., Bellemare M.G., et al. Human-level control through deep reinforcement learning. Nature. 2015;518(7540):529-533. DOI: 10.1038/nature14236
46. Dhawan S. Online learning: a panacea in the COVID-19 crisis. Journal of Educational Technology Systems. 2020;49:5-22. DOI: 10.1177/0047239520934018 EDN: TFBIUI
47. Sohil F., Sohali M.U., Shabbir J. An introduction to statistical learning with applications in R: by Gareth James, Daniela Witten, Trevor Hastie, and Robert Tibshirani, New York, Springer Science and Business Media, 2013. Statistical Theory and Related Fields. 2022;6:87-87. DOI: 10.1080/2475469.2021.1980261 EDN: TQODJH
48. Jordan M.I., Mitchell T.M. Machine learning: trends, perspectives, and prospects. Science. 2015;349:255-260. DOI: 10.1126/science.aaa8415
49. Koul S., Nayar B. Holistic learning education ecosystem: a classroom 4.0 perspective. Higher Education Quarter. 2021;75:98-112. DOI: 10.1111/hequ.12271
50. Liu J., Wu G., Luan J., Jiang Z., Liu R., Fan X. HoLoCo: holistic and local contrastive learning network for multi-exposure image fusion. Information Fusion. 2023;95:237-49. DOI: 10.1016/j.inffus.2023.02.027 EDN: LTPSZN
51. von Davier A.A., Deonovic B., Yudelson M., Polyak S.T., Woo A. Computational psychometric approach for holistic learning and assessment systems. Future Education. 2019;4. DOI: 10.3389/feduc.2019.00069
52. Yousef R., Gupta G., Yousef N., Khari M. A holistic review of deep learning approaches in medical imaging. Multimedia Systems. 2022;28:881-914. DOI: 10.1007/s00530-021-00884-5 EDN: BAZPLZ
53. Chronéer D., Backlund F. A holistic view of learning in project-based organizations. Project Management Journal. 2015;46:61-74. DOI: 10.1002/pmj.21503
54. Khenner E.K. Computational thinking in the context of higher education: an analytical review. Journal of Education and Science. 2024;26:35-59. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-2-35-59 EDN: QDKPPQ
55. Novopashina L.A., Grigorieva E.G., Ilyina N.F., Bidus I.А. Readiness of future teachers to work at school: review of theoretical and empirical research. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2024;26(2):60-96. (In Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2024-2-60-96
56. Mondragón E.M.B., Castro G.A.Q., Castro M.d.P.Q., Arellano M.d.P.C. Bibliometric analysis of climate change research: education in water use. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2024;26(3):176-193. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-3-176-193
57. Velazco D.J.M., Barreiro L.M.A., Chica T.K.M., Medranda E.M.A., Chavez S.A.R. Resilience in vulnerable university groups: an analysis of social work intervention strategies from the perspective of social inclusion. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2024;26(1):82-102. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-1-82-102
58. Sabaoui I., Lotfi S., Talbi M. Association of circadian rhythms with academic, physical, and cognitive performance: a systematic review. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2024;26(1):133-170. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-1-133-170
59. Taufik M. Strategic role of Islamic religious education in strengthening character education in the era of industrial revolution 4.0. Jurnal Ilmiah Islam Futura. 2020;20:86-104. DOI: 10.22373/jiif.v20i1.5797 EDN: VLPXOY
60. Wan Hassan W.Z., Alias J., Muslim N., Mat N. The inculcation of civilization values as the medium towards the holistic development in malaysia in the era of industrial revolution 4.0. Universal Journal of Educational Research. 2020;8:785-793. DOI: 10.13189/ujer.2020.080308 EDN: ZQIRYH
61. Muhammad A., Malik M.A., Malik H.A.M. Inculcating ethical and moral values amongst the e-learners: proposing a model for e-learning platforms. European Journal of Educational Research. 2023;12:455-465. DOI: 10.12973/eu-jer.12.1.455 EDN: VLXFKF
62. Fendi H., Agustina., Thahar H.E. Development of digital comics-based learning materials incorporating local wisdom and character values in indonesian language education for junior high school students. Evolutionary Studies in Imaginative Culture. 2024;8:542-549. DOI: 10.70082/esiculture.vi.754
63. Azad M.A., Singha H.S., Nahid M.M.H. Zilla-64: a bangla handwritten word dataset of 64 districts’ name of bangladesh and recognition using holistic approach. 2021 International Conference on Contemporary Science and Technology, ICSCT 2021. DOI: 10.1109/ICSCT53883.2021.9642594
64. Hananingsih W., Isnaini L.M.Y., Irmansyah J. The role of traditional sports in establishing student character through physical education, sports, and health learning. International Journal of Human Movement and Sports Science. 2024;12:538-545. DOI: 10.13189/saj.2024.120310
65. Sabil H., Ryan J. Science teacher book: science teacher’s book: analyzing elementary school students’ character values. Jurnal Ilmiah Ilmu Terapan Universitas Jambi. 2024;8:180-187. DOI: 10.22437/jiituj.v8i1.32766
66. Chan C.K.Y., Tsi L.H.Y., Yeung N.C.J. An adapted 3P (precursor-process-product) framework for the development of holistic competencies - “Approach to develop” in out of classroom learning. Study in Educational Evaluation. 2022;75. DOI: 10.1016/j.stueduc.2022.101205
67. Dahliyana A., Budimansyah D., Nurdin E.S., Suryadi A., Cahyati S. Project citizen digital: civic education strengthen the national defense character? Kasetsart Journal of Social Sciences. 2024;45:159- 66. DOI: 10.34044/j.kjss.2024.45.1.17 EDN: LFHXZO
68. Kropfreiter E., Bernhard R., McDermott T. Austrian secondary school teachers’ views on character education: quantitative insights from a mixed methods study. Journal of Moral Education. 2024. DOI: 10.1080/03057240.2024.2373167
69. Satianingsih R., Rosmiati, Satriawan M., Rakhman F. Perception of pre-service elementary school teachers towards education for sustainable development through character education. In: E3S Web Conference. 2024;513:04010. DOI: 10.1051/e3sconf/202451304010
70. Syamsul A., Miftachul H., Nur Hayati M. Developing Akhlak Karimah values through integrative learning model in Madrasah. Jurnal Pendidikan Islam. 2023;9:41-54. DOI: 10.15575/jpi.v0i0.24443 EDN: EKRGXD
71. Jordan K.E. The intersection of environmental and sustainability education, and character education: an instrumental case study. British Journal of Education Research. 2023;49:288-313. DOI: 10.1002/berj.3843
72. Syarif M.S., Ghani A.R.A. The model of implementing character-based holistic education in learning. International Journal of Economic Research. 2017;14(12):381-390.
73. Trisiana A., Supeni S. Moral value system in Pancasila-based national development: facing the new normal. Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues. 2021;24(6):1-12.
74. Liang J. A revisit of ‘moral and character education’ subject in junior-high school in China. China Journal of Social Work. 2016;9:103-111. DOI: 10.1080/17525098.2016.1231254
75. Taja N., Nurdin E.S., Kosasih A., Suresman E., Supriyadi T. Character education in the pandemic era: a religious ethical learning model through islamic education. International Journal of Educational Learning, Teaching and Research. 2021;20(11):132-153. DOI: 10.26803/ijlter.20.11.8
76. Rosana D., Setyawarno D., Setyaningsih W. Development model of students’ innert-depend strategies to face disruption era through best practice film of Android based learning of Pancasila character value. Journal of Physics: Conference Series. 2019;1233(1):012098. DOI: 10.1088/17426596/1233/1/012098
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В условиях современного рынка труда от соискателей требуются не только узкопрофессиональные знания, связанные с конкретной предметной областью, но и мягкие навыки, такие как навыки работы в команде, способность отстаивать свою точку зрения, решать задачи и принимать решения. При этом наблюдается разрыв между требованиями работодателей и фактическим уровнем развития мягких навыков выпускников. Это объясняется тем, что учебные программы высших учебных заведений мало адаптированы к задаче развития мягких навыков. Целью исследования является оценка развитости мягких навыков у студентов бакалавриата на примере экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (направление «Менеджмент») по результатам двух лет обучения. Методология, методы и методики. Для определения уровня развития компетенций использовались оценки асессоров. С их помощью оценивался уровень развития таких компетенций как лидерство, работа в команде, аналитика, убеждение и влияние, межличностное взаимодействие, принятие решений. Список исследуемых компетенций был сформирован в рамках стратегической сессии, в которой приняли участие представители работодателей, являющихся партнерами факультета. Результаты и научная новизна. Проведенное исследование показало, что уровень мягких навыков, связанных с лидерством, аналитикой и принятием решений, существенно снизился в период пандемии. Единственная компетенция, уровень которой значимо вырос по результатам двух лет обучения - межличностное взаимодействие. Студенты, имеющие высокий уровень развития компетенций при поступлении, демонстрируют высокие значения компетенций и на третьем курсе. Не было найдено различий в уровне развития компетенций между юношами и девушками. Практическая значимость. В работе приведены подходы, которые могут быть использованы для развития мягких навыков студентов в процессе обучения.
Введение. В статье раскрывается один из компонентов персонификации - самоактуализация как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, способностей, своего потенциала, как ощущение собственной ценности (самоценность), как процесс самопознания и самопринятия. Цель заключается в определении компонентов самоактуализации и выявлении степени детерминированности зависимых переменных самоактуализации: самоценности, самопринятия, самообвинения, внутренней честности, от независимых переменных компонентов персонификации: самоотношения, мотивации, активности и самоорганизации. Методология, методы и методики. Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция персонификации А. Б. Орлова, теории самоактуализации К. Гольдштейна, А. Маслоу, К. Роджерса. Основными методологическими подходами, примененными в исследовании, являются акмеологический подход (Б. Г. Ананьев) и ресурсный подход (Д. А. Леонтьев). Методами исследования являются: теоретико-методологический анализ научной литературы; эмпирические методы: для сбора данных - метод опроса, для обработки - методы математической статистики. Результаты. Определена содержательная структура самоактуализации, построена прогнозная модель, представляющая психологические факторы, от которых зависит самоактуализация студентов. Представлены аналитические данные эмпирического исследования компонентов самоактуализации, выявлено влияние определенных компонентов персонификации на зависимую переменную - самоактуализацию студентов. Научная новизна заключается в определении структуры самоактуализации, установлении сложного, разнонаправленного и зачастую нелинейного влияния компонентов персонификации на самоактуализацию студентов. Практическая значимость. Аналитические данные, полученные эмпирическим путем, могут стать основой для организации образовательного процесса с целью наиболее полного выявления и развития личностного потенциала студентов. Студенты находятся на этапе личностной и профессиональной самореализации, поэтому представление реальной картины будет способствовать мобилизации ресурсов для их развития и совершенствования.
Введение. В статье рассматривается самостоятельность как проявление субъектности в деятельности. Показано, что важнейшей характеристикой субъектности является способность к саморегуляции, проявляющаяся и развивающаяся в условиях, когда ученик в учебной деятельности имеет возможность выбора на каждом из этапов саморегуляции. Целью данного исследования является обоснование рекомендаций, позволяющих учителю развивать самостоятельность ученика. Методология, методы и методики. В основу исследования положены личностно-ориентированный и системный подходы. Методология выстраивалась в соответствии с теорией осознанной саморегуляции, последовательно развиваемой в работах О. А. Конопкина. Эмпирическая основа получена в результате онлайн-анкетирования учителей и учеников, собеседований с учителями. Результаты. Установлено, что самостоятельность ученика будет развиваться, если ему от постановки цели и до коррекции результатов, выяснения и формирования его собственной точки зрения на явления окружающего мира и на самого себя будет предоставлена возможность выбора, а образовательное пространство обучающегося будет содержать альтернативы из дихотомических направлений развития. Завершающим этапом учебно-познавательной деятельности должен стать этап коррекции субъектом собственной системы саморегулирования. Научная новизна. Разработаны и обоснованы рекомендации к организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, необходимые для развития его самостоятельности. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы педагогами-теоретиками для дальнейшего развития теории субъектности, а также учителями-практиками для рефлексии своей педагогической деятельности в аспекте повышения самостоятельности своих учеников.
Введение. В цифровую эпоху критически важным становится использование инновационных стратегий и подходов, основанных на технологиях, способствующих улучшению концептуальных результатов обучения математике. Использование мобильных технологий, MoSIM позволяет студентам участвовать в исследовательских мероприятиях в любое время и в любом месте, преодолевая ограничения традиционного классного обучения. Цель настоящего исследования разработка и оценка мобильных средств «бесшовного» обучения исследовательской деятельности (MoSIM). Методология, методы и методики. Исследование было проведено с использованием модели педагогического дизайна ADDIE. Анализ данных включал парный t-тест и расчет прироста (N-gain) для оценки улучшения концептуальных результатов обучения. Результаты и научная новизна. Результаты показывают, что MoSIM значительно улучшает концептуальное понимание студентов, что подтверждается статистически значимой разницей результатов (Sig. < 0.001) и процентом прироста (N-gain) 72,42 %. Это исследование представляет инновационное образовательное решение, объединяющее IBL и «бесшовное обучение» в мобильном формате, адаптированном к характеристикам поколения Z, которое обладает высокой цифровой грамотностью. Практическая значимость. MoSIM обеспечивает практичное и гибкое решение для преподавания абстрактных математических концепций за пределами ограничений классного времени. Его успешное применение служит моделью для интеграции мобильных технологий в другие учебные контексты.
Введение. Изучение гуманитарных наук часто рассматривается как основное средство развития таких навыков критического мышления, как анализ, синтез и интерпретация информации. Однако современные работодатели желают видеть у выпускников вузов кроме этих навыков еще и навыки аргументации, выдвижения новых идей, принятия решений, решения проблем. Встал вопрос о том, достаточно ли в современном высокотехнологичном мире методов и средств гуманитарного образования для формирования конкурентоспособных навыков критического мышления. Цель. Исследование отличий в навыках критического мышления у студентов гуманитарных и естественно-математических направлений подготовки. Методология, методы и методики. Изучение восприятия понятия «критическое мышление» студентами разных направлений подготовки проводилось с помощью опроса и мини-эссе. Оценивание уровня развития навыков критического мышления осуществлялось с помощью специально разработанного теста. В исследовании участвовали 1543 студента двух университетов. Результаты. Обоснована трехуровневая таксономия актуальных навыков критического мышления. Показано, что преподаватели и студенты гуманитарной сферы связывают критическое мышление преимущественно с навыками работы в информационном пространстве и аргументации - навыками первого и второго уровней. Именно эти навыки у студентов-гуманитариев сформированы на хорошем уровне и лучше, чем у студентов-естественников. Студенты естественно-математических направлений подготовки существенно чаще относят к критическому мышлению навыки гипотетирования, формулирования суждений, принятия решений и решения проблем - навыки верхнего уровня. Эти навыки связаны с естественнонаучным методом и лучше развиваются на естественнонаучном контексте. Характеристики навыков, сформированные на различных контекстах, имеют отличия. Практическая значимость. Для развития всей палитры актуальных навыков критического мышления необходимо наличие и гуманитарных, и естественно-математических дисциплин. Однако непрофильные дисциплины должны быть трансформированы: при преподавании гуманитарных дисциплин на естественно-математических направлениях подготовки следует сосредоточиться на развитии групп навыков работы с информацией и аргументации, а при преподавании естественно-математических дисциплин на гуманитарных направлениях подготовки - на развитии группы навыков решения проблем.
Введение. Повышение качества обучения физике и школьников, и педагогов может быть достигнуто на основе обновленного содержания физического образования и способов его получения, включающих формирование физической картины мира в процессе экспериментальной деятельности с использованием современного высокотехнологичного оборудования. Цель исследования - разработка авторской системы подготовки к профессиональной деятельности студентов-физиков на основе их активного погружения в высокотехнологичную образовательную среду, обеспечивающую новый уровень качества высшего педагогического образования в области физики. Методология, методы и методики. Методологическими основами исследования являлись синергетический, системный, компетентностный, деятельностный, задачно-модульный подходы. В процессе проведения исследования использовались теоретические (анализ литературы, построение гипотез, моделирование, обобщение и интерпретация результатов и пр.) и экспериментальные (констатирующий и поисковый педагогический эксперимент) методы, для оценки экспериментальной деятельности использовался метод наблюдений, осуществляемый по видеозаписям занятий, проводимых со студентами в аудитории. Результаты. Разработан авторский вариант системы подготовки к профессиональной деятельности студентов-физиков, который включает 5 исследовательских модулей, реализуемых во время аудиторных занятий с использованием высокотехнологичных экспериментальных задач (ВТЭЗ); переходный модуль, в котором сочетается аудиторная работа с решением ВТЭЗ, обобщающие теоретические модули с учебными материалами и системой оценки результатов обучения, авторскую модель диагностики образовательных результатов изучения модулей и модель сбора данных по «задачным» действиям. Апробация предложенной авторской методической системы подтвердила ее эффективность. Важной характеристикой предложенных учебных модулей является их относительная автономность, то есть возможность осваивать в разной последовательности. Научная новизна. Разработана авторская методическая система обучения физике студентов в условиях активного использования высокотехнологичной образовательной среды, что позволяет повысить мотивацию освоения студентами педагогического вуза закономерностей физических процессов и явлений. Практическая значимость. Задачно-модульный подход может быть применен в ходе подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности при переходе на базовое педагогическое образование в ходе разработки методических систем обучения для различных дисциплин.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/