Введение. Проведенное исследование нацелено на выявление потенциала диалога культур как методологии и технологии, эффективной в профессиональном образовании будущих дизайнеров. Теоретический анализ. Научная новизна заключается в уточнении сущностных характеристик понятия «качество подготовки будущих дизайнеров», которое может быть рассмотрено как совокупность личностных и профессиональных характеристик дизайнера, обеспечивающих его готовность к продуцированию новых идей, к созданию востребованного оригинального продукта. Также новым является обоснование влияния диалога культур на совокупность характеристик, определяющих качество подготовки дизайнеров. Эмпирический анализ. Проведенный в двух вузах (Китай, Россия) педагогический эксперимент позволил получить эмпирические данные, подтверждающие, что для профессиональной подготовки дизайнера эффективно изучение отдельных дисциплин, содержательно и ценностно обогащенное знакомством с культурными феноменами другой страны, а также рефлексией собственных ощущений студентов, дискуссией, связанной с осмыслением потенциала той или иной культурной традиции в современном дизайне, с выявлением общего и отличий как в культуре, так и дизайнерском опыте разных стран и т. п.
Заключение. Доказано, что диалог культур способствует повышению качества профессиональной подготовки будущего специалиста в области художественного дизайна.
Идентификаторы и классификаторы
Профессиональная подготовка дизайнеров – процесс, направленный на формирование специалиста, готового в соответствии с профессиональным стандартом к деятельности, основная цель которой – «разработка объектов и систем визуальной информации, идентификации и коммуникации в соответствии с поставленными задачами и потребностями целевой аудитории» [1, с. 2].
Список литературы
1. Профессиональный стандарт “Графический дизайнер”. Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”.
2. Бахтин М. М. Проблемы текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. С. 281-307.
3. Библер В. С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42. EDN: BXVMNC
4. Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы: сб. ст. / под общ. ред. и с предисл. В. С. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993. 414 с.
5. Апанасенко О. М., Косолапова Л. А. Диалог культур как смыслообразующий компонент поликультурного образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3 (263). С. 15-21. EDN: YDLTEW
6. Хуторской А. В. Школа диалога культур // Вестник Института образования человека. 2014. № 1. URL: https://eidos-institute.ru/journal/2014/100/EidosVestnik2014-120-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 03.05.2024). EDN: UVEJBV
7. Корякина Г. М. Активизация обучения студентов в образовательной среде диалога культур: дис.... канд. пед. наук. Липецк, 2001. 169 с. EDN: NLVUDV
8. Орешкина Л. И. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1996. 17 с. EDN: ZJBSTR
9. Бубнова С. Е. Художественно-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в диалоге культур (теоретический аспект) // Знанио - образовательный портал. URL: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2021/02/03/hudozhestvenno-pedagogicheskie-osnovy (дата обращения: 12.05.2024).
10. Люй Шишэн. Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2013. 21 с.
11. Шайхлисламов А. Х. Художественное образование как фактор диалога культур // Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 201-205. EDN: RAKZFK
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Личность Николя де Кондорсе весьма неоднозначно трактуется в философско-педагогической периодике отечественных и зарубежных исследователей. В статье предпринимается попытка акцентировать внимание на идеях Кондорсе о гуманизации обучения, а также актуализируется принцип «равенства и общедоступности образования». Анализируется конфронтация религиозной и республиканской модели воспитания и обучения детей. Теоретический анализ базируется на авторской концепции Кондорсе, изложенной в произведении «Cinq mémoires sur l’instruction publique», а также в его социально-личностном портрете, описанном отечественными учеными и энциклопедистами. На основании проведенного анализа был представлен проект реформы основного общего образования, предложенный Кондорсе, а также приведена обозначенная им демаркация между понятиями обучение [instruction] и образование [éducation].
Заключение. Оценка передового опыта гуманизации и гуманитаризации образования с учетом реформаторского опыта Кондорсе позволила актуализировать проблему воспитания молодежи и обозначить прерогативу государства в исполнении этой важной задачи. Кроме того, сформулированы основные философские постулаты «свободного» образования, среди которых общедоступность и равенство занимают ключевое место.
Введение. В научной и практической деятельности необходимы и полные, и короткие формы опросников. В последние годы активно развивается научное направление – психология коррупции личности. Но разнообразие психодиагностических инструментов в этой области невелико. Задачей данной работы стала разработка короткой формы опросника нравственно-правовой надежности личности Е. Ю. Стрижова. Основной недостаток опросника – большой объем: 108 вопросов с 6-балльной шкалой ответов. Теоретический анализ. Описано смысловое наполнение термина «нравственно-правовая надежность личности», приведены данные о валидности и надежности опросника. Эмпирический анализ. Описана процедура отбора вопросов в короткую форму. Отобрано 15 вопросов, все они коррелируют с полным опросником в диапазоне Rs = 0,51–0,77, p < 0,0001, n = 101. Итоговый показатель по короткой форме хорошо коррелирует с полной формой Rs = 0,94, p < 0,0001, n = 101; со Шкалой диспозиционного эгоизма (К. Муздыбаев) Rs = −0,66, p < 0,0001, n = 101; со Шкалой социальной ответственности (L. Berkowitz, K. Lutterman в адаптации К. Муздыбаева) Rs = 0,58, p < 0,0001, n = 101, с прямыми вопросами о допустимости взяток и воровства. Показатель α Кронбаха равен 0,8, n = 257; коэффициент корреляции с ретестом Rs = 0,76, p < 0,001, n = 59; коэффициент дискриминативности δ Фергюсона равен 0,96. Приведены данные описательной статистики, n = 257.
Заключение. Сокращенный вариант опросника имеет хорошие психометрические показатели.
Введение. Исследуется взаимосвязь между социально-психологическими и духовными характеристиками лидера организации и состоянием ее организационной культуры. Теоретическая часть статьи анализирует теоретико-методологические основы проводимого эмпирического исследования. Рассматриваются ключевые положения ордерного подхода к социально-психологическому изучению феномена организационной культуры, включая модели и определения. Отмечается, что ордерное понимание организационной культуры фокусируется на ее этическом содержании, которое, в свою очередь, является неотъемлемой частью феномена духовности. Эмпирическое исследование носит пилотный характер и выполнено в качественной парадигме. Цель исследования – изучение взаимозависимости между духовными качествами руководителя и состоянием корпоративной культуры организации.
Методы исследования: оценка выраженности субордеров организационной культуры; сотериологическая оценка уровня развития лидерских качеств; анкетирование; интервьюирование; анализ кейсов; включенное наблюдение.
Заключение. Полученные результаты показали, что сбалансированное развитие всех трёх субордеров («семья», «армия», «церковь») и внимание к сотериологическим характеристикам лидера значительно повышают эффективность работы организации. Сделан вывод о духовном лидерстве как ключевом факторе, способствующем гармонизации субордеров организационной культуры и созданию позитивной атмосферы в организации. Исследование подтверждает, что духовное является необходимым для стабильного и успешного функционирования компании.
Введение. Проблема изучения дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде является новой для современной психологии и требует анализа теоретических и методологических основ ее исследования. Теоретический анализ. Методология исследования данной проблемы может опираться на междисциплинарный, интегративный, системно-процессуальный, субъектно-деятельностный, когнитивистский и ситуационный подходы с целью изучения как устойчивых психологических детерминант в их интегративном и системном измерении, так и динамических, ситуационных, отражающих механизм возникновения и функционирования дезадаптивной подчиняемости в быстро меняющихся условиях виртуального общения. Заключение. Междисциплинарный подход вносит вклад в изучение разнообразия детерминант проявления дезадаптивной подчиняемости. Интегративный подход позволяет изучить характер интеграции разноуровневых свойств в зависимости от выраженности дезадаптивной подчиняемости. Системно-процессуальный подход открывает возможности для изучения динамики связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, обеспечивающими наличие/отсутствие склонности к дезадаптивному подчинению. Субъектно-деятельностный подход позволяет раскрыть связь между выраженностью субъектности личности, ее видами, выполняемой деятельностью и проявлением дезадаптивной подчиняемости. Когнитивистский подход раскрывает механизм переработки личностью информации, причин существования рациональных/иррациональных установок, степени критичности к ее восприятию и проявления рефлексивности в условиях виртуального взаимодействия. Ситуационный подход акцентирует внимание на изучении условий осуществления интернет-взаимодействия как одной из детерминант дезадаптивной подчиняемости.
Введение. Обосновывается актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности. Цель статьи – проанализировать социально-психологические способы ведения информационной войны и средства противодействия. Задачи статьи: доказать, что информационное влияние становится специфическим современным оружием; проанализировать способы противодействия информационной войне; описать влияние информационной войны на правовые отношения и правовое сознание. Теоретический анализ. Проанализированы три типа войны: информационная, когнитивная и психосенсорная. Информационная война направлена на разрушение правопорядка, правовых отношений и государственного строя противника. Подобная война может принести правовому сознанию значительный урон, формируя недоверие к органам власти. Информационная война не имеет границ и распространяется на коммуникативные каналы всех государств. Заключение перемирия или капитуляция не означает прекращения информационной войны. Цель когнитивной войны состоит в получении контроля над сознанием противника, перекодировании его менталитета. В задачи психосенсорной войны входит угнетение эмоционального состояния членов общества, создания атмосферы страха, ужаса, безысходности. В процессе проведения такой войны совершаются террористические акты.
Заключение. Российский народ успешно противостоит информационной войне, и именно он является основным гарантом информационной безопасности России.
Введение. Статья посвящена анализу социальных оснований войны в условиях возникновения и развития капитализма. Рассматриваются исторические, политические, этические и антропологические основания войны как способа социального человеческого бытия. Теоретический анализ. Предлагается рассмотреть соотношение войны и революции через историческую трансформацию методологического концепта «свобода» (Ханна Арендт). Определяется темпоральный вектор войны и революции в бинарной оппозиции «прошлое – будущее». Анализируется отношение милитаризма и капитализма в социальной антропологии Вернера Зомбарта. Показано, что cтановление милитаризма является необходимым условием капитализма. Выявлены основные характеристики современной армии: экономическая основа, непрерывность, государственное управление, дифференциация руководящей и исполняющей функций. Отмечается двойная сущность войны: она разрушает старое, чтобы создать новое. Эмпирический анализ. Философско-политическое осмысление конкретного социально-исторического опыта Германии в 30–40-хгг. XX вв. позволило выявить генезис национал-социализма, определить причины его возникновения и развития. Раскрываются антропологические начала национал-социализма через оппозицию «мы – они», «своё – чужое», «друг – враг».
Заключение. Делается вывод о том, что милитаризм и капитализм являются по своей сути тождественными понятиями. Сущность империализма заключается в расовой политике и бесконечной экспансии.
Введение. В одной из своих ролей политическая философия может выступать как теоретико-методологический уровень политической науки, и в этом смысле является необходимой для полноценного развития последней. В статье представлен философскокритический анализ проблем, порождаемых упрощённым пониманием системного подхода в политических исследованиях на примере изучения систем правления. Теоретический анализ. Выявлены три основные проблемы. Во-первых, логическая неясность понятия «система правления». Во-вторых, нарушение принципа историзма. В-третьих, нарушение правил построения классификаций. Основание всех трёх проблем усматривается в неверном применении системного подхода при проведении исследований.
Заключение. Применение и развитие системного подхода в политических исследованиях требует параллельного развития самого языка системного описания. Последнее оказывается невозможным без обращения к философской рефлексии и применения принципа «двойного знания».
Введение. Современные художники все чаще прибегают к новым способам создания произведений искусства – происходит постоянное внедрение нейросетевых программ и новых методик, что приводит к качественно новым результатам и новому художественному мышлению. В данном случае особо интересен опыт Китая, где на законодательном уровне внедряются разработки искусственного интеллекта в создание художественных работ. Теоретический анализ. Существуют несколько концепций, рассматривающих творчество и авторство в эпоху искусственного интеллекта. Исследователи сходятся на мнении, что сейчас мы находимся в эпохе соавторства с нейросетями, так как они могут привносить новые элементы в изначальный замысел художника. Китайские авторы активно используют ChatGPT, Midjourney и другие нейросети для разработки и усовершенствования своих идей.
Заключение. Методология применения нейросетей обогащает творчество современных художников, но одновременно может стать угрозой для когнитивных способностей будущих авторов.
Введение. В статье обозначены исследовательские позиции в рамках изучения социально-политического дискурса. Теоретический анализ. Отмечается, что социально-политический дискурс следует эксплицировать как модус (порядок) коммуникации власти и общества с целью выработки консенсуса. Исследование социально-политических дискурсов как различных модусов (порядков) властно-общественной коммуникации в статье представлено на основе методологии исследовательских программ И. Лакатоса. Понятие исследовательской программы из концепции Лакатоса полагается когерентным понятию социально-политического дискурса. В этой связи концептуальная лакатосовская терминология рассматривается как метафора для объяснения социально-политической динамики. В дескрипции и анализе социально-политических дискурсов, наряду с исследовательской программой, выделяются такие центральные метафоры как метафизическое ядро («жёсткое ядро») и защитный пояс, согласно используемой терминологии Лакатоса. Обозначено соперничество социально-политического дискурса либеральных ценностей и социально-политического дискурса традиционных ценностей как основная тенденция современного периода. Указано, что особенностью дискурса либеральных ценностей является симулякр метафизического ядра.
Заключение. Социально-политический дискурс традиционных ценностей послужил основой консенсуса большинства при принятии поправок к Конституции Российской Федерации 2020 г. и стал стержневым в динамике современной социально-политической системы России.
Введение. Статья посвящена этике трансгуманизма как философскому направлению, возводящему гедонистические ценности в главный принцип существования человека. Желание жить без боли и без страданий здесь и сейчас не требует объяснений, в то время как увещевания к страданиям в земной жизни ради призрачной нирваны вызывают немало вопросов. Сложность в оценке трансгуманистических идей связана с жесткой детерминированностью человеческой жизни техносферой. Теоретический анализ. Представления древних греков как основоположников гедонизма о достижении счастья во многом совпадают с основными идеями этики гедонистического трансгуманизма. В технике априори заключена гедонистическая сущность. Древние греки руководствовались в достижении счастья техникой как деятельностью, а представители трансгуманизма понимают под ней средства деятельности.
Заключение. Идеи трансгуманизма представляют собой естественное желание человека избавиться отстраданий, продолжая идеи античного гедонизма. Разница только в более совершенной технике, развитие которой может привести человечество к эре технологической сингулярности. В силу невозможности для человека отказаться от использования техники, он должен следовать в ее развитии и использовании принципам меры во всем и срединного пути.
Введение. Рост рефлексивности современного общества обусловил распространение возникших в сфере дизайна подходов на проектирование и анализ социальных феноменов. Несмотря на влияние дизайна на социальные процессы и социальную рефлексию, в социальной философии сегодня отсутствует аргументированная теория, предлагающая комплексный взгляд на данное явление. Теоретический анализ. Наиболее известной попыткой систематического осмысления феномена дизайна является концепция четырех порядков дизайна Р. Бьюкенена, выделяющая дизайн знаков и символов, дизайн материальных объектов, дизайн действий (сервисов) и дизайн организаций. Недостатками данной концепции является неоправданное разделение уровней знаков и материальных объектов, пропускдизайна взаимодействия человека с объектами, а также отсутствие анализа взаимосвязей различных уровней дизайна. Предлагается оригинальная концепция социоматериального дизайна как аналитического конструкта, выделяющего в социальных феноменах четыре взаимосвязанных уровня дизайна: материальных объектов и знаков; взаимодействия между человеком и неодушевленным предметом; межличностных и групповых взаимодействий; социальных институтов. К принципам социоматериального дизайна относятся проектность, трансформативность, деонтологичность, эвдемоничностьи устойчивость.
Заключение. Дальнейшее исследование социоматериального дизайна требует анализа взаимных смысловых связей дизайна и нарратива в оформлении социальных феноменов
Введение. Практическая философия чаще всего разрабатывается в форме исследования традиции и ее истории. В статье предпринята попытка экспликации понимания практического на материале современной культуры. Теоретический анализ. Утрата ориентиров и редукция идеала самоосуществления к эгоцентрическим формам – проблема современных обществ. Современный аксиологический, телеологический, нравственный и пр. кризисы не преодолеть путем реставрации одной из исторических версий практической философии. Реабилитация практической философии рассмотрена в русле тех стратегий социальной и гуманитарной мысли конца ХХ – начала ХХI вв., которые стремятся понятийно выразить масштабное изменение мировосприятия. Ход исследования подтвердил обоснованность оперирования с ними, эвристический эффект концептов «современность», «аффективный субъект», «новая искренность», «эстетика существования», с помощью которых раскрывается тема «практический поворот в постметафизической философии».
Заключение. Анализ убеждений и аргументов, возможных философских установок, характеризующих проект метамодернизма как новой культурной логики, альтернативной постмодернизму, позволяетзафиксировать возвращение к дискуссии относительно «культуры бытия» в контексте изменившегося отношения к материальному миру; рост значимости идеи о том, как сформировать, придать форму status-quo вопреки разрушению границ и расширению возможностей.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/