В данной статье рассматривается важность формирования механизма устойчивого развития промышленных предприятий через реализацию корпоративной социальной ответственности (КСО). Эволюция подходов к корпоративной социальной ответственности демонстрирует изменения в общественном сознании - от начального понимания социальной ответственности и до активного внедрения социальных программ и инициатив. Основное внимание уделяется влиянию социальных программ на удовлетворённость сотрудников, а также недостаточной оценке их результативности. Целью исследования является анализ действующей социальной политики сотрудниками промышленного предприятия в рамках реализуемой внутренней корпоративной социальной ответственности. Методика исследования включает метод анкетирования сотрудников крупной промышленного предприятия Республики Татарстан. Опрос позволил диагностировать уровень осведомлённости сотрудников о социальных инициативах и их удовлетворённости социальной политикой компании. Результаты показали, что, несмотря на общее удовлетворение социальной политикой, сотрудники имеют низкий уровень осведомлённости о социальных инициативах, что свидетельствует о необходимости повышения информированности и вовлечённости работников. Выводы исследования подчёркивают важность коллегиального договора как инструмента регулирования социальных отношений и указывают на потенциал в развитии информационного сопровождения социальной политики предприятий. В заключение предложены рекомендации по улучшению коммуникации и повышению результативности социальной политики, что будет способствовать устойчивому развитию компании.
Идентификаторы и классификаторы
Эволюция теоретических подходов к корпоративной социальной ответственности (далее – КСО) отражает динамику изменений в общественном сознании и бизнес-практиках на протяжении последних десятилетий. На начальных этапах компании лишь осознавали важность социальной ответственности, однако со временем это осознание трансформировалось в активные действия и инициативы, такие как реализация социальных программ, внедрение корпоративного волонтёрства и осуществление социальных инвестиций
Список литературы
1. Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profit. - The New York Times Magazine. - 1970.
2. Перегудов, С. П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии / С.П. Перегудов, И.С. Семененко. - Москва: Прогресс-Традиция, 2008 - 447 с. ISBN: 5-89826-247-4 EDN: SUPJHZ
3. Кулькова, В. Ю. Модель корпоративной социальной ответственности крупной предпринимательской структуры в энергетике Республики Татарстан / В. Ю. Кулькова, А. Д. Галимова, И. П. Довбий // Вестник Челябинского государственного университета. - 2022. - № 11(469). - С. 115-122. DOI: 10.47475/1994-2796-2022-11111 EDN: DWRMFF
4. Ахметова, И. Г. Формирование социальной сферы крупных предпринимательских структур в энергетике Республики Татарстан / И. Г. Ахметова, В. Ю. Кулькова // Экономика промышленности. - 2020. - Т. 13, № 1. - С. 108-114. DOI: 10.17073/2072-1633-2020-1-108-114 EDN: NLUZZM
5. Волнухин, К. В. Развитие корпоративной социальной ответственности под влиянием национальной культуры страны / К. В. Волнухин // Экономические науки. - 2018. - № 169. - С. 54-57. DOI: 10.14451/1.169.54 EDN: CXEVWE
6. Кравцова, Е. М. Модели социальной ответственности бизнеса в мировой экономике / Е. М. Кравцова, В. Ю. Матвеева // Экономика, предпринимательство и право. - 2016. - Т. 6, № 1. - С. 81-98. DOI: 10.18334/epp.6.1.35241 EDN: WBGMRB
7. Цуциева, О. Т. Сравнительный анализ моделей корпоративной социальной ответственности / О. Т. Цуциева, А. З. Гобозова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - № 6-2(13). - С. 91-96. EDN: QIUUWX
8. Чубарова, Т. В. Социальная ответственность в рыночной экономике: работник, бизнес, государство / Т. В. Чубарова. - Санкт-Петербург: Издательство Нестор-История, 2011. - 320 с. ISBN: 978-5-98187-683-7 EDN: TNFUTX
9. Черныш М.Ф., Иванова Е.А. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / М.Ф.Черныш, Е.А. Иванова. - Москва: Ассоциация менеджеров. - 2003. - 00 с. ISBN: 5-902500-01-X EDN: QQEBFR
10. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y.: Basic Books. - 1973. - 198 p.
11. Barnard Ch. The Function of the Executive. N.Y. - 1938.
12. Bowen H. Social Responsibilities of the businessman. N.Y.: Harper. - 1953. - 208 p.
13. Davis K. The Case For and Against Business Assumption of Social Responsibility. Academy of Management Journal. - 1973 - (16) - 312-322.
14. Levitt T. Dangeres of Social Responsibility. Harvard Business Review. - 1958.
15. Ситова, С. В. Методики оценки уровня устойчивости компании / С. В. Ситова // Устойчивое развитие: исследования, инновации, трансформация: Материалы XVIII Международного конгресса с элементами научной школы для молодых ученых. В 2-х томах, Москва, 08-09 апреля 2022 года / Отв. редакторы выпуска: А.В. Семёнов, П.Н. Кравченко. Том 1. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022. - С. 966-972. EDN: RQGBJE
16. Стрижов, С. А. Корпоративная социальная ответственность как основной нефинансовый фактор роста стоимости компаний / С. А. Стрижов, А. С. Николаева // Russian Economic Bulletin. - 2024. - Т. 7, № 1. - С. 215-228. EDN: WCXTGM
17. Оценка удовлетворенности персоналом социальной политикой ООО “Газпром трансгаз Казань” (Ответы) // Google Диск. - URL: https://drive.google.com/file/d/1gKalOS7F9ldlrJG60QIAVRU7-WyiC5Uu/view (дата обращения: 06.09.2024).
18. Головко, М. В. Корпоративные ценности в системе устойчивого развития и безопасности экономики промышленных предприятий (на примере ГК “Росатом”) / М. В. Головко, В. А. Руденко // Глобальная ядерная безопасность. - 2015. - № 4(17). - С. 103-114. EDN: VLOQSJ
19. Кравченко, О. А. Формирование механизмов и инструментария для обеспечения устойчивого развития электроэнергетических организаций / О. А. Кравченко. - Новочеркасск: ООО “Лик”, 2021. - 240 с. ISBN: 978-5-907391-57-4 EDN: KTCRPE
20. Крик, Т. От слов к делу. Взаимодействие с заинтересованными сторонами / Т. Крик [и др.]. - Москва: Кнорус, 2013. - 203 с.
21. Кричевский, Н. А. Корпоративная социальная ответственность / Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров. - Москва: Дашков и К°, 2007. - 215 с. ISBN: 5-91131-257-3 EDN: QRPJWP
22. Иванова, Е. А. Социальная ответственность корпораций: мировой опыт развития и российские перспективы / Е. А. Иванова // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7, № 4-2. - С. 140-143. EDN: PLMCFT
23. Башарина, Е. Н. Корпоративная социальная ответственность в системе управления организацией: автореф. … дис. канд. экон. наук. - Москва, 2014. - 20 с.
24. Строева, О. А. Корпоративная социальная ответственность: российские и зарубежные стандарты / О. А. Строева, Н. В. Мироненко, Х. М. Иванов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11, № 1. - С. 120-131. DOI: 10.12737/18259 EDN: VNYAPB
25. Миляева, Л. Г. Теоретические и методические аспекты диагностики социальной политики организации / Л. Г. Миляева // Социально-трудовые исследования. - 2024. - № 1(54). - С. 24-34. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-54-1-24-34 EDN: YSVHCT
26. Щукина, Н. П. Технология разработки и реализации социальных программ: учебное пособие / Н.П. Щукина. - Москва: ИНФРА-М, 2024. - 250 с. ISBN: 978-5-16-014742-0 EDN: FBZVLN
27. Олейникова, И. Н. Социальные инвестиции компаний нефтегазовой отрасли: практические аспекты реализации / И. Н. Олейникова, С. И. Ковальский // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2020. - № 2(32). - С. 33-37. EDN: QFTTGU
28. Попов, Ю. А. Специализированные социальные службы как элемент реализации внутренней социальной политики предприятия / Ю. А. Попов // Вектор экономики. - 2021. - № 9(63). EDN: PSSXQA
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается проблема усиления конкуренции на рынке финансовых услуг, связанная со всё более активным участием маркетплейсов в их оказании. Актуальность исследования обусловлена ростом рыночной силы маркетплейсов, когда на долю двух крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon приходится в настоящий момент свыше 80 % онлайн-заказов. Более чем двукратное увеличение с 2019 года доли онлайн-заказов, приходящихся всего на два универсальных маркетплейса, накладывается на общий тренд в розничной торговле по данным Росстата, который также связан с постоянным ростом доли продаж через интернет в общем объёме оборота розничной торговли. Вопросы управления рисками участников экономических отношений на финансовом рынке, переживающем цифровую трансформацию, в настоящий момент недостаточно исследованы. Поэтому выявление состава финансовых услуг, оказываемых крупнейшими отечественными универсальными маркетплейсами, проведение оценки структуры представленности услуг, их влияния на конкурентную среду и потенциальных рисков, связанных с увеличением участия нефинансовых компаний, представляется актуальным. Оценки произведены на основе анализа доступной информации в отчётах и обзорах, а также с использованием обобщения существующих исследований по участию маркетплейсов в оказании финансовых услуг и связанных с этими процессами рисков в финансовом секторе. Результаты проведённого анализа могут быть использованы для выработки механизмов взаимодействия с новыми участниками рынка финансовых услуг и регулирования их присутствия на этом рынке, в том числе за счёт выработки специальных нормативов Банком России для финансовых организаций и банков, доля предоставляемых услуг которых клиентам и/или поставщикам маркетплейса превышает определённое пороговое значение.
В статье исследуются предпосылки трансформации содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в современных условиях. Освещена проблема снижения экономического потенциала молодёжи вследствие отказа молодыми гражданами от получения профессионального образования. С другой стороны, молодые граждане, получившие высшее образование, не намерены работать в своем регионе присутствия и/или трудоустраиваться на работу по специальности, полученной в высшем учебном заведении. В этой связи особенно актуальным является исследование содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в современных условиях. Целью статьи является обоснование трансформации содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в обеспечении их вклада в экономику региона. В основу проведения исследований положены общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также графический метод, метод сравнительного анализа, метод контент-анализа. Речь идёт об интеграции человеческого капитала молодого специалиста в экономику региона на основе совокупности базовых ориентиров, таких как укрепление и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей; профессиональное развитие молодёжи, содействие её занятости, трудоустройству; привлечение талантливой молодёжи в сферу НИОКР для решения стратегически значимых задач развития России.
В статье рассмотрены теоретические аспекты инновационной деятельности организаций, представлены различные трактовки данного понятия российскими и зарубежными учёными. Ряд вопросов по определению перспективных направлений инновационной деятельности в сфере ритейла, которые связаны со стратегией развития компании, продвижением торговой политики, достижением показателей результативности, обеспечением финансовой устойчивости компаний, остаются актуальными и определяют новизну, практическую значимость и цель исследования. Для проведения исследования использовались методы системного и комплексного подходов, метод группировок, метод сравнительных оценок, статистический методы. В статье выделены направления инновационной деятельности участников рынка ритейла. Проведена оценка результатов инновационной деятельности по комплексу показателей эффективности в процессе введения инноваций. Платёжеспособность предприятия оценивалась по кругу комплексных показателей, отражающих ликвидность и обеспеченность активами. Авторами предложены направления инновационной деятельности ритейлера с целью улучшения своих позиций на рынке и повышения конкурентоспособности компаний.
Цель статьи заключается в рассмотрении перспектив внедрения механизма инновационного транспортного обслуживания в сфере туризма и рекреации. Описаны ключевые тренды в развитии транспортных технологий, их влияние на туристическую отрасль и потенциал для повышения качества и доступности туристических услуг. В числе основных методов исследования применялись такие методы как дискуссионный анализ, метод обобщения информации, системный метод и метод сравнительно-сопоставимого анализа. В статье подробно изучаются различные аспекты инновационного транспортного обслуживания, включая применение электромобилей, беспилотных транспортных средств и других экологически чистых технологий, развитие интегрированных транспортных систем, объединяющих различные виды транспорта, внедрение умных технологий для оптимизации маршрутов, повышения безопасности и удобства пассажиров, создание инновационных платформ для бронирования и оплаты транспортных услуг. Статья также анализирует экономические, социальные и экологические последствия внедрения инновационных транспортных решений в сфере туризма и рекреации. В заключении предлагаются практические рекомендации по развитию и реализации механизма инновационного транспортного обслуживания для достижения устойчивого развития туристической отрасли.
Необходимость проведения многосторонних комплексных исследований при формировании и реализации стратегии цифровой трансформации сельскохозяйственной отрасли в условиях глобальных трендов ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности определяется целым рядом причин: отраслевой спецификой; высокой зависимостью от природно-климатических условий; особенностями производственно-технологических и организационно-экономических процессов сельскохозяйственного производства; низким уровнем развития технологической инфраструктуры; высокой зависимостью от импорта ИТ-решений; низким уровнем цифровой компетентности и доверия к инновациям со стороны пользователей. Анализ опубликованных исследований позволил выделить наиболее востребованные и предпочтительные для внедрения в сельскохозяйственное производство цифровые технологии. Моделирование процесса трансформации стратегических направлений цифровизации сельского хозяйства в конкурентные преимущества позволило определить ключевых участников, без тесного взаимодействия которых невозможно достижение поставленных целей. Выявленные в процессе исследования недостатки методологических подходов к формированию стратегических инициатив на макро-, мезо- и микроуровнях обусловили актуальность поиска новых подходов, позволяющих повысить обоснованность принятия решений по формулированию ключевых положений стратегии. В рамках исследования проведён SWOT-анализ внедрения цифровых технологий в произ-водственно-технологические и организационно-экономические процессы сельскохозяйственного производства, результаты которого могут быть использованы в качестве информационного поля для выработки стратегических альтернатив.
Современное сельское хозяйство сталкивается с необходимостью повышения производственной эффективности в условиях растущей конкуренции, изменения климата и современных геополитических вызовов. Повышение эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий является ключевым фактором для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития аграрного сектора. В статье рассматриваются актуальные методы повышения эффективности производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий, включая внедрение инновационных технологий, оптимизацию управленческих процессов и улучшение использования ресурсов. Приводится авторский подход к формулировке определений и трактовке концептуальных положений по заявленной теме исследования. Дается оценка развития производственного потенциала сельского хозяйства Орловской области за 2015 - 2023 гг., в частности - динамики объемов производства продукции сельского хозяйства, в том числе в отраслях растениеводства и животноводства. Сделан вывод, что в регионе установилась положительная тенденция в повышении эффективности использования производственного потенциала сельского хозяйства, которая связана с привлечением инвестиций в аграрный сектор. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут служить базой для дальнейшего развития методологии оценки эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий; разработки концептуальных подходов к прогнозированию необходимого объема целевого финансирования, позволяющего повлиять на результативность производственной деятельности. С практической точки зрения, развитие и совершенствование механизма и методов оценки развития производственного потенциала в аграрном бизнесе будет стимулировать инновационную и инвестиционную активность его финансово-хозяйственной деятельности. Применение на практике результатов исследования обеспечит устойчивый рост доходности и эффективности сельскохозяйственного производства.
Развитие малого предпринимательства является стратегией устойчивого социально-экономического развития страны и её регионов. Для оценки текущего состояния и перспектив развития предпринимательства, привлечения молодёжи в предпринимательскую среду необходимо проведение межрегионального анализа функционирования предприятий малого бизнеса. Анализ осуществляется на основе официальных статистических и аналитических данных с использованием современного аналитического инструментария. Цель исследования связана с проведением межрегионального экономического анализа, суть которого состоит в проведении сравнительного анализа малого бизнеса между различными регионами России. Такие методы межрегионального анализа, как сравнение, сопоставление, лучшие оценки, рейтингование, динамические ряды, сегментирование и прочие, формируют современный инструментарий информационно-аналитического обеспечения процессов управления предпринимательской сферой в менеджменте, экономико-математическом анализе, региональной экономике. Отдельные компоненты аналитического инструментария нашли своё отражение в статье на основе актуальных аналитических данных, полученных из официальных источников базы данных о предпринимательстве в России. Дан обзор публикаций, которые отражают важность аспектов проведения анализа состояния и динамики развития малого и среднего бизнеса с упором на особенности и характеристики функционирования и регулирования деятельности предприятий в новых экономических реалиях. Проведён анализ текущего состояния и перспектив развития малых предприятий в регионах страны и в новых субъектах Российской Федерации на основе методов сравнения, сопоставления, построения динамических рядов. Исходя из выявленных тенденций и закономерностей, сформулированы важные направления национальной политики в сфере предпринимательства.
В статье представлены этапы регулирования электронных муниципальных услуг, обозначены проблемы электронного взаимодействия в процессе оказания муниципальных услуг в моногородах. К таким проблемам отнесены: обязательность электронного канала связи, технические сложности из-за интернет-доступа, низкие цифровые навыки заявителей, формальные ограничения. Активное регулирование цифровизации государственного сектора обеспечило непрерывный формат оказания большинства государственных и муниципальных услуг и доступное для граждан функционирование МФЦ. Анализ показал, что использование цифрового контента при предоставлении государственных и муниципальных услуг в стране увеличивается. При выполнении исследования задействованы общенаучные методы (дедукция, индукции, анализ, синтез, методы классификации и другие) и специальные (системный подход, сравнительный статистический анализ и другие). Авторами рассмотрены предпосылки, технические и интеллектуальные возможности для открытия на базе муниципальных библиотек Цифровых центров обслуживания населения для расширения функционала предоставляемых цифровых услуг. Предложена систематизация и интеграция мер регулирования и поддержки развития портфеля муниципальных услуг для повышения качества жизни населения моногородов.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832