Предметом исследования является использование синтетических фокус-групп (СФГ), создаваемых с помощью больших языковых моделей (LLM), в рамках цифровой трансформации социологического анализа. Объектом исследования выступают инновационные методы сбора и интерпретации качественных данных, ориентированные на моделирование групповой дискуссии без участия реальных респондентов. В статье рассматривается эвристический потенциал СФГ, возможности применения метода в условиях ограниченного доступа к респондентам, а также его релевантность для изучения отношения к искусственному интеллекту в сфере высшего образования. Особое внимание уделяется способам организации взаимодействия с языковыми моделями через систему промптов, формированию ролей участников и анализу полученных дискурсивных позиций. В статье также затрагиваются этические и методологические вызовы, возникающие при использовании синтетических участников в исследовательских целях. Методология сочетает теоретический анализ научных публикаций с практическим моделированием СФГ, реализованным с помощью последовательных промптов к языковым моделям и последующей интерпретацией генерируемых данных. Научная новизна работы заключается в апробации метода синтетических фокус-групп (СФГ) как инновационного инструмента сбора качественной информации с использованием генеративных языковых моделей (LLM), таких как Gemini, Qwen, Llama, Deepseek, и Mistral. В исследовании особое внимание уделено моделированию СФГ на основе пользовательских промптов, направленных на изучение отношения студентов и преподавателей к искусственному интеллекту в системе высшего образования. Все использованные модели подчеркивали методологические ограничения СФГ: возможность искажения данных, необходимость четко обозначать синтетическую природу участников и дополнять такие исследования традиционными методами. Подобные методы могут быть полезны в ситуациях, требующих быстрого генерирования гипотез, предварительного тестирования исследовательских сценариев, а также в образовательной и экспертной практике. Вместе с тем, подчеркивается необходимость критического подхода к использованию СФГ, особенно в контексте валидности и репрезентативности получаемых данных.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316. Социология
Цифровизация открывает новые возможности для социологических исследований, используются такие технологии, как облачные вычисления, большие данные, Интернет 1 вещей и искусственный интеллект. Это позволяет не только быстрее собирать и обрабатывать большие массивы данных, структурировать их в компактную и доступную форму через визуализацию, но и применять новые исследовательские инструменты, связанные как с переносом в онлайн-среду, например, виртуальный формат фокус-групп включает в участие людей, проживающих в самых отдаленных территориях, так и с расширенными возможностями опций искусственного интеллекта, проникающего во все сферы общественной жизни. Это определяет новые вызовы и форматы работы исследователей, порождает этические проблемы и вопросы, связанные с валидностью и надежностью получаемых данных. Возникающие риски, тем не менее, не исключают эвристический потенциал новых исследовательских техник и методов, требующих расширенной практической апробации и дальнейшего осмысления преимуществ и недостатков.
Список литературы
1. Zhang T., Zhang X., Cools R., Simeone A. L. Focus Agent: LLM-Powered Virtual Focus Group // ACM International Conference on Intelligent Virtual Agents (IVA ’24). Glasgow, United Kingdom, September 16-19, 2024. New York: ACM, 2024. 10 p. DOI: 10.1145/3652988.3673918
2. Salminen J., Liu C., Pian W., et al. Deus Ex Machina and Personas from Large Language Models: Investigating the Composition of AI-Generated Persona Descriptions // Proceedings of the CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI ‘24). Honolulu, HI, USA, May 11-16, 2024. New York: ACM, 2024. 20 p. URL:. DOI: 10.1016/j.cpr.2009.10.006
3. Shin J., Hedderich M. A., Rey B., et al. Understanding Human-AI Workflows for Generating Personas // Proceedings of the 2024 ACM Designing Interactive Systems Conference (DIS 2024) / ed. by A. Vallgarda et al. 2024. P. 757-781. URL:. DOI: 10.1145/3643834.3660729
4. Chuang Y.-S., Goyal A., Harlalka N., Suresh S. Simulating Opinion Dynamics with Networks of LLM-based Agents // Findings of the Association for Computational Linguistics: NAACL 2024. DOI: 10.18653/v1/2024.findings-naacl.211
5. Gu H., Chandrasegaran S., Lloyd P. Synthetic Users: Insights from Designers’ Interactions with Persona-Based Chatbots // Artificial Intelligence for Engineering Design, Analysis and Manufacturing. 2025. Vol. 39. Art. e2. P. 1-17. DOI: 10.1017/S089006042400002X
6. Holzinger A., Kargl M., Kipperer B., et al. Personas for Artificial Intelligence (AI) an Open Source Toolbox // IEEE Access. 2022. Vol. 10. P. 23732-23747. DOI: 10.1109/ACCESS.2022.3154776
7. Argyle L. P., Busby E., Wingate D., [и др.] Out of One, Many: Using Language Models to Simulate Human Samples [Электронный ресурс] // Political Analysis. 2022. URL: https://www.researchgate.net/publication/363584667_ Out_of_One_Many_Using_Language_Models_to_Simulate_Human_Samples (дата обращения 12.05.2025).
8. Epstein J. M. Generative Social Science: Studies in Agent-Based Computational Models [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/267118857_Generative_Social_Science_Studies_in_Agent-Based_Computational_Models (дата обращения: 10.05.2025).
9. Lorenz J., Neumann M. Individual attitude change and societal dynamics: Computational experiments with psychological theories // OSF Preprints. 2020. 10.31234/osf.io/ebfvr (дата обращения 12.05.2025). DOI: 10.31234/osf.io/ebfvr(
10. Sattele V., Ortiz J. C. Generating User Personas with AI: Reflecting on its Implications for Design // DRS2024: Boston / ed. by C. Gray et al. Boston, USA, June 23-28, 2024. URL:. DOI: 10.21606/drs.2024.1024
11. Татарова Г. Г., Чеховский И. В. Метод фокус-групп: экспертные оценки “факторов неуспешности” // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 34. С. 5-31.
12. Goodman-Deane J., Waller S., Demin D., González-de-Heredia A., Bradley M., Clarkson J. P. Evaluating Inclusivity using Quantitative Personas // Proceedings of the Design Research Society Conference 2018. Limerick, Ireland, June 25-28, 2018. Limerick: DRS, 2018. DOI: 10.21606/drs.2018.400
13. Chapman C., Love E., Milham R. P., ElRif P., Alford J. L. Quantitative Evaluation of Personas as Information // Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. September 1, 2008. Vol. 52, No. 16. P. 1107-1111. DOI: 10.1177/154193120805201602
14. Paoli S. Writing User Personas with Large Language Models: Testing Phase 6 of a Thematic Analysis of Semi-Structured Interviews. arXiv preprint arXiv:2305.18099. 2023. 30 p. URL: https://arxiv.org/abs/2305.18099.
15. Феникс Дж., Тейлор М. Промт-инжиниринг для GenAI: паттерны надёжных запросов для качественных результатов. Астана: Спринт Бук, 2025. 432 с.
16. Brown T., Mann B., Ryder N., et al. Language Models are Few-Shot Learners // Advances in Neural Information Processing Systems (NeurIPS 2020). Vancouver, Canada, December 6-12, 2020. Red Hook, NY: Curran Associates, Inc., 2020. 23 p. URL: https://arxiv.org/abs/2005.14165.
17. Wei J., Wang X., Schuurmans D., et al. Chain of Thought Prompting Elicits Reasoning in Large Language Models // Advances in Neural Information Processing Systems (NeurIPS 2022). New Orleans, USA, November 28 - December 9, 2022. Red Hook, NY: Curran Associates, Inc., 2022. 21 p. URL: https://arxiv.org/abs/2201.11903.
18. Белановский С. А. Глубокое интервью и фокус-группы. Москва: ИНФРА-М, 2019. 352 с.
19. Мельникова О. Т., Нестерова Е. М. Особенности групповой дискуссии в очных и онлайн фокус-группах // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2024. Т. 47. № 1. С. 184-206.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В системе общественного бытия религия всегда занимала определённое место, отражающее степень развития того или иного общества. Объектом исследования выступает религия как социальный феномен. В социальном понимании религия является культурным ядром и духовным стержнем человеческой индивидуальности. Она задаёт мотивацию действиям всем представителям своего вероисповедания, определяет их отношение и включённость в нравственную, политическую, хозяйственную жизнь общества. Предметом же исследования становится роль религии в жизни современного человека. Оценка роли религии в жизни современных индивидов позволяет выявить её истинный духовный и социальный потенциал, зачастую обмирщаемый и разрушаемый повседневностью. Подчёркивается, что основой социологического осмысления религии должно стать её функциональное понимание, обращение к религии как звену интегрирующему, адаптирующему, формирующему моральные установки. Однако важно понимать, что в разных обществах и на определённых этапах исторического развития религия выполняет различные функции, то есть попытки функционального осмысления не должны сводиться к универсализму. Эмпирическая часть исследования представляет собой сочетание качественных и количественных методик, позволяющих сформировать целостное представление и сделать достоверные выводы. В статье приведены результаты анкетирования и глубинных интервью с жителями Барнаула. Новизна исследования состоит в комплексном анализе, затрагивающем, во-первых, все доступные для изучения социально-демографические группы населения, а, во-вторых, позволяющем обратиться не только к отдельным фактам религиозного опыта индивидов, но и оценить их в совокупности. Отдельно подчёркивается необходимость изучения религии именно в среде современного города, характеризующейся отчуждённостью индивидов, утратой традиционных ценностей и коммерциализацией различных видов деятельности. Отмечается, что большинством респондентов религия оценивается как положительный социальный феномен, способный регулировать поведение индивидов, помогать в затруднительных и кризисных ситуациях. При всех положительных оценках и высокой доли приверженности определённым конфессиям среди барнаульцев, различные виды традиционных религиозных практик пользуются низкой популярностью у населения, что в большинстве случаев объясняется социально-демографическими особенностями респондентов, сложившимися традициями и укладом быта, индивидуальными психологическими особенностями. Полученные данные могут представлять интерес для социологов, религиоведов, специалистов в области государственно-конфессиональных отношений, органов власти и сотрудников правоохранительной системы.
Предметом исследования является социально-психологическая безопасность студентов в образовательной среде вуза. Современный мир характеризуется высокой степенью изменчивости, динамичности и непостоянства, что проявляется в ускоренном развитии технологий, в разных социальных изменениях, в глобализации, в экологических вызовах и других ежедневных и ежечасных переменах. Актуализируются исследования в области безопасности на разных уровнях анализа. Цель статьи - изучить взаимосвязь социальной безопасности и личного благополучия студентов в образовательной среде вуза. Вуз является важнейшим институтом социализации студентов, где у них происходят значительные изменения в личности, выстраивается план дальнейшей жизни, происходит вхождение в профессиональное сообщество, поэтому важно и необходимо поддержание обстановки в образовательной среде вуза, способствующей ощущению безопасности студента в контексте их личного благополучия. Существует потребность социологического исследования взаимосвязи социальной безопасности и личного благополучия студентов в образовательной среде вуза. Важным этапом при изучении данного вопроса, заключается в апробации разработанной методики, поэтому в 2024 году было проведено пилотажное исследование, выбран количественный метод сбора информации - опрос, в форме анкетирования. Информационную базу исследования составили данные социологического опроса студентов Алтайского государственного университета. Новизна исследования заключается в расширении представлений о социальной безопасности студентов в образовательной среде вуза. Ключевые результаты проведенного пилотажного исследования состоят в следующем: существуют различия восприятия факторов обеспечения социальной безопасности студентами с разными уровнями личного (психологического) благополучия: успеваемость, риски образовательной среды, динамика здоровья, представления о здоровом образе жизни. Студенты с высоким уровнем (личного) психологического благополучия лучше учатся, реже становятся жертвами кражи, чаще соблюдают правила личной безопасности, проявляют бдительность, у них лучше здоровье, много знают о здоровом образе жизни. Студенты с низким уровнем (личного) психологического благополучия хуже успеваемость, рискуют стать жертвами кражи, здоровье в процессе обучение ухудшилось, меньше знают о здоровом образе жизни.
Предметом исследования являются практики социально-психологической реабилитации детей, переживших кризисные ситуации, на примере проекта «Территория заботы», реализованного в Алтайском крае. В статье анализируются междисциплинарные подходы, объединяющие социологические и психологические концепции: теория стигмы Э. Гофмана, теория социальных систем Н. Лумана, социальный конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана, теория девиаций Г. Беккера и С. Венделл, и др. Эти теоретические рамки позволяют рассматривать кризис не только как индивидуальный, но и как социальный феномен, затрагивающий систему отношений ребёнка с окружающим миром. В статье рассматриваются подходы к социально-психологической реабилитации детей в кризисе, возрастные и социально-психологические особенности детей в состоянии кризиса, подчеркивается значимость своевременной поддержки. Представлены методы групповой, индивидуальной, арт-терапевтической, тренинговой работы, используемые в программе социально-психологической реабилитации, методика и результаты диагностики участников проекта. Проект «Территория заботы» продемонстрировал результативность реализованных практик в рамках комплексного подхода к социально-психологической реабилитации детей в кризисных ситуациях. Сочетание разных форм и методик работы в проекте позволило создать безопасную поддерживающую среду для детей и подростков целевой группы. Результаты проведенного исследования подтверждают положительную динамику состояния участников. Проект рассматривается как успешная модель реабилитации, сочетающая социальные и психологические аспекты, ориентированная на создание условий для личностного роста, социальной интеграции и профилактики девиантного поведения у детей, находящихся в состоянии кризиса. Проект вошел в реестр лучших практик помощи детям и семьям с детьми, реализованных в 2024 г. в рамках программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Актуальность исследования форм финансового поведения современной молодежи обусловлена усложнением экономической и социальной среды, в которой молодые люди формируют свои первые финансовые стратегии. В условиях нестабильности и быстрого изменения рыночных условий молодежь сталкивается с необходимостью совмещать традиционные и инновационные финансовые практики, зачастую испытывая недостаток опыта и знаний, что порождает иррациональные и рискованные финансовые решения. Особое внимание в исследовании уделяется влиянию родительской семьи на формирование финансовых привычек и моделей поведения, а также взаимодействию когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов, определяющих выбор конкретных финансовых форм. Студенческая молодежь стремится к финансовой независимости, но зачастую испытывает конфликт между желанием самостоятельности и зависимостью от поддержки родителей. Молодежь поколения Z характеризуется клиповым мышлением, склонностью к риску и поиском новых финансовых инструментов. Эмоции способствуют иррациональному потреблению, повышая уязвимость к финансовым рискам и кредитам. Ключевыми методами сбора данных эмпирического характера стали массовое анкетирование и фокус-группа. Выборочной совокупностью стала молодежь г. Барнаула (n=218). Выборка построена по принципу кластерной выборки с элементами стихийного отбора. Превалирующая часть молодежи города Барнаула характеризуется разнообразием форм финансового поведения, при этом доминирующей остается потребительская модель. Она проявляется в регулярных расходах на повседневные нужды, склонности к импульсивным покупкам и демонстративному потреблению, особенно среди студентов СПО. В то же время работающая молодежь демонстрирует более высокий уровень финансовой самостоятельности и использует широкий спектр финансовых стратегий. Несмотря на это, формы долгосрочной финансовой защиты, такие как страхование и пенсионное планирование, остаются слабо развитыми во всех группах. Общая сберегательная активность присутствует, но носит ограниченный и краткосрочный характер, а инвестиции проявляются преимущественно у работающей молодежи. Высокая распространенность кредитных форм отражает тенденцию молодежи воспринимать займы как норму для приобретения товаров и услуг. Таким образом, финансовое поведение молодежи Барнаула ориентировано в основном на краткосрочные потребности и текущие расходы, что указывает на необходимость повышения уровня финансовой грамотности и разработки образовательных программ, адаптированных к реальным потребностям молодежи, для формирования устойчивых моделей рационального финансового поведения.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______