Сотрудничество в науке имеет фундаментальное значение и часто считается необходимым условием для повышения качества исследований. Определение меняющихся тенденций международного взаимодействия ученых ‒ одна из наиболее актуальных задач наукометрии. Цель исследования: определение трендов совместной публикационной активности российских авторов с основными странами-партнерами. Задачи исследования: 1) сравнение динамики изменения потоков совместных публикаций российских ученых с коллегами из стран объединения «БРИКС плюс» и из некоторых западных стран и Японии; 2) определение «веса» массивов публикаций согласно их уровню цитируемости на мировом фоне. Объект исследования: массив российских публикаций в соавторстве с учеными из стран «БРИКС плюс», а также ‒ из ряда западных стран и Японии. Информационная база: открытый ресурс OpenAlex. В ходе исследования обнаружено, что соавторство российских ученых с представителями группы западных стран и Японии активно снижается по всем областям знания, хотя в количественном выражении до сих пор находится на высоком уровне. Уровень цитируемости документопотоков в соавторстве с представителями из этой группы стран оказался выше среднемировых показателей по 14 из 26 научных областей. Несмотря на то что совместная публикационная активность со странами «БРИКС плюс» находится пока на низком уровне, средний уровень цитируемости публикаций с представителями этой группы стран в 12 областях знания превышал среднемировые показатели, что говорит об ощутимом выгодоприобретении от научного сотрудничества с этими странами. С представителями этой группы стран наблюдался (в большей или меньшей степени) рост совместной публикационной активности по всем областям знания. Изучение двусторонних публикационных связей показало, что соавторство с российским коллегами вносит большой вклад в национальную науку этой группы стран и особенно ‒ Белоруссии и Казахстана.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20913/1815-3186-2025-1-95-113
Научное сотрудничество с другими странами из группы 1 выглядит иначе, чем с Китаем и Индией. В большинстве случаев ощутимый вклад для национальных массивов публикаций стран этой группы наблюдался со стороны России.
Список литературы
1. Дежина И. Г. Страны БРИКС: направления научной кооперации // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 9. С. 14-23
2. Маркусова В. А., Либкинд А. Н., Золотова А. В., Котельникова Н. А. Приоритетные области международного научного сотрудничества ученых России, Ирана, Индии и Турции: библиометрический анализ по БД InCites (2011-2021 гг.) // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2023. № 9. С. 18-28
3. Мохначева Ю. В. Влияние различных форм соавторства на научную продуктивность российских ученых в области молекулярной биологии // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2015. № 8. С. 13-25
4. Мохначева Ю. В. Российско-армянское научное сотрудничество с точки зрения совместной публикационной активности (по базам данных «Web of Science Core Collection», «Scopus», РИНЦ за 2005-2014 гг.) // Библиосфера. 2016. № 3. С. 53-59 https://doi.org/10.20913/1815-3186-2016-3-53-59
5. Мохначева Ю. В., Харыбина Т. Н., Березкина Н. Ю. Анализ российско-белорусских публикаций по основным библиометрическим индикаторам // Информационные ресурсы России. 2012. № 1. С. 20-25
6. Писляков В. В. Соавторство российских ученых с зарубежными коллегами: публикации и их цитируемость : препринт. Москва : ВШЭ, 2010. 40 с.
7. Терехов А. И. Научное сотрудничество в области углеродных наноструктур в зеркале библиометрического анализа // Вестник Российской академии наук. 2014. Т. 84, № 8. С. 708-714 https://doi.org/10.7868/S0869587314070184
8. Трофимова И. Н. Международное сотрудничество российских исследователей: текущие позиции и тенденции: по данным Web of Science за 2018- 2022 гг. // Мир России. Социология. Этнология. 2023. Т. 32, № 4. С. 178-198 https://doi.org/10.17323/1811-038x-2023-32-4-178-198
9. Beskaravainaya EV and Kharibina TN (2023) Prospects for relations of Russia with the BRICS countries in the sphere of the natural and exact sciences. Scientific and Technical Information Processing 50 (2): 121-128. https://doi.org/10.3103/S0147688223020065
10. Bolton WS, Chapman SJ, Corrigan N, Croft J, Collinson F, Brown JM and Jayne DG (2021) The incidence of low anterior resection syndrome as assessed in an international randomized controlled trial (MRC/NIHR ROLARR). Annals of Surgery 274 (6): e1223-e1229. https://doi.org/10.1097/SLA.0000000000003806
11. Bordons M and Gómez I (2000) Collaboration networks in science. The web of knowledge: a festschrift in honor of Eugene Garfield. Medford, pp. 197-213.
12. Cronin B, Shaw D and La Barre K (2003) A cast of thousands: Coauthorship and subauthorship collaboration in the 20th century as manifested in the scholarly journal literature of psychology and philosophy. Journal of the American Society for Information Science and Technology 54 (9): 855-871. https://doi.org/10.1002/asi.10278
13. Gazni A and Didegah F (2011) Investigating different types of research collaboration and citation impact: a case study of Harvard University’s publications. Scientometrics 87 (2): 251-265. https://doi.org/10.1007/s11192-011-0343-8
14. Glänzel W and De Lange C (2002) A distributional approach to multinationality measures of international scientific collaboration. Scientometrics 54 (1): 75-89. https://doi.org/10.1023/A:1015684505035
15. Goldfinch S, Dale T and DeRouen K (2003) Science from the periphery: collaboration, networks and “periphery effects” in the citation of New Zealand Crown Research Institutes articles, 1995-2000. Scientometrics 57 (3): 321-337. https://doi.org/10.1023/A:1025048516769
16. Isfandyari-Moghaddam A, Saberi MK, Tahmasebi-Limoni S, Mohammadian S and Naderbeigi F (2021) Global scientific collaboration: a social network analysis and data mining of the co-authorship networks. Journal of Information Science 49 (4): 1126- 1141. https://doi.org/10.1177/01655515211040655
17. Katz JS and Hicks D (1997) How much is a collaboration worth? A calibrated bibliometric model. Scientometrics 40 (3): 541-554. https://doi.org/10.1007/BF02459299
18. Larivière V, Gingras Y and Archambault É (2006) Canadian collaboration networks: a comparative analysis of the natural sciences, social sciences and the humanities. Scientometrics 68 (3): 519-533. https://doi.org/10.1007/s11192-006-0127-8
19. Moody J (2004) The structure of a social science collaboration network: disciplinary cohesion from 1963 to 1999. American Sociological Review 69 (2): 213-238. https://doi.org/10.1177/000312240406900204
20. Narin F, Stevens K and Whitlow ES (1991) Scientific co-operation in Europe and the citation of multinationally authored papers. Scientometrics 21 (3): 313-323. https://doi.org/10.1007/BF02093973
21. Persson O, Glänzel W and Danell R (2004) Inflationary bibliometric values: the role of scientific collaboration and the need for relative indicators in evaluative studies. Scientometrics 60 (3): 421-432. https://doi.org/10.1023/B:SCIE.0000034384.35498.7d
22. Priem J, Piwowar H and Orr R (2022). OpenAlex: a fullyopen index of scholarly works, authors, venues, institutions, and concepts. ArXiv: website. https://doi.org/10.48550/arXiv.2205.01833
23. Thelwall M, Kousha K, Abdoli M, Stuart E, Makita M, Wilson P and Levitt J (2024) Which international co-authorships produce higher quality journal articles? Journal of the Association for Information Science and Technology 75 (7): 769-788. https://doi.org/10.1002/asi.24881
24. Wagner-Döbler R (2001) Continuity and discontinuity of collaboration behaviour since 1800 - from a bibliometric point of view. Scientometrics 52 (3): 503- 517. https://doi.org/10.1023/A:1014208219788
Выпуск
Другие статьи выпуска
Issues of the Children’s Library as a Sociocultural Space for the Development of Schoolchildren’s Personality and the All-Russian Scientific and Practical Conference “Sociocultural Space in the Formation of a Modern Personality: Experience and Innovation” (Republic of Sakha (Yakutia))
Для цитирования: Жожикова Л. В. Вопросы детской библиотеки кaк социокультурного прострaнствa воспитaния личности учaщихся и Всероссийскaя нaучно-прaктическaя конференция «Cоциокультурное прострaнство в стaновлении современной личности: опыт и инновaции» (Pеспубликa Caхa (Якутия)). Библиосфера. 2025;(1):117-119.
Дворовенко О. В., Пилко И. С. Методическая продукция библиотек в цифровой среде. Кемерово: КемГИК, 2024. 301 с.
Распространение научного знания в обществе является важным вектором работы всех социальных институтов. Библиотека как один из ведущих институтов культуры берет на себя эту функцию и реализует ее посредством работы с читателями. В статье рассматривается библиотечная деятельность по распространению научного знания в странах Африки. Представлены результаты исследования доступных сайтов библиотек Африки. Для поиска литературных источников использована платформа LENS. ORG (https://www. lens. org/). Анализ доступных источников свидетельствует о низком уровне распространения научной информации в странах Африки. Это связано с такими проблемами, как плохая работа интернета, низкий общий уровень развития инфраструктуры, в частности перебои с электричеством, низкая квалификация сотрудников библиотек. Несмотря на то что в библиотеках проводятся научные конференции, лекции и семинары, работа в этом направлении находится на своем начальном этапе. Автор делает вывод, что совместная деятельность государственных структур, институтов культуры и науки способна привести к качественному и эффективному распространению научного знания во всех слоях общества.
Актуальность исследования межрегионального и приграничного сотрудничества библиотек, выполняющих важную гуманитарную миссию, определяется большим значением, которое придает Российская Федерация развитию культурных связей между регионами и приграничными территориями в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Цель статьи – отражение результатов проведенного Российской государственной библиотекой исследования сотрудничества центральных универсальных библиотек приграничных субъектов государств – участников СНГ в профессиональной сфере.
Автор анализировала действующие нормативно-правовые акты и документацию в области межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ; изучила партнерские связи центральных универсальных библиотек приграничных субъектов стран Содружества, опыт их научной и методической деятельности, продвижения информации о взаимодействии с коллегами из сопредельных стран в средствах массовой информации и интернете.
Определены факторы влияния на приграничное сотрудничество библиотек стран СНГ. К позитивным факторам относятся: актуальная нормативно-правовая база сотрудничества; пространство общего языкового общения; участие общественных организаций, населения, этнокультурных обществ в контактах с зарубежными коллегами; поддержка местных средств массовой информации в продвижении информации о сотрудничестве. Факторы, оказывающие отрицательное влияние на сотрудничество: приграничные претензии государств и изменения в геополитике; языковой барьер; слабая материально-техническая и информационно-коммуникационная инфраструктура.
Практическим результатом исследования стала разработка «Концепции развития библиотечно-информационного пространства на базе приграничных библиотек государств – участников СНГ» и плана мероприятий по ее реализации до 2030 г.
Информационно-аналитическая компетенция (ИАК) является одной из ключевых в перечне профессиональных компетенций библиотечного специалиста, так как высокий уровень владения ею позволяет библиотекарям эффективно находить релевантную информацию и данные, оценивать их, обрабатывать, интерпретировать и оперативно представлять в соответствии с предпочтениями пользователей. Несмотря на то что в научных публикациях по теме отражаются разные аспекты информационно-аналитической деятельности, вопрос развития ИАК библиотечного специалиста остается слабо изученным. В библиотечной профессиологии и теории библиотечно-информационного образования не уточнено определение, раскрывающее специфику такой компетенции. Цель исследования – экспериментальная проверка авторской модели развития информационно-аналитической компетенции библиотечных специалистов, необходимой для реализации информирования пользователей библиотеки по востребованной проблематике в веб-среде. Автор с помощью терминологического анализа и специфики библиотечно-информационной деятельности уточняет определение ИАК библиотечных специалистов, необходимой для создания современных информационно-аналитических продуктов по востребованной проблематике, коей выступает открытая наука, а также определяет направления формирования ИАК, и на их основе разрабатывает модель развития ИАК библиотечного специалиста, включающую целевой, концептуальный, содержательный, технологический, оценочно-результативный блоки и необходимые педагогические условия. В завершении исследования представлены итоги педагогического эксперимента, подтверждающие результативность предложенной модели.
В последние годы в библиотечно-информационной сфере наблюдается сложная кадровая ситуация. Устаревание кадров на фоне отсутствия молодых специалистов, увеличение числа сотрудников с непрофильным образованием и отток в другие отрасли работников с библиотечным образованием – это лишь небольшая часть проблем, с которыми сталкивается руководство многих библиотек при формировании штата. Особо сложная ситуация в библиотеках, не подведомственных Министерству культуры РФ, образовательных учреждениях и иных организациях, где роль библиотекаря зачастую выполняет сотрудник, имеющий довольно поверхностное представление о специфике своей работы. В то же время отсутствие целостной картины кадрового состояния по всей сети библиотек не позволяет комплексно подойти к изучению существующих проблем и определить пути их решения. Цель статьи – изучить кадровую ситуацию в библиотеках Бурятии, определив роль вуза в кадровом обеспечении отрасли. В результате представлена характеристика библиотечной сети Бурятии, персонала библиотек, обозначена роль Восточно-Сибирского государственного института культуры в подготовке специалистов для библиотечно-информационной сферы региона; определены основные проблемы, анализ которых позволит скорректировать совместную работу библиотек и вуза по обеспечению отрасли кадрами.
Статья посвящена проблеме подготовки кадров для научно-технических библиотек и описывает возможные модели подготовки таких специалистов в высших учебных заведениях. Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием со стороны государства и общества к научно-техническим библиотекам и отсутствием кадрового ресурса, готового к реализации социальных отношений и социальных функций, которые возлагаются на библиотеки при реализации стратегии технического и интеллектуального суверенитета страны. Цель статьи – предложить решение проблемы обеспечения кадрами научных и научно-технических библиотек в русле современных наук об образовании. Поставлен вопрос об актуализации трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» для специалистов научных библиотек. Проанализированы 4 основные педагогические модели подготовки специалистов для научных и научно-технических библиотек. Сделан вывод о необходимости проработки вопроса о трудовых функциях современных специалистов научных библиотек отраслевой наукой, практикой и образованием.
В статье рассматриваются рукописи XVIII–XIX вв., входящие в состав книжного собрания Колывано-Воскресенских горных заводов. Крупнейшая сохранившаяся часть этой книжной коллекции находится в отделе ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ). Большинство представленных в статье рукописей, в силу различных объективных причин, ранее оставалось вне поля зрения исследователей.
Автором впервые предпринята попытка реконструкции состава рукописной части книжного собрания Колывано-Воскресенских заводов. На сегодняшний день мы располагаем разной степени полноты информацией о 88 рукописях, в различное время оказавшихся в Барнаульской казенной библиотеке. Цель статьи – проанализировать репертуар рукописных документов и охарактеризовать их как часть книжного собрания Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа.
Рассмотрены сохранившиеся архивные документы, касающиеся Барнаульской казенной библиотеки и принадлежавших ей книг. Особое внимание уделено очень разнообразному тематическому составу уцелевших рукописей, который имеет выраженное сходство с уральскими книжными собраниями, исторически связанными с горно-металлургической промышленностью. Выявлены особенности истории происхождения и бытования рукописей из коллекции Колывано-Воскресенских заводов. Исследование существенно дополняет картину развития книгораспространения, библиотечного дела и чтения в Сибири в XVIII–XIX вв.
Проблематика цифровой репрезентации литературного процесса (во всем многообразии структурных элементов его представленности) рассматривается как актуальное поле междисциплинарного научного дискурса. Постоянно изменяющийся digitalоблик современной литературы (тематические группы и фанатские сообщества в социальных сетях, электронные библиотеки, подкасты, блоги, литературные интернет-шоу и иные форматы, определяющие ее цифровой ландшафт) побуждает исследователей на поиск моделей и концептов, позволяющих фиксировать это многообразие в границах научной рефлексии. В свете развивающихся теорий конвергентной культуры и интермедиальности в качестве концепта может рассматриваться гибридный культурный формат – результат соединения разнородных сред, образующий целостную и самодостаточную систему.
Целью исследования является осмысление специфики функционирования литературы в новых гибридных форматах (сетевая репрезентация литературных текстов), порожденных цифровой средой существования и рождающих аналогичные, гибридные ролевые стратегии читателей. Опираясь на метод культурного анализа Клиффорда Гирца (метод «насыщенного описания») и методологию фрейм-сценариев, авторы анализируют ресурсы, активно участвующие в создании российского пространства цифровой жизни литературы и репрезентирующие гибридные модели функционирования текста. В статье выстраивается идентификационный профиль читателя, выраженный через гибридизацию субъектной роли (креативный потребитель) и гибридные поведенческие сценарии (читатель-игрок). Природу цифрового пространства жизни литературы авторы оценивают как аналог карнавальной культуры (М. М. Бахтин), дающей возможность современному читателю компенсировать иллюзорность виртуального бытия в подлинности культуротворческого действия.
В статье на основе дореволюционных источников впервые представлена деятельность библиотеки и Библиотечного общества служащих и рабочих Пермских (Мотовилихинских) пушечных заводов с 1907 по 1915 г. Проанализированы нормативно-правовые документы, регламентировавшие их деятельность в указанный период. Выявлены и охарактеризованы источники финансирования библиотеки и Библиотечного общества, основными из которых были: абонентная плата за пользование книгами, пожертвования от служащих и рабочих, проценты по сберегательной книжке, сдача в аренду зала Народного дома, доходы от чайной (буфета) и др. Рассмотрены отделы, по которым комплектовалась заводская библиотека, и распределение количества выданных читателям книг по ее отделам, а также по месяцам и годам. Приведены статистические сведения о числе членов Библиотечного общества, абонентов, читателей и выданных книг для чтения из библиотеки, учтена ее посещаемость. Указаны статьи расхода библиотеки: вознаграждение библиотекарю; покупка книг; выписка периодических изданий, их переплет; печатание каталога; работы по новой пристройке для сцены и ее оформление; изготовление занавесов, декораций; приобретение костюмов и др. Установлены конкретные примеры того, что библиотека, помимо выполнения своей основной задачи – обеспечивать служащим и рабочим завода возможность пользоваться ее книжным фондом, осуществляла еще и просветительскую и культурно-досуговую функции.
Авторы представили результаты исследования научного наследия советских книговедов Н. М. Сикорского, А. И. Барсука, И. Е. Баренбаума, проанализировали и охарактеризовали вклад каждого из них в становление и развитие функционального подхода в книговедении. В статье идентифицированы и раскрыты некоторые методологические проблемы функционального подхода: замкнутость исключительно в системе вузовской науки, обособленность от международного научного дискурса, наличие интеллектуального влияния идеологизированных работ 1920–1930-х гг. (Н. Я. Марра, И. В. Новосадского, П. Н. Беркова), избыточное внимание к комплексности как ключевой характеристике книговедения, нерешенность вопроса научных методов книговедческих исследований. Мы выделили позитивные и перспективные направления разработок функциональной школы – реактуализацию творческого наследия А. М. Ловягина и М. Н. Куфаева, инкорпорацию читателя и чтения в систему научных проблем книговедения, признание коммуникационной сущности науки о книге и социодинамики книжного процесса. В заключении авторы обосновывают тезис об эклектичности и противоречивости позднесоветского теоретического книговедения и вместе с тем его эвристической ценности как с точки зрения обеспечения концептуальной преемственности развития науки о книге в нашей стране, так и в контексте плодотворной академической дискуссии, развернувшейся в профессиональной печати в 1970–1980 гг.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585