Предметом исследования являются механизмы влияния геополитических вызовов на автомобильный рынок в условиях Индустрии 4.0. Объектом исследования выступают трансформационные процессы в глобальной и российской автомобильной промышленности под воздействием санкций, разрывов цепочек поставок и тенденций цифровизации. Особый акцент делается на процессах регионализации мировой экономики, являющейся результатом переосмысления глобализации со стороны мировых держав и осознания того факта, что современная глобальная политическая конъюнктура является чересчур нестабильной, что в свою очередь толкает страны к усилению собственных экономик и экономических связей с новыми международными партнерами. Целью исследования является выявление ключевых факторов влияния политической нестабильности и новых технологических решений на развитие автомобильной отрасли в условиях перехода от глобализации к регионализации. Особое внимание уделено российскому автомобильному рынку, его текущему состоянию и перспективам. Также отмечается, каким образом повышение технологической устойчивости предприятия сделает его менее восприимчивым к рискам политического характера. В работе использованы аналитические методы, включая сравнительный анализ, экономическое моделирование и обзор актуальных научных источников и статистических данных. Научная новизна заключается в интегральном анализе воздействия геополитических вызовов на автомобильный рынок через призму технологий Индустрии 4.0. Основные результаты включают выводы о необходимости развития технологий Индустрии 4.0 для укрепления национальной автомобильной отрасли и достижения технологического суверенитета, рекомендации по созданию устойчивых региональных экономических платформ для технологического обмена с дружественными странами, выводы о важности программ государственной поддержки, которые включают налоговые льготы и субсидии, для стимулирования отечественного автопрома и конкретно высокотехнологичных решений в нем, а также стратегию сотрудничества с китайскими автоконцернами с фокусом на локализацию и обмен технологиями для повышения конкурентоспособности российского автопрома. Представленные результаты помогают сформировать более устойчивую модель развития автомобильной отрасли, способную противостоять внешним вызовам.
Идентификаторы и классификаторы
В условиях глобальных изменений в мировой экономике и технологической среде автомобильная индустрия становится сферой экономики, наиболее чувствительной к последствиям глобальных кризисных процессов, вызванных геополитическими вызовами. Современные исследования в значительной степени сосредоточили внимание на дестабилизации устоявшихся глобальных цепочек поставок из-за мировых конфликтов (см. работы, например, Ю. А. Ильина [1], Г. Л. Бродецкого [2], А. Тойгара [3]), а также на тенденции к деглобализации (которая воспринимается некоторыми авторами, например, А. П. Портанским, как объективная реальность нежели чем рукотворный процесс, что подтверждается снижающимся интересом многих стран к участию в глобальных экономическим форумах [4, С. 8]), регионализацией и фрагментацией [5, С. 1291] международных экономических связей. Однако вопрос о том, как эти изменения влияют на автомобильную отрасль, отличающуюся высоким уровнем технологического развития и цифровизации, остаётся недостаточно изученным.
Список литературы
1. Ильина Ю. А. Устойчивость глобальных цепей поставок в условиях нестабильной внешней среды // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 52. С. 75-79.
2. Бродецкий Г. Л., Герами В. Д., Гусев Д. А., Колик А. В. Трансформация цепей поставок в ситуации глобального кризиса. Анализ и прогноз // Журнал ИМЭМО РАН. 2023. № 2. С. 14-23.
3. Toygar A., Umut Y. Examining the Effects of the Russia Ukraine Conflict on Global Supply Chains // Handbook of Research on War Policies, Strategies, and Cyber Wars, 1st edition. IGI Global. 2023.
4. Портанский А.П. Опасность фрагментации глобальной экономики нарастает // Вестник международных организаций. 2024. № 2. С. 7-20.
5. Campos R. G., Estefania-Flores J., Furceri D., Timini J. Geopolitical fragmentation and trade // Journal of Comparative Economics. 2023. Vol 51, № 4. P. 1289-1315. EDN: AZJIXN
6. Сторчак Д. М. Влияние политико-экономических факторов на автомобильную индустрию в 2022 году // Интерактивная наука. 2022. № 4 (69). С. 57-58.
7. Мирзаханов Р. Н., Журавлева К. В. Развитие автотранспортной промышленности в условиях санкций // Вестник науки. 2022. № 6 (51). С. 106-115.
8. Лобан Н. В. Методы преодоления кризисных явлений в компаниях автомобильной индустрии // Инновации и инвестиции. 2021. № 12. С. 219-224.
9. Black A., Roy P., El-Haddad A., Yilmaz K. The Political Economy of Automotive Industry Development Policy in Middle Income Countries: A Comparative Analysis of Egypt, India, South Africa and Turkey // ESID Working Paper. 2023. № 143. P. 1-35.
10. Monye S., Afolalu A., Lawal L., Oluwatoyin O., Adeyemi A., Ughapu E., Adegbenjo A. Impact of Industry (4.O) in Automobile Industry // E3S Web of Conferences. 2023. № 430. P. 1-21.
11. Семенова Ю. Е., Родиченко Т. Д. Автомобильный рынок в настоящее время. Положение и тенденции // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 3. С. 134-140.
12. Carmo M.J., Mario S.C., Donadone J.C. The new geographical configuration of production in the global automotive sector // Conference: Reunión Iberoamericana de Socioeconomia. RISE/SASE. Heredia, Costa Rica. 2019.
13. Царегородцева С. Р., Тихонова О. Ю., Котова Т. В., Евдокимова А. С. Санкции как угроза национальной экономической безопасности Российской Федерации // Креативная экономика. Т. 18. № 9. С. 2433-2444.
14. Андрианова, Н. В. Как выжить КАМАЗу в условиях санкций? // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 376-379.
15. Яковлев П. П. Глобальный юг: концептуальные подходы и социально-экономические процессы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. № 2. С. 6-27.
16. Микатекисо К. Глобальный Юг и Ближний Восток // Россия в глобальной политике. 2024. № 1. С. 93-96.
17. Иващенко Д. А. Влияние пандемии COVID-19 на цифровизацию экономики ЕС // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 12-1. С. 257-261.
18. OECD Embracing the Technology Frontier // OECD Digital Economy Outlook 2024 (Volume 1). OECD Publishing, Paris. 2024.
19. Шевченко Б. И. Парадигмы взаимосвязи мировой политики и мировой экономики в современном мире // Экономический журнал. 2016. № 42. С. 103-116.
20. Шишков Ю. В. Регионализация и глобализация мировой экономики: альтернатива или взаимодополнение? // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 8 C. 3-20.
21. Пасько А. В. Особенности влияния глобализации на развитие мировой автомобильной промышленности // Вестник ГУУ. 2014. № 15. С. 59-62.
22. Kandrashina E.A., Ashmarina S.I., Aleshkova D.V., Vorotnikova M.V. The Level of Production Localization of Automotive Industry Enterprises in Russia // SHS Web of Conferences. 2020. № 73. P. 1-6.
23. Журова Л. И. Влияние экономических санкций на развитие автомобильной промышленности России // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2023. № 1. С. 32-48.
24. Попова И. Н., Сергеева Т. Л. Импортозамещение в современной России: проблемы и перспективы // Beneficium. 2022. № 2 (43). С. 73-84.
25. Jiejing G. Big Data Analysis for Supply Chain Management in Vehicle Industry // BCP Business & Management. 2022. № 34. P. 1192-1197.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом исследования является «гибридное противоборство», предмет исследования - принципы его организации применительно к новым условиям реализации: глобализации и информатизации современного мира. В статье проанализированы основные составляющие «гибридных» действий и, на основе анализа исторического опыта сделан вывод о том, что данные подходы имеют глубокие исторические корни. Речь, при этом, идёт не о «классическом» использовании наёмников, даже в форме частных военных компаний, не о proxy-конфликтах, а именно о «гибридных» действиях, когда скрывается заказчик и цель привлечения вооруженных формирований, а, главное, военные действия сопровождаются экономическим противоборством и информационно-психологическими операциями. Несмотря на длительную историю развития, в теории «гибридных войн» имеется достаточно много нерешенных вопросов: по их структуре, относительно границ применения составных компонентов «гибридных войн», по методам противодействия, что делает проведение анализа их содержания и особенностей своевременным и актуальным. С использованием результатов исторического анализа данного процесса можно утверждать, что соотношение силовых и не силовых компонентов в структуре «гибридных войн» менялось на разных исторических периодах и театрах военных действий, развивая эту форму противоборства от классической proxy-войны к разносторонним и высокоорганизованным «гибридным» действиям. Прототипы подобных действий, реализуемые в форме proxy-конфликтов, как показал исторический анализ, можно найти уже в войнах XV-XVII веков, но по-настоящему они стали вестись именно в последние годы, с объединением принципов proxy-войны на нижнем уровне и «оффшорного балансирования» на глобальном. На основе анализа исторического опыта ведения войн и вооруженных конфликтов сделан вывод о том, что современные «гибридные» действия являются прямым развитием давно известных тактических proxy-конфликтов, и их развития на стратегическом уровне «оффшорного балансирования», а угроза «гибридного» противоборства актуальна в настоящее время и в обозримой перспективе, но противодействовать ей существующими методами вооруженного противоборства неэффективно. Автором сделан вывод о необходимости обеспечить готовность нашей страны к парированию подобных угроз, описаны возможные аспекты организации противодействия
Объектом исследования является «гибридное противоборство», предмет исследования - принципы его организации применительно к новым условиям реализации: глобализации и информатизации современного мира. В статье проанализированы основные составляющие «гибридных» действий и, на основе анализа исторического опыта сделан вывод о том, что данные подходы имеют глубокие исторические корни. Речь, при этом, идёт не о «классическом» использовании наёмников, даже в форме частных военных компаний, не о proxy-конфликтах, а именно о «гибридных» действиях, когда скрывается заказчик и цель привлечения вооруженных формирований, а, главное, военные действия сопровождаются экономическим противоборством и информационно-психологическими операциями. Несмотря на длительную историю развития, в теории «гибридных войн» имеется достаточно много нерешенных вопросов: по их структуре, относительно границ применения составных компонентов «гибридных войн», по методам противодействия, что делает проведение анализа их содержания и особенностей своевременным и актуальным. С использованием результатов исторического анализа данного процесса можно утверждать, что соотношение силовых и не силовых компонентов в структуре «гибридных войн» менялось на разных исторических периодах и театрах военных действий, развивая эту форму противоборства от классической proxy-войны к разносторонним и высокоорганизованным «гибридным» действиям. Прототипы подобных действий, реализуемые в форме proxy-конфликтов, как показал исторический анализ, можно найти уже в войнах XV-XVII веков, но по-настоящему они стали вестись именно в последние годы, с объединением принципов proxy-войны на нижнем уровне и «оффшорного балансирования» на глобальном. На основе анализа исторического опыта ведения войн и вооруженных конфликтов сделан вывод о том, что современные «гибридные» действия являются прямым развитием давно известных тактических proxy-конфликтов, и их развития на стратегическом уровне «оффшорного балансирования», а угроза «гибридного» противоборства актуальна в настоящее время и в обозримой перспективе, но противодействовать ей существующими методами вооруженного противоборства неэффективно. Автором сделан вывод о необходимости обеспечить готовность нашей страны к парированию подобных угроз, описаны возможные аспекты организации противодействия
Предметом исследования является Региональная антитеррористическая структура ШОС и Антитеррористический центр СНГ, что позволит выработать новые подходы к будущему антитеррористическому сотрудничеству. Цели исследования включают: анализ текущего состояния антитеррористического сотрудничества между двумя организациями; сравнение различий в антитеррористическом сотрудничестве с точки зрения законодательства, направления развития стран-лидеров; выдвижение предложений по оптимизации регионального антитеррористического сотрудничества. Объектами исследования в данной работе являются Региональная антитеррористическая структура ШОС и Антитеррористический центр СНГ. Обе организации сталкиваются с общей угрозой терроризма в Центральной Азии и прилегающих районах. Изучение антитеррористического сотрудничества между двумя организациями позволило представить теоретические и практические рекомендации для регионального антитеррористического сотрудничества и поспособствует улучшению и развитию региональных механизмов антитеррористического сотрудничества. Методами изучения были избраны изучение литературы и метод сравнительного исследования. Сравниваются и анализируются РАТС и АТЦ по различным аспектам антитеррористического сотрудничества чтобы выявить их преимущества и недостатки. Новизна статьи заключается в том, что предыдущие исследования антитеррористического сотрудничества в основном были посвящены анализу отдельных международных организаций, тогда как в данной статье проводится сравнение и сопоставление РАТС ШОС и АТЦ СНГ с целью предложить новые идеи для изучения регионального антитеррористического сотрудничества. Сделан вывод, что обе организации вносят вклад в построение глобальной и региональной систем безопасности, но АТЦ имеет более полное антитеррористическое законодательство, а РАТС - слабое; в АТЦ в основном доминирует Россия, а в РАТС - Китай и Россия; число государств-членов АТЦ сокращается, а потенциал развития ограничен, в то время как РАТС - сокращается. Количество стран-участниц АТЦ уменьшается, а потенциал его развития ограничен, в то время как РАТС растет и имеет большой потенциал развития.
Статья рассматривает актуальные методические вопросы оценки эффективности работы морских портов Дальневосточного бассейна, основанные на стейкхолдерском подходе. Порты играют ключевую роль в глобальных цепочках поставок, обеспечивая рост экономики, привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры. Однако традиционные подходы к оценке их эффективности недостаточны, так как не учитывают интересы различных групп стейкхолдеров. Целью исследования является разработка универсального инструмента оценки, отражающего запросы всех основных групп заинтересованных сторон с учётом их важности. Для формирования базы исходных данных используются государственные и корпоративные отчеты. Предметом исследования является методика комплексной оценки эффективности морских портов с использованием стейкхолдерского подхода. Объектом выступают морские порты Дальневосточного бассейна России, анализируемые с учетом их влияния на экономические, социальные и экологические аспекты развития регионов. Методология исследования включает формирование интегрального показателя эффективности, представляющего собой свёртку стейкхолдерских индикаторов эффективности, основанных на анализе различных аспектов деятельности порта и их влияния на региональное и национальное развитие. Новизна исследования заключается в комплексном подходе к оценке, который учитывает интересы стейкхолдеров и связывает результаты с концепцией устойчивого развития. Выводы подчеркивают значимость функционирования портов не только для экономического и социального роста региона, но и для национальной безопасности, учитывая их стратегическую роль в глобальных цепочках поставок. Результаты исследования показывают, что лидерами по эффективности являются порты Владивосток и Восточный, демонстрирующие устойчиво высокие показатели по большинству категорий. Наименее эффективными оказались порты Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре. Результаты исследования имеют широкую область практического применения, как с точки зрения повышения конкурентоспособности порта, так и для устойчивого развития и обеспечения сбалансированного роста в социально-экономическом и экологическом контекстах.
Объект исследования - пенсионные системы зарубежных стран. Предметом исследования является стратегическое управление развитием пенсионных систем. В работе рассмотрены основные характеристики и положения долгосрочных планов правительств зарубежных стран по управлению развитием национальных пенсионных систем, взаимоувязанных с долгосрочными целями развития государства и содержащих комплекс обоснованных задач, инструментов, методов и финансовых ресурсов для достижения постановленной цели. Автором проведен сравнительный анализ документов стратегического планирования на предмет предпосылок их принятия и срока планирования, формулировки индикаторов реализации и основных направлений развития, детализации мероприятий развития и комплексности планируемых изменений. Отмечены факторы, влиявшие и влияющие на управление зарубежными пенсионными системами в долгосрочной перспективе. В исследовании рассматривается вопрос, насколько сильнее изменение пенсионных систем обусловливается социально-экономическими шоками и импульсами, чем планами правительств. В работе используется коэффициентный, факторный, сравнительный, вертикальный и горизонтальный анализ показателей пенсионного обеспечения и реализации документов стратегического планирования в зарубежных странах, проводится выделение основных компонентов долгосрочных планов. Сделаны выводы о частичном сохранении ситуативного управления развитием пенсионных систем и наличии затруднительности в стратегическом управлении, дополняемой корреляцией волн увеличения и уменьшения количества пенсионных реформ с бизнес-циклами. Ухудшение демографической нагрузки преподносится в качестве основной предпосылки реформ, а включение в задачи планов во всех странах внедрения или совершенствования накопительного компонента пенсионного обеспечения и развитии многокомпонентной пенсионной системы определяет построение многоуровневой и диверсифицированной пенсионной системы как главный общий тренд стратегического управления. Горизонт планирования развития составляет от 5 до 14 лет. Среди основных индикаторов их реализации: коэффициент замещения, реальный рост размера пенсий, показатели бедности и неравенства. В свою очередь, индикаторы сбалансированности пенсионной системы и отсутствия повышения пенсионного возраста предусмотрены только в Молдове и Ирландии соответственно.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______