Объектом исследования является процесс становления образовательной системы на среднеазиатских территориях Российской империей в конце ХIХ - начале ХХ вв. Предмет исследования - отражение процесса становления образовательной системы Средней Азии в отечественной публицистике конца ХIХ - начала ХХ вв. В данной статье освещается отношение российских изданий эпохи пореформенной модернизации к проводимой имперской администрацией образовательной политике на территориях Центральной Азии. Отмечаются различия консервативных, либеральных и демократических взглядов на цели и методы создаваемой в мусульманской среде системы образования. Освещается отношение публицистов к неоднозначному восприятию русской администрацией традиционной местной школы. Особое внимание уделяется критике непоследовательности и колебаний правительственной политики в сфере образования. Выявляются конструктивные предложения публицистов, направленные на обеспечение синтеза некоторых аспектов традиционных и российских учебных заведений, способствующего аккультурации местного населения и постепенной интеграции региона в состав Империи. В работе использовались историко-генетический метод, дающий возможность проследить за развитием процесса отражения образовательной политики России в Центральноазиатских владениях на страницах отечественных изданий; сравнительный, - позволяющий установить общее и особенное в ее восприятии публицистами; принцип историзма, раскрывающий их отношение к образовательной политике власти в историческом контексте эпохи начала ХХ в. Проблема отражения образовательной политики России в Средней Азии в периодических изданиях того времени так и не стала предметом специального анализа. Консервативные авторы выступали за политику религиозной терпимости, распространение русской школы и включение в ее учебный процесс подрастающего поколения местного населения. Главной задачей образовательной политики в регионе для либералов долгое время являлось снижение уровня мусульманского фанатизма, приобщение к цивилизации с помощью развития образования, реформирование русско-туземных школ, медресе и мектебе, предоставление культурной автономии населению региона, необходимость синтеза светской и национальной школы. Народнические издания предлагали использовать общественный ресурс в деле создания и развития местной школы. Представители всех направлений сходились в том, что лишь с помощью образования, распространения европейских ценностей возможно преодолеть культурную изоляцию региона, национальный и религиозный экстремизм, подрывающие основы его интеграции с Россией.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
Исследование отношения к вошедшей в состав Империи Центральной Азии российского общественного мнения, сфокусированного в начале ХХ в. в отечественной публицистике, сохранил свою актуальность и в наши дни.
Список литературы
1. А.П. Из общественной жизни Ташкента // Русское богатство. 1904. № 9. С. 169-193.
2. Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1924 годы). М., 1960. 509 с.
3. Васильев Д.В., Любичанковский С.В. Народное просвещение в Центральноазиатских владениях Российской империи как объект аккультурации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. Т. 1, № 1, 2019. С. 5-13. EDN: TOQOTL
4. Венюков М. Туркестанские вопросы // Русская мысль. 1899. № 9. С. 474-503.
5. Волков И.В. Роль России в исторических судьбах народов Средней Азии: дореволюционный период. М., 2018. 584 с.
6. Ларусин С. Народная школа в киргизской степи // Северный вестник. 1889. № 5. С. 43-60.
7. Литвинов П.П. Государство и ислам в Русском Туркестане. (1865-1917). Елец, 1998. 319 с. EDN: RQZGWN
8. Лыкошин Н.С. Полжизни в Туркестане. Пг., 1916. 415 c.
9. Марков Е.Л. На Оксусе и Яксарте // Русское обозрение. 1893. № 12. С. 619-661.
10. Милищ (псевд) О мусульманском движении // Вестник Европы. 1912. № 8. С. 356-371.
11. Н.М. Русско-туземные мусульманские школы в Туркестане // Православный благовестник. 1900. № 12. Июнь. С. 356-371.
12. Остроумов Н.П. Константин Петрович фон Кауфман-устроитель Туркестанского края. Личные воспоминания Н. Остроумова (1877-1881 гг.) Ташкент. 1899. 286 с.
13. Остроумов Н. Колебания во взглядах на образование туземцев в Туркестанском крае// Кауфманский сборник. 1910. С. 139-160.
14. Остроумов Н.П. Мадрасы в Туркестанском крае // Журнал министерства народного просвещения. 1907. № 1. Часть 7. С. 1-51.
15. Остроумов Н.П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае // Журнал министерства народного просвещения. 1906. № 2. Часть 1. С. 113-166.
16. Остроумов Н.П. Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии // Православный благовестник. 1880. № 6. С. 229-324.
17. Павловский Е.Н. Очерки Самаркандской области // Исторический вестник. 1911. № 12. С. 1118-1143.
18. Петровский Н. Очерки Кокандского ханства // Вестник Европы. 1875. № 10. С. 722-757.
19. Письмо А.Б. Вревского Суворину А.С. РГАЛИ. Ф. 459. Оп. 1. ед. хр. 806. 1 п. 26 марта 1908 г.
20. Русско-туземные школы Сыр-Дарьинской области в 1898 году // Православный благовестник. 1899. № 3 (февраль). С. 120-121.
21. Т-ов С. Андижанское восстание и его причины // Исторический вестник. № 5. 1908. С. 666-670.
22. Терентьев М. Туркестан и туркестанцы // Вестник Европы. 1875. № 10. С. 65-112.
23. Туземные учебные заведения в Туркестанском крае: медресе и мектебе // Православный благовестник. 1897. № 14. Июль. С. 250-258.
24. Федоров Г.П. Моя служба в Туркестанском крае // Исторический вестник. 1913. № 9. С. 787-812.
25. Федоров Г.П. Моя служба в Туркестанском крае // Исторический вестник. 1913. № 10. С. 34-55.
26. Письмо А.Б. Вревского Суворину А.С. РГАЛИ. Ф. 459. Оп. 1. ед. хр. 806. 1 п. 26 марта 1908 г.
27. Шкапский О. Аму-дарьинские кулаки перед судом Шариата и казиев // Русская мысль. 1898. № 8. С. 46-66.
28. Шкапский О. Прошлое и настоящее Туркестана // Вестник Европы. 1915. № 6. С. 131-157.
29. Южаков. Ю.Д. Итоги 27-летнего управления Туркестанским краем // Русский вестник. 1891. № 8. С. 1-51.
30. Центральная Азия в составе Российской империи. (С. Абашин, Д. Арапов, Н. Бекмаханова и др.) М., 2008.
31. Циммерман Э. По закаспийской железной дороге // Русская мысль. 1889. № 3. С. 17-44.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель работы: уточнение данных историографических исследований и презентация новых фактов о поставке лошадей для Костромского ополчения во время Отечественной войны 1812 г. В числе источников рассматриваются документы фондов Российского государственного военно-исторического архива, Российского государственного исторического архива и Государственного архива Костромской области. Документальные данные сопоставлены с текстами сочинений К. А. Военского, В. Р. Апухтина, Н. Н. Виноградова и др. Важным компонентом информации источников, не актуализированным до настоящего времени в историографии, являются механизмы комплектования конного состава основного и резервного ополчений, расчет строевых и подъемных лошадей, вопросы сдачи лошадей по окончании военных действий. Документы позволяют оценить военно-экономический потенциал Костромской губернии в избранном аспекте. Полученные результаты позволяют оценить и интерпретировать показатели, как-то: общие сведения о поставках лошадей, нагрузку на регион, соотношение количественных показателей и требований воинских артикулов и т. д. В перспективе становится возможным использовать сведения об обеспечении Костромского ополчения лошадьми для сопоставления его с другими ополчениями III округа. Исходя из анализа историографического наследия XIX-XXI вв., надо признать практически не изученным, а потому востребованным исследование проблем материального обеспечения деятельности народной военной силы 1812-1814 гг. Реализация этой задачи в нашем случае осложняется тем, что в научном обороте представлен весьма ограниченный объем источников и историографических материалов о Костромском ополчении. По результатам исследования сделаны следующие выводы: во-первых, несмотря на значительные невосполнимые потери в архиве региона, сопоставление документов и историографических исследований позволяет представить весьма интересный аспект истории Костромского ополчения 1812 года; во-вторых, документальные материалы открывают неизвестные ранее аспекты темы, например, поставку лошадей не только для основного, но и для резервного ополчения, не только для ополчения, но и для нужд армии; в-третьих, сопоставление документальных и статистических данных позволяет выдвинуть определенные гипотезы, которые станут перспективой дальнейшего изучения Костромского ополчения.
Предметом исследования является проект одного из лидеров правого движения дореволюционной России К. Н. Пасхалова об упразднении губернских земских учреждений. Основная цель работы - оценка предложений Пасхалова с точки зрения объективных процессов, происходивших в системе земского самоуправления. Исходя из данной цели, перед автором стояло две задачи: 1) проанализировать разработанный Пасхаловым механизм перехода к «одноэтажному» земству; 2) изучить результаты обсуждения данных идей в земствах и на страницах периодической печати. Особое внимание обращено на правовые предпосылки формирования концепции Пасхалова. Акцент сделан на актуальности данной темы, поскольку аргументы сторонников и противников Пасхалова могут быть востребованы в ходе дискуссии о территориальной организации местного самоуправления в современной России. К числу методов, используемых в данном исследовании, относится историко-правовой. Также методологические основы включают принцип объективности, принцип историзма, принцип системности. Научная новизна работы состоит в сопоставлении проекта Пасхалова с откликами на его предложения со стороны земских органов власти и отдельных муниципальных деятелей. По мнению Пасхалова, Земские Положения должны были четко разграничить полномочия и функции двух уровней земского самоуправления. Отсутствие таких норм привело к росту непроизводительных расходов губернского земства и к истощению уездных бюджетов. Пасхалов утверждал, что единственной территориальной единицей местного самоуправления должен остаться уезд. Процедура перехода к одноуровневой модели предусматривала поэтапную передачу в руки уездов имущества и капиталов губернского земства. В ходе исследования было установлено, что проект Пасхалова вызвал достаточно большой общественный резонанс. В 1909-1910 гг. данная тема обсуждалась на уездных земских собраниях в разных регионах. Многие земские деятели были согласны с тезисами Пасхалова о необходимости реформирования медицинских учреждений, дорожного и страхового дела. Несколько уездных земств приняли решение о необходимости упразднения губернских органов местного самоуправления. В 1911 г. тема неоднократно обсуждалась на страницах специализированного журнала «Земское дело». Возражая против полного перехода к «одноэтажному» земству, авторы журнала, вместе с тем, предложили ряд конкретных мер по урегулированию взаимоотношений губернских и уездных земств.
Рубеж XIX-XX веков - это период индустриализации и урбанизации, который оказал существенное воздействие на социальную и экономическую динамику. Москва, как и другие мегаполисы того времени, столкнулась с быстрым ростом городского населения, что порождало потребность как в жилье, так и в коммерческих помещениях. В данном контексте, изучение темы становления и развития доходных домов является весьма актуальным, так как она позволит понять, как преобразовывалось городское пространство, общество и отношения человека к жилью под воздействием экономических и социальных перемен в изучаемый период. В приведенном исследовании рассматривается и анализируется роль и место доходных домов в системе городского жилья, насколько жизнь в таких домах являлась доступной для городских обывателей, экономический фундамент возникновения доходных домов, и влияние их строительства на облик Москвы, на чьей земле производилась застройка. Исследование основывается на диахронном, статистическом и хронологическом методах: - диахронный отслеживает историческое развитие доходных домов Москвы; - статистический применяется для анализа собранных данных о доходных домах; - хронологический метод позволяет проследить роль доходных домов в процессе урбанизации Москвы и выявить ключевые этапы в их развитии. Научная новизна исследования заключается в малоизученности истории доходных домов Москвы с финансово-экономической и социальной стороны. Во-первых, анализ финансово-экономических аспектов позволяет глубже понять механизмы инвестиций в городскую недвижимость и их влияние на формирование рынка. Исследование мотивов и финансовых стратегий владельцев и инвесторов в доходные дома может пролить свет на причины успеха или неудач таких предприятий, а также на роль, которую они играли в экономическом развитии города. Во-вторых, анализ социальной стороны дает возможность рассмотреть вопросы социальной мобильности, структуры населения и социальных изменений, происходивших в контексте городского развития. Какие группы населения были ассоциированы с проживанием в доходных домах? Какие социальные последствия сопровождали этот тип жилья? Эти вопросы расширяют понимание социальной истории города. Изучение этих взаимоотношений позволит ввести в оборот ранее неопубликованные материалы, систематизировать имеющиеся данные, основываясь на разнообразных источниках информации.
Статья посвящена анализу проектов присоединения сначала части, а затем и всей территории Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского в состав граничащей с ней Санкт-Петербургской губернии. Рассматриваются особенности правительственного дискурса, проявившиеся в ходе обсуждения намеченных преобразований, проводится сравнительный анализ случаев «символической» конфронтации имперской администрации с альтернативными национальными проектами за территории с особым институциональным устройством. Объектом исследования выступает национальная политика Российской Империи в отношении Финляндии в 1910-е гг., предметом -делопроизводственные материалы Особого Совещания по делам Великого Княжества Финляндского и междуведомственной комиссии под председательством Государственного Секретаря С. Е. Крыжановского. Основное внимание уделено законопроекту «О присоединении Кивинебской, Новокиркской и Терийокской общин Выборгской губернии к составу Санкт-Петербургской губернии». Автором были использованы традиционные для историко-правовых исследований методы: анализ, синтез, системный подход и формально-юридический. Делаются выводы о том, что исследуемые проекты, с одной стороны, отражали смену приоритетов национальной политики российского правительства с широкой программы русификации окраин на формирование «национального ядра» империи, с другой - представляли собой уникальную попытку согласования двух различных институциональных систем и альтернативных подходов к осуществлению политической модернизации. В связи с этим в работе сделан особый акцент на приемлемых для высшей российской бюрократии пределах социальных и политических преобразований в таких вопросах как сословная принадлежность подданных, организация местного самоуправления и унификация правовой системы. Результаты исследования позволяют скорректировать традиционные историографические подходы к национальной политике поздней Российской Империи, а также высвечивают сложную внутреннюю логику законотворческого процесса в период думской монархии.
Объектом исследования стал котлован жилого сооружения № 4 юдинской археологической культуры, изученный в ходе археологических работ на городище Русское 1. Памятник находится в Ярковском районе Тюменской области, на правобережье р. Тобол, близ устья р. Туры. Цель исследования состоит во введении в научный оборот и детальном рассмотрении уникальных материалов с городища Русское 1, представленных котлованом жилой постройки под № 4, определении типа жилища, реконструкции возможного облика утраченных элементов конструкции сооружения. Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи: морфологическое описание зафиксированных элементов археологизированного сооружения № 4, определение времени функционирования городища, а также реконструкция внешнего вида каркаса жилища с опорой на имеющиеся этнографические материалы. Для решения поставленных в работе задач применяются традиционные для исторической науки методы исследования: сравнительно-исторический, типологический, описательный метод анализа вещественных источников, метод аналогий. Впервые на основании подробного комплексного планиграфического анализа следов археологизированной постройки № 4, а также их сопоставления с жилыми конструкциями, бытовавшими у аборигенного населения Сибири, установлено, что постройка с юдинского городища Русское 1 представляла собой полуземлянку с каркасом усеченно-пирамидальной формы. Приводится описание конструкции наземной части дома, а также детали внутреннего устройства. Стены и крышу возводили из нетолстых досок или плах, которые затем присыпались слоем земли, выброшенным из котлована. В жилище вел узкий коридорообразный вход, над которым были возведены сени. В центре жилища располагался основной открытый очаг, а у задней стенки - нары с еще одним очагом. В результате проведенного исследования установлено, что памятник существовал в период VIII-X вв.
Предметом данной научной статьи является образ России в школьном курсе истории Казахстана за 7 и 8 классы. В рамках развития гуманитарного сотрудничества сформирована достаточно обширная нормативно-правовая база. Однако, внутренняя политика казахстанских властей, в частности в сфере школьного образования, противоречит официально выбранному курсу. Между тем школьное образование оказывает существенное влияние не только на формирование самосознания народа, но и на межгосударственные отношения в целом. Цель работы - проследить процесс формирования образа России в Казахстанских школьных учебниках и определить его характер. Для этого были взяты несколько учебников старого и нового поколения, проведен анализ того, как информация трансформировалась в зависимости от времени создания учебника. В качестве основного метода был использован сравнительно-исторический, с помощью которого были сопоставлены учебники разных поколений. Историко-системный метод позволил исследовать учебники истории в контексте международного гуманитарного сотрудничества. Впервые данная проблема была рассмотрена в таком объёме, с учётом влияний на гуманитарную сферу. Анализ учебников позволяет по-новому взглянуть на отношения между Россией и Казахстаном. Установлено, что за исключением некоторых позитивных оценок, которые встречаются в школьном курсе седьмого класса, в казахстанских учебниках образ России представлен в отрицательном ключе. Выявлено, что он со временем менялся исключительно в худшую сторону. Несмотря на официальные заявления Казахстана о том, что Россия чуть ли не один из важнейших партнёров, учащиеся в курсе школьной программы по истории получают негативные сведения о России. Такая тенденция школьного образования в Казахстане отрицательно влияет на отношения с Россией.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______