В статье впервые предложена универсальная методика оценки выбросов парниковых газов по регионам РФ. В настоящее время в России отсутствует статистика выбросов парниковых газов на региональном уровне, а существующая региональная методика требует значительных усилий для сбора первичной информации и проведения инвентаризации выбросов. При этом субнациональная оценка особенно актуальна для России, как страны со значительными территориальными диспропорциями. Методика сочетает в себе нормативный расчет выбросов от первичных данных с помощью специализированных коэффициентов, а также распределение страновых значений Национального кадастра РФ с помощью вспомогательных показателей маркеров-объема. Результаты показали, что выбросы парниковых газов по регионам определяются в первую очередь их масштабом (численность населения и валовой региональный продукт) и структурой экономики (доля добывающих и обрабатывающих производств). Наибольший объем выбросов парниковых газов в 2020 г. наблюдался в трех регионах, доминирующих по добыче нефти, газа и угля (ХМАО, ЯНАО, Кемеровская область). Лишь в 11 регионах в структуре выбросов доминирует не «Энергетика», а «Сельское хозяйство» и «Промышленные процессы». Разработанная методика оценки может быть использована на национальном уровне для корректировки мероприятий по достижению углеродной нейтральности, национальном и региональном уровнях - для проработки инициатив в области низкоуглеродного развития.
Идентификаторы и классификаторы
В период роста средней температуры Земли, начавшийся в середине XX в., ученые стали замечать, что это тесно связано с увеличением выбросов парниковых газов, вызванным деятельностью человека. Тогда же начал складываться мировой консенсус о необходимости измерения выбросов парниковых газов. Закрепление важности перехода на новое устойчивого развитие и выработка практических мер связаны с официальными концептуальными документами ООН конца XX в. В 1990 г. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) опубликовала свой первый доклад. В этом докладе МГЭИК подтвердила, что деятельность человека существенно увеличивает концентрацию парниковых газов в атмосфере, что в среднем приводит к дополнительному потеплению земной поверхности [29]. По данным МГЭИК, выбросы парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива и промышленных процессов составляют 78% от прироста выбросов парниковых газов (ПГ) с 1970 по 2010 г. [9].
Список литературы
1. Башмаков И.А., Мышак А.Д. Ранжирование субъектов РФ по энергоемкости ВРП, суммарным и удельным выбросам парниковых газов от сжигания топлива. [Электр. ресурс]. URL: https://cenef-xxi.ru/uploads/Ranzhirovanie_subektov_RF_EVRP_vybrosy_Cz_ENEF_XXI_33050d55e3.pdf (дата обращения 30.04.2024).
2. Битюкова В.Р. Динамика отраслевой структуры промышленного загрязнения современной России // Экология и промышленность России. 2007. № 11. С. 4-10. EDN: JWMHEP
3. Годовой доклад о состоянии и об охране окружающей среды Республики Алтай в 2022 году. Горно-Алтайск, 2023. 146 с.
4. Зеленова М.С., Гинзбург В.А. и др. Обзор действующих и планируемых спутниковых систем мониторинга парниковых газов и возможности их применения для решения прикладных климатических задач // Экологический мониторинг и моделирование экосистем. 2022. № 1-2. С. 109-124. EDN: PEFXEL
5. Макаров И.А., Чернокульский А.В. Влияние изменения климата на экономику России: рейтинг регионов по необходимости адаптации // Журнал новой экономической ассоциации. 2023. № 4 (61). С. 145-202. EDN: LQDYUW
6. Оценка потоков парниковых газов в экосистемах регионов Российской Федерации / Романовская А.А. и др. М., 2023. 344 с. EDN: HUSXDF
7. Basu S. et al. Estimating US fossil fuel CO2 emissions from measurements of 14C in atmospheric CO2 // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2020. Vol. 117. № 24. P. 13300-13307. EDN: EVWOUK
8. Bréon F.M. et al. An attempt at estimating Paris area CO 2 emissions from atmospheric concentration measurements // Atmospheric Chemistry and Physics. 2015. Vol. 15. № 4. P. 1707-1724.
9. Change I.C. et al. Mitigation of climate change // Contribution of working group III to the fifth assessment report of the intergovernmental panel on climate change. 2014. Vol. 1454. P. 147.
10. Lauvaux T. et al. Policy-relevant assessment of urban CO2 emissions // Environmental Science & Technology. 2020. Vol. 54. № 16. P. 10237-10245. EDN: LCXASZ
11. Marcotullio P.J. et al. A top-down regional assessment of urban greenhouse gas emissions in Europe // Ambio. 2014. Vol. 43. P. 957-968. EDN: ZOTDBG
12. Mkrtchyan G.M. et al. Impact of climate change on the subjective well-being of households in Russia // Regional Research of Russia. 2018. Vol. 8. P. 281-288. EDN: SCGNAB
13. Mueller K.L. et al. An emerging GHG estimation approach can help cities achieve their climate and sustainability goals // Environmental Research Letters. 2021. Vol. 16. № 8. P. 084003. EDN: XOSQDA
14. Nayagam L. et al. A top-down estimation of subnational CO2 budget using a global high-resolution inverse model with data from regional surface networks // Environmental Research Letters. 2023. Vol. 19. № 1. P. 014031.
15. Ptichnikov A. V., Shvarts E.A. Decarbonization via nature-based solutions: national policy and international practice // Regional Research of Russia. 2023. Vol. 13. № 4. P. 631-645. EDN: LALDAR
16. Pyzhev A.I. Economic and natural factors of spatial heterogeneity of carbon emissions in Russian forests in the 2010s // Regional Research of Russia. 2023. Vol. 13. № 4. P. 622-630. EDN: VOBUBY
17. Verhulst K.R. et al. Carbon dioxide and methane measurements from the Los Angeles Megacity Carbon Project-Part 1: calibration, urban enhancements, and uncertainty estimates // Atmospheric Chemistry and Physics. 2017. Vol. 17. № 13. P. 8313-8341.
18. Департамент экономической политики и развития города Москвы. Климатическая повестка городов мира. [Электр. ресурс]. URL: https://urbanclimate.moscow/(дата обращения 30.04.2024).
19. Инвентаризация объемов выбросов и поглощения парниковых газов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. [Электр. ресурс]. URL: https://prirodnadzor.admhmao.ru/izmenenie-klimata/arkhiv-/vybrosy-parnikovykh-gazov-v-yugre/rezultaty-nir/1627602/inventarizatsiyaobemov-vybrosov-i-pogloshcheniya-parnikovykh-gazov-na-territorii-khanty-mansiyskogo/?ysclid=lhhfzcy8qy920974748 (дата обращения 30.04.2024).
20. Климатический центр НГУ. Итоговые значения расчетов объёмов выбросов и поглощения парниковых газов в Новосибирской области. [Электр. ресурс]. URL: https://www.nsu.ru/n/research/climatic-center/projects/uglerodnyy-balans-novosibirskoy-oblasti (дата обращения 30.04.2024).
21. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации. [Электр. ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420278225?ysclid=lsx1tcj66y834379684 (дата обращения 14.03.2024).
22. Министерство экологии и устойчивого развития Сахалинской области. Региональный Кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов на территории Сахалинской области за 2021 год. [Электр. ресурс]. URL: https://ecology.sakhalin.gov.ru/index.php?do=download&id=338 (дата обращения 30.10.2023).
23. Минэкономразвития России. Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата. [Электр. ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/b3cc582c24e7367170b5605f1199c6a9/267_13052021.pdf?ysclid=ls0fd7gzvh338571875 (дата обращения 15.03.2024).
24. Минэкономразвития России. С 1 июня 2023 года в России заработал реестр выбросов парниковых газов. [Электр. ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/s_1_iyunya_2023_goda_v_rossii_zarabotal_reestr_vybrosov_parnikovyh_gazov.html (дата обращения 20.03.2024).
25. НДК (2021) Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемых Монреальским протоколом за 1990-2019 гг. Часть 1. [Электр. ресурс]. URL: http://downloads.igce.ru/kadastr/rus-2021-nir-15apr21.zip (дата обращения 24.12.2023 г.).
26. ООН. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. [Электр. ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml (дата обращения 20.03.2024).
27. Правительство России. Эксперимент по квотированию выбросов на Сахалине запустит оборот углеродных единиц. [Электр. ресурс]. URL: http://government.ru/news/44578/ (дата обращения: 30.04.2024).
28. Committee on Earth Observation Satellites. Pilot Top-down Carbon Dioxide and Methane Budgets. [Электр. ресурс]. URL: https://ceos.org/gst/ghg.html (дата обращения 25.02.2024).
29. IPCC. First Assessment Report. [Электр. ресурс]. URL: https://www.ipcc.ch/assessment-report/ar1/(дата обращения 14.03.2024).
30. IPCC Guidelines for National Greenhouse Gas Inventories (1996). [Электр. ресурс]. URL: https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/gl/invs1.html (дата обращения 20.03.2024).
31. IPCC Guidelines for National Greenhouse Gas Inventories (2006). [Электр. ресурс]. URL: https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2006gl/(дата обращения 14.03.2024).
32. UK greenhouse gas emissions: local authority and regional. [Электр. ресурс]. URL: https://www.data.gov.uk/dataset/723c243d-2f1a-4d27-8b61-cdb93e5b10ff/uk-greenhouse-gas-emissions-localauthority-and-regional (дата обращения 15.03.2024).
33. US Environmental Protection Agency. State Inventory and Projection Tool. [Электр. ресурс]. URL: https://www.epa.gov/statelocalenergy/state-inventory-and-projection-tool (дата обращения 15.03.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются пространственные аспекты расселения и социально-экономической дифференциации мигрантов-мусульман в городах Англии, включая потомков мигрантов во втором и третьем поколении. Города Соединенного Королевства за пределами Англии не рассматривались ввиду более короткой истории массовых миграций мусульман в них. В качестве количественного метода для оценки социально-экономической дифференциации мусульманских районов была выбрана кластеризация методом k-средних по данным переписи Великобритании 2021 г. Были собраны и проанализированы следующие параметры: отсутствие автомобиля; удаленная занятость; молодое население; распространенность проблем со здоровьем; большие семьи; языковая изолированность; занятость в отраслях, не требующих квалификации; занятость в промышленности; гражданство; охват высшим образованием; перенаселенные домохозяйства; застойная безработица. Число кластеров было задано вручную. Для повышения достоверности результатов были сравнены результаты анализа с разделением на 3 и на 4 кластера. После сравнения двух вариантов кластеризации удалось выявить следующие основные процессы, определяющие социально-экономическую дифференциацию расселения мусульман в городах Англии: наименее благополучны старые индустриальные районы в «серых поясах», бывших окраинах городов; наиболее благополучны - недавно застроенные окраины и пригороды; отдельно выделяются центральные городские районы. Выделение четырех кластеров позволило также выявить относительно новое явление - формирование среднеразвитой мигрантской полупериферии между старыми индустриальными районами и благополучной современной периферией.
В исследованиях на инновационную тематику географическая близость между акторами приобретает особую роль при выделении типов знания. Именно типы знания определяют пространственный рисунок инновационной активности, в частности, степень и характер ее концентрации. Преобладающий тип знания в инновационном процессе зависит от стадии развития отрасли и от знаниевого пула самой отрасли. Атомная и ветровая энергетика, с одной стороны, находятся на разных стадиях инновационного цикла, с другой стороны, обладают различными пулами знания «сами по себе». Это позволяет определить пространственные особенности инновационного процесса в зависимости от типа знания. Технологическим лидерством в отраслях обладают европейские страны, в которых атомная и ветровая энергетика являются самыми распространенными безуглеродными источниками энергии. Патентная активность в обеих отраслях в странах зарубежной Европы имеет тенденцию к концентрации, однако ее природа неодинакова: в атомной энергетике пять кластеров сформировались рядом с крупными агломерациями и научно-исследовательскими институтами, в ветроэнергетике пока окончательно сформировался только один датско-северогерманский кластер в среднеурбанизированном регионе с доступом к неявному практическому знанию. Перетоки знания в атомной энергетике в виде цитирований патентов имеют большую тенденцию к концентрации ввиду развитости кластеров, однако в случае с совместными патентами разница в расстояниях между отраслями становится меньше. Это свидетельствует о высокой роли неявных форм знания в ветроэнергетике, несмотря на более слабую выраженность кластеризации инновационной активности. Расстояния между создателями совместных патентов увеличиваются по мере формализации пулов знания в обеих отраслях, а в атомной энергетике, как в отрасли на стадии угасания, - и вместе с деградацией пространственных связей между инноваторами.
Дается описание современного состояния авиагрузового транспорта мира, определены основные особенности его размещения. Доля воздушного транспорта в общемировом объеме перевозок грузов по их стоимости составляет 35%, по весу грузов - 1%. Основными авиагрузами являются продукция с высокой долей добавленной стоимости, экономически и физически скоропортящиеся товары немедленного потребления. 55% мирового парка грузовых самолетов принадлежит авиакомпаниям США, 21% - европейским компаниям. Мировой грузооборот авиатранспорта увеличился в 2004-2021 гг. с 139 до 219 млрд т-км, объем перевезенных авиатранспортом грузов - с 41 до 66 млн т. Для грузовых авиаперевозок характерен высокий уровень концентрации: одна треть всего мирового грузооборота приходится на 5 крупнейших авиакомпаний, две трети - на 15 крупнейших; 30% объема перевезенных грузов - на 4 крупнейшие компании, 60% - на 20 самых больших. Более половины мирового грузооборота (59%) концентрируется в 7 странах (США (19%), КНР (9%), ОАЭ, Гонконг, Катар, Южная Корея, Япония). При кризисах концентрация авиаперевозок в крупнейших по грузообороту странах (и грузовых авиакомпаний) увеличивается, в период общего восстановления и быстрого роста доля ведущих стран и крупнейших авиакомпаний в общемировом грузообороте, наоборот, сокращается. В главном мировом транспортно-экономическом кольцевом поясе (Северная Америка - Европа - страны Персидско-го залива - Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия - Северная Америка) концентрируется 60% всех перевозимых в мире авиагрузов. Грузовые потоки авиатранспорта более разрежены в пространстве, чем пассажирские; основные грузовые авиаузлы тяготеют к местам производства продукции с высокой добавленной стоимостью и к центрам ее немедленного потребления. Сеть грузовых авиалиний имеет более дисперсный пространственный характер своего распределения по территории, чем сеть пассажирских авиалиний: она обслуживает незначительное число центров, тогда как пассажирская - максимальное их число.
Статья посвящена анализу перспектив и рисков переноса штаб-квартир государственных корпораций из Москвы в регионы России. Авторы исследуют потенциальные положительные эффекты, такие как рост налоговых поступлений, повышение качества жизни и привлечение специалистов в регионы, а также снижение нагрузки на Москву. В то же время подчеркивается ряд рисков, связанных с децентрализацией, таких как снижение эффективности деятельности компаний, дефицит квалифицированных кадров в регионах и потенциальные конфликты между элитами на уровне субъектов Федерации. Авторы утверждают, что решение о переезде компании в определенный регион требует тщательного анализа специфики деятельности, наличия квалифицированных кадров, инфраструктуры, финансовых затрат и возможных рисков. Отсутствие успешных кейсов переноса штаб-квартир крупных компаний с государственным участием подчеркивает необходимость комплексной оценки всех факторов. В статье предлагается ввести показатель, стимулирующий перенос штаб-квартир в проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. Предлагаемый показатель - это процентное соотношение штаб-квартир крупных компаний с государственным участием, расположенных за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, к общему количеству штаб-квартир.
В статье проанализированы особенности, ограничения и результаты реализации четырёх действующих инструментов государственной поддержки Курильских островов: 1) Федеральной целевой программы и преференциальных режимов; 2) территории опережающего развития; 3) налогового режима Курильских островов; 4) особой экономической зоны. Выявлено, что для федеральной целевой программы так же, как и для предыдущих программ развития Курильских островов, характерны недостаточная систематичность в формировании и реализации многих мероприятий, а также регулярный отказ или корректировка запланированных экономических мер в сторону сокращения. Среди преференциальных режимов наиболее успешным, оказывающим значительное влияние на развитие островов, является территория опережающего развития «Курилы». Режим налогового режима Курильских островов пока продемонстрировал ограниченный позитивный эффект, преимущественно в развитии туристической отрасли. Распространение режима особой экономической зоны на Курилы при текущих условиях её функционирования не дает значимых результатов. Несмотря на выявленные ограничения реализации федеральной целевой программы и функционирования преференциальных режимов, в совокупности их действие оказало положительное влияние на динамику социально-экономических развития Курил с 2015 г.: федеральная целевая программа позволила улучшить социальные показатели качества жизни местного населения, в то время как резиденты территории опережающего развития дали существенный импульс развитию экономики. При условии донастройки исследованных инструментов региональной политики можно ожидать дальнейшего улучшения социально-экономического положения Курильских островов.
Статья посвящена исследованию региональной дифференциации специализации сельского хозяйства в регионах России. Главная цель оптимального производственного направления аграрной отрасли - увеличение объемов производства продукции с наименьшими издержками и повышение ее качества в районах с наиболее благоприятными условиями. С начала XXI века сельское хозяйства России находится в процессе перехода от импортозависимой к экспортно ориентированной модели развития. Проанализирована сложившаяся специализация аграрной отрасли как проявление территориального разделения труда. Рассмотрено соотношение разных категорий хозяйств: крупных сельскохозяйственных пред-приятий, личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в структуре реализации различных видов продовольствия. Выявлены факторы формирования специализации сельского хозяйства, основными из которых являются природные, социально-экономические, институциональные и технико-технологические. Рассмотрена структура реализованной сельскохозяйственной продукции в регионах России по видам. Выявлены районы животноводческой и растениеводческой специализации. Проведена систематизация регионов основной земледельческой территории России по основной народнохозяйственной функции и выделены типы специализации сельскохозяйственных организаций, которые отличаются сходством основного производственного направления, структурой посевных площадей и уровнем интенсивности аграрного производства. Дана характеристика выделенных типов. Выявлены пространственные закономерности дифференциации специализации сельского хозяйства регионов России. Произведена оценка соответствия сложившейся специализации агропроизводственной системы задаче достижения продовольственной безопасности страны и повышения экспортного потенциала АПК.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Статья посвящена исследованию взаимосвязи категорий плотности и концентрации на примере иерархии городских поселений во взаимосвязи с плотностью населения по регионам России. В основе применяемой методики лежит сравнение плотности населения по региону в целом с долей в их площади населенных пунктов, а также сравнение «идеальных» распределений по функции Ципфа «ранг-людность» (степенную функцию) с фактическими иерархиями городских поселений, как для территории в границах РФ в динамики с 1897 г., так и для отдельных регионов. Полученные результаты позволяют говорить о том, что на определенных стадиях своего развития системы поселений двигаются в сторону выполнения правила «ранг-людность» и становятся менее контрастными, а уровень концентрации снижается (урбанизация вширь). После достижения зрелого уровня, с началом агломерационных процессов системы вновь отходят от соответствия формуле Ципфа, становятся более контрастными (урбанизация вглубь). В целом в региональных системах с высокой плотностью населения и значительным числом городских поселений правило «ранг-людность» соблюдается лучше, чем в системах со средними значениями плотности. В системах с низкой плотностью населения правило «ранг-людность» вновь начинает работать. Показано на различных масштабных уровнях неоднородность пространства России, в части концентрации населения.
Издательство
- Издательство
- СмолГУ
- Регион
- Россия, Смоленск
- Почтовый адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- Юр. адрес
- 214000, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
- ФИО
- Артеменков Михаил Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@smolgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (481) 2700201
- Сайт
- https://smolgu.ru/