Введение. Становление правового статуса работников в Мексике обычно связывается с принятием Конституции 1917 года, закрепившей основы трудового законодательства в ходе Мексиканской революции. Однако предпосылки его формирования складывались на протяжении всей мексиканской истории, в том числе до прихода испанцев, в колониальный период и на этапе независимости. В отечественной и зарубежной историко-правовой науке до сих пор нет комплексного исследования на эту тему. Цель исследования заключается в анализе эволюции правового статуса работников в Мексике до революции 1910–1917 гг., выявлении взаимосвязи между социально-экономическими процессами, законодательными актами и трансформацией трудовых отношений.
Материалы и методы. Исследование основано на применении диалектического, формально-юридического и системного методов, позволивших связать теоретический анализ правовых норм с историческим контекстом. Использованы труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные эволюции трудовых отношений и правового статуса работников в Мексике, законодательные акты и трактаты юристов, среди которых Чувства нации 1813 года, «Апацинганская конституция» 1814 года, План Игуалы 1821 года, Временный политический регламент Мексиканской империи 1822 года, Конституция Мексики 1857 года, Декрет 1865 года о свободе труда для наемных работников, Временный свод законов Мексиканской Империи 1865 года. Историко-правовой анализ дополнен изучением социально-экономических условий каждого периода.
Результаты исследования. Становление правового статуса работников стало результатом многовековой эволюции. В доколониальную эпоху трудовые отношения базировались на социальной иерархии и принудительном труде. Несмотря на формальные гарантии прав работников в Законах Индий, колониальное общество унаследовало доколониальные принципы, и на практике эксплуатация коренного населения сохранялась. Период независимости (XIX в.) отменил институты энкомьенды и пеонажа, провозгласил равенство граждан, но не создал механизмов защиты прав. Законодательные инициативы 1856– 1910 гг., заложили основы регулирования трудовых отношений, а эпоха Порфириата стала катализатором движения за права работников.
Обсуждение и заключение. Ключевой вывод заключается в преемственности между ранними формами регулирования труда и нормами Конституции 1917 года, закрепившей правовой статус работников. Исследование подтверждает, что эволюция трудового права Мексики отражает синтез традиций, «народного духа». Полученные результаты значимы для понимания генезиса трудовых прав и могут быть использованы в сравнительно-правовых исследованиях.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.24833/2073-8420-2025-2-75-63-73
В рамках периода истории Мексики до обретения независимости можно выделить два основных этапа на пути к формированию правового статуса работников: доколониальный (до 1530 г.) и колониальный (1530- 1821 гг.).
Список литературы
1. Баглай В.Е. Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй (доколониал. период). М., 1998.
2. Селиванова И.В. Мексиканские конституционные проекты начала XIX века // Латинская Америка. 2020. № 5. C. 81-91.
3. Buen Lozano N.d., Derecho del Trabajo. Derecho Individual. Derecho Colectivo. Tomo Segundo. 11a. ed., México : Porrúa, 1994.
4. Casas B.d.l. Brevísima relación de la destrucción de las Indias // Ed. Martínez Torrejón J.M. Colombia : Editorial Universidad de Antioquia, mayo de 2011.
5. Castorena J. Tratado de Derecho obrero. México: Editorial Jaris, 1942, 895 p.
6. Cueva M.d.l. El nuevo derecho mexicano del trabajo: Historia, principios fundamentales, derecho individual y trabajos especiales. México : Editorial Porrúa, 1972.
7. García Añoveros J.M. La fuerza de trabajo del indígena americano en las épocas prehispánicas y virreinal // Quinto centenario. № 3. 1982. Р. 87-108.
8. Marquet G.P. Fuentes y antecedentes del derecho mexicano del trabajo // Derechos humanos en el trabajo y la seguridad social. Liber Amicorum: en homenaje al doctor Jorge Carpizo by Kurczyn Villalobos P., México, IIJ-UNAM, 2014. Р. 243-280.
9. Miranda J.d. El tributo indígena en la Nueva España durante el siglo XVI. Edición digital a partir de la 1ª edición, 1ª reimpresión de México, El Colegio de México, 1980. Alicante : Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes, 2018.
10. Ots Capdequi J.M. Historia del derecho español en América y del derecho indiano. XXIV, Madrid, 1969.
11. Padden R.C. The Hummingbird and the Hawk: Conquest and Sovereignty in the Valley of Mexico, 1503-1541. Columbus: Ohio State University Press, 1967.
12. Semo Calev E. Historia mexicana: economía y lucha de clases. Edit. Era, México, 1978.
13. Tena Ramírez F. Leyes fundamentales de México, 1808-1973. Editorial Porrúa, 1973.
14. Venegas Ramírez C. La Asistencia Hospitalaria para Indios en la Nueva España // Anales Del Instituto Nacional De Antropología E Historia. № 6(19). 1968. Р. 227-240.
15. Zarco F. Historia del Congreso Extraordinario Constituyente de 1856 y 1857, Tomo I, Imprenta de Ignacio Cumplido, México, 1857 // Edición Facsimilar de la Cámara de Diputados, LIV Legislatura, Comité de Asuntos Editoriales, México, 1990.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Статья посвящена исследованию института лоббизма как институционально оформленного механизма влияния на принятие политических решений в современных демократиях. Под демократией здесь понимается политическая система, отвечающая критериям конкурентных выборов, разделения властей и защиты прав человека. Лоббизм трактуется как целевое взаимодействие между бизнес-структурами, органами государственной власти и гражданским обществом, направленное на представление интересов и выработку законодательных инициатив в публичной сфере. В работе проведен сравнительно-правовой и контент-анализ основных моделей лоббистской деятельности (реестровая, консультационная, гибридная и цифровая), исследовано правовое регулирование (законы США, ЕС, Канады и нормативные пробелы в РФ) и оценено влияние лоббирования на этапы разработки государственной политики. Особое внимание уделено сравнительному анализу практик в США, Европейском Союзе и России, что позволило выявить общие принципы институционализации и существенные различия в механизмах прозрачности, отчетности и санкций.
Материалы и методы. В данном исследовании применён комплекс методов, включающий комплексный обзор литературы, анализ конкретных кейсов, сравнительный анализ, изучение правовых норм и статистический анализ. Первоначально был проведён систематический обзор научных публикаций, монографий и законодательных актов по лоббизму в России и зарубежных странах (США, ЕС, Канада, Бразилия, Индия), что позволило выявить ключевые концептуальные подходы и существующие пробелы в исследовании. Далее на основе отчетов по Lobbying Disclosure Act (США, 1995–2023 гг.), EU Transparency Register и Office of the Commissioner of Lobbying (Канада) анализировались конкретные примеры институционализированного лоббизма для понимания механизмов регистрации, отчётности и контроля. Сравнительный анализ различных систем лоббирования осуществлялся по критериям прозрачности, формализации, административных затрат и гибкости, а также по оценке их эффективности воздействия на процесс формирования государственной политики. Для определения охвата и ограничений нормативного регулирования выполнен подробный анализ действующих законов и нормативных актов, включая выявление отсутствия чёткого определения, участников и санкций в российском законодательстве. Статистический анализ затрат на лоббизм и их распределения по секторам базировался на открытых данных реестров и годовых отчётов лоббистских организаций, что позволило визуализировать структуру расходов.
Результаты исследования. Институционализированный лоббизм выступает одним из ключевых механизмов влияния на процесс принятия политических решений в современных демократических государствах. Профессиональные лоббисты и специализированные лоббистские организации влияют на формирование государственной повестки в широком спектре сфер — от хозяйственной и торгово-экономической до экологической и социальной политики. Анализ данных открытых реестров показывает, что в США затраты на лоббизм непрерывно растут, достигнув 4,5 млрд USD в 2023 г. (U. S. Senate, 2024), что свидетельствует о возрастающем весе корпоративных интересов в законодательном процессе. Прозрачность процедур регистрации и регулярной отчётности, характерная для реестровых моделей США и ЕС, играет критическую роль в обеспечении баланса между общественными интересами и интересами отдельных групп. В странах с чётко установленными правовыми рамками (жёсткие требования к раскрытию информации, санкции за нарушение отчётности) лоббизм демонстрирует более высокий уровень легитимности и публичного доверия. Вместе с тем недооценка роли контроля и недостаточные механизмы санкций могут привести к чрезмерному влиянию узких групп и созданию коррупционных рисков. Эффективность институционализированного лоббизма определяется ресурсами участников и качеством правового регулирования, прозрачностью процессов и строгой системой ответственности за нарушение норм.
Обсуждение и заключение. Современная практика институционализированного лоббизма демонстрирует его двойственный характер: с одной стороны, лоббирование способствует демократическому процессу, предоставляя законодателям экспертные данные из бизнеса, науки и общественных организаций, а с другой — при отсутствии чётких правовых рамок и механизмов контроля оно может стать источником политической коррупции и непрозрачного влияния. В условиях переходных и зрелых демократий важно выстроить комплексный подход к регулированию, включающий обязательную регистрацию участников, раскрытие финансовых потоков и санкции за нарушение отчётности. Такая система обеспечивает баланс между легитимным представлением интересов и недопущением доминирования узких групп. Лоббизм, будучи неотъемлемым элементом публичной политики, должен интегрироваться в единую правовую архитектуру, подкреплённую механизмами ответственности и мониторинга. Особую актуальность имеет дальнейшее изучение практик лоббирования в странах с формирующимися демократиями, где отсутствие традиций прозрачности усугубляет риски коррумпированного воздействия и преодоления институциональных барьеров для эффективного представительства гражданских и коммерческих интересов.
Введение. В статье исследуется развитие института государственночастного партнерства в России, США, Франции и Японии, акцентируя внимание на ключевых особенностях правовых систем данных стран и их влиянии на реализацию масштабных инфраструктурных проектов. В исследовании подчеркивается существенная роль гармонизации нормативно-правовой базы для успешного развития государственно-частного партнерства, что требует учета интересов как государственного, так и частного сектора.
Материалы и методы. Исследование базируется на таких общенаучных и специальных методах, как: классификация, анализ, синтез, сравнительно-правовой метод, системно-структурный метод, технико-юридический метод, анализе OSINT и изучении казуального права, применяемого в регулировании государственно-частного партнерства
Результаты исследования. В работе выявлены основные характеристики и различия правового регулирования государственно-частного партнерства в правовых системах России, США, Франции и Японии. Основу российской нормативно-правовой базы, регулирующей государственно-частное партнерство, составляют федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также следует отметить и федеральный закон от 01.04.2022 № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», который, на взгляд автора, вводит новую «квазиформу» ГЧП в нефтегазовой отрасли. Данные федеральные законы устанавливают правовые основы для реализации проектов ГЧП, определяют формы взаимодействия публичных и частных партнеров, а также регулируют порядок заключения, исполнения и прекращения соответствующих соглашений. Однако, несмотря на развитие существующей нормативно-правовой базы, в российской практике реализации проектов ГЧП существуют определенные недостатки. Прежде всего к ним следует отнести следующие: наличие несоответствий регионального правового регулирования ГЧП федеральному регулированию: наряду с федеральными законами, в субъектах Российской Федерации действуют собственные нормативные акты, регулирующие ГЧП, что может приводить к правовой фрагментации и затруднять унификацию правовых подходов к данному институту; - высокие трансакционные издержки: сложность и длительность процедур согласования и реализации проектов ГЧП увеличивают издержки для участников; - отсутствие координирующей структуры на федеральном уровне: на текущий момент инфраструктурные проекты, реализуемые на базе ГЧП подлежат согласованию федеральным или региональным органом исполнительной власти, к ведению которого относится инфраструктурный проект, что может создавать различную практику реализации проектов схожей/смежной инфраструктуры. Вышеперечисленные недостатки усложняются достаточно частыми изменениями в законодательстве, что создает неопределенность и снижает привлекательность модели государственно-частного партнерства в российских инфраструктурных проектах для частных инвесторов. На этом фоне японская модель государственно-частного партнерства выделяется своей долгосрочной стратегической ориентацией и эффективным использованием модели «строительство-передача-собственность». Данная модель минимизирует налоговую нагрузку на частных партнеров, одновременно обеспечивая государственную собственность на объекты инфраструктуры, что делает проекты как экономически эффективными, так и социально значимыми. Во Франции, в свою очередь, несмотря на разнообразие моделей государственно-частного партнерства, правовое регулирование различных форм государственно-частного партнерства гармонизировано, а также существует четкое разделение между концессиями и контрактами государственно-частного партнерства.
Обсуждение и заключение. На основе проведенного анализа предложены рекомендации по совершенствованию правового регулирования государственно-частного партнерства в России. В их числе гармонизация регионального и федерального законодательства, снижение трансакционных издержек и развитие специальных экономических режимов, предусматривающих закрепление на законодательном уровне преференций, льгот и гарантий для частных (в том числе иностранных) инвесторов, участвующих в реализации крупных инфраструктурных мегапроектов на базе государственно-частного партнерства. Кроме того, особое внимание следует уделить созданию институциональной структуры для управления проектами, реализуемыми на базисе государственно-частного партнерства участников. Реализация вышеперечисленных мер позволит создать условия для привлечения частных инвестиций, повышения эффективности инфраструктурных проектов, реализуемых на базе государственно-частного партнерства.
Введение. В статье исследуется процесс регионализации, его динамика и возможные последствия. Анализируются ключевые факторы, способствующие стремлению государств к интеграции в региональные объединения. Особый акцент сделан на факторах, затрудняющих процесс регионализации и придающих ему нелинейный характер. Также рассматривается потенциальное влияние регионализации на мировую экономику на основе оценки актуальных тенденций и изменений в глобальном экономическом пространстве.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялась совокупность общенаучных и формального-логических методов (включая методы познания, описания, анализа, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, систематизации, моделирования), сравнительный анализ, системный подход и метод кейс-стади.
Результаты исследования. Анализ регионализации показал, что это объективный процесс современного мирового экономического развития, обусловленный замедлением глобализации и геополитическими изменениями. При этом регионализация не является линейным процессом: внутри интеграционных объединений нередко возникают конфликты, ограничивающие развитие экономического сотрудничества. Последствия регионализации могут быть как положительными, так и негативными. С одной стороны, углубление экономических связей между странами со схожими интересами способствует снижению экономических рисков. С другой стороны, растет вероятность применения ограничительных мер со стороны «недружественных» государств, что вынуждает страны адаптировать торговые стратегии и искать новых торговых партнеров. В итоге влияние регионализации на каждое государство будет выражаться в уникальном балансе выгод и потерь, определяя специфику его экономических связей.
Обсуждение и заключение. Регионализация изменяет характер глобализации, формируя новую структуру мировой экономики, в которой ведущую роль занимают региональные объединения. В этих условиях странам важно адаптироваться, разрабатывая гибкие стратегии экономического взаимодействия. Перспективы дальнейшего изучения регионализации связаны с анализом её влияния на глобальные экономические тренды, а также с исследованием стратегий адаптации государств к новым условиям. Важно учитывать, что регионализация не заменяет глобализацию, а трансформирует её, создавая новую модель экономического взаимодействия на международной арене.
Введение. В условиях обострения международной военно-политической обстановки на первый план выходят вопросы защиты национального суверенитета и национальной безопасности России с использованием различных механизмов государственной политики, в том числе и с опорой на нормы международного права, регулирующие новейшие отношения, складывающиеся между государствами по поводу милитаризации космического пространства. В силу того, что данная проблема далека от окончательного разрешения, дальнейшие исследования в данном направлении являются весьма актуальными и определяют необходимость научного осмысления проблемы милитаризации космического пространства и разработки рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие системы международно-правового регулирования в данной области межгосударственных отношений.
Материалы и методы. Теоретическую и эмпирическую базу исследования составляют международно-правовые документы (прежде всего Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН), нормативно-правовые акты международного договорного права, зарубежная и отечественная международно-правовая литература. На основе интегративного подхода к научному юридическому исследованию при написании статьи были применены общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере международного права, а именно системно-структурный анализ; метод синтеза правовых явлений и процессов военно-технологического освоения космического пространства; формально-логический метод, а также метод нормотворческого обеспечения процессов использования космоса в военных целях.
Результаты исследования. Автором выделены два уровня военного освоения космического пространства, рассмотрены проблемы правового регулирования использования противоспутникового оружия, а также предложены направления формирования соглашения о контроле над противоспутниковым оружием. Предложено включить в эти соглашения действительно важные положения, позволяющие придать данному направлению международного права реальную значимость. В частности, в данные соглашения возможно включить положение о международном моратории на кинетические испытания противоспутниковых систем вооружений, обозначить определенные орбитальные высоты как зоны безопасности, где размещение объектов возможно только с согласованием и под контролем международных организаций.
Обсуждение и заключение. Предложенные в статье подходы важны для России и мирового сообщества, поскольку они служат конкретизации шагов, снижающих возможности дальнейшей милитаризации космического пространства, могут использоваться в качестве строительных блоков для создания кодифицированных правил использования космического пространства. Россия как космическая держава, обладающая серьезными возможностями в области использования космоса в военных целях, должна сыграть ключевую роль в этом процессе, который требует разумного участия в системе международно-правового регулирования и отстаивания своих национальных интересов в области использования космического пространства в целях национальной обороны.
Введение. В статье рассматривается несовершенство правовых норм, регулирующих порядок заключения договоров купли-продажи недвижимости и пожизненной ренты, приводящих к уязвимости граждан пожилого возраста. Для лишения граждан России принадлежащих им объектов недвижимости, мошенники используют как институт пожизненной ренты, так и ускоренный порядок регистрации сделок с указанными объектами.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялась совокупность общенаучных, формального-логических методов (включая методы познания, описания, анализа, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, систематизации, моделирования) и специальных методов (формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой, структурно-юридический методы; метод контент-анализа официальных документов, регулирующих порядок оформления договоров пожизненной ренты и переоформления недвижимости).
Результаты исследования. Анализ российского законодательства показал возможности реализации мошенниками механизмов пожизненной ренты и ускоренного переоформления недвижимости в целях присвоения как самих объектов недвижимости, так и денежных сумм, полученных в результате их реализации по цене ниже рыночной. В то же время законодательство ЕС, имея более длинную историю развития правового регулирования процедур переоформления недвижимости, а также их более подробную и пошаговую реализацию, затрудняет для мошеннических группировок овладение чужими объектами недвижимости.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что ряд действующих законодательных норм российского законодательства в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также договоров пожизненной ренты, создают условия для реализации мошеннических схем и лишения собственников жилья. В связи с изложенным, предложены изменения действующего законодательства, направленные на декриминализацию процессов перехода прав на недвижимое имущество и заключение договоров пожизненной ренты.
Введение. Цель настоящей статьи – проанализировать принятые на уровне ЕС и СНГ нормативные правовые акты, направленные на регулирование наследования, а также на установление правового режима криптоактивов и других цифровых активов и объектов и выявить основные подходы и концепции, содержащиеся в указанных документах.
Материалы и методы. Проанализированы нормативные документы на уровне ЕС и СНГ, связанные с наследованием, правом на уважение частной жизни, с установлением правых режимов в отношении отдельных цифровых объектов. Выполнен компаративный анализ различных концепций и подходов, выраженных в различных документах, предложены рекомендации по возможному регулированию соответствующих отношений в Российской Федерации. Исследование базируется на комплексном применении трех ключевых подходов: сравнительного правоведения, правового догматизма и формально-логического инструментария.
Результаты исследования. Полученные выводы указывают на наличие определённых отличительных черт в закреплении исследованных правовых отношений в рамках Европейского Союза и государств-участников СНГ, а также общих подходов к регулированию. Сформулированы рекомендации по возможному регулированию соответствующих отношений на уровне Российской Федерации.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что принцип национального режима, закрепленный в национальных законах и международных актах, формирует основу унификации норм, регламентирующих наследственные отношения применительно к цифровым объектам и цифровым активам.
Введение. В статье рассматривается проблема кибербезопасности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России в условиях цифровой трансформации отрасли, обозначенной в Энергетической стратегии РФ до 2050 года. Обоснована актуальность темы в связи с ростом числа кибератак на критическую инфраструктуру и недостаточностью существующих нормативных механизмов.
Материалы и методы. Методологическую основу составляют сравнительно-правовой анализ, формально-юридический и системный подходы, с опорой на документы стратегического планирования РФ и международные нормативные акты (США, ЕС, КНР).
Результаты исследования. Выявлен пробел в российском законодательстве: отсутствие специального закона о кибербезопасности объектов ТЭК. Проанализированы положения действующих нормативных актов, установлено их фрагментарное и отрасле-нейтральное применение. Приведён анализ зарубежных моделей NERC CIP (США), директивы NIS 2 (ЕС) и законодательства КНР.
Обсуждение и заключение. Предложена концепция специального федерального закона о кибербезопасности объектов ТЭК, основанная на принципах превентивности, устойчивости, ответственности и отраслевой специфики. Сделан вывод о необходимости скорейшей законодательной регламентации в целях обеспечения энергетической безопасности России.
Введение. Понятие персональных данных закреплено в международно-правовых актах как совокупность определенных признаков, относящихся прямо или косвенно к физическому лицу, на основе которых оно может быть идентифицировано. Такой широкий подход объясняется особенностями постоянно обновляющихся технологий информационно-коммуникационной среды, возможностью операторов или заинтересованных организаций выявить нужные для их деятельности дополнительные свойства людей в контексте трудоустройства, управления персоналом, осуществления доступных услуг, дистанционного образования, быстрых финансовых расчетов и т. д. При этом остаются значимыми классические права человека, связанные с частной жизнью, конфиденциальностью личных отношений и корреспонденции.
Материалы и методы. В тексте использовано содержание международно-правовых актов и действующего законодательства Российской Федерации, ряд научных трудов отечественных и зарубежных авторов по защите персональных данных и правам человека. Методологическая база представлена методами научного анализа и синтеза, сравнительного правоведения и формальной логики.
Результаты исследования. Международно-правовая защита персональных данных связана с реализацией универсальных стандартов прав человека, спецификой помощи уязвимым категориям, охраной приватности. Значимым моментом выступает принятие Конвенции ООН против киберпреступности 2024 г., в которой установлен перечень деяний, имеющих целью незаконное использование информационно-коммуникационных систем, подлежащих криминализации государствами-участниками. Нормативно-правовая база СНГ включает такие дифференцированные аспекты сотрудничества, как взаимная правовая помощь по обмену персональными данными, развитие регионального цифрового пространства, обеспечение информационной безопасности и должного миграционного контроля. Национально-правовая регламентация применения персональных данных в Российской Федерации учитывает, в том числе, обязательства по межгосударственным договорам с ее участием.
Обсуждение и заключение. Предметом особого внимания международного сообщества является доступ детей к цифровым технологиям, использование удалённых форм занятости и гарантии трудовых прав. Нужно отметить активное участие международных органов и специализированных учреждений ООН в поиске решений указанных вопросов. Представляется перспективным инициировать подготовку двусторонних договоров государств с тем, чтобы укрепить унифицированное понимание персональных данных и возможностей их защиты.
Введение. Отношения между Россией и Алжиром носят традиционно дружеский характер. Они хорошо вписываются в ускоряющийся процесс трансформации мировой политики и экономики. В 2023 году лидерами государств была подписана Декларация об углублённом стратегическом сотрудничестве, предусматривающая проведение мероприятий по развитию двустороннего сотрудничества, в том числе в рамках международных организаций. Обе страны стремятся к тому, чтобы придать мультицентричному мировому политическому порядку равноправный характер, обеспечивающий ускоренное поступательное развитие всех государств, их независимость, невмешательство во внутренние дела, уважительное отношение к сделанному ими выбору модели политического и социально-экономического устройства.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере международного права: метод системно-структурного анализа; метод синтеза социально-правовых явлений; формально-логический метод; статистический метод.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлено, что отношения между Россией и Алжиром активно развиваются как в двустороннем формате, так и в рамках совместной работы внутри международных организаций. Дальнейшее движение в направлении к мультицентричному мировому порядку будет означать, что деколонизацию, начавшуюся в 50-60-х гг. прошлого века, удалось довести до конца.
Обсуждение и заключение. Углубление сотрудничества между Россией и Алжиром может внести весомую лепту в перестройку международных отношений на подобной основе, в том числе с использованием потенциала международных структур и объединений, созданных Москвой или с ее участием. В статье рассматривается развитие правовой базы взаимодействия двух государств в свете геополитических изменений и основные направления их сотрудничества.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/