Статья: КОМПОЗИЦИЯ И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕДАГОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (2024)

Читать онлайн

В статье представлен обзор исследовательских практик изучения речевого поведения педагога, а также представлена авторская концепция понимания речевой составляющей педагогической ситуации. Проведенный анализ исследований, посвященных вербальному поведению педагога, показывает разнообразие тематик и подходов. Однако их результаты недостаточны для разработки теоретической базы и обсуждения комплексных результатов исследований речевого поведения педагогов. Языковая сторона педагогической деятельности остается на сегодняшний день малоизученной, что влечет за собой возникновение противоречия между повышенными требованиями к профессиональной компетентности современных педагогов и отсутствием понимания и эффективного теоретико-методологического инструментария создания и анализа речи педагога. Решить обозначенную проблему возможно при условии рассмотрения педагогической ситуации и речевого поведения педагога с привлечением методов педагогической семиологии и когнитивной лингвистики: компонентного анализа, контент-анализа, системно-структурного анализа, метода интерпретационного и контекстуального анализа. Базу исследования составляют описания опыта образовательной деятельности признанных мастеров прошлого, педагогов- новаторов, современных зарубежных практиков. Цель данной работы - рассмотрение состава и композиции речевой деятельности педагога в трансдисциплинарном ракурсе. В концепции автора статьи речевая деятельность педагога рассматривается как основная составляющая при организации и протекании педагогической ситуации. Образовательные и воспитательные задачи педагогической ситуации решаются с помощью системы педагогических средств и взаимосвязанных с ними коммуникативных и речевых средств. Педагогическая ситуация в авторской концепции представляется как речевая ситуация, поэтому акцент делается на нескольких речевых моментах, которые характеризуют взаимосвязанные смысловые элементы педагогической ситуации, а именно ее начало, развитие и завершение. Особенностью речевой педагогической ситуации является целостность речевой структуры, которая определяется выбором наиболее адекватной речевой формы и речевых средств, сочетанием спонтанности и клишированности. Понимание педагогической ситуации как речевой открывает способ маркирования ее границ, определения ее как начинающейся, развивающейся и завершающейся на основе речи педагога, выделения педагогической ситуации из всей массы смежных явлений и процессов. Результаты исследования позволили продолжить реализацию задачи педагогической семиологии в деле прояснения терминологического аппарата современной педагогики и совершенствования подготовки будущих педагогов.

Ключевые фразы: педагогическая речь, речевое поведение, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, педагогическая ситуация, речевая ситуация, педагогическая семиология
Автор (ы): ДОБРОВА ВИКТОРИЯ ВАДИМОВНА
Журнал: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
808.5. Теория речи. Риторика устной речи. Культура речи. Ораторское искусство. Управление голосом. Выразительность речи. Красноречие
Для цитирования:
ДОБРОВА В. В. КОМПОЗИЦИЯ И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕДАГОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ // ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2024. № 3 (153)
Текстовый фрагмент статьи