В статье анализируется эффективность принимаемых Вашингтоном мер по стимулированию национального производства и переформатированию глобальных цепочек поставок в полупроводниковой промышленности. Оценивается результативность усилий Вашингтона, имеющих целью затруднить компаниям КНР доступ к инновационным технологиям, разрабатываемым не только в США, но и в союзных им странах. Сделан вывод, что стремление США к технологической гегемонии замедлит переход Китая к цифровой экономике, но благодаря принимаемым руководством этой страны защитным мерам не обнулит возможности для модернизации полупроводниковой промышленности.
Идентификаторы и классификаторы
Сосредоточившись на идее американского лидерства, администрация Дж. Байдена склонна воспринимать впечатляющие достижения КНР в сфере инновационных технологий как вызовы для национальной безопасности США. Откликаясь на призывы антикитайского лобби в Конгрессе США, действующего в тандеме с американскими промышленными корпорациями, президент Байден обещал вернуть Америке статус “мастерской мира”, поставить заслон “технодиктатуре” КНР и намерению Пекина позиционировать Китай в качестве “ведущей мировой научно-технической сверхдержавы” [ист. 1]. Одна из важнейших целей – обнуление усилий Китая по модернизации полупроводниковой промышленности. Утверждается, что если Китай сможет потеснить американские ТНК в микроэлектронике, это даст ему возможность совершить прорывы и в других технологических областях, имеющих определяющее значение для экономики XXI в.
Список литературы
1. Gaida J., Wong-Leung J., Robin S., Cave D. ASPI’s Critical Technology Tracker. The Global Race for Future Power. Washington, ASPI International Cyber Policy Centre, February 2023. Available at: https://ad-aspi.s3.ap-southeast-2.amazonaws.com/2023-03/ASPIs%20Critical%20Technology%20Tracker_0.pdf?VersionId=ndm5v4DRMfpLvu.x69Bi_VUdMVLp07jw (accessed 12.03.2023).
2. Varas A., Varadarajan R., Palma R., Goodrich J., Yinug F. Strengthening the Global Semiconductor Supply Chain in an Uncertain Era. Washington, BCG/SIA, 01.04.2021. Available at: https://www.bcg.com/publications/2021/strengthening-the-global-semiconductor-supply-chain (accessed 12.03.2023).
3. Matheny J. The U.S. Has a Microchip Problem. Safeguarding Taiwan Is the Solution. The Atlantic, 03.10.2022. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2022/10/taiwan-microchip-supply-chain-china/671615/ (accessed 12.03.2023).
4. Hufbauer G., Hogan M. CHIPS Act Will Spur US Production but Not Foreclose China. Washington, PIIE, October 2022. Available at: https://www.piie.com/sites/default/files/2022-10/pb22-13.pdf (accessed 12.03.2023).
5. Ezell S., Koester S. Three Cheers for the CHIPS and Science Act of 2022. Now, Let’s Get Back to Work. Washington, ITIF, 29.07.2022. Available at: https://itif.org/publications/2022/07/29/three-cheers-for-the-chips-and-science-act-of-2022-now-lets-get-back-to-work/ (accessed 12.03.2023).
6. Alper A., Nellis S., Yang H. Exclusive: Samsung’s New Texas Chip Plant Cost Rises above $25 Billion. Reuters, 16.03.2023. Available at: https://www.reuters.com/technology/samsungs-new-texas-chip-plant-cost-rises-above-25-billion-sources-2023-03-15/ (accessed 12.03.2023).
7. Swanson A., Clark D. Chip Makers Turn Cutthroat in Fight for Share of Federal Money. The New York Times, 23.02.2023. Available at: https://www.nytimes.com/2023/02/23/business/economy/chip-makers-fight-federal-money.html?action=click&module=Well&pgtype=Homepage§ion=Technology (accessed 12.03.2023).
8. Zinkula J. The World’s Biggest Chipmaker Is Making a Multi-Billion Dollar Investment in the US Even Though It’ll Cost Way More to Make Chips There. Here’s Why It Decided to Do It Anyway. Business Insider, 17.12.2022. Available at: https://www.businessinsider.nl/the-worlds-biggest-chipmaker-is-making-a-multi-billion-dollar-investment-in-the-us-even-though-itll-cost-way-more-to-make-chips-there-heres-why-it-decided-to-do-it-anyway/ (accessed 12.03.2023).
9. Clark D., Swanson A. U.S. Pours Money into Chips, but Even Soaring Spending Has Limits. The New York Times, 01.01.2023. Available at: https://www.nytimes.com/2023/01/01/technology/us-chip-making-china-invest.html (accessed 12.03.2023).
10. Танг К. В соперничестве с США Китай может использовать три преимущества. ИноСМИ, 30.01.2023.
Tang K. In Its Rivalry with the US, China Can Leverage 3 Advantages. InoSMI, 30.01.2023. (In Russ.) Available at: https://inosmi.ru/20230130/kitay-260146198.html (accessed 12.03.2023).
11. Gans J. DOJ, Commerce Department Strike Force to Fight Technology Threats from Adversaries. The Hill, 16.02.2023. Available at: https://thehill.com/policy/cybersecurity/3861681-doj-commerce-department-strike-force-to-fight-technology-threats-from-adversaries/ (accessed 12.03.2023).
12. Arcesati R., Hmaidi A. Industry, Allies and Partners Face Tough Choices as US-China Tech War Escalates. Mercator Institute for China Studies, Berlin, 20.10.2022. Available at: https://merics.org/en/short-analysis/industry-allies-and-partners-face-tough-choices-us-china-tech-war-escalates (accessed 12.03.2023).
13. Daniels O., Hunt W. Sustaining and Growing the U.S. Semiconductor. Advantage: A Primer. Washington, Center for Security and Emerging Technology, June 2022. Available at: https://cset.georgetown.edu/wp-content/uploads/CSET-Sustaining-Growing-US-Semiconductor-Advantage-A-Primer.pdf (accessed 12.03.2023).
14. Hufbauer G., Hogan M. Washington Won’t Chip away at China’s Military with Semiconductor Sanctions. EastAsiaForum, 11.12.2022 Available at: https://www.eastasiaforum.org/2022/12/11/washington-wont-chip-away-at-chinas-military-with-semiconductor-sanctions/ (accessed 12.03.2023).
15. Bresnick S., Sher N. New Export Controls on Chinese Semiconductors May Prove Self-Defeating. ChinaFile, 16.09.2022. Available at: https://www.chinafile.com/reporting-opinion/viewpoint/new-export-controls-chinese-semiconductors-may-prove-self-defeating (accessed 12.03.2023).
16. Schmidt E. Innovation Power. Foreign Affairs, March-April 2023. Available at: https://www.foreignaffairs.com/united-states/eric-schmidt-innovation-power-technology-geopolitics?utm_medium=promo_email&utm_source=special_send&utm_campaign=post_release_tech&utm_content=20230309&utm_term=promo-email-prospects (accessed 12.03.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В условиях беспрецедентного санкционного давления Россия вынуждена искать альтернативные механизмы международных расчетов. В статье обосновываются концептуальные подходы к созданию нового механизма международных расчетов без участия доллара США за счет использования возможностей, связанных с цифровизацией мировой экономики. Предлагается создать цифровую платформу международных расчетов (DISP) на основе технологии блокчейн. Платежи будут осуществляться национальными валютами, конвертируемыми в цифровой международный валютный актив (DICA) на основе их реальной покупательной способности, определяемой средневзвешенной мировой ценой универсального товара или корзины товаров.
Обобщены факторы дисфункциональности мировой валютной системы как многостороннего механизма урегулирования глобальных дисбалансов. Показана непреходящая значимость государств Востока в развитии мировой экономики. Сделан вывод, что для ослабления геополитической напряженности и стабилизации международных финансовых и экономических отношений динамично развивающиеся страны Востока должны быть адекватно представлены в ключевых институтах мировой валютной системы.
Во внешнеполитической части ежегодного Послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. наиболее выпукло прозвучала новая тема: приостановка участия России в Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). В пользу этого решения был выдвинут ряд доводов, включая отсутствие в Договоре ограничений на ядерные силы союзников США по НАТО - Великобритании и Франции. Судя по всему, главным мотивом решения российского руководства по ДСНВ было политическое противодействие политике США и их союзников, нацеленной на поражение России в вооруженном конфликте на Украине. Вместе с тем приостановка действия ДСНВ чревата полным разрывом договорно-правовых стратегических отношений двух ядерных сверхдержав и крахом всего режима контроля над ядерными вооружениями. Тем не менее при условии благоприятных перемен в международной политике - мирного урегулирования вооруженного конфликта на Украине, отхода Запада и России от всеобъемлющей конфронтации - возможно возобновление диалога по ограничению стратегических вооружений РФ и США. Но тема подключения к ограничению вооружений Великобритании и Франции останется в повестке дня. 30 лет назад совокупный ядерный потенциал этих государств составлял примерно 4% от стратегических сил каждой из двух сверхдержав, а сейчас достигает примерно 35% - ввиду сокращения стратегических сил России и США после 1991 г. Решение данного вопроса потребует инновационных договорно-правовых форм и применения опыта и прецедентов, наработанных за полвека стратегических переговоров.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru