В статье рассматривается состояние российской науки в области международных отношений (МО). Настоящее исследование представляет собой количественный анализ тематических тенденций в российских публикациях по МО с опорой на библиографическую базу данных OpenAlex. Авторы применили структурное тематическое моделирование к корпусу из 13 705 статей в период с 1 января 2000 по май 2024 года. Методологическая точность была обеспечена при помощи стандартизации языка, предварительной обработки текста и исключения из корпуса нерелевантных текстов. В литературе по российский школе МО акцент, как правило, сделан на типологизации ее представителей, прескриптивных рекомендациях и описании ее развития. Вместе с тем авторы выявили ряд особенностей, которые практически не рассматривались в предыдущих исследованиях. Наследие советской эпохи сохраняется скорее в тематической, нежели парадигмальной, плоскости. Широко представлены проблемы развития: заметен акцент на изучении неравенства и справедливости в различных их проявлениях. Системный подход остается доминирующим, частично перекликаясь с региональными исследованиями. Даже в классических описательных работах, посвященных двусторонним отношениям или региональной динамике, предпринимается попытка вписать полученные выводы в глобальный контекст мировой политики. Традиционное внимание к российской внешней политике и роли Москвы в международной системе связано с ее статусом великой державы. Если в начале XXI в. российских ученых волновали скорее вопросы идентичности, то впоследствии внимание было направлено скорее на способы укрепления этого статуса. Европа, в отличие от других регионов, по-прежнему занимает важнейшее место в российских исследованиях. Примечательно, что темы образования и культуры чаще встречаются в работах по МО, чем темы конфликтов, стратегии и национальной безопасности. Впрочем, на эту тенденцию также могут влиять особенности анализируемых данных или индексация OpenAlex.
Идентификаторы и классификаторы
Postpositivism deems all knowledge to be socially overdetermined and culturally conditioned. From this perspective, national schools are gaining visibility due to the latest crisis of globalization, which has particularly aff ected the international scholarship1. It has led to a rapid regionalization of science, confi ned within national borders. In Russia, this process is most noticeable in international relations (IR)2 studies and the way the Russian IR community perceives itself. Notably, numerous Russian and Russian-born researchers have previously assessed the state of the Russian IR school, indicating a deep self-refl ection. With the passage of time, it is now appropriate to reassess its development. The arguments put forward by earlier scholars require additional verifi cation and correction, considering new trends in science and the global context. Interest in the Russian IR school became particularly intense in the 2000s and again in the mid-2010s, the latter period coinciding with the deterioration of relations between Russia and the West.
Список литературы
1. Алексеева, Т.А. Теория международных отношений как политическая философия и наука. М.: Аспект Пресс, 2019. EDN: QUOYYX
2. Алексеева, Т. А., Лебедева, М.М. Что происходит с теорией международных отношений // Полис. Политические исследования. 2016. № 1. С. 29-43. DOI: 10.17976/jpps/2016.01.03 EDN: VEBMUV
3. Антюхина-Московченко, В.И., Злобин, А.А., Хрусталев, М.А. Основы теории международных отношений: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: МГИМО, 1988.
4. Богатуров, А.Д. Понятие мировой политики в теоретическом дискурсе // Международные процессы. 2004. Т. 2. № 1. С. 16-33. EDN: OIQBZF
5. Богатуров, А.Д. От системной истории к российской теории международных отношений. Интервью с профессором Алексеем Демосфеновичем Богатуровым // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20. № 3. C. 574-584. DOI: 10.22363/2313-0660-2020-20-3-574-584 EDN: YOWWAZ
6. Богатуров, А.Д. Десять лет парадигмы освоения // Pro et Contra. 2000. T. 5. № 1. С. 195-202. EDN: TNQSAD
7. Богатуров, А.Д. Реалистическая тенденция в российской теории международных отношений // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2003. № 4. C. 3-21.
8. Воскресенский, А.Д. Мировое комплексное регионоведение как исследовательский подход и научная школа. Интервью с Алексеем Дмитриевичем Воскресенским, профессором МГИМО МИД России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20. № 2. C. 356-366. DOI: 10.22363/2313-0660-2020-20-2-356-366 EDN: FOQGRS
9. Истомин, И.А., Байков, А.А. Сравнительные особенности отечественных и зарубежных журналов // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 2. C. 114-140. DOI: 10.17994/IT.2015.13.2.41.9 EDN: UCCVFT
10. Истомин, И.А. Сравнительный анализ приоритетов российской внешней политики и научнообразовательного сообщества специалистов по международным отношениям // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 1. С. 162-185. DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-1-162-185 EDN: TIJNYB
11. Лебедева, М.М. Российские исследования и образование в области международных отношений: 20 лет спустя; РСМД. М.: Спецкнига, 2013. EDN: VPTZNL
12. Косолапов, Н.А. Исследования международных отношений: логика идей, интересов, политики // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 4. С. 93-99. DOI: 10.20542/0131-2227-2006-4-93-99 EDN: HTIDAR
13. Косолапов, Н.А. Тема 2. Теоретические исследования международных отношений: Современное состояние науки // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 2. С. 67-79. DOI: 10.20542/0131-2227-1998-2-67-79
14. Кузнецов, А.М., Козинец, А.И. “Незападные” школы международных отношений: углубление фрагментации или выход из кризиса теории? // Россия в АТР: роль, интересы и приоритеты обеспечения региональной безопасности и ускоренного экономического развития / под ред. А.Б. Волынчука. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016. С. 12-46. EDN: YFZCRB
15. Лебедева, М.М., Харкевич, М.В. Теория международных отношений в зеркале современных российских исследований // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 5. С. 7-19. DOI: 10.24833/2071-8160-2016-550-7-19 EDN: YGCOPX
16. Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ / отв. ред. А.А. Кокошин, А.Д. Богатуров. М.: КомКнига, 2004.
17. Нойманн, И. Использование “Другого”: Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М.: Новое издательство, 2004.
18. Основы теории международных отношений: опыт ИМЭМО в 1970-е годы / под ред. Н.Н. Иноземцева. М.: Аспект Пресс, 2022.
19. Проблемы теории международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. 1969. № 9. С. 88-106; № 10. C. 78-99.
20. Российская наука международных отношений: Новые явления / под ред. А.П. Цыганкова, П.А. Цыганова. М.: Per Se. 2005.
21. Тюлин, И.Г. Исследования международных отношений в России: вчера, сегодня, завтра // Космополис. Альманах. 1997. С. 18-28.
22. Фененко, А.В. Почему в Америке не любят публиковать российских авторов? // Международные процессы. 2016. Том 14. № 1. С. 171-180.
23. Хрусталев, М.А. Две ветви ТМО в России // Международные процессы. 2006. Т. 4. № 2. С. 119-128. EDN: OIDVUN
24. Хрусталев, М.А. Основы теории внешней политики государства. М.: УДН, 1984.
25. Цыганков, А.П. Российская теория международных отношений: какой ей быть // Сравнительная политика. 2014. № 2. С. 65-81. DOI: 10.18611/2221-3279-2014-5-2(15-16)-24-30 EDN: SJHLBN
26. Цыганков, А.П. Русская международная теория: три традиции. М: Русайнс, 2018.
27. Цыганков, А.П., Цыганков, П.А. Теория международных отношений в России: отчего не спешат появляться школы? // Международные процессы. 2003. Т. 1. № 3. С. 104-116. EDN: OIXICT
28. Цыганков, П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2007. EDN: QOHCTB
29. Шаклеина Т.А. Реалистическая школа: дебаты о мировом порядке и внешнеполитической стратегии современной России // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2004. № 1. EDN: RQMXZV
30. Amelicheva, Mariya Y., Zubitska Lidya. “An Unending Quest for Russia’s Place in the World: The Discursive.
31. Co-evolution of the Study and Practice of International Relations in Russia.” New Perspectives. Interdisciplinary Journal of Central & East European Politics and International Relations, no. 1 (2016): 19-51. DOI: 10.1177/2336825X1602400102
32. Bates, Robert H. “Area Studies and the Discipline: A Useful Controversy?” PS: Political Science and Politics, no. 2 (1997): 166-169. EDN: HKADDL
33. Bischof, Jonathan M., Airoldi, Edoardo M. “Summarizing topical content with word frequency and exclusivity”. In Proceedings of the International Conference on Machine Learning (2012): 1-8.
34. Lebedeva, Marina M. “International Relations Studies in the USSR/Russia: Is There a Russian National School”. Global Society, no. 3 (2004): 263-278. EDN: LIURYJ
35. Light, M. Marxism and Soviet International Relations. London: Wheatsheaf Books, 1988.
36. Lynch, A. The Soviet Study of International Relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
37. Makarychev, A., Morozov, V. “Is ‘Non-Western Theory’ Possible? The Idea of Multipolarity and the Trap of Epistemological Relativism in Russian IR”. International Studies Review, no. 3 (2013): 328-350. EDN: RHLSKL
38. Mimno, D., Wallach, Hanna M., Talley E., Leenders M., McCallum, A. “Optimizing semantic coherence in topic models”. In Proceedings of the Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing, Association for Computational Linguistics. Chicago (2011): 262-272.
39. Roberts, Margaret E., Stewart, Brandon M., Tingley D., Lucas C., Leder-Luis J., Gadarian, Shana K., Albertson B., Rand, David G. (2014). “Structural topic models for open ended survey responses”. American Journal of Political Science, no. 4 (2014): 1064-1082.
40. Roberts, Margaret E., Stewart, Marta M., Tingley D., Airodli Edoardo M. “The structural topic model and applied social science”. Advances in neural information processing systems workshop on topic models: computation, application, and evaluation, no. 1 (2013): 1-20.
41. Shakleyina, Tatyana A., Bogaturov Aleksei D. “The Russian Realist School of International Relations”. Communist and Post-Communist Studies, no. 1 (2004): 37-51. EDN: LIVFFT
42. Taddy, Matthew A. “On Estimation and Selection for Topic Models”. Proceedings of the 15th International Conference on Artificial Intelligence and Statistics (AISTATS), La Palma, Canary Islands. Volume XX of JMLR:W&CP XX (2012): 1184-1193.
43. Tsygankov, Andrey P., Tsygankov, Pavel A. “National Ideology and IR Theory: Three Reincarnations of the ‘Russian Idea’”. European Journal of International Relations, no. 4 (2010): 663-686. EDN: OHMZRT
44. Tsygankov, Andrei P., Tsygankov, Pavel A. “New Directions in Russian International Studies: Pluralism, Vesternization, and Isolationism”. Communist and Post-Communist Studies, no. 1 (2003): 101-127. EDN: YKSYYE
45. Tsygankov, Andrei P., Tsygankov, Pavel A. “Russian IR Theory: The Crisis of Global-Pluralist Discipline”. European Review of International Studies, no. 2 (2014): 92-106.
46. Tsygankov, Andrei. P. Whose World Order? Russia’s Perception of Western Ideas after the Cold War. Notre Dame: University Press of Notre Dame, 2003.
47. Tsygankov, Andrei P., Tsygankov, Pavel A. “A Sociology of Dependence in International Relations Theory. A Case of Russian Liberal Theory”. International Political Sociology, no. 1 (2007): 307-324. EDN: XCOMTH
48. Tsygankov, Pavel A., Tsygankov, Andrei P. “Dilemmas and Promises of Russian Liberalism”. Communist and Post-Communist Studies, no. 1 (2004): 53-70. EDN: LILIUL
49. Tsygankov, Pavel A., Tsygankov, Andrei P. “Self and Other in International Relations Theory: Learning from Russian Civilizational Debates”. International Studies Review, no. 4 (2008): 762-775. EDN: MJFXWD
Выпуск
Другие статьи выпуска
В исследованиях международных отношений наблюдается ренессанс интереса к изучению моделей принятия решений, связанных с влиянием индивидуальных и групповых акторов и проистекающей из этого необходимостью понимания их глубинной психологии, характера их стимулов и мотиваций. Подобные исследования актуализируют применение поведенческих и когнитивной наук в сфере международных отношений и внешней политики, побуждают к адаптации методологии профильных дисциплин к решению сложных общественно-политических проблем. Настоящая обзорная статья - попытка инвентаризации ключевых тем и литературы в данной области, а также демонстрация прикладного применения существующих теорий для анализа актуальных политических сюжетов.
В последние годы исследователи правого радикализма проявляют интерес к вкладу радикальных консерваторов в современную теорию международных отношений. В центре предлагаемого исследования находятся концепции немецкого интеллектуального течения «новых правых» в ФРГ применительно к вызовам мировой политики. Цель исследования состоит в анализе эволюции политического языка представителей движения на этапе холодной войны и на современном этапе - с 2013 г. по настоящее время. Методологической основой работы выступает анализ политических текстов в рамках Кембриджской школы истории идей. Обращение к данному методу позволяет определить политические проблемы и оппонентов «новых правых», воспроизвести политические контексты, в которых действовали теоретики, а также идентифицировать культурный ресурс политического языка идеологов. Результаты исследования демонстрируют, что основной целью «новых правых» является обеспечение национальной безопасности и роста политической мощи ФРГ. Ее достижение требовало разработки внешнеполитической концепции, обеспечивающей доминирующее положение ФРГ в континентальной Европе. Хотя интеллектуальные источники идеологии «новых правых» не имели прямого отношения к теории международных отношений, тезисы их теоретиков наиболее близки школе политического реализма. При этом проевропейские идеологические позиции «новых правых» оказываются ограниченными и, как следствие, невостребованными среди правых популистов Европы и США. Данный вывод позволяет опровергнуть утверждение, что цель «новых правых» состоит в революционном переустройстве существующей системы международных отношений.
В данной статье рассматриваются эпистемологические подходы, использованные грузинскими исследователями в области политической науки за последние пять лет. Она основана на первоначальном обобщенном исследовании темы, которая в значительной степени упускалась из виду как местными, так и международными учеными. На основе обзора литературы и анализа исследований, проведенных ведущими местными учеными, в статье утверждается, что в Грузии нет устоявшихся или глубоко укоренившихся политических школ в традиционном понимании из-за советского прошлого страны. В результате университетыи вся область политологии являются продуктом реформ, направленных на распространение демократии. Эти реформы были реализованы при сильной поддержке западных стратегических союзников, в особенности США и Европейского Союза. В настоящее время эта область находится под сильным влиянием доминирующих западных теорий политической науки и международных отношений, таких как либерализм, неолиберализм и либеральный институционализм. Более того, эта дисциплина по своей сути ориентирована на гражданское образование, уделяя основное внимание продвижению демократии, а не критическим исследованиям. Грузинские ученые склонны исследовать темы и применять теории, которые соответствуют господствующим западным нарративам. На эту тенденцию существенно влияет финансовая и логистическая зависимость от западных грантов и стипендий.
В статье проведен анализ развития и современного состояния исследований международных отношений в Турции с акцентом на возможные причины их периферизации, а также вероятные точки роста для формирования самостоятельных теоретических подходов. Рассмотрены особенности развития изучения и преподавания международных отношений в Турции, причины недостаточного внимания к местным теориям. Для анализа использованы официальные статистические данные, результаты зарубежных опросов, биографические профили ведущих турецких исследователей международных отношений, их рефлексия относительно обозначенной проблемы, а также турецкие работы в области международных отношений, претендующие на теоретическую новизну. Автор делает вывод, что перспективы российско-турецких отношений определяются в том числе и тем, насколько турецкая научная школа международных отношений сможет отстоять свою независимость и выработать оригинальные теоретические подходы или, для начала, адаптировать незападные теории. В настоящее время Турция в теоретическом плане все еще находится в западной орбите, однако демонстрирует выраженный политический запрос на преодоление такой зависимости. Турецкое академическое сообщество пока еще не преодолело фазу критического переосмысления западоцентризма, оно только готовится проявить выраженный интерес к незападным теориям международных отношений и поиску оснований для построения теорий в собственной локальной среде, истории и культуре. Недостаточное развитие теоретических исследований международных отношений в Турции, несмотря на негативный фактор прозападной ориентации, предоставляет простор для сотрудничества и положительной интеграции российской и турецкой академической среды. Знакомство турецких исследователей с российскими традициями и подходами к международным отношениям является залогом успешного развития российско-турецких отношений.
Современная социальная организация академической науки в Китае позволила сформировать особые условия для развития теоретического знания в стране. Важной составляющей успешного развития китайских теорий международных отношений по-прежнему остается классическая китайская философия, а также богатый исторический опыт межгосударственных связей в Восточной Азии. При этом вопросы развития теории занимают центральное место в научном сообществе КНР на протяжении многих лет, так же как и система мотивации исследовательских кадров и методологическая подготовка исследователей. В статье рассматриваются основные этапы развития китайской школы как незападного подхода в теории международных отношений с особым вниманием к институциональным аспектам с точки зрения социологии науки.
Данная статья посвящена проблемам и перспективам развития науки о международных отношениях в Тропической Африке. В исследовании рассматривается феномен африканской агентности (субъектности) на двух уровнях: внешнеполитической экспертизы и практики, с особым акцентом на первый уровень. Африканская агентность - это концептуализация зависимого развития континента в контексте агент-структурной проблемы в международных отношениях, позволяющая посредством конструктивистского подхода более реалистично передать основные особенности международных отношений на континенте. В статье представлен инструментальный и даже манипулятивный аспекты нарратива «африканской агентности», при этом особое внимание уделяется пределам агентности. Среди них - недостаточный уровень распространения качественного среднего и высшего образования, особенно на национальных языках. Показан советский опыт выхода общественной науки Мали из «интеллектуального кокона» бывшей метрополии. Исследуется проблема финансирования ведущих африканских мозговых центров по международным отношениям, в т. ч. их зависимость от западных и китайских источников, а также усиливающаяся иерархичность науки о международных отношениях, что негативно сказывается на положении дел на континенте. Проведен анализ участия африканских исследователей в международных конференциях, в том числе в рамках Ассоциации международных исследований (ISA). Большое внимание уделяется позитивным примерам развития африканской агентности - проведению пяти Международных конгрессов африканистов в 1960-1980-е гг., а также деятельности Совета по развитию исследований в области социальных наук в Африке (CODESRIA). Представлены основные элементы успешного развития деятельности CODESRIA в 1970-1980-е годы. В заключении сделаны выводы о перспективах усиления агентности в международных исследованиях Африки в контексте современных геополитических трансформаций.
Дискуссии о соотношения теории и прогноза в зарубежных изданиях активизировались с 2010-х гг., но в российской литературе эта тематика остается в значительной степени непроблематизированной. Настоящая статья систематизирует выдвигаемые в исследованиях международных отношений оценки роли теории в прогнозировании, выявляя перспективы совмещения прескриптивных, объяснительных, интерпретативных и предиктивных функций науки. Она раскрывает истоки как скепсиса теоретиков относительно прогнозов, так и ответной критики бесплодного теоретизирования. В результате статья выявляет ограничения и доминирующей в дисциплине гипотетико-дедуктивной модели познания, и оппонирующего ей статистического индуктивизма. Анализ начинается с представления различных классов теорий, сформировавшихся в исследованиях международных отношений. Оно демонстрирует, что базовые установки нормативного, деконструирующего и интерпретативного теоретизирования плохо совместимы с прогнозированием. После этого рассматривается амбивалентное отношение к прогнозам сторонников объяснительных теорий, апеллирующих к принципиальной непрогнозируемости социальных взаимодействий. Статья отмечает появление с конца 2000-х гг. расчетов на то, что аккумулирование больших массивов данных вкупе с развитием методов их обработки обеспечит предсказания без опоры на объяснительные умозаключения. Тем не менее повышению прикладной ценности научных разработок способствовало бы совмещение теоретических объяснений и прогнозных исследований. Предпринятый обзор подводит к выводу: для того, чтобы теория могла играть большую роль в прогнозировании, прогнозы должны играть большую роль в теоретизировании. Принципиально разделять заключения/выводы о реальности, которые теоретики, безусловно, делают, и предположения о будущем, которые они в массе своей предлагать отказываются, а стоило бы.
В статье рассматривается процесс формирования знаний о России в американской академической науке после завершения холодной войны. Гипотеза статьи заключается в том, что формирование знания в основном отражает социальные и национально-культурные условия страны и ее исследовательского сообщества. При том, что немало ученых стремятся к объективности и этической отстраненности от объекта своего исследования, они чаще всего подходят к его изучению с позиций, отражающих и проецирующих интересы и ценности обществ, в которых работают. Эта гипотеза сформулирована в рамках предпринимаемого в статье социологического подхода к формированию знания, предполагающего осмысление условий его формирования и социальных запросов, которым оно отвечают. Американские знания о России, которую они длительное время рассматривали и продолжают рассматривать как угрозу и вызов интересам и ценностям США, несут на себе печать национальных допущений, предпочтений, убеждений и эмоций. Изучая сущее, они далеко не всегда способны освободиться в своем сознании от американского понимания должного, проецируя в свои исследования то, как, по их мнению, следует развиваться России. Со второй половины 2000-х гг. - данный разрыв углубляется. По сравнению со временем холодной войны, знания о России в Америке утратили прежний статус приоритетности и привилегированности, стали более политизированными, особенно, в вопросах, затрагивающих международную безопасности и политику ценностей. Кроме того, эти знания вписаны в общепринятые на Западе теории международных отношений и сравнительной политики. Эти изменения отражают снижение статуса России в международной иерархии в сравнении с США и возросшую убежденность американских ученых-обществоведов в универсальной значимости своих подходов и теорий. Современная Россия все чаще воспринимается как развивающаяся в неверном направлении, угрожая западным «либерально-демократическим» ценностям и безопасности, а своим стремлением быть «империей» - и самим структурам модерного общества. Хотя не все американские исследователи разделяют такого рода концепты и теории, последние выражают настроения мейнстрима как в политике, так и в науке. Заключительная часть подводит итоги, а также обсуждает возможности формирования менее предвзятых и идеологически нагруженных знаний о России. Подходы к получению таких знаний в США существуют, хотя и не доминируют.
William C. Wohlforth is a distinguished American political scientist, serving as a faculty member in the Government Department at Dartmouth College since 2000. He holds a degree in international relations from Beloit College and has experience working as a legislative aide in the U. S. House of Representatives. Dr. Wohlforth completed his graduate studies at Yale University, where he earned both an M. A. in international relations and a Ph. D. in political science. He has previously held academic positions at Princeton University and Georgetown University. Dr. Wohlforth’s scholarly expertise encompasses international security and foreign policy. His most recent publications include America Abroad: The United States’ Global Role in the 21st Century (Oxford University Press, 2018), co-authored with Stephen G. Brooks, and the forthcoming A Measure Short of War: A Brief History of Great Power Subversion (Oxford University Press, December 2024), co-authored with Jill Kastner.
В начале 2000-х гг. известный советский и российский историк Арон Гуревич (1924–2006 гг.) справедливо указывал на своеобразный теоретикометодологический нигилизм, а также стихийный позитивизм, присущие отечественной гуманитарной науке. Во многом это стало реакцией на советские практики насаждения марксизма в обществознании1. Как следствие, сдержанное, если не скептическое, отношение к теоретическим обобщениям, а также стремление к описанию явлений в соответствии с принципом немецкого историка Леопольда фон Ранке “wie es eigentlich gewesen” (как оно было на самом деле), без широких теоретических обобщений и с фокусом, прежде всего, на качественной эмпирике, «полевом» материале, глубоком знании источников2. Учитывая, насколько именно историческая наука повлияла на формирование российской школы международных исследований, это замечание имеет чрезвычайную важность.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/