В статье рассматривается образование в Чеченской автономной области в 1920-е гг. Проблема ликвидации отсталости «национальных окраин» предусматривала образование на родном языке. Известно, что в 20-х гг. ХХ в. количество религиозных школ в Чечне превышало число светских школ и преподавали там одни и те же учителя. Борьба с арабизацией образования заставила Наркомпрос Горской АССР вернуться к выработке новой графической основы, применимой к языкам северокавказских народов. В Чеченской автономной области подготовке местных кадров придавали большое значение, лучших выпускников новых советских школ направляли в различные вузы и на рабфаки. Показано, что при строительстве школьного образования в ЧАО остро стояли проблемы подготовки учительских кадров, нехватки учителей, помещений, оборудования, учебников, отсутствия одежды и обуви у учащихся. Обучать горцев грамоте на их родном языке было важно и потому, что предстоял перевод всего делопроизводства в национальных областях на местные языки. Развитие социалистического строительства и связанные с этим задачи по подготовке кадров требовали скорейшего проведения всеобщего обязательного начального обучения. Введение всеобуча было сопряжено со строительством новых школ, увеличением числа учителей и повышением их квалификации, значительными капиталовложениями.
Идентификаторы и классификаторы
Президент РФ В. В. Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность».
Список литературы
1. Ленин В.И. Странички из дневника // Полн. собр. соч. Т. 45. С. 365-366.
2. Юго-восточная краев. конференция. Стенографический отчет (5-8 мая 1924 года) / 2-я Юго-вост. краев. конференция РКП(б). Ростов н/Дону: Юго-вост. краев. ком. РКП(б), 1924. 206 с.
3. Орцуев М.О. Культурное строительство Чечни за 15 лет // Революция и горец. 1933. № 1, 2.
4. Андреева М.С. Коммунистическая партия - организатор культурно-просветительной работы в СССР. М., 1963.
5. Гадиев А. Новые школы в Чечне // Революция и горец. 1929. №1-2.
6. Джамбулатова З.К. Культурное строительство в Советской Чечено-Ингушетии (1920-1940 гг.). Грозный, 1974.
7. Закладная В. Поход за грамотностью // Революция и национальности. 1930. № 3.
8. Вагина В.Ф. Осуществление ленинских идей о народном образовании в национальных районах Северного Кавказа (1925-1936 гг.) // Научные труды преподавателей кафедр общественных наук вузов Ставропольского Края. Ставрополь, 1972.
9. Дайч З.Г. Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства; перспективы, развития. М., 1987.
10. Корнетов Г.Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода. М., 1993.
11. Декрет Совета Народных Комиссаров. О введении новой орфографии. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М., 1942. С. 1020-1021.
12. Декрет Совета Народных Комиссаров. О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р. 1919.12.26 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1943. С. 845-846.
13. Эльбуздукаева Т.У. Чечня и Ингушетия в 20-30-е годы ХХ века: опыт модернизации. М.: Парнас, 2011. С. 326. EDN: QPTKRH
14. АУП ЧР. Ф. 81. Оп. 1. Д. 164. Л. 5.
15. Бугай Н.Ф. Советское строительство в Чечено-Ингушетии в 1920-1921 годах // Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1976. Т. Х. С. 99.
16. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (1920 - июнь 1941 г.): сб. документов и материалов. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1979. С. 41-42.
17. ЦГАСО-А. Ф. Р.- 41. Оп. 1. Д. 154. Л. 46.
18. АУП ЧР. Ф. 584. Оп. 1. Д. 14. Л. 69, 85.
19. Гадиев А. Культстроительство в национальных областях // Революция и горец. 1930. № 10-12. 20. АУП ЧР. Ф. 81. Оп. 1. Д. 6. Л. 20.
21. Джамбулатова З.К. Культурное строительство в Советской Чечено-Ингушетии (1920-1940 гг.). Грозный, 1974.
22. Умаров М.У. По пути ко всеобщему среднему образованию. Грозный, 1982.
23. ЦГАСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 12. Л. 4.
24. ЦГАСО-А. Ф. Р.- 41. Оп. 1. Д. 189. Л. 72.
25. Орцуев М.О. Культурное строительство Чечни за 15 лет // Революция и горец. 1933. № 1, 2.
26. Юго-восточная краев. конференция. Стенографический отчет (5-8 мая 1924 года) / 2-я Юго-вост. краев. конференция РКП(б). Ростов н/Д: Юго-вост. краев. ком. РКП(б), 1924. 206 с.
27. Умаров М.У. По пути ко всеобщему среднему образованию. Грозный, 1982.
28. АУП ЧР. Ф. 584. Оп. 1. Д. 14. Л. 69, 85.
29. АУПЧР. Ф. 241. Оп. 1. Д. 71. Л. 76.
30. Братское содружество народов СССР 1922-1936 гг. // Сборник документов и материалов / Под ред. И.И. Грошева. Издательство социально-экономической литературы. М.: Мысль, 1964. С. 239.
31. ЦГАСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 12. Л. 4.
32. ЦГАСО-А. Ф. Р.- 41. Оп. 1. Д. 189. Л. 72.
33. Умаров М.У. По пути ко всеобщему среднему образованию. Грозный, 1982.
34. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-1947 гг. Вып. 1. М.-Л.: Издательство АПН РСФСР, 1947. С. 95-97.
35. АУПЧР. Ф. Р.-164. Оп. 1. Д. 4. Л. 30.
36. Чеченская автономная область к моменту объединения // Материалы к I конференции Чеченской организации ВКП(б). Грозный, 1928. С. 72-73.
37. АУПЧР. Ф. 241. Оп. 1. Д. 71. Л. 76.
38. АУП ЧР. Ф. 244. Оп. 1. Д. 36. Л. 4.
39. Рахимбаев Р. Просвещение национальных меньшинств в РСФСР // Революция и национальности. 1930. №1.
40. Наш край: документы и материалы (1917-1977 гг.). Ставрополь: Кн. изд-во, 1983. С. 328.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется произведение представителя адыгской диаспоры Инала Чатао «Всадники». Исследование выявляет художественные особенности романа в его сравнении с аналогичными произведениями адыгских писателей России. В работе отображается бережное отношение автора к феномену Адыгэ Хабзэ как к одному из главных составляющих этноса. Ставится вопрос о необходимости сравнительно типологического исследования литературы диаспоры в целом.
В статье показано, что Р. Гамзатов на протяжении долгого и плодотворного творчества создал ряд поэтических посланий, предназначенных для широкого круга людей - родственников, друзей, коллег, знакомых. Адресатами посланий стали как люди, многие годы находившиеся рядом с поэтом, так и те, кто волею судьбы встречался на его жизненном пути на короткое время, но оставил в его душе теплый и приятный след. Среди представленного разнообразия посланий (лирических, дружеских, сатирических) большую группу составляют дружеские эпистолы, адресованные в основном коллегам по перу, друзьям-собратьям, деятелям искусства, с которыми Р. Гамзатов был хорошо знаком и тесно сотрудничал. Сложившиеся дружеские отношения определили поэтику и стилистику посланий, отличающихся эмоциональностью, лиричностью, душевностью, открытостью. В посланиях автор делится с друзьями своими размышлениями по разным вопросам, в них отражено отношение поэта к личности и деятельности адресатов.
В статье рассматриваются вопросы истории развития географических исследований и их отражение в изданиях Кавказского отдела Императорского Русского географического общества в XIX в. Показано, что издательская деятельность Кавказского отдела имела огромное значение в распространении результатов научных исследований не только в России, но и за ее пределами. Показано, как менялись содержание и значение результатов исследований в изданиях Кавказского отдела: от случайных, разрозненных сообщений до систематических, детальных и регулярных. Отмечается роль отдельных исследователей, в том числе сыгравших важную роль в становлении и развитии кавказоведения.
В статье рассмотрены предпосылки к организации первой русской кругосветной экспедиции в 1803-1806 гг., произведенные ей географические исследования Дальнего Востока и о. Сахалина и их значение в истории географических открытий. Показано, что ошибка, допущенная руководителем экспедиции И. Ф. Крузенштерном в определении Сахалина как полуострова, была обусловлена стечением обстоятельств - и в первую очередь инструкцией, полученной мореплавателем от российских властей, которые запрещали приближаться к берегам материка. Труды экспедиции, изданные на нескольких европейских языках, с одной стороны, повысили престиж России и поставили ее в ряд европейских стран-организаторов кругосветных путешествий, а с другой, способствовали распространению ложных сведений о Сахалине. В годы Крымской войны (1853-1856) последнее обстоятельство способствовало укреплению позиций России на Дальнем Востоке.
Статья посвящена представлениям народов Дагестана о воде в XIX - начале XX в. Богарное земледелие, напрямую зависимое от осадков, на большей части территории Дагестана и, соответственно, повышенный спрос на воду в период выполнения сельскохозяйственных работ вынуждали жителей горного края рационально расходовать имеющиеся водные ресурсы, бережно относиться к источникам воды. Почитание стихии воды народами Дагестана переросло в ее обожествление и олицетворение в мифологическом образе Матери воды. Целью данной работы является показать сквозь призму фольклора, обрядовых действий и религиозных верований отношение народов Дагестана к воде. Для достижения поставленной цели использованы труды по этнографии Дагестана и полевой материал авторов. В рамках исследования рассмотрены различные фольклорные жанры, комплекс ритуально-обрядовых действий и религиозных верований, связанных с водой. Исследование показало, что почитание воды и возведение её в ранг культа превратило отдаленные водные источники в места поклонения и проведения молебных мероприятий о ниспослании дождя. Вера в целебные и очистительные силы воды помогала при родах, «снятии» сглаза, выполнении магических ритуалов, а страх перед водной стихией породил различные запреты и веру в существование демонических духов, связанных с водой. Статья является обобщающим исследованием, основанным на авторских полевых материалах и литературе по данной проблеме.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что творчество талантливой чеченской писательницы Селимы Курумовой не получило должного освещения в работах чеченских литературных критиков. В данной статье предпринята попытка восполнить этот пробел - рассказать о жизненном пути автора знаменитой повести «Дохк» («Туман»), вехах ее творческой биографии. Основной упор в статье сделан на анализ произведений С. Курумовой, показаны художественные средства и методы, с помощью которых она раскрывает духовные терзания своих героев, красоту их поступков, мотивы их поведения. Показаны также этнографические мотивы в произведениях С. Курумовой, которые создают правдивую картину жизни и быта чеченцев конца XIX в. Обосновывается вывод о том, что произведения Курумовой ярко демонстрируют как достоинства простых людей, так и пороки, присущие отдельным индивидам. Созданные ею яркие образы производят глубокое впечатление на читателя, заставляя его думать, сопоставлять, анализировать поступки героев.
Статья посвящена истории и этимологии аула Сарачан-Юрт, основанного на правом берегу р. Сунжа задолго до строительства крепости Грозная. На основании исторических материалов установлена локация населенного пункта и тайповая принадлежность его основателей. Автор опровергает утверждение о наречении Сарачан-Юрта в честь коменданта крепости Грозная с 1825 по 1827 г. полковника Т. В Сорочана. Представлены авторские версии этимологии названия Сарачан-Юрт.
В статье проводится всесторонний анализ образа воспитания чеченцев в русской классической литературе XIX в. через произведения Льва Толстого, Михаила Лермонтова и Александра Пушкина. Основное внимание уделено поэме Александра Пушкина «Тазит», в которой через образ главного героя исследуется сложный процесс культурного взаимодействия на Кавказе и формирование личности на границе двух культур - чеченской и адыгской. Рассматриваются ключевые аспекты воспитания, такие как честь, преданность семье и готовность к самопожертвованию, которые присущи чеченскому обществу и отражены в литературных произведениях. Использование сравнительно-исторического, психоаналитического и культурологического подходов позволяет автору глубже исследовать внутренние конфликты героев, вызванные их воспитанием и культурной идентичностью. Особое внимание уделяется тому, как эти внутренние противоречия отражают более широкие процессы культурного обмена и ассимиляции, характерные для Кавказа XIX в. Проанализированы образы чеченцев в произведениях Лермонтова и Толстого, где они представлены как люди чести, известные преданностью традициям и стойкостью. Эти качества, формирующие основную тему в изображении кавказских героев, тесно связаны с воспитанием, полученным в традиционной чеченской среде. Сделан вывод, что литература не только отражает этнографическую реальность, но и активно её интерпретирует, создавая образы, которые влияли на восприятие чеченцев в русской литературе и обществе того времени. Даны рекомендации по исследованию данных процессов, расширив анализ за счёт привлечения новых литературных и исторических источников.
В статье освещена организаторская работа Союза писателей СССР по формированию и популяризации патриотических ценностей в обществе, рассмотрены вопросы, отражающие особенности партийного руководства над содержанием и качеством литературно-художественных журналов и произведений писателей, обобщен опыт творческой деятельности писателей Кабардино-Балкарии в формировании патриотизма в произведениях военных лет. Показана роль в формировании патриотизма опубликованных в передовых журналах и газетах произведений писателей-фронтовиков Алима Кешокова, Али Шогенцукова, Аскерби Шортанова, Кайсына Кулиева, Керима Отарова, Азрета Будаева и др., раскрыто влияние республиканской прессы на консолидацию населения в защите Отечества, в частности газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария», в которой сочинения мастеров слова выходили на русском, кабардинском и балкарском языках. Сделан вывод о том, что главным направлением деятельности мастеров слова в годы Великой Отечественной войны явилась актуализация в их творчестве темы Родины, любви к ней.
Статья посвящена изучению аталыческих и родственных связей между кабардинской знатью и различными ветвями династии Гиреев. Актуальные вопросы изучения подобных традиционных связей представлены на фоне случая, связанного с пребыванием в Кабарде в конце 1740-х - начале 1750-х гг. двух сыновей султана Арслан-Гирея (в 1748-1755 гг. - правящего крымского хана). К решению данного непростого вопроса оказались причастны Россия, Крымское ханство и Османская империя, причем соответствующие практики заняли в общей сложности не менее пяти лет. Описанный в статье такой случай рассмотрен на фоне как противоречий среди кабардинских элит, так и изменившегося после 1739 г. международного статуса Кабарды. Приведены новые данные о матримониальных связях одной из ветвей ханской династии Гиреев (султана Бахты-Гирея и его детей) с кабардинской знатью. Они, в свою очередь, вписаны автором в пространство традиционных социокультурных практик кабардинской знати с Крымским ханством, выгодных обеим сторонам и актуальных еще для середины XVIII в.
В данном исследовании предпринята попытка определить систему наследования и передачи власти политических элит казикумухских и тарковских шамхалов, а также казикумуских ханов. Рассмотрены известные системы престолонаследия монархических государств, проанализированы принципы передачи власти в государствах, оказывавших в различное время влияние на дагестанские государственные образования. Изучение различных источников позволило восстановить эпизоды передачи власти в шамхальстве и ханстве, что привело к выводам о действовавших здесь принципах наследования власти.
В статье рассматривается начало феодализации горской знати, роли Терского города в социально-экономической жизни края. Поставлена задача раскрыть хотя бы в общих чертах, опираясь на «Роспись» и ряд других источников, социальный статус самой престижной части окочан, их довольно активную деятельность в жизни Терского города в сношениях с Москвой; показано, как русская администрация осуществляла свою политику, привлекая членов феодальных семей. Опираясь на один из документов 1640 г., в статье представлены два феодальных клана чеченской диаспоры (окочан) - мурзы Кохостровы и первостепенные уздени Алеевы. Документы свидетельствуют, что жизнь ококов, втянутых в ритм городской разносторонней и разно-этнической жизни, мало чем отличалась от жизни других жителей города Терки и его слободок. Терские окочане принимали самое непосредственное участие во всех важных событиях, происходивших в городе Терки.
В статье анализируется имперский опыт репрезентации народов Кавказа в музейном пространстве. В фокусе рассмотрения оказались практики экспозиционно-выставочной деятельности Кавказского музея второй половины XIX в., как одного из крупнейших музейных учреждений на юге Российской империи. Источниковую базу исследования образовали отложившиеся в архивах делопроизводственные документы, а также опубликованные музейные путеводители. Показано, что директор музея Г. И. Радде искал модель репрезентации, которая действительно представляла местное население. В условиях, когда научное знание о народах региона только формировалось, музей не мог претендовать на представление четко систематизированной этнической картины. Этнографические экспозиции отражали не столько научные знания, сколько визуализировали образ, сформировавшийся в массовом сознании современников.
В статье анализируются материалы районной газеты «Колхозни правда» (Колхозная правда - русск.), фронтовые письма чеченцев - жителей с. Ачхой-Мартан ЧИАССР, демонстрирующие их человеческие и духовно-нравственные качества, патриотизм, любовь к Родине, ненависть к фашизму, стойкость и мужество в деле защиты Отечества.
В данной работе исследуются специальные интегро-дифференциальные уравнения с особенностью по фазовой переменной на предмет существования и единственности решения задачи Коши. Для доказательства существования и единственности решения задачи Коши для исходных специальных интегро-дифференциальных уравнений с особенностью по фазовой переменной используется замена, приводящая исходное уравнение к другому интегро-дифференциальному уравнению с неизвестной функцией, для которой и строится процесс Пикара, что позволяет доказать существование и единственность задачи Коши для полученного интегро-дифференциального уравнения. В свою очередь это позволяет доказать и существование и единственность исходной краевой задачи.
Издательство
- Издательство
- Академия наук Чеченской Республики
- Регион
- Россия, Грозный
- Почтовый адрес
- 364043, ЧР, г. Грозный, ул. Вахи Алиева, 19а
- Юр. адрес
- 364903, Чеченская Республика, город Грозный, б-р Им. М. А. Эсамбаева, д. 13
- ФИО
- Умаров Джамбулат Вахидович (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- groz_science@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (962) 6584241
- Сайт
- https://anchr.ru