Статья: ШИЦЗИН КАК КОЛЫБЕЛЬ ЖАНРА И ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ КИТАЙСКОЙ ПОЭЗИИ: «ОДА ШЭНЬСКОМУ КНЯЗЮ» (2025)

Читать онлайн

В центре внимания данной статьи - Шицзин, или «Книга песен» 《诗经》 (XIVI вв. до н. э.), древнекитайская поэтическая антология, один из самых ранних памятников не только китайской, но и всей мировой литературы. Несмотря на большое количество работ, посвященных антологии, отдельные аспекты её поэтики до сих пор остаются либо малоизученными, либо не изученными вовсе. К таким аспектам относятся вопросы жанров, представленных в антологии, и индивидуально-авторской поэзии, возводящей свои истоки в рамках китайской традиции именно к Шицзину. Важно уточнить: автор берёт за основу исследования мысль о том, что в Шицзине представлены в зачаточном виде практически все жанры классической китайской поэзии, а также первые образцы индивидуально-авторского творчества. В рамках данного исследования, будучи ограниченными допустимыми объёмами статьи, мы предлагаем сосредоточиться на жанре послания и творчестве Инь Цзифу 尹吉甫 - рассмотреть «Оду Шэньскому князю» 《崧高》 (Сун гао). Мы анализируем её как первое произведение жанра послания, как первый образец стихотворной разновидности жанра послания (赠 цзэн), как одно из первых авторских сочинений в истории китайской литературы, предварительно дав характеристику самому Шицзину, а также осветив те особенности и черты его поэтики, которые важны для правильного и полного понимания сути данного исследования. При его проведении задействуются первоисточники на китайском языке, а также теоретические, научно-исследовательские, справочные материалы отечественных, китайских, западных учёных. В качестве методологической базы исследования использованы широко известные общенаучные и частнонаучные методы. В результате проделанной работы, рассмотрения соответствующих аспектов Шицзина и анализа «Оды Шэньскому князю», нами извлекаются выводы относительно своеобразия прообраза самого первого стихотворного послания, одного из первых авторских сочинений в истории китайской литературы. Данная статья, будучи научно-исследовательской работой, тем не менее, написана таким образом, что она может быть интересна и понятна не только профессиональным филологам и китаеведам, но также и широкому кругу читателей.

The focus of this article is the Shijing, or the “Book of Songs” (11th- 6th centuries BC), an ancient Chinese poetic anthology and one of the earliest literary monuments not only in Chinese, but also in world literature. Despite the large number of works devoted to the anthology, certain aspects of its poetics either remain scarcely studied or not studied at all. These aspects include 1) the issues of genres presented in the anthology, and 2) the issues of individual author’s poetry, which traces its origins within the Chinese tradition to Shijing. It’s important to specify that the Author takes the following idea as the basis of her study: almost all the genres of the classical Chinese poetry, as well as the first pieces of individual author’s creativity, are already represented in Shijing in their primary, rudimentary form. Within the framework of this study, being limited by the allowable volume of the article, we suggest focusing on the genre of epistle and the work by Yin Jifu 尹吉甫, i. e. consider the “Ode to the Prince of Shen” 崧高 Song Gao. We analyze it as the first literary epistle, as the first poetic epistle zeng 赠, as well as one of the first samples of individual author’s works in the history of Chinese literature. However, beforehand we characterize Shijing itself, as well as highlight those features and traits of its poetics that are important for a correct and complete understanding of the essence of this study. Conducting the research, the Author uses primary sources in Chinese, as well as theoretical, research, and reference materials by Russian, Chinese, and Western scholars. Widely known general and specific scientific methods serve as the methodological basis of the study. As a result of consideration of the relevant aspects of Shijing and analysis of the Song Gao, we make conclusions regarding the originality of the prototype of the very first poetic epistle, one of the first individual author’s works in the history of Chinese literature. This article, being a research work, is nevertheless written in such a way that it can be interesting and understandable not only to a professional philologist and sinologist, but also to a wide circle of readers.

Ключевые фразы: древнекитайская литература, поэтическая антология, истоки индивидуально-авторского творчества, жанр послания, стихотворное послание цзэн 赠, шицзин 《诗经》, инь цзифу 尹吉甫, «ода шэньскому князю» сун гао 《崧高》
Автор (ы): Строганова Нина Андреевна
Журнал: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИМО

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Для цитирования:
СТРОГАНОВА Н. А. ШИЦЗИН КАК КОЛЫБЕЛЬ ЖАНРА И ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ КИТАЙСКОЙ ПОЭЗИИ: «ОДА ШЭНЬСКОМУ КНЯЗЮ» // ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИМО. 2025. Т. 11 № 2
Текстовый фрагмент статьи