Подавляющее большинство предметов коропластики эллинистического времени, обнаруженных при исследовании Елизаветовского городища и Танаиса, изображают женские божества или имеют отношение к женским культам. Напротив, в римское время подобные терракоты составляют меньшинство. Цель данного исследования выяснить, насколько согласуются выводы известного швейцарского исследователя античной мифологии и письменной традиции Иоганна Якоба Бахофена о признаках древнего материнского права с археологическими находками античной эпохи на Нижнем Дону в контексте культурологического подхода изучения роли женщин в архаических обществах.
Идентификаторы и классификаторы
И. Я. Бахофен под именем Кибелы упоминал Латону, Болотную Богиню, которая ассоциировалась с периодом гетеризма. Это период «хаотического зарождения, буйное цветение одновременно сочных плодов и ядовитых сорняков, … самое изначальное и естественное состояние женского начала» [Бахофен, 2018, с. 21]. В период поздней античности с Кибелой отождествлялась Рея, мать олимпийских богов, в том числе и Деметры. Как и Кибелу ее сопровождали куреты, а в иконографии присутствовали изображения львов, фиалы и тимпана. Исследуя критскую мифологию, И. Я. Бахофен отмечал «рождение Зевса из зыбкой влажной материи Земли… и возвращение в смерти к Земле, своей матери – бессмертной, существующей изначально праматери Рее» [Бахофен, 2018, с. 227]. Связь Деметры и Кибелы (Реи) отчетливо проявилась при исследовании эллинистического культового комплекса Елизаветовского городища, когда наряду с терракотовыми протомами Деметры была обнаружена статуэтка Кибелы [Коваленко, 2023, с. 311].
Список литературы
1. Бахофен И.Я. Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира в соответствии с ее религиозной и правовой природой. Том I. СПб.: Издательский проект “Quadrivium”, 2018. 384 с.
2. Бахофен И.Я. Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира в соответствии с ее религиозной и правовой природой. Том II. СПб.: Издательский проект “Quadrivium”, 2019. 352 с.
3. Бейлин Д.В., Бейлина С.А. Образ всадника в коропластике Боспора во II-III в. н. э. // Боспорский феномен: искусство на периферии античного мира: Материалы международной научной конференции. СПб.: Нестор-История, 2009. С. 270-276. EDN: QZPBIV
4. Беспалый Г.Е. Некрополь Танаиса. Полевые исследования участка западного некрополя в 2012 г.: в 2 т. Ростов-на-Дону: Альтаир, 2023. Т. 1. 454 с.
5. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. С. Шервинского. М., 1971. 418 с.
6. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988. 496 с.
7. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 625 с.
8. Геродот. История в девяти книгах / Пер. Г.А. Стратановского. Л.: Наука, 1972. 600 с.
9. Глебов В.П., Толочко И.В. Женские погребения с оружием на Нижнем Дону в эпоху позднего эллинизма: Танаис и сарматы // Античная цивилизация и варварский мир Понто-Каспийского региона: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 70-летнему юбилею Б.А. Раева (Кагальник. 20-21 октября 2016 г.). Ростов-на-Дону: Издательство ЮНЦ РАН, 2016. С. 44-84.
10. Граков Б.Н. ΓΥΝΑΙΚΟΚΡΑΤΟΥΜΕΝΟΙ (Пережитки матриархата у сарматов) // Вестник древней истории. 1947. № 3. С. 100-121.
11. Кашлатова Л.В. История изучения матриархата в контексте культурологических исследований // Вестник угроведения. Ханты-Мансийск, 2016. № 1 (24). С. 118-124. EDN: VXKNHP
12. Кобылина М.М. Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н. э. М.: Наука, 1978. 216 с.
13. Коваленко А.Н. К вопросу о характере и хронологии эллинского святилища IV - начала III в. до н. э. на Елизаветовском городище // Археологические вести. 2023. Вып. 41. С. 309-319. EDN: TTXMHL
14. Молева Н.В. Деметра в Китейском святилище конца V - IV вв. до н. э. // Артефакты и сакральное в истории Боспора. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2017. С. 41-50.
15. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2016. 1311 с.
16. Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий. М.: Индрик, 2011. 504 с. EDN: PJEMDA
17. Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев: Стилос, 2005. 559 с.
18. Сапрыкин С. Ю. Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. М., Тула: Институт всеобщей истории РАН, 2009. 426 с. EDN: SGSKQL
19. Скржинская М.В. Культурные традиции Эллады в античных государствах Северного Причерноморья. Киев: Институт истории Украины НАН Украины, 2010. 324 с. EDN: QPSEQP
20. Суворова Н.И. К вопросу об элитарных погребениях античного времени на Нижнем Дону // Боспорские исследования. 2019. Вып. XXXVIII. С. 160-178. EDN: RZTFPH
21. Суворова Н.И. К вопросу о распространении понтийского синкретического культа Мена-Митры-Аттиса на Боспоре // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2021. Вып. 13. С. 715-729. EDN: IDKZPQ
22. Суворова Н.И. Терракота из некрополя Танаиса // Боспорские исследования. 2024. Вып. XLVIII. С. 123-157. EDN: DIPNEW
23. Суворова Н.И., Широченко Э.Б. Уникальная находка из некрополя Паниардиса // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2020. Вып. 12. С. 403-427. EDN: URUBSJ
24. Фатыхов С.Г. Материнский феномен в культурегенезе (гипотетическое моделирование и осмысление первоначал): автореф. дисс. … докт. культурологии. Челябинск, 2011. 34 с. EDN: ZOHQMF
25. Шауб И.Ю. О культе Деметры на Боспоре // Боспорский феномен: проблема соотношения письменных и археологических источников. Материалы Международной научной конференции. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005. С. 65-70. EDN: HTJRYS
26. Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. М.: Наука, 1972. 352 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья содержит наиболее полный на сегодняшний день свод научных работ профессора Г. Р. Цецхладзе (1962-2022 гг.) Список включает около 230 работ, которые почти полностью охватывают тему торгово-экономических, политических и культурных контактов между пришлым греческим и местным варварским населением античного Причерноморья, включая удалённые от побережья внутренние районы на териториях современных Грузии, Абхазии, Турции, Болгарии, Румынии, Молдавии, Украины и России.
Курганный некрополь Нимфея и его хоры насчитывает 13 курганных групп. Археологические исследования погребальных насыпей, возведённых в округе этого античного полиса, начались в 1876 г. За 148 лет исследований этих курганов получено большое количество информации, позволяющей судить о быте и погребальных обрядах древних эллинов в данном регионе. Многие находки, сделанные при официальных или грабительских раскопках, хранятся в различных музеях мира, в том числе в музее Ashmolean в Оксфорде. На сегодняшний день курганный некрополь Нимфея является одним из самых исследованных на территории европейской части Боспора Киммерийского.
В статье представлены новые, ранее неизвестные, сведения из истории открытия знаменитого боспорского склепа «Сорака». Благодаря небольшой публикации в одном из майских номеров 1890 г. «Полицейского листка Керчь-Еникальского градоначальства» под авторством К. Г. Касцова и последующим действиям директора Керченского музея древностей Ф. И. Гросса исследованием занялся Ю. А. Кулаковский, сделавший впоследствии большой доклад на IX Археологическом съезде 1893 г. Были начаты активные исследования расписных склепов и их публикации, которые прервала Первая мировая война и последующие революционные события. Что примечательно, едва ли не сразу Ю. А. Кулаковский попытался принять меры к сохранению расписных склепов и их музеефикации. Однако эта задача так и осталась не осуществленной до сих пор.
Публикуются материалы исследований мужского грунтового погребения из раскопок некрополя боспорского города Нимфей. В могиле погребальный инвентарь практически отсутствовал, лишь возле черепа погребенного найдены две бронзовые монеты Пантикапея 314-310 гг. до н. э. В тоже время в области локтевой вырезки левой лучевой кости погребенного отмечено проникающее ранение тонким острым предметом, на глубину до 3 мм. Небольшой фрагмент железного наконечника стрелы остался в кости. Описываемый погребальный комплекс интересен в первую очередь тем, что является усыпальницей мужчины, погибшего от ранения стрелой, полученного, вероятно, в ходе какого-то военного столкновения. Авторы считают возможным связывать это событие с междоусобной борьбой сыновей боспорского царя Перисада I за престол в 310/309 гг. до н. э., известной по сообщениям Диодора. В ходе битвы на реке Фат боспоро-скифская армия царевича Сатира штурмовала крепость сираков. Сатир был смертельно ранен отравленным копьем в руку, а многие воины погибли от стрел. в числе их вероятно и был, раненный в руку стрелой, мужчина из Нимфея.
В статье представлены основные результаты археологических разведок, проведенных сотрудниками Института археологии и культурного наследия СГУ на античном памятнике «Поселение-3» у станицы Тамань и его окрестностях в августе 2023 г. Работы включали в себя сбор подъемного материала и его топографическую фиксацию на небольших однородных участках. Полученные данные были объединены на единой картографической основе с топографическим планом и актуальными данными дистанционного зондирования. Разработанный классификатор находок позволил свести детальную информацию об обнаруженном подъемном материале в единую базу данных. На ее основе с применением инструментария ГИС проведены пространственный (картографический) и статистический анализ всех находок, получен ряд тематических карт. Анализ информации дает возможность высказать осторожное предположение о том, что на данном участке присутствовала некая застройка, характер и точные хронологические рамки существования которой можно будет установить только после проведения инвазивных исследований. При этом зафиксированные керамические материалы позволяют говорить, что пик активной жизни этого участка поселения приходится на период с начала V по конец IV в. до н. э.
Материальное наследие крымских армян ХIII-XVIII вв., обширно и многообразно, в археологическом плане оно включает культурные напластования и строительные остатки древних городов, селений, монастырей и могильников. Объектом данного исследования выступает материальная культура средневековых армян Крыма, а его предметом - древности, вмещающие археологические комплексы и отдельные артефакты, связанные в этнокультурном плане с армянским населением на полуострове. В публикации, с привлечением фактологического материала, выделяется проблематика вопроса и на этой основе формулируются актуальные задачи и цели дальнейшего исследования.
Археологические и письменные источники свидетельствуют о том, что нефть на Керченском полуострове добывали в местах ее естественного выхода на поверхность на протяжении всего средневековья. Некоторые из этих источников упомянули путешественники и ученые конца XVIII - первой половины XIX вв. Однако в каких из них добывали нефть в средневековый период установить невозможно. Извлекали ее примитивными способами, поэтому на археологическом материале следы этого промысла в окрестностях нефтяных источников зафиксировать вряд ли когда удастся. Капитальных сооружений, за исключением неглубоких ям и колодцев не возводили, к тому же собирали нефть периодически по мере накопления на поверхности. Что касается торговли нефтью, ее добывавшийся объем, скорее всего, вполне обеспечивал потребности внутреннего рынка (Крым и Таманский полуостров). Однако мог ли он покрыть экспортные запросы, этот вопрос остается предметом дискуссии.
В работе предпринимается попытка реконструкции тактических приемов боспорского войска в III - VI вв. н. э. на суше, море и при осаде. Представляется, что тактика боспорских воинских контингентов в период поздней античности находилась под влиянием соседствующих с Боспором этнических групп. Связано это с демографическим и социальным кризисом Боспора, и зависимостью от выходцев из варварской среды Северного Причерноморья, которые в указанное время составляют костяк боспорской армии. Развитие тактических приемов боспорского войска в указанный период можно разделить на два этапа: до появления гуннских племен в Северном Причерноморье и после. На первом этапе ключевую роль играла сармато-аланская конница и ее взаимодействие с силами пехотного ополчения. На втором этапе сармато-аланская тактика становится неэффективной, вместе с гуннами в Северном Причерноморье доминирует гуннская тактика. Боспор старается инкорпорировать в состав своей армии гуннские наемные отряды.
Благодаря постоянно вводимым в научный оборот новым кладам и отдельным монетам, были проанализированы и выявлены монеты - статеры боспорских царей Савромата II и Рискупорида II с необычными характеристиками - существенно повышенный вес, проба золота, цвет, некоторые признаки вторичного использования. Показана системность чеканки и оборота таких «особенных» монет. Чеканка особенных статеров связана с победой Боспорского царства в войне (215-220 гг. н. э.). Особенные статера чеканятся и ранее - в 198 г. н. э., что также связывается с окончанием военных действий Савроматом II. Наиболее вероятным является назначение «особенных» монет, которые благодаря своей более высокой стоимости выполняли функцию не столько дорогих денег, сколько символической награды. Отмечается, что дифферент «звезда» связан с финансированием военных действий и/или победоносными событиями прошедшей войны.
В данной работе рассматриваются элементы оборонительных укреплений позднемеотских нижнедонских поселений на примере Крепостного и Подазовского городищ, расположенных на территории г. Азова Ростовской области. В первые века нашей эры вокруг Танаиса существовала агломерация из небольших поселений, вовлеченных в активные экономико-культурные отношения как с центром округи, так и с другими Боспорскими городами. Мирные годы существования в регионе чередовались с военными конфликтами как с соседями - кочевниками, так и с вовлеченностью во внутриполитическую борьбу Боспорского царства. Для собственной обороны и защиты жители нижнедонских поселений возводили фортификационные сооружения вокруг своих городищ - валы, рвы, частоколы. Традиция возведения оборонительных укреплений у меотов берет начало из Закубанья в V-IV вв. до н. э., практически не претерпев изменений вплоть до гибели большинства городищ Нижнего Подонья в III в. н. э.
В ходе исследования юго-западного пригорода Нимфея был обнаружен предмет, первоначально определенный как фрагмент алтаря. Изучение и поиск аналогий дали основание интерпретировать его как фрагмент подставки периррантерия - сосуда для ритуальных омовений, которые, как правильно, стояли у входа в храмы. В работе предприняты попытки реконструкции общего вида подставки по найденному фрагменту, а также поднимается проблема назначения и использования периррантериев и лутериев, по которой среди исследователей до сих пор нет единого мнения.
С 2000 г. Таманский отряд Боспорской экспедиции ИИМК РАН проводит археологические работы на поселении и некрополе Артющенко-2. Памятники расположены в южной части Таманского полуострова. В 2021 г. на «Поселении Артющенко-2» при обследовании берегового обрыва была обнаружена хозяйственная яма 1/2021. Юго-западная часть ямы разрушена береговым обвалом. Яма имела в сечении форму близкую к грушевидной и уплощенное дно. Диаметр устья около 1,2 м, диаметр дна 2,2 м, зафиксированная глубина 1,56 м. В заполнении ямы обнаружены фрагменты керамики, которые можно датировать последней четвертью VI в. до н. э. Это самые ранние находки, обнаруженные на поселении.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru